А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще! Обращайтесь в форме комментариев, и мы обязательно свяжемся с вами.

Застывшее Время

ещё темы...

Следует знать…
Легенда о загадочном кристалле, или Шоу кулинарных мастеров: Некогда старый эст создал дивный рецепт хмельного зелья. Жгучий, сладкий, он согревал с первой рюмки и переливался волшебным рубиновым цветом при мерцании свечей. Но самым необычным в этом напитке были прозрачные кристаллы, которые произрастали в бутылках... сами по себе. Предприимчивый старец успешно стал продавать свое изобретение. С того времени каждый гость непременно вез из Эстонии ликер "Кянну-Кукк".
Хроники Таллина

ещё темы...

Говорят так:
Лев и орел - "царственные животное и птица" олицетворяют силу и мощь государства. Поэтому именно они в различных вариантах наиболее часто встречаются в гербах различных государств еще со времен средневековья. Не может не возникнуть вопроса, почему животных на Эстляндском гербе, называют леопардами, ведь они гораздо в большей степени похожи на львов? Да и в описаниях в одних случаях их представляют как львов, а в других - как леопардов. Нет, то не небрежность авторов и тем более не ошибка. В геральдике, в дисциплине о гербах, или даже "науке о гербах", все это четко обусловлено. Название животного зависит от его положения. Льва, стоящего на задних лапах, именуют львом. Изображают его на щите в профиль с высунутым языком и обращенным к спине концом хвоста. Лев, изображенный в щите идущим, с прямо повернутой головою, называется леопардом. Если же лев изображен в гербе идущим, но в профиль, то в соответствии с правилами геральдики перед нами леопардовый лев или лев-леопард.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Метроном
  • Blog stats
    • 1107 posts
    • 4 comments
    • 18 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.7 posts per month
    • 231 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 words in comments
    • 0 trackbacks per post

Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.
Подробнее...

Скромное, если не сказать — неприметное, сооружение на бульваре Тоомпуйестеэ, совершенно случайно стало катализатором широкой градостроительно-идеологической кампании. Строение — православная часовенка святителя Николая напротив Балтийского вокзала, освященная ровно сто лет тому назад — 23 апреля 1904 года. Кампания — начавшаяся через неполных семнадцать лет борьба за «украшение Таллинна» — на первых порах, как и водится, выражалась преимущественно в искоренении визуального наследия старого режима.

Никольская часовня у Балтийского вокзала вскоре после того как была сооружена...

Никольская часовня у Балтийского вокзала вскоре после того как была сооружена…

Загадка неприметности

Нет, да, пожалуй, и не было, среди былых православных часовен Ревеля менее известной, чем та, что встречала некогда гостей города, прибывающих по железной дороге. Запечатленная на дюжине фотоснимков, попавшая на несколько часто встречающихся у коллекционеров открыток и удостоенная посвященной ей брошюры, изданной ко дню освящения, она, похоже, безвозвратно стерлась даже из памяти старожилов. Краеведы, снабжающие любителей таллиннской старины фактами различной степени достоверности, не уверены в дате ее появления в городском пейзаже. Не говоря уже о том, кому она была посвящена, кем и в связи с какими событиями построена. И это, действительно, трудно объяснить. Ведь небольшое культовое сооружение располагалось на одном из самых людных, точнее — «проходных», мест в городе. А, кроме того, против своей воли, оказалось в эпицентре ожесточенных споров.

_и за считанные недели до сноса.

_и за считанные недели до сноса.

Покровитель путников

Научно-популярная литература, знакомящая с прошлым предместий Таллинна эстонских читателей, уверяет привокзальная часовня была построена в 1903 году — в память о «чудесном спасении» императорской семьи в железнодорожной катастрофе. Версия звучит достоверно. Часовни, посвященные крушению царского поезда у станции Борки в окрестностях Харькова, выжить в которой семье Александра III, удалось, и вправду, чудом, действительно строились по всей Российской империи. Одно из самых величественных подобных сооружений было возведено у главного входа в здание Центрального вокзала соседней с Ревелем Риги ровно через год после происшествия — Александро-Невская часовня была освящена 17 октября 1889 года. Не исключено, что пример рижан мог воодушевить и ревельцев — особенно тех, кто по службе был связан с железной дорогой. Но никаких свидетельств тому, что «собственной» мемориальной часовней они решили обзавестись, до нас не дошло. Лишь в 1900 году, во время работ по благоустройству привокзальной площади и примыкающей к нему заболоченной пустоши на берегу бывшего крепостного рва, был установлен столп с иконой святого Николая. Событие это, буквально двумя строчками мелькнувшее в разделе местной газетной хроники, никоим образом не связывалось с событиями двенадцатилетней давности в далеких Борках и спасением императорской семьи. Скорее, появление столпа могло быть связано как с традиционной популярностью небесного тезки царствующего монарха в народной среде, так и с тем, что святитель Николай — покровитель путников.

Профессиональный праздник

Судя по всему, столп с иконой изначально замышлялся как сооружение временное. Во всяком случае уже через три года после его установки он был удален, а на его месте заложена каменная часовня. Произошло это действительно почти что в пятнадцатилетие железнодорожной катастрофы, едва не оборвавшей жизнь Александра III и его близких. Правда, она поизошла осенью, а культовое строение начали возводить летом — 7 июля. «Часовня сооружается чинами Ревельского отделения Петербургско-Варшавского жандармского полицейского управления железных дорог, — писали «Ревельские известия», — в память установления праздника Отдельного корпуса жандармов». Отмечался он 6 декабря — в день Николы зимнего. Что еще раз указывает на то, что к катастрофе под Борками ревельская часовня отношения не имела — разве что тем, что располагалась в непосредственной близости от железнодорожного вокзала.

За царя и начальствующих

Пополудни 23 апреля 1904 года на противоположной от Балтийского вокзала стороне нынешнего бульвара Тоомпуйестеэ было многолюдно: мелькали форменные фуражки, дамские шляпки, рабочие картузы. Ровно в час дня из собора Александра Невского к вновь построенной Никольской часовне двинулся крестный ход. Едва завидев вдали золоченые хоругви, военный оркестр заиграл мелодию духовного гимна «Коль славен». На освящение часовни прибыл эстляндский губернатор Алексей Бельгард и прибывший из столицы начальник жандармского управления генерал-майор Василий Пузанов. Приветствовал гостей хор учеников Ревельского железнодорожного училища. Часовня, построенная по плану начальника Ревельского участка пути и здания Балтийской железной дороги инженера А.Софронова, оригинальностью архитектурных форм не отличалась, но изяществом и камерностью — однозначно. Построенная из оштукатуренного кирпича, увенчанная позолоченным железным куполом, она удачно вписалась как в привокзальную площадь, так и в примыкающий к ней парк на берегу пруда Шнелли. Над входом была закреплена мраморная доска с высеченной золочеными буквами цитатой из послания апостола Павла: «Совершайте молитвы за царя и всех начальствующих».

До основанья…

Никто из присутствовавших на освящении часовни не мог себе и представить, что строчка из Библии спустя менее двух десятилетий превратится в «улику» и станет для здания роковой. Искусствоведческая байка повествует: осенью 1921 года на Балтийский вокзал прибыл новоиспеченный драматург театра «Эстония», художественный критик, выпускник архитектурного отделения Рижского политехникума Ханно Компус. То ли извозчиков у вокзальных дверей не наблюдалось, то ли просто пребывал Компус в скверном настроении, но на глаза ему попалась злополучная надпись над входом в изрядно потрепанную революционными бурями Никольскую часовню. Не то чтобы библейский текст был критику не знаком, но содержательная сторона цитаты показалась ему возмутительной: в столице независимой Эстонской Республики мы, в конце концов, живем или в губернском захолустье Российской империи?! Придя домой, возмущенный до глубины души Компус незамедлительно взялся за перо, и в конце октября газета «Tallinna Teataja» опубликовала пространный текст, озаглавленный «Об украшении Таллинна». Призыв придать городу более достойный столичного облик был безусловно оправдан. Вот только начать кампанию благоустройства несостоявшийся архитектор предлагал… с разрушения. Прежде всего, по мнению автора, надо было удалить все следы царизма. К ним относились «безликие будки с иконами», памятник Петру I и собор Александра Невского.

Краска и грязь

Возможно, отсылка к цитате, якобы подвигнувшей Компуса на борьбу с «тенями прошлого», — не более чем городской фольклор. Но часть национально озабоченных таллиннцев накинулась на Никольскую часовню с особой силой. Если вопрос о судьбе часовни, стоявшей на Русском рынке, теперешней площади Виру, активно дискутировался в прессе, то строеньице у Балтийского вокзала, похоже, с самого начала газетной шумихи была приговорено к скорейшему уничтожению. «Будка с иконами» и «памятник верноподданичества» — вероятно, самые мягкие из нелестных эпитетов, которыми награждали часовню. Словесной грязи оказалось мало: в ход, как это часто бывает при недостатке весомых аргументов, пошла краска. «Задняя стена постройки измазана довольно-таки пестро, — с плохо скрываемым сарказмом сообщала 16 февраля 1922 года «Waba Maa». — Можно представить, какое впечатление о Таллинне это может оставить у пассажиров, особенно — иностранцев». Ветераны окончившейся совсем недавно Освободительной войны и скаутское общество «Noored sepad» требовали удалить часовни и памятник Петру непосредственно перед годовщиной провозглашения независимости. Но денег в городской казне не нашлось, да и мороз стоял суровый: о работах, по началу уничтожения часовни у Балтийского вокзала «Последние известия» сообщили 23 марта. Завершен снос был в кратчайшие сроки: отыскать дальнейшие следы строения на газетных полосах после этой даты невозможно. Тем неожиданнее обнаружить его… в современном Таллинне. Плита с именами жертвователей была перенесена за считанные дни до сноса в собор Александра Невского. Там она находится и по сей день — на западной стене у входа в собор. И хранит память об утраченной частице таллиннского прошлого — недавнего, но основательно забытого горожанами.

 Йосеф Кац «Столица»











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.








Комментарии:

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Бременская башня до реставрации. Фото пятидесятых годов	прошлого века.

Памятник фортификации и правосудия: байки и быль Бременской башни в Таллине

Полностью отреставрированная Бременская башня готова раскрыть перед таллиннцами и гостями города свои многочисленные секреты в самом ближайшем времени. Такого количества горожан, ...

Читать дальше...

Важня на Ратушной площади

Синий омнибус до остановки «Копли»: сегодня – юбилей таллинского муниципального автобуса

Ровно восемьдесят лет тому назад в Таллинне была пущена первая автобусная линия, принадлежащая не частному владельцу, как было принято прежде, ...

Читать дальше...

«На узком пути: кому из двух суждено сорваться в пропасть?»: противостояние капиталистов и пролетариата глазами карикатуриста таллиннского юмористического издания "Ме1е Май". 1917 год.

«Сведения о выступлении большевиков оказались вовсе не преувеличенными...»

Историческое событие, которое получило впоследствии громкое имя Великой Октябрьской социалистической революции, предки современных таллиннцев столетней давности, скорее всего, просто не ...

Читать дальше...

Линкор "Слава" в Гельсингфорсе в годы Первой Мировой войны.

Легендарный линкор «Слава»: трижды прославленный

Героическая гибель линкора «Слава» при обороне Моонзундского архипелага ровно сто лет назад — легендарная страница в истории Балтийского флота. ... Есть ...

Читать дальше...

Особенности национальной реституции: остзейские немцы и их имущество в Прибалтике

Существующий в современной ЭР порядок компенсации за утраченное жившими в стране до Второй мировой войны немцами недвижимое имущество – не ...

Читать дальше...

Построенное в 1937 году здание французского лицея на улице Харидузе - образец школьной архитектуры в духе функционализма.

Замок знаний на улице Харидузе: дом Французского лицея в Таллине

Здание таллиннского Французского лицея, на момент своего открытия — самая современная школа столицы, впервые распахнуло двери перед учениками ровно восемьдесят ...

Читать дальше...

Отель «Золотой лев» на улице Харью. Открытка начала XX века.

Геральдика, топонимика, фортификация: золотая палитра Таллинна

Золотая осень — самое время вспомнить о золотом цвете и его оттенках в городской палитре столицы. Таллинн — дитя и ...

Читать дальше...

Обложка брошюры, выпущенной к 225-летию Казанской церкви в 1946 году. Снесенная в семидесятые годы церковная ограда и погибший в 2004-м «петровский дуб» — еще присутствуют.

«В простоте своей величественная...»: Казанская церковь в Таллине, накануне трехсотлетия

Крохотная старинная церковка на обочине современной многополосной трассы — одновременно памятник архитектуры Таллинна и мемориал воинской славы Российской империи. Из сакральных ...

Читать дальше...

«Бастион северной культуры» во всей красе — дворец культуры и спорта имени В.И. Ленина в 1980 году. Так никогда и нереализованная композиционная связь с гостиницей «Виру» — налицо.

«Суровый бастион северной культуры»: прошлое и настоящее таллиннского горхолла

Художественная акция, в ходе которой были расписаны стены горхолла всеми красками граффити, вновь привлекла внимание общественности к памятнику архитектуры последней ...

Читать дальше...

Кафе-рееторан «Мерепийга» снаружи...

«Морская дева» над обрывом Раннамыйза: воспоминание о легендарном таллинском кафе

Полвека назад активный лексикон таллиннцев и гостей столицы пополнился новым эстонским существительным — «Мерепийга». В переводе — «Морская дева»: название ...

Читать дальше...

По Виру конка ходила долгие тридцать лет, а вот на другие улицы Старого города трамвай так и не допустили.

Ратушная площадь, Козе, Пельгулинн: трамвайные планы былого Таллинна

Из многочисленных и амбициозных проектов расширения трамвайной сети Таллинна строительство ветки до аэропорта оказалось едва ли не единственным, воплощенным в ...

Читать дальше...

Капитан Петр Нилович Черкасов и канонерская лодка «Сивуч». Открытка начала XX века.

От Моонзундского архипелага до города Володарска: немеркнущая слава командира легендарного «Сивуча»

Памятник участнику обороны Моонзунда, командующему корабля, прозванного «Балтийским «Варягом», появился на родине героя благодаря Таллиннскому клубу ветеранов флота и газете ...

Читать дальше...

Численность избранной в августе 1917 года Ревельской городской думы была такова, что под сводами ратуши народным избранникам стало тесно. Ее заседание 24 июня, на котором было принято решение делопроизводства на эстонский язык, состоялось в зале нынешней Реальной школы на бульваре Эстония.

«Дело требует самого незамедлительного решения...»: как Таллиннская мэрия на эстонский язык переходила

Ровно сто лет назад официальным языком делопроизводства в Таллинне впервые за многовековую историю города стал эстонский. Давно назревшие перемены стали возможны ...

Читать дальше...

Советский павильон на Таллиннской международной выставке-ярмарке. Снимок второй половины двадцатых годов.

«Я аромата смысл постиг, узнав, что есть духи «Жиркости»: как Таллинн советской экспозиции на выставке-ярмарке дивился

Девяносто лет назад жители столицы Эстонии смогли ознакомиться с достижениями народного хозяйства соседней, но малознакомой Страны большевиков, не покидая собственного ...

Читать дальше...

Песня над Старым городом Таллином: танцует и поет молодежь

Два сочлененных в один, газетных заголовка пятидесятипятилетней давности в равной степени подходят и к репортажу и о самом первом, и ...

Читать дальше...

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.





Видеохроника:

Как датский король Эрик IV Плужный Грош, нашёл и построил в Ревеле монастырь св. Михаила-Архангела и храм.

Ох, каких историй в наших краях не наслушаешься. Недавно хромой Ларс Сёренсен мне травил, якобы потомок самих основателей монастыря святого Михаила Архистратига, предводителя всего воинства небесного, и храма. А было всё вот как...

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
Калевипоэг (сын Калева), в эстонской мифологии богатырь-великан. Первоначальный образ Калевипоэга — великан, с деятельностью которого связывались особенности географического рельефа: скопления камней, набросанных Калевипоэгом; равнины — места, где Калевипоэг скосил лес, гряды холмов — следы его пахоты, озёра — его колодцы, древние городища — ложа Калевипоэга и т. п. Калевипоэг также борец с нечистой силой, с притеснителями народа и с иноземными врагами.
Дайте ответ Магистрату!

2017 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...
Пропишись в легендах!
Здесь пишут...
Кому что...
Наши на Лицо-Книге
Тучка тегов
Логинься!


Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!