А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Следует знать…
Когда и где начали чеканить в Таллинне монеты? Первое упоминание об этом относится к 1265 году. Древнейший монетный двор находился на Ратаскаэву, на месте современного дома № 6 (напротив ресторана “Ду-Норд”). Там чеканили те самые маленькие и тоненькие “сковородки”. Второй монетный двор возник в последней четверти ХIV века между улицами Дункри и Нигулисте. Чеканили серебряные артинги, впоследствии их стали называть шиллингами. Шиллинги наряду с пфеннигами были основными монетами, выпускавшимися в ХV - ХVIII веках на территории Эстонии. Был в Таллинне и третий монетный двор - на улице Вене. Он работал с 1422 по 1692 год. Многие монеты получили названия от изображения на лицевой стороне - аверсе - герба государства или короны сюзерена (государь). Происхождение кроны от основного значения слова - корона. И сегодня на аверсе эстонской кроны герб с тремя леопардами.
Хроники Таллина

ещё темы...

Говорят так:
Холм Мустамяги снискал популярность как место для пикников с середины XIX столетия. И хотя первые участки на территории современного Нымме были проданы именно под дачи, барон фон Глен, судя по всему, изначально намеревался основать здесь город. В его проектах имелась и ратуша, и почтамт, и несколько церквей, и ипподром, и водогрязелечебница – грязь для последней возили из Хаапсалу. Семьдесят лет тому назад считалось, что Нымме – старейший в Европе город-сад. В «экологическом» мышлении барона фон Глена, хозяина этих мест, сомневаться не приходится: если застройщик при строительстве нового дома рубил одно дерево, он был обязан посадить взамен его новое.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1355 posts
    • 0 comments
    • 39 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.7 posts per month
    • 238 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

Четыреста лет назад словосочетание «охота на ведьм» использовалось в былом Ревеле не в переносном, а в самом буквальном смысле: обвинения в колдовстве стали для судебной практики тех лет привычным делом.
Семнадцатое столетие начиналось на территории современной Эстонии непросто, если не сказать — мучительно.
Выжженные и вытоптанные в годы Ливонской войны поля зарастали сорняком. Несколько зим выдалось необычайно суровыми. Неурожай следовал за неурожаем.
Вслед за голодом неизбежно являлся его недобрый спутник — мор: в 1570-м, когда войска Ивана Грозного осаждали Ревель, по Северной Эстонии прокатилась волна бубонной чумы, в следующем году — еще одна.

 Сожжение ведьмы. Немецкая гравюра XVI века.


Сожжение ведьмы. Немецкая гравюра XVI века.

Не будет преувеличением сказать, что эстонский народ впервые в своей истории фактически оказался на грани полного вымирания. Многим казалось, что настали последние времена: Бог, кажется, позабыл о несчастной Ливонии.
В минуты отчаяния люди готовы были ухватиться за любую, пускай даже самую призрачную, надежду на спасение. Многие, особенно, разумеется, на селе, решались обратиться за помощью к давнишним, языческим еще, практикам и ритуалам.
Пасторы, которых пощадила война и чума, бежали из сельской местности под защиту городских стен. Крестьянину ничего не оставалось, как идти к знахарю или колдуну. Ведь в отличие от священника-немца тот по крайней мере был «своим» — соплеменником.
Обращение за помощью к «знающему человеку» в глазах официальных властей — что церковных, что светских — однозначно рассматривалось как повод для начала репрессий. Ведь даже у самых просвещенных умов начала XVII столетия сомнений не было: за знахарем, колдуном или ведьмой однозначно стоит сам повелитель преисподней…

Секрет ведовства

Массовому сознанию эстонских крестьян — насколько позволяют нам судить об этом сохраненные фольклором свидетельства — образ Дьявола и мотив заключения с ним договора был чужд.
Деятельность тех, кого обвиняли в сотрудничестве с Сатаной — доморощенных сельских «чародеев», чаще всего не была связана с умышленным вредительством. Скорее, она сводилась к оказанию помощи больным, или к знахарству.
С одной стороны, в ту стародавнюю эпоху знания знахарей были нужны народу. А с другой стороны, по суеверным представлениям того времени в случае неудачи эта деятельность таила в себе большую опасность для жизни самого целителя.
Считалось, что ведьмы, колдуны, знахари и прочие «чародеи» обладают магической силой и могут себе подчинять высшие сверхъестественные силы и тем самым воздействовать на явления природы и судьбы людей.
Верили, что они могли защищать людей, их утварь и близких, а также скот, освобождать от сглаза, наговоров и проклятий. Наводить несчастья и беды знахари тоже «умели» — и этого было достаточно для возбуждения судебного делопроизводства.
Особенно — если сторона, считающая себя пострадавшей от зловредной магии, отправлялась искать защиты не у «конкурирующего» ведуна, а у представителей верховной власти.
Методы инквизиционного дознания были разработаны в совершенстве: под пытками обвиняемые давали судьям именно те показания, которые они хотели услышать от несчастных.
Серьезное обвинение Почему переход от Средневековья к Новому времени сопровождался таким размахом охоты на ведьм, что уместно говорить о психической пандемии, — об этом ученые спорят до сих пор.
Массовое помешательство распространилось более всего среди населения Франции и Германии. Так, например, на процессе, состоявшемся в 1611 году в городке Миндхайме, неподалеку от Майнца, свидетели совершенно серьезно утверждали, что видели тысячу ведьм, летавших на метлах.
Не осталось в стороне от борьбы со «слугами Дьявола» и восточное побережье Балтийского моря. Начиная с середины XVI столетия целая волна судилищ над лицами, обвинявшимися в ведовстве, знахарстве и занятиях черной магией, прокатилась по Эстляндии, Лифляндии и Курляндии.
Судебные документы без малого полутысячелетней давности сохранили имена отдельных жертв охоты на ведьм: крестьянка Крыыт с четырьмя сообщниками, сожженная на мызе Пылула, вблизи Раквере, в 1546 году, некие Кай, Малл и Пилл из Лагеди, взошедшие на костер в 1596 году, какая-то финка Биргитта из Нарвы, казненная в 1608 году…
В 1588 году магистрат Дерпта был даже вынужден принять особое постановление против доносчиков, обвиняющих сограждан в ведовстве: судебные инстанции города были попросту перегружены огромным количеством подобных дел.
Призывы к здравомыслию, увы, чаще всего оставались лишь гласом вопиющего в пустыне: доносы на колдунов, знахарей и ведьм продолжали поступать, а власти продолжали относиться к ним со всей бдительностью.
9 июля 1616 года ворота тоомпеаского замка со скрипом распахнулись: на суд в Ревель привезли трех закованных в цепи несчастных. Против них выдвигалось серьезное обвинение: колдовство.

Подробности дела

Одного из обвиняемых звали Курт из Ликкети: вероятнее всего, из деревни Люкати неподалеку от Таллинна. Другой обвиняемой была женщина из Паэкюла вблизи Иру. Имени третьего мы не знаем.
Две местные жительницы уверяли, что Курт был предводителем «отряда» из двадцати летающих ведьм. Говорили еще, что он знаменитый волынщик, а нечисть на звуки волынки особенно падка.
Против Курта говорило и его необычайное упрямство. Свидетели обвинения добавляли также, что, мол, в родной деревне каждый знал, что Курт был известным оборотнем, уничтожавшим зерно и зажигавшим ненастными ночами огоньки на болоте.
Одна из жительниц Паэкюла свидетельствовала — Курт просил ее: «Просей мне денег через сито и брось их на свою землю. Там я буду колдовать». Другая вспомнила: прошлой зимой, когда только и было разговоров о сожженных в Раквере девяти колдунах, Курт хвастался за выпивкой — он, дескать, тоже колдун, а баре-то ничего не знают!
Подобных обвинений было достаточно, чтобы применить к подсудимому пальцевой жом. 19 августа палач взял его пальцы в тиски, раздробив фаланги. Несмотря на это, Курт отрицал все обвинения. Тогда «колдуна» вздернули на дыбе — и он сразу же согласился сотрудничать со следствием.
Курт сообщил, что был учеником некой «дьявольской Катто» и при этом — сам руководил «отрядом», состоящим из шестисот демонов. Его подчиненные, мелкие бесенята, занимались преимущественно тем, что плевались на церковный катехизис.
Судья поинтересовался о сообщниках, и Курт назвал имя знакомого, палача тоомпеаского замка. Тот якобы был великим чародеем: он вдыхал в легкие своим знакомым воздух, отчего люди приобретали способность летать.
Беда заключалась в том, что этот волшебник, живший некогда в поселке Иру, к тому времени лет двадцать назад как умер. Курт, видимо, после пытки пожалел самого себя и попросил испытания водой, чтобы выяснить, виноват он или нет.

Под Ласнамяги

Через пару дней нашелся еще один свидетель, Паюпеа Андрес, ранее судимый по другому делу о колдовстве.
Вероятно, Андрес понимал, что такое пытки — и сразу дал показания, «припомнив», как однажды встречался с ним в церкви Васкъяла. Курт, якобы, хвалился ему, что он великий знахарь и может без труда наколдовать денег.
Ради подтверждения своего могущества Курт позвал Андреса в каменную каморку, располагавшуюся под холмом Лаксберг — то есть, под Ласнамяги. Увидевший их некий мызный управляющий Юлка тоже присоединился к компании.
В подземелье, по словам Андреса, они отужинали со столового серебра. Юнка, которого поначалу величали не иначе как «дорогой», потом почему-то отхлестали кнутом из бычьей кожи. Да так, что бедолага неделю не мог потом встать с кровати.
Буйная фантазия не пошла Андресу на пользу: хотя он и был только свидетелем, к нему также были применены пытки. Совершенно лишившись от мук рассудка, он немедленно рассказал судьям массу «достоверных сведений».
Прежде всего он сообщил, что управляющего на самом деле звали Лолк. И что жил вместе с Куртом в… реке Васкъяла, впервые появившись со дна в один и тот же день, сжимая в руках по две рыбы.
Судья приказал найти Лолка, но из местных жителей о нем никто ничего не знал. Зато в одном из застенков отыскали некого Сууро Роопа из волости Амбла, отбывавшего наказание за колдовство.
Рооп рассказал, как в корчме Курт хвастался, что он — чародей, а его жена Като — настоящая ведьма. Увидев Роопа, Курт почему-то сразу же встал на четвереньки, словно хотел обернуться волком и убежать. Рооп сказал ему: «Не убегай, всё равно поймают!»
Обвинения против Курта суд считал вполне доказанными, и судья объявил приговор — сожжение. Обвиняемый воспринял эти слова безразлично — вероятно, от боли он уже повредился рассудком.

* * *

Шесть лет назад парламент Швейцарии официально пересмотрел судебное решение двухвековой давности: Анна Гёльди, обезглавленная в 1782 году за колдовство и считавшаяся «последней казненной ведьмой Европы», была полностью реабилитирована.
Жертвы «ведовских процессов», происходивших на территории современной Эстонии в XVI-XVII веках, оставили память о себе только в протоколах судебных заседаний. Но они в не меньшей мере заслуживают если и не формальной реабилитации, то определенно — сочувствия.

Аарне Рубен
«Столица»











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.







Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Церковь Олевисте

Легенды церкви Олевисте (Святого Олафа), в Таллине

Когда-то башня церкви Олевисте была самой высокой в Европе. Градоправители Ревеля (так до 1919 года назвался Таллин) приказали построить башню-маяк, ...

Читать дальше...

Подземная Башня

Путешествие по этажам «Подземной башни»

«Подземная башня» - литературный дебют Вене Тоомаса - погружает читателя в седую старину и недалекое прошлое Таллинна, позволяя увидеть город ...

Читать дальше...

Часовня СЗА на кладбище в Копли 25 октября 1936 года.

Возвращение памяти: часовня Северо-Западной армии в таллинском районе Копли

Одна из достопримечательностей Пыхья-Таллинна и памятник русскому прошлому столицы, утраченный в послевоенные годы, начинает свое возвращение к таллиннцам. До начала нынешнего ...

Читать дальше...

Открытие часовни на братской могиле воинов СЗА в 1936 году. Современная колоризация исторического фото.

«Это — не забытые могилы»: некрополь Северо-Западной армии на кладбище в Копли

Часовня-памятник воинам северо-западникам, восстановление которой началось в Копли на позапрошлой неделе – часть утраченного мемориального ансамбля, формировавшегося на протяжение полутора ...

Читать дальше...

Брошюра, рекламирующая свечи производства Flora. 1960-е годы.

Свет живой и неизменный: свечные истории Таллинна

Название, которое носит начинающийся месяц в эстонском народном календаре, позволяет взглянуть на дальнее и недалекое прошлое Таллинна в дрожащем свете ...

Читать дальше...

В зале Таллиннской городской электростанции. 1938 год.

«Особенно дорого электричество в Таллинне, Нарве и Нымме...»

Вынесенная в заголовок фраза вовсе не позаимствована из современных СМИ: неприятные сюрпризы ежемесячный счет за свет приносил, случалось, и в ...

Читать дальше...

Общежитие на Акадеэмиа теэ, 7 – первый многоэтажный жилой дом Мустамяэ в начале шестидесятых годов.

«Дом с негаснущими окнами»: самый первый в Таллинском Мустамяэ

Современная история Мустамяэ началась ровно шестьдесят лет тому назад: в январе 1962 года в первый многоэтажный дом нынешней части города ...

Читать дальше...

Узнаваемая панорама таллиннских крыш на заставке номера газеты «Waba Maa» от 24.12.1930.

Поздравления с первой полосы: праздничный наряд газетных номеров

Для того, чтобы узнать о приближении зимних праздников, жителю былого Таллинна не было нужды заглядывать в календарь: вполне хватало бросить ...

Читать дальше...

«Нам, Каурый, за ними все равно не угнаться, так хоть отставать не станем»:
прежние и современные методы уборки снега на карикатуре Э.Вальтера. 
Газета «Õhtuleht», 1951 год.

От лопат до стальных «лап»: арсенал таллиннских снегоборцев

Уборка таллиннских улиц от снега и наледи – как вручную, так и с помощью разного рода специальных приспособлений и машин ...

Читать дальше...

Таким видел застройку площади Вабадузе между Пярнуским шоссе и улицей Роозикрантси архитектор Бертель Лильеквист. Рисунок из хельсинской газеты Huvudstadtsblatter, 1912 год.

Таллинн, построенный финнами: северный акцент портрета города

Шестое декабря – День независимости Финляндии – самая подходящая дата вспомнить о вкладе северных соседей в архитектурный облик Таллинна. Не много ...

Читать дальше...

В руках деревянного воина, как и прежде, – меч и копье, под ногами – полевой цветок.
Фото: Йосеф Кац

Кривой меч и копье с вымпелом: амуниция для деревянного воина

Один из шедевров прикладной скульптуры эпохи барокко и герой сразу нескольких современных гидовских баек вновь предстал перед горожанами практически в ...

Читать дальше...

Подводная лодка «М-200» (у пирса) и однотипная с ней «М-201» после перевода на Балтику. 1945 год.

«Курск» Балтийского флота: жертвы и герои подлодки «Месть»

Шестьдесят пять лет тому назад у самых берегов Эстонии разыгралась трагедия, соизмеримая по драматизму с гибелью российской подводной лодки «Курск». Увидав ...

Читать дальше...

Паровоз-памятник во дворе Таллиннской транспортной школы, фото 2015 года.

«Кч 4» со двора на ул. Техника: прощание с паровозом-памятником

В конце минувшего месяца Таллинн лишился частицы своей транспортной истории: локомотив-памятник, стоявший перед историческим зданием железнодорожного училища на улице Техника, ...

Читать дальше...

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в районе улицы Гонсиори. На её месте ныне цветочный магазин "Каннике"

Утраченные храмы и часовни Таллина

В 1734 году в районе Каламая была построена деревянная гарнизонная церковь Феодора Стратилата на Косе. В начале XIX века богослужения в Феодоровском ...

Читать дальше...

...и столичный постовой. Рисунок из газеты «Эсмаспяэв», 1932 год.

Стражи безопасного движения в Таллине: юбилей дорожных знаков

Вот уже девять десятков лет, как дорожные знаки являются неотъемлемым элементом уличного пейзажа Таллинна - настолько привычным, что замечают их ...

Читать дальше...

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.




Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
Эстония - страна интеллигентная и культурная. Причём это не "культур-мультур" Питера, и не московская показуха вечерних нарядов. Например, гастроли какой-нибудь театральной труппы или премьера собственного спектакля - общегородское событие. И собираются на него и стар, и млад, и беден, и олигарх. Серьёзно. Таллинн, кстати - эдакий "российский голливуд", точнее, его натурная съёмочная площадка. Потрясающие задники для любых исторических и не очень киноэпосов. Каких только фильмов здесь не снималось... А ещё Таллинн очень популярен у фотографов. Здесь можно поймать миллионы "вкусных" моментов. И поэтому в книжных магазинах наряду с "открыточно-достопримечательными" книгами по Таллинну продаются авторские фотоальбомы многих известных фотохудожников. Эстония - ещё в советские годы была "не от соцмира сего". Эдакий налёт отстранённости присутствовал. А сейчас - и подавно совсем европейская страна стала.
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!