А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Следует знать…
Первые уличные фонари появились в Таллинне в 1710 году - они висели посреди улиц на веревках. И зажигались только в приезд важных вельмож или в большие праздники.
Хроники Таллина
Говорят так:
Среди полусотни населенных пунктов Эстонии, обладающих городским статусом, большинство возникло естественным путем – развиваясь из поселка у гавани, речной переправы, городища на неприступном холме, а позже – у разбогатевшей мызы или промышленного предприятия. И лишь один из них, пожалуй, появился по воле одного-единственного человека – отца-основателя барона Николая фон Глена. Это Нымме. И хотя вспомнить всю более чем вековую историю единственного среди столичных района с «городским прошлым» одним махом не удастся, остановиться на нескольких наиболее примечательных фактах из биографии Нымме и его основателя барона Гленна. Что надоумило Николая фон Глена, сына владельца мызы Ялгимяэ, помещика Петера фон Глена обменять плодородные земли за озером Харку на поросший сосняком склон Мустамяги – сказать сложно. В глазах современников поступок этот выглядел почти безумием.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1333 posts
    • 0 comments
    • 39 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.7 posts per month
    • 237 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

Такими словами выходившая в столице девяносто лет тому назад газета «Последние известия» приветствовала освящение вновь выстроенного здания нынешней Таллиннской еврейской школы.

Во всяком городе – и Таллинн тут, разумеется, не исключение – есть адреса, сами говорящие за себя.

Здание Таллиннской еврейской гимназии. Иллюстрация к статье, опубликованной газетой "Последние известия" в номере за 5 февраля 1924 года.

Здание Таллиннской еврейской гимназии. Иллюстрация к статье, опубликованной газетой «Последние известия» в номере за 5 февраля 1924 года.

Кару, 16 – один из таких «адресов-брендов» и «адресов-паролей», известных подавляющему большинству горожан, вне зависимости, от их национальности и родного языка.

Он был хорошо в двадцатые-тридцатые годы минувшего столетия. Он вновь возвратил себе былую известность в самом начале девяностых – и, похоже, намерен сохранять ее и в текущем третьем тысячелетии.

Да и как может быть по-другому, когда оператор всякой, наверное таллиннской таксофирмы на просьбу выслать машину к зданию по адресу Кару, 16, неизбежно уточняют-переспрашивают в телефонной трубке: «вам, к Еврейской гимназии?!»

За чертой

Сто лет тому назад улица, обязанная своим изначальным, «до-эстонизированным» названием, огородам некого Медведьева, никаким отношением к евреям похвастаться не могла.

Большинство еврейских магазинов располагались на нынешней Виру, особой популярностью у квартиросъемщиков-евреев пользовалась Рауа, хоральная синагога высилась на перекрестке Маакри и утраченной после войны Вяйке-Тарту мантеэ.

Здесь же, в пристройке к синагогальному зданию, не позднее начала девяностых годов XIX века, располагалась и первая в городе еврейская школа: так называемый «хедер» — комната, в которой меламед учил подростков азам иврита и талмудической премудрости.

Формат учебного заведения дающего, по сути, начальное религиозное образование, на заре ХХ столетия был явным анахронизмом. Желание шагать в ногу со времен вынудило местную общину добавить к его программе русский и немецкий языки плюс математику.

Нечто более масштабное и современное относительно поздно сформировавшаяся, немногочисленная, а главное – не слишком богатая еврейская община губернского города Ревеля позволить себе не могла.

Да и сам город находился вне «черты оседлости» — той части Российской Империи, где исповедовавшие иудаизм могли проживать свободно. Так что рассчитывать на поддержку городских властей в образовательном вопросе местные евреи не могли.

Еврейские гимназисты на уроке химии. Фото тридцатых годов прошлого века.

Еврейские гимназисты на уроке химии. Фото тридцатых годов прошлого века.

Разумные аргументы

Ситуация стала меняться с началом Первой мировой войны: вначале поток беженцев из оккупированной Германией Литвы и Южной Латвии смел «черту оседлости» де-факто, а грянувшая в феврале 1917 года революция упразднила ее де-юре.

Не успел былой Ревель стать Таллинном – столицей новорожденной Эстонской Республики – как его захлестнула новая волна эмигрантов: обеспеченные слои населения «красного Петрограда» искали здесь защиту от ужасов военного коммунизма.

Едва ли евреи составляли среди них большинство, но к концу 1918 года еврейское население Таллинна выросло на полторы тысячи. Большая часть беженцев, планировала вскоре вернуться домой, но пока – спешила обустроиться на временном месте.

Помочь с обучением отпрысков местная еврейская община, увы, не могла: она и сама, судя по хранящимся в фондах Таллиннского городского архива документам, столкнулась на ниве школьного образования с новыми, неведомыми доселе проблемами.

«С обретением государственной независимости ревельские школы поделились на три типа, — сообщает составленный в начале 1919 года меморандум. – Государственные, с эстонским языком обучения, который еврейские дети не знают в должном объеме.

Немецкие, в которых царит дух антисемитизма и которые не берут к себе еврейских детей. Эмигрантские русские, в которых отношение к евреям нельзя назвать дружественным, так как их обвиняют в установлении власти большевиков…»

Городской отдел народного образования счел аргументы разумными. И дал согласие на открытие в Таллинне частной еврейской школы с программой, приближенной, по возможности, к гимназической.

Восемь комнат

Помещений у открывшейся в 1919 году школы не было – да и откуда им было взяться, если единственной общинной недвижимостью у таллиннских евреев на тот момент было здание синагоги и пристроенный к нему дом правления?

Школе, за несколько месяцев увеличившей количество своих учеников до ста двадцати, было тесно. На помощь евреям пришел некий Евгений Гильдебранд, петроградский беженец, планировавший открыть частную гимназию для русских эмигрантов.

Что у него не заладилось – сказать трудно, но в начале 1920 года он согласился предоставить еврейской школе в аренду восемь из девяти комнат в собственном доме на улице Рауа – с сохранением за собой права свободного прохода через них в свой кабинет.

В таких, далеко не комфортных условиях, Таллиннская еврейская школа проработала два с половиной учебных года. Все это время школьная администрация и руководство общины было занято поиском более подобающих для обучения помещений.

Достаточно скоро стало очевидно: пустующих классов в стремительно увеличивающей число населения столице нет и не предвидеться. Потому единственным выходом из патовой ситуации стало решение о строительстве собственной школы.

Просьба заказчика

Участок на углу улиц Аэдвилья и Кару был приобретен в конце 1921 года, а следующим летом, в торжественной обстановке, здесь был заложен символический краеугольный камень.

Проект здания был заказан у архитектора-остзейца Эриха Якоби. К тому времени он уже снискал себе известность как соавтор здания Женского коммерческого училища – современного Английского колледжа на углу Пярнуского шоссе и бульвара Эстония.

Наряду с адвентистской церковью на бульваре Мере, школьное здание на улице Кару может быть отнесено к наиболее характерным работам зодчего. Скромное внешне — декор ограничен лишь лепным украшением над входом – изнутри оно решено мастерски.

Изогнутая форма коридоров помогала избавиться от ощущения присущих школьным зданиям былой поры «казарменности» и «казенности». Паровое отопление и принудительная вентиляция обеспечивала благоприятный «микроклимат» в классах.

Решительно разрывая с традицией царского времени, Якоби принципиально развел торжественный актовый зал и зал спортивный: похоже, еврейская школа стала первым в Таллинне учебным заведением, где было применено подобное решение.

По просьбе дирекции, архитектор внес два дополнения в дизайн интерьеров: подоконники в коридорах были сделаны скошенными, чтобы отбить у школяров желание сидеть на них во время перемены.

Директор школы настоял также на том, чтобы все перила были снабжены металлическими «шишечками», делающими невозможным скатывание по ним для любителей острых ощущений.

Сердечное поздравление

Новоселье на улице Кару началось в воскресный полдень, 3 февраля 1924 года: построившиеся в пары ученики под школьным знаменем прошагали от дома Гильдебрандта в новые учебные помещения.

В сгущающихся сумерках к подъезду школьного здания стали съезжаться пролетки и немногочисленные еще в городе служебные автомобили: официальная церемония освящения дома была назначена на пять часов вечера.

Поздравить таллиннское еврейство с радостным событием пришли руководители эстонских, немецких и русских школ, зарубежные гости, городской голова А. Уэссон, министр образования А. Вейдерман, государственный старейшина К. Пятс.

«Вы – древний культурный народ, — обратился к евреям глава государства. – Ваши страдания столь же древни, как и сам народ. Со скорбью сочувствуем мы вам, ибо таким же скорбным и тяжким было и прошлое нашего народа.

Свое государственное устройство Эстония намерена строить на новых, лучших, справедливых, основах. Уважение всех народов, уважение их прав да будет нашим краеугольным камнем навеки.

Пусть в этом школьном здании воспитываются свободные граждане, которые относятся друг к другу с уважением и почтением. От лица Эстонской Республики – сердечно поздравляю!»

Главный подарок школе был преподнесен государственной властью днем ранее: 2 февраля 1924 года Министерство образования утвердило ее в долгожданном статусе полной гимназии.

* * *

«Еврейское общество в Ревеле недавно отпраздновало открытие здание гимназии, — писали через две недели после торжеств «Последние известия». — Для нас, русских Эстонии, этот пример должен быть весьма поучительным».

Далее автор заметки пускался в невеселые рассуждения по поводу того, что кампания сбора средств для возведения Русской гимназии, стартовавшая с большим энтузиазмом, «угасла, лишь только собранная сумма превысила шестизначное число».

Какое именно – газета не уточняла. Однако известно, что обзавестись собственным школьным зданием в довоенной Эстонии не удалось ни Таллиннской частной, ни Таллиннской городской русской гимназии.

Последняя, кстати, с 1931 по 1935 год проработала по адресу Кару, 16: Еврейская гимназия, возведенная «на вырост» охотно предоставила для учебной работы ряд временно пустующих аудиторий.

Но сосуществование под одной крышей двух школ – уже иная история, заслуживающая отдельного обстоятельного рассказа…

Йосеф Кац

«Столица»











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.







Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в районе улицы Гонсиори. На её месте ныне цветочный магазин "Каннике"

Утраченные храмы и часовни Таллина

В 1734 году в районе Каламая была построена деревянная гарнизонная церковь Феодора Стратилата на Косе. В начале XIX века богослужения в Феодоровском ...

Читать дальше...

Новый роман-сказка, Подземная Башня. Увидит ли свет?

Прошу вас поддержать мой проект - издание книги «Подземная Башня». Книга «Подземная Башня» интересна уже тем, что до сих пор ...

Читать дальше...

Петровское реальное училище, ныне – Таллиннская реальная школа: первое в городе здание, построенное специально для нужд учебного заведения.

«Дома учения» и «храмы знаний»: эволюция таллиннских школ

Понятие «школа» неизменно присутствует в сознании жителей Таллинна последние столетий семь минимум. При этом облик самих школьных зданий изменялся в ...

Читать дальше...

Игорь Коробов: людей интересует прошлое, и часто больше, чем настоящее

«Если бы государственные чиновники работали так же самоотверженно, как работают подвижники на поприще энциклопедического дела, мы были бы процветающей Швейцарией», ...

Читать дальше...

Начало прорыва в Кронштадт: крейсер «Киров» покидает горящий Таллинн. 
Рисунок Якова Ромаса, в 1941-43 годах художника эскадры Балтийского флота.

Таллиннский переход-1941: фарватером мужества и бессмертия

Восемьдесят лет исполняется событию одновременно трагическому и героическому: легендарному переходу кораблей и судов Балтийского флота из Таллинна в Кронштадт. «Для меня ...

Читать дальше...

Митинг на площади Вабадузе 20 августа 1991 года - за считанные часы до восстановления государственной независимости.

Таллинн, август 1991-го: точки на карте столицы

Знаковые для новейшей истории Эстонской Республики места столицы – очевидные и менее известные. Общая историческая канва событий, кульминационным этапом которых стало ...

Читать дальше...

Вид на шпиль церкви Олевисте со строительными лесами во время проведения послепожарных реставрационных работ. Август-ноябрь 1931 года.

Противогазы, насосы и фальшивые реликвии: как шпиль Олевисте от гибели спасали

Девяносто лет тому назад одна из вертикальных доминант силуэта столицы и общепризнанная визитная карточка Старого Таллинна чудом оказалась спасена от ...

Читать дальше...

Автомобильные аварии в Советской Эстонии

Не так давно, попалась коллекция фотоснимков автомобильных катастроф. Фотографии офицера советской милиции, Анатолия Калиничева. За фиксацию истории, ему большая благодарность. ...

Читать дальше...

История таллинского герба

В червлёном щите серебряный крест.  Малый герб происходит от флага Дании, так как датский король Вальдемар II был правителем Эстляндии. В ...

Читать дальше...

Археологическая удача: на бывшем чумном кладбище в центре Таллинна найдены десять скелетов

Замена труб в центре Таллинна дала археологам возможность провести раскопки и исследовать место, где когда-то располагалось чумное кладбище, пишет Eesti ...

Читать дальше...

Летний буфет на горке у Морских ворот, открывшийся в 1886 году и окончательно сгоревший накануне Первой мировой войны.

От бастиона до парка: преображения горки Раннамяги

Скорое трехсотсорокалетие горка Раннамяги встретит через три года изрядно помолодевшей: управа Кесклиннаской части города приступила к долгожданной реставрации памятника архитектуры. На ...

Читать дальше...

Более 60 последних лет фоном памятнику жертвам расстрела на Новом рынке служит не театр «Эстония», а сосны кладбища Рахумяэ.

«Колесо свободы» с площади Нового рынка

Девяносто лет тому назад в центре Таллинна был открыт один из самых необычных памятников столицы – как по своему облику, ...

Читать дальше...

Восемьдесят с лишним лет тому назад перед входом в нынешний Детский музей Мийамилла плескались
посетители бассейна-лягушатника.

Парк, стадион и музей: детские адреса Таллинна

В городском пространстве столицы современной Эстонии присутствует с полдюжины объектов, имеющих к отмечаемому 1 июня Международному детскому дню самое непосредственное ...

Читать дальше...

Ревельский рейд в начале XIX столетия и вице-адмирал Горацио Нельсон. Современный коллаж.

«Все принимали меня за Суворова»: ревельский визит адмирала Нельсона

Двести двадцать лет тому назад нынешнюю столицу Эстонии с не вполне официальным и не слишком дружественным визитом посетил вице-адмирал Горацио ...

Читать дальше...

Капелла на Римско-католическом кладбище Таллинна накануне сноса в 1955 году.

Забытый уголок: капелла Багриновских и прошлое парка Пооламяги

Археологические раскопки на территории нынешнего парка Пооламяги – исторического Римско-католического кладбища – помогут определить будущий облик этого забытого уголка Таллинна. Топоним ...

Читать дальше...

Городская стена — самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.




Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
Как известно, война была излюбленным занятием в эпоху средневековья. Однако не все башни занимались истреблением людей. Некоторые из крепостных строений несли на своих могучих плечах тяжкое бремя функций воспитания, по мере сил стараясь сеять в народе разумное, доброе, вечное. В этой связи нельзя не упомянуть Девичью башню. Это в других местах вам расскажут романтичные истории о принцессе, заточенной непреклонным отцом в высокую башню-темницу, откуда нельзя сбежать, и ее последнем прыжке навстречу свободе. В Таллинне все было намного прозаичнее: в этой башне находилась тюрьма для девиц легкого поведения и падших женщин.
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!