А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Следует знать…
В 1918 году Эстония обрела независимость. Однако война на несколько лет задержала решение вопросов ее государственности. В 1923 году в Эстонской Республике проводился гербовый конкурс, который не дал результатов. Тогда Государственная Дума в июне 1925 года утвердила исторически сложившийся герб с изображением трех леопардов синего цвета без корон, с красными языками и серебряными глазами, расположенных на золотом фоне щита. Отсутствие корон на головах леопардов вполне объяснимо. Корона - один из символов монархии, Эстония же стала республикой. Прецедент снятия корон к тому времени уже был. Его создало в 1917 году Временное правительство России. Оно в качестве герба оставило двуглавого орла, освободив его от всех имперских атрибутов - корон, скипетра и державы. Вместе с тем сохранения орла - сердцевины герба - выражало историческую преемственность с гербом Российского государства.
Хроники Таллина
Говорят так:
В старые времена часто шутили, что Город хромает на одну ногу. Дело в том, что в Вышгород из Нижнего города когда-то вели лишь две улицы - Пикк Ялг (Длинная Нога) и Люхике Ялг (Короткая нога). В Таллинне есть улочки настолько узкие, что две дамы в громадных кринолинах никак не могли разойтись на них. Их кавалерам приходилось драться за право своей спутницы пройти по улице первой.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1307 posts
    • 0 comments
    • 37 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 236 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

Центральное офицерское собрание, Дворец культуры трудового народа, Дом политпросвещения, Министерство обороны и… авангардный театр. Всё это — одно здание в центре столицы.
Словосочетание «театр военных действий» родилось, скорее всего, во Франции. Но наглядное архитектурное воплощение «союза Марса и Мельпомены» отыскать можно отнюдь не в Париже, а вовсе даже в Таллинне.
Бог войны и покровительница театрально-драматического искусства мирно уживаются под одной крышей внушительных размеров постройки на тихой таллиннской улице Сакала.

Квартирный вопрос

Дом политпросвещения — изначально Центральное офицерское казино — в 1957 году.

Дом политпросвещения — изначально Центральное офицерское казино — в 1957 году.

Процентов девяносто современных таллиннцев, едва заслышав о казино, представляют себе игорный дом со своеобразным контингентом посетителей. Лет девяносто тому назад подобные ассоциации были неизвестны. К существительному «казино» автоматически напрашивалось прилагательное «офицерское»: вместе они означали «закрытый клуб для командного состава».
Кроме названия, от своих предшественников царского времени они ничем не отличались: Центральное казино вооруженных сил Эстонской Республики с 1920 года обосновалось в бывшем Ревельском морском офицерском собрании на Ратушной площади.
Здание, известное ныне как Дом учителя, изначально было тесновато: если при старом режиме его занимали исключительно флотские, то теперь — и сухопутные офицеры. Кроме того, в крыле, выходящем на улицу Вене, разместился музей Освободительной войны.
К концу тридцатых годов «квартирный вопрос» стал для офицерского казино особенно острым: газеты, сообщавшие о встрече нового, 1939-го, года, были вынуждены признать — шестьсот гостей набилось в дом, как селедки в бочку.
Единственным утешением для участников новогоднего бала было, вероятно, осознание того, что уже совсем скоро теснота и толкотня раз и навсегда отойдут в область воспоминаний.

Добрая отзывчивость

«Мысль о строительстве нового здания возникла у Центрального союза офицеров уже много лет назад, — писал на страницах журнала «Sõdur» генерал-майор Герберт Бреде весной 1939 года. — Ее воплощению в жизнь мешало отсутствие необходимых средств».
Пока обсуждали возможности расширения имевшихся помещений, грянул экономический кризис Потом популярность стала набирать партия вабсов — ветеранов Освободительной войны: поддерживать офицерские начинания государственная власть не спешила.
Опасность военной диктатуры вабсов была ликвидирована в ходе государственного переворота, осуществленного в 1934 году Константином Пятсом. Его правая рука — генерал Йохан Лайдонер — был активным деятелем Центрального союза офицеров.
Для того чтобы продемонстрировать расположенность нового режима к той части военных, которые не рвутся порулить государством, Пятc решил помочь офицерам реализовать давнишние намерения.
«По доброй отзывчивости нашего президента нашлась возможность получений необходимой суммы, и общее собрание Союза офицеров инициировало разработку проекта», — пояснял генерал-майор Бреде.

«Служивая биография»

Для строительства нового здания Центрального офицерского казино государство выделило земельный участок на углу улиц Сакала и Кентманни.
Место это обладало «служивой биографией»: изначально здесь располагалась вилла коменданта Ревельского порта, позже отданная под помещения Министерства иностранных дел, а с начала двадцатых — Министерства юстиции.
Относительно кандидатуры архитектора долгих раздумий быть не могло: конечно же, Эдгар Йохан Куузик. Номинально в вооруженных силах по архитектурной службе он не состоял. Зато еще со времен Освободительной войны был знаком с самим Лайдонером.
В 1921 году Куузик спроектировал виллу генерала на Тынисмяги. С середины двадцатых работал над мемориальным ансамблем Военного кладбища. По его проекту был построен фешенебельный пятиэтажный дом для высшего офицерства на углу Гонсиори и Пронкси.
За работу над зданием Центрального офицерского казино архитектор взялся с охотой: два его предыдущих проекта общественных зданий — новой Таллиннской ратуши и Художественного музея — были оценены высоко, но пока так и оставались на бумаге.
И пускай находиться оно должно было на улице, пролегающей, на первый взгляд, «на задворках» бульвара Эстония: генплан развития столицы отводил Сакала роль одной из главных магистралей будущего Таллинна.

Красивый жест

«Архитектура, как никакой иной из видов искусства, рождается из коллективных чаяний общества, — цитировал Куузика художественный журнал «Varamu». — Каждый гражданин, по праву, может гордиться ей».
Коллективные чаяния архитектор чувствовал, и впрямь, чутко. Начав творческий путь поклонником аскетичного функционализма, Куузик очень хорошо понял вкус и эстетический идеал «периода безмолвия» эпохи пятсовской стабильности.
Мощный четырехколонный портик, массивные наличники, словно позаимствованные из архитектурного арсенала Микеланджело, гранитная облицовка — изначально рустованная, позже сменившаяся гладкой плиткой, — всё это впечатляло и завораживало одновременно.
«У офицеров возникла мысль — не стоит ли временно отказаться от строительства нового дома и передать выделенные средства на нужды обороны, — признавался Бреде. — Безусловно, это был бы красивый жест, но никаких практических результатов он не дал».
Логика генерал-майора заключалась в следующем: расходы на возведение здания в момент принятия решения о его строительстве составляли всего четыре процента от бюджета Минобороны. Затем бюджет был увеличен — и процент уменьшился до полутора.
«Возведение нового здания относится к числу факторов, укрепляющих государственную оборону, — был уверен Бреде. — Будучи построенным, оно придает нашим офицерам как физическую, материальную, так и моральную опору.
Надо учитывать, что если сейчас мы откажемся, то я совсем не уверен, что такая возможность повторится. По крайней мере нынешнее поколение не увидит здание построенным».

Самый большой

Откладывать дело в долгий ящик не стали: к осени 1938 года был готов проект, а следующей весной, пройдя все необходимые согласования, приступили к его реализации.
Хотя Бреде и говорил, что начинать строительство можно будет, как только окончательно оттает земля, первый камень в фундамент нового здания был заложен не позднее двадцатых чисел мая.
Газеты с восторгом отмечали, что по кубатуре Офицерское казино станет самым большим зданием столицы из когда-либо построенных до того момента. Одних только кирпичей на его постройку требовалось три с половиной миллиона.
Помимо помещений Центрального союза офицеров в здании предполагалось разместить актовый зал для проведения правительственных приемов, перенести экспозицию Музея освободительной войны и обустроить служебную квартиру главнокомандующего.
Реализацию составленного Куузиком проекта взяло на себя акционерное общество «А. и М. Эденберг»: государственная строительная компания сослалась на загруженность своих рабочих возведением прочих представительских зданий.
Цену Эденберги заломили немалую: свыше миллиона крон. Но обязались: уже к 1 февраля 1940 года здание должно было быть подведено под крышу. Сроком сдачи объекта в эксплуатацию назначили 1 августа 1941 года.

Упрощенный проект

Государственный переворот и аннексия Эстонии Советским Союзом сказались исключительно на «вывеске» возводившегося здания, а не на темпе строительных работ.
Более того, для них бурные события лета 1940 года оказались в определенном смысле благоприятными: глава правительства Йоханнес Варес-Барбарус направил в фонд строительства 500 000 крон, собранных ранее на возведение памятника Независимости.
Открыть «Дворец культуры трудового народа» к первой годовщине создания ЭССР не успели: в августе части вермахта развернули массированное наступление на Таллинн. Всю войну недостроенный колосс на улице Сакала простоял в буквальном смысле бесхозным.
Его стены задели осколки мартовской бомбардировки 1944 года, а когда в первое послевоенное лето на строительную площадку пришла инспекция, оказалось, что за время оккупации сгинули даже колонны из сааремааского доломита.
К строительным работам привлекли немецких военнопленных — и в 1947 году дворец культуры распахнул свои двери. Правда, век его оказался недолгим: пять лет спустя он был перепрофилирован в Центральный дом политпросвещения.

* * *

В помещения бывшего бастиона марксизма-ленинизма актеры вернулись раньше военных, уже в 1990 году здесь разместилась театральная труппа «Vanalinnastudio».
Министерство обороны въехало в дом на улице Сакала пятью годами позже: осенью 1995-го. Здание, на момент своей постройки бывшее самым большим в городе, позволило оставить и театральную труппу в своих стенах.
Соседство Марса и Мельпомены под одной крышей — феномен, пожалуй, исключительно таллиннский. Курьезный, но внушающий надежду на то, что, пока говорят музы, пушки молчат.

Йосеф Кац
«Столица»











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.







Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Таким представлялся вид сверху на новый корпус нынешнего Городского театра
во дворах девятого квартала архитектору Калле Рыымусу в 1987 году.

От «Интернационального клуба» до «Сцены в преисподней»

Двор здания Таллиннского городского театра стоит на пороге больших перемен, ожидание которых оказалось растянутым чуть ли не на три с ...

Читать дальше...

Первые семь КТ-4 в ожидании «воздушного путешествия»
с железнодорожной платформы на трамвайные пути. Февраль 1981 года.

Чехословацкие «аквариумы» для трамвая Таллинна

Сорок лет тому назад на таллиннские улицы впервые вышли трамваи чехословацкой сборки «КТ-4», обслуживающие жителей и гостей столицы и по ...

Читать дальше...

Что и почему нужно знать о тайном пакте Бермонта-Гольца

Сто лет назад, 21 сентября 1919 года, генерал германской армии Рюдигер фон дер Гольц и командир Западной добровольческой армии самопровозглашенный ...

Читать дальше...

Часовня СЗА на кладбище в Копли 25 октября 1936 года.

Возвращение памяти: часовня СЗА в Копли

Одна из достопримечательностей Пыхья-Таллинна и памятник русскому прошлому столицы, утраченный в послевоенные годы, начинает свое возвращение к таллиннцам. До начала нынешнего ...

Читать дальше...

Таллин

О НАЗВАНИИ СТОЛИЦЫ ЭСТОНСКОЙ ССР

7 декабря 1988 г. на сессии Верховного Совета Эстонской ССР единогласно принята поправка к русскому тексту Конституции (Основного закона) Эстонской ...

Читать дальше...

Модель торгового судна XVII века, принадлежавшего членам ревельского братства Черноголовых, в коллекции Таллиннского городского музея.

Восемь столетий Таллинна: Век семнадцатый, переломный.

Семнадцатый век единственный в восьмивековой истории Таллинна целиком и полностью укладывается в рамки Шведского времени, составляя тем самым большую часть ...

Читать дальше...

Биржевой переулок.

Биржевой проход: «тропой истории» вдоль Исторического музея

После недавно завершившейся реставрации Биржевой проход – одна из самых колоритных и узнаваемых улочек Старого Таллинна – вновь открыта для ...

Читать дальше...

Фасад Дома кино – один из самых ярких образцов эклектики в архитектуре Старого Таллинна.

Дворец десятой музы: Дом кино на улице Уус

Сорок лет назад муза кино обрела в Таллинне свой собственный дом – роскошный неоренессансный особняк на улице Уус. Первый киносеанс в ...

Читать дальше...

Семья лопарей-саамов с их оленями. Иллюстрация из газеты «Rigasche Rundschau», март 1931 года.

Заполярье за Коммерческой гимназией: Лапландия в Таллинне

Для того чтобы посетить «всамделишную Лапландию», столичным жителям девяностолетней давности было достаточно заглянуть на пустырь за зданием нынешнего Английского колледжа ...

Читать дальше...

Руководство Рийгикогу первого созыва в служебных помещениях замка Тоомпеа.

Бездна доверия и масса проблем: 1-я сессия 1-го Рийгикогу

Сто лет тому назад термин «Рийгикогу» вошел в активный словарь жителей Таллинна и других городов нашей страны: 4 января 1921 ...

Читать дальше...

Таллиннский Дед Мороз переходного от «новогоднего» к «рождественскому» периоду своей биографии на открытке второй половины 80-х годов.

В Кадриорге когда-то работала школа Дедов Морозов

Тридцать лет назад в Таллинне открылось учебное заведение, аналогов которому прежде в истории системы образования столицы едва ли было возможно ...

Читать дальше...

На месте Järve Selver почти сто лет высились корпуса фабрики, основанной Оскаром Амбергом.

Силикатный кирпич Оскара Амберга

Сто десять лет тому назад на окраине тогдашнего Таллинна приступило к работе предприятие, без преувеличения, изменившее облик города самым радикальным ...

Читать дальше...

Заглядывать в чужие окна – не слишком культурно. Заглянуть же в историю таллиннских окон – как минимум небезынтересно.

От трилистника до... стены: биография таллиннских окон

Сочлененное с готическим порталом средневековое окно в каменной раме можно отыскать даже на фасадах зданий, до неузнаваемости перестроенных в последующие ...

Читать дальше...

Главный акцент интерьера часовни в башне городской стены – изображение девы Марии – выполнен художником Андреем Стасевским и каллиграфом Татьяной Яковлевой.

От грозного Марса до Девы Марии: метаморфозы башни Грусбекетагуне

Первый ярус одной из башен таллиннской городской стены превратился в уникальный культовый и культурный объект. То, что расположенная поблизости башня крепостной ...

Читать дальше...

Обложка альбома «Георг Отс – 100», выпущенного в нынешний юбилейный год.

Еще раз о Георге Отсе: портрет в жанре альбома

Альбом «Георг Отс – 100», выпущенный таллиннским издательством «Александра», – достойный аккорд юбилейного года, посвященного столетию со дня рождения легендарного ...

Читать дальше...

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.




Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
Холм Мустамяги снискал популярность как место для пикников с середины XIX столетия. И хотя первые участки на территории современного Нымме были проданы именно под дачи, барон фон Глен, судя по всему, изначально намеревался основать здесь город. В его проектах имелась и ратуша, и почтамт, и несколько церквей, и ипподром, и водогрязелечебница – грязь для последней возили из Хаапсалу. Семьдесят лет тому назад считалось, что Нымме – старейший в Европе город-сад. В «экологическом» мышлении барона фон Глена, хозяина этих мест, сомневаться не приходится: если застройщик при строительстве нового дома рубил одно дерево, он был обязан посадить взамен его новое.
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!