А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Следует знать…
С Вышгорода в Нижний город можно спуститься несколькими путями: по ступенькам Паткулевской лестницы, по улице Тоомпеа, лежащей между Харьюмяги и Линдамяги, но, пожалуй, лучше воспользоваться улицей Пикк-Ялг (Длинная нога). До XVII века она была единственной дорогой, связывающей Вышгород и Нижний город. Вступив на эту улицу, вы почувствуете себя как в глубоком рву: с двух сторон ее обрамляют высокие стены из известняковых плит. Этими стенами в середине XV века непокорный Нижний город отгородился от властолюбивого Вышгорода.
Хроники Таллина

ещё темы...

Говорят так:
Невероятно романтическая и пестрая история Таллинна началась почти 850 лет назад. По одной из легенд, а Таллинн полон ими, как старинный бабушкин сундук, датский король Вольдемар, захвативший к началу XII века весь север Эстонии, выехал со своей свитой на охоту. Увидев оленя небывалой красоты, Вольдемар приказал взять его живым. Но гордый зверь не дался в руки датчанам и бросился с высокой отвесной скалы. Восхищенный король решил возвести на этом месте город. Так, по преданию, возник Таллин, нынешняя столица Эстонской Республики. Его старое название, - Реваль, происходит от датского выражения, в переводе: «косуля упала».
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1275 posts
    • 0 comments
    • 37 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 235 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

Один из оригинальных памятников сакральной архитектуры довоенного Таллинна пал на рубеже прошлого и нынешнего столетий жертвой девелоперских компаний и бездумной культурной политики.

В воскресенье, 28 октября 1934 года, тихую и патриархальную улицу Каупмехе было не узнать.

Не только необычная для здешних мест многолюдность была тому причиной — изменился фронт уличной застройки, приобретя намек на масштабность, присущую столичному городу.

Макет здания гернгутерской церкви на улице Каупмехе.

Макет здания гернгутерской церкви на улице Каупмехе.

Здесь, на месте неказистого деревянного дома под номером 15, буквально за считанные летние месяцы вырос по-нордически суровый и по-таллиннски аскетичный фасад, украшенный массивным четырехколонным портиком.

Портик венчал сияющий в лучах низкого осеннего солнца вытянутый крест, указывая на конфессиональную принадлежность постройки — молельный зал таллиннской Евангелической братской общины, называемой также гернгутерской.

Точка на карте

Гернгут — крохотный городок на восточной границе Саксонии: такой и на всякой карте с первого раза не отыщешь.

Трудно представить, что три века назад слава его гремела не только по Европе, но и за ее пределами: здешних уроженцев можно было встретить повсюду, от шхер Скандинавии до устья Амазонки.

Своим возникновением Гернгут обязан графу Николаю Людвигу фон Цинцендорфу — в 1722 году он пригласил поселиться в своем поместье последователей гуситского вероучения, притесняемых на родине католической церковью.

От других протестантских течений членов гернгутерской общины отличали, в первую очередь, стремление к церковной проповеди, миссионерству и обращению в «истинную веру» тех, кому она еще не открылась.

В 1727 году Община моравских братьев официально оформилась. Через два года один из ее лидеров — столяр Христиан Давид — отправился в путешествие на окраину Европы — побережье Балтики.

Миссионерскую деятельность в Ревеле он начал весной 1729-го. А спустя семь лет город посетил сам граф Цинцендорф — сотни прихожан слушали его проповедь в церкви Олевисте.

Путь к признанию

Интерьер алтарной части ее главного зала.

Интерьер алтарной части ее главного зала.

Ревельским бюргерам, разоренным Северной войной и помнившим об ужасах сопутствующей ей чумы, идея безапелляционного принятия Божьей воли и спасения не знанием, но верой, оказалась близкой.

Но, пожалуй, еще больше учение моравских братьев пришлось по душе местному ненемецкому люду — сельское эстонское население откликнулось на проповедь гернгутеров подлинным религиозным пробуждением.

Формально обращенные в католичество еще во времена Северных крестовых походов, «заодно с помещиками» перекрещенные в лютеранство в годы церковной реформации эстонцы в массе своей были достаточно далеки от христианского вероучения.

За годы гернгутерам удалось добиться того, чего официальная церквь не сумела сделать за пятьсот лет. Отказ от бытовой магии, совместное пение псалмов, изучение библейских текстов — всё это привнесли в жизнь эстонского села моравские братья.

Популярность их учения стала вызывать опасения не только у местных лютеранских пасторов, но и у Синода. В 1743 году императрица Елизавета Петровна и вовсе запретила деятельность гернгутерских общин по всей России.

Запрет продлился два десятилетия — Екатерина II отменила его, а Александр I разрешил свободное издание в Российской империи духовной литературы за авторством моравских братьев.

Уличные чтения

Первая гернгутерская молельня в Таллинне была основана в 1828 году, по большому счету — даже не в самом городе, опоясанном кольцом крепостных стен, а в ближайшем предместье.

Точнее, на современной улице Каупмехе: еще и сто лет назад газетчики описывали ее как «царство вылинявших стен, косых заборов, перемигивающихся слепых фонарей» — границу между «немецким» и «эстонским» городом.

Относящиеся к любой пышности и роскоши радикально-негативно, моравские братья проводили свои богослужения не в церквях, а в любых мало-мальски приспособленных для совместного времяпрепровождения помещениях.

Ничем не отличалась от окружающей застройки, вероятно, и городская молельня моравских братьев — одноэтажный деревянный дом, о сакральном предназначении которого догадывались лишь прихожане.

Не выделяясь внешне, церковь гернгутеров, однако, оставила след в городской топонимике: в 1883 году нынешнюю улицу Каупмехе официально переименовали в Bethhausstraße — улицу Молельни.

На эстонском языке она носила название Лугемизе, то есть — улица Чтения. Речь тут, понятное дело, шла о практикуемом гернгутерами совместном чтении и толковании Священного писания.

Рекордные сроки

Создание независимой Эстонской Республики стало для различных протестантских конфессий, до того пребывающих в тени лютеранства, подлинным «звездным часом» и временем больших надежд.

Уже в первой половине двадцатых годов они взялись за строительство собственных сакральных зданий: адвентисты — на бульваре Мере и улице Татари, баптисты — в переулке Туру, евангелисты — на утраченной после войны улице Вяйке-Компасси.

Осенью 1928 года таллиннские гернгутеры — к тому времени их стали называть уже не моравскими братьями, а просто — Братской общиной, или официально Независимой общиной евангелических братьев — отметили столетие молельни на улице Каупмехе.

Тогда же встал вопрос о расширении здания: перестроить и модернизировать его по проекту архитектора Карла Тарваса намеревались к сто пятой годовщине молельни. Но городские власти по какой-то причине категорически отклонили этот план.

Община подумала и решилась на радикальный шаг — былое здание, морально явно устаревшее, было решено снести полностью, а вместо него построить новую церковь, внешне и внутренне отвечающую последнему слову сакрального зодчества.

Проект, выполненный немецким архитектором Эугеном Сахариасом, был реализован в рекордные сроки: фундамент начали копать в мае, под крышу здание подвели в августе, внутреннюю отделку завершили в октябре 1934 года.

Свет и простор

Восторгаясь обликом новой молельни гернгутеров, газеты делали особый акцент на ее вместимости — тысяча мест.

Простим преувеличение: большой ее зал мог вместить шестьсот сорок, малый — семьдесят восемь прихожан. Но и в этом случае церковь на Каупмехе относилась к числу самых больших сакральных построек, возведенных в столице довоенной ЭР.

Внушительным был и внешний вид: Сахариас решил украсить его мощной колоннадой, позаимствованной из церковной архитектуры тогдашней Германии — явным прообразом тут послужил притчевый дом кирхи апостола Матфея в берлинском районе Штеглиц.

Некоторую «сумрачность и угрюмость» оригинала, обусловленную строительным материалом — темнокрасным клинкерным кирпичом, таллиннский зодчий смог преодолеть, оштукатурив доломитовые фасады и окрасив их в белый цвет.

Сахариас, убежденный функционалист, постарался наполнить ощущением света и свободного пространства, так высоко ценимыми этим архитектурным стилем, и интерьеры гернгутерской церкви.

В частности, балкон, опоясывающий большой молельный зал, «парил в воздухе», не опираясь на колонны, а двери, ведущие из него в малый зал, были стеклянными, полностью прозрачными.

Отсроченный конец

Многочисленные местные и зарубежные гости, съехавшиеся в Таллинн на освящение новой церкви, едва ли могли себе представить, сколь трагически кратким окажется ее век.

В 1940 году советская власть не перерегистрировала Общину евангелических братьев, в принудительном порядке соединив ее с лютеранской церковью. Следующей весной в рамках дополнительной волны переселения остзейцев выехал в Германию архитектор Сахариас.

От рейда советских ВВС в марте 1944-го Каупмехе пострадала меньше, чем соседние улицы исторического предместья Сибулаюола. Однако зажигательная бомба попала точно в здание гернгутерской церкви: вспыхнувшая крыша провалилась внутрь здания.

По сравнению с другими памятниками сакральной архитектуры, пострадавшими в ходе мартовской бомбардировки, зданию повезло: его не снесли, а восстановили, передав в 1947 году под съемочный павильон Таллиннской киностудии.

Последняя лента на «Таллинн-фильме» была снята в 1998 году. И хотя в прессе раздавались голоса — что здание легендарной студии должно быть сохранено как памятник культуры, инвесторы оказались к ним глухи.

Точно и не проследить, когда бывшая церковь пошла под слом — в самом конце девяностых или в начале двухтысячных. Во всяком случае офисно-жилое здание на ее месте появилось в 2004 году.

Украшает ли оно облик улицы Каупмехе? Вопрос, мягко говоря, дискуссионный. Но хотя бы мемориальная табличка на фасаде здания — в память о его предшественнице — ясно не была бы лишней…

Йосеф Кац
«Столица»











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.







Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Гостиничный комплекс «Пеолео» в день своего открытия.

Иволга на обочине шоссе: мотель и кемпинг «Пеолео»

Первая ласточка – вернее, пожалуй, было бы сказать «первая иволга» – частного гостиничного бизнеса современной Эстонии «свила гнездо» тридцать лет ...

Читать дальше...

Флагман Эстонского морского пароходства «Георг Отс». Открытка восьмидесятых годов прошлого века.

Белоснежный красавец-теплоход: легендарный «Георг Отс»

Ровно сорок лет тому назад северный сосед стал ближе: в июне 1980 года на линию Таллинн-Хельсинки вышел, без преувеличения, легендарный ...

Читать дальше...

Дом священника Стратановича полвека тому назад.

Шанс на возрождение: дом священника Стратановича в Кадриорге Дом Стратановича

Доминанта исторической застройки одной из кадриоргских улиц и, без преувеличения, шедевр деревянной архитектуры всего Таллинна спасен от гибели: начата реставрация ...

Читать дальше...

Mündi Baar. Бар Лисья Нора в Таллине

Мюнди-бар, или по другому, - Лисья Нора. Каким он был в разные годы. На первом снимке, рядышком расположился бар. "Вяйке ...

Читать дальше...

1962 Tallinn Viru tänaval müüdi raamatuid, nüüd lilli samas kohas

Таллин. улица Виру. 1962 год.

Где ныне продают цветы, в близком 1962 году, имелся книжный развал. Источник: ajapaik.ee  

Читать дальше...

Работы по демонтажу памятника Петру Великому начались в ночь с 29 на 30 апреля 1922 года.

Работы по демонтажу начались 29 апреля 1922 года памятник Петру Великому, стоявший на Петровской площади Таллинна (ныне площадь Свободы). Памятник первому ...

Читать дальше...

Первые советские кинотеатры в Таллине

В интернете появилось познавательное видео про историю кинотеатров в Таллине, в советский период.   

Читать дальше...

Всё хорошо, Таллин 1992 / Kõik On Hea, Tallinn 1992 / Everything Is Good, Tallinn 1992

Kõik On Hea, Tallinn 1992 / Всё хорошо, Таллин, 1992 / Everything Is Good, Tallinn 1992. Vennaskond "Kõik on hea". ...

Читать дальше...

Таллинская весна 1960 года. Столица Эстонии ровно 60 лет назад.

В том году, то есть ровно 60 лет назад, кардинально изменился облик таллиннского Певческого поля вследствие того, что было построено ...

Читать дальше...

Таксофоны.

ФОТО: Lembit Soonpere, Eesti Filmiarhiiv

Эстония в советские годы: вещи, о которых многие из нас уже не помнят

В то время, когда люди старшего поколения ищут свои трудовые книжки, молодым людям стоит напомнить о вещах и явлениях, которые ...

Читать дальше...

Интерьеры бастионных ходов Таллинна в наши дни – в той их части, где размещена экспозиция резных камней.

От казематов к музейным залам: вчера и сегодня бастионных ходов Таллина

Десять лет назад одним белым пятном на карте Таллинна стало меньше: для посетителей открылись подземные ходы, скрытые в недрах бывшего ...

Читать дальше...

Акварель Йоханнеса Хау, изображающая ул. Виру по направлению к Ратушной площади в 1830-х годах.

Восемь столетий Таллинна: век пятнадцатый, каменный

Век пятнадцатый – от основания же города третий – применительно к таллиннской истории по праву можно именовать «каменным». Не в том, ...

Читать дальше...

Городская стена — самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.




Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
Таллин капитулировал перед победоносными русскими войсками 29 сентября 1710 года. Царь Петр впервые посетил город в декабре 1711 года, он остановился в доме на Тоомпеа, в настоящее время - дом № 4 на площади Лосси. В последующие годы царь останавливался в своем городском дворце (на месте дома № 8, по улице Толли). В 1714 году Петр приобрел поместье, названное им в честь царицы Екатериненталем (Долина Екатерины). Тогда же был построен Старый дворец (Домик Петра), небольшое здание в силе барокко. В 1718 году началось строительство Нового дворца, причем Петр собственноручно положил в северном углу стены дворца три кирпича - они не оштукатурены и видны в стене.
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!