А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Следует знать…
Первые уличные фонари появились в Таллинне в 1710 году - они висели посреди улиц на веревках. И зажигались только в приезд важных вельмож или в большие праздники.
Хроники Таллина

ещё темы...

Говорят так:
Геральдические львы на гербе являются одним из наиболее древних символов Эстонии. Они использовались уже в XIII веке. Были изображены на большом гербе - Таллинна. Таллинну достались эти изящные синие львы от короля Дании Вальдемара Второго, т.к. в то время Северная Эстония находилась под властью Дании. И действительно, они очень похожи на львов с герба Датского Королевства.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1273 posts
    • 4 comments
    • 33 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 235 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 words in comments
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

Один из наиболее характерных архитектурных памятников своей эпохи верой и правдой служит таллиннцам вот уже шесть десятилетий.

Изначально — жилой дом, ничем внешне не выдающийся и типичный по своему облику для городских предместий.

Затем — крупнейший в городе синематограф, скрывающий за решенной в духе вариации на тему классицизма уличной «кулисой», построенный по последнему слову инженерной мысли кинозал.

Нынешний Центр Русской культуры в год своего открытия. Левое крыло включает в себя стены причтового дома, центральная часть - кинотеатр "Гранд-Марина".

Нынешний Центр Русской культуры в год своего открытия. Левое крыло включает в себя стены причтового дома, центральная часть — кинотеатр «Гранд-Марина».

Потом — спроектированное, но так никогда и не построенное спортивное сооружение, пытавшееся синтезировать в своем облике каноны официального соцреализма с языком местной архитектурной традиции.

Наконец — самый, пожалуй, чистый и целостный, как принято говорить — эталонный, образчик сталинского ампира, достигшего ко второй половине пятидесятых годов прошлого столетия своего апогея и логической кульминации.

Всё это — нынешний таллиннский Центр русской культуры на бульваре Мере, «урожденный» Дом офицеров Балтийского флота, в нынешнюю пятницу, 14 ноября, отмечающий славную и солидную дату—день своего шестидесятилетия.

За стеной

В пресс-сообщении ЭТА, опубликованном 23 февраля 1954 года на следующий день после официального открытия Дома офицеров, о богатой предыстории здания нет ни слова.

Приезжему читателю «Советской Эстонии» могло бы показаться, что речь идет о совершенно новом здании. Городские старожилы помнили: это, мягко говоря, абсолютно не соответствует действительности.

Квартал на месте нынешнего Центра русской культуры начал формироваться во второй половине позапрошлого века — после того, как в 1857 году Ревель был вычеркнут из списка городов-крепостей, магистрат начал здесь продажу земельных участков.

Раскупались они не слишком охотно: почва на месте былого крепостного рва была плохая, да и неясным оставалось, где в будущем планируется построить железнодорожный вокзал: Русский рынок перед воротами Виру рассматривался как один из реальных вариантов.

Первый свисток паровоза прозвучал над Ревелем не с восточной, а с западной стороны упраздненных городских укреплений в 1871 году. А еще лет через десять-пятнадцать на углу нынешнего бульвара Мере и улицы Инсенеэри появилась первая постройка.

Был это причтовый дом: жилище настоятеля расположенной совсем неподалеку, буквально — по ту сторону осевшей крепостной стены, православной церкви Николая Чудотворца.

Синематограф Войнова

Не позднее 1882 года он обзавелся соседом: двухэтажным каменным домом, построенным, как и множество зданий той поры, по проекту архитектора Николая Тамма-старшего.

Через двадцать один год хозяином ничем до того не примечательной постройки стал Василий Симеонович Войнов — директор Балтийских маячных мастерских, инженер, механик, изобретатель, владелец двух ревельских синематографов.

21 марта 1913 года он обратился в Городскую управу с просьбой разрешить ему перестройку домовладения — соорудить мощный каменный подвал, простирающийся далеко за линию застройки в сторону крепостных стен Старого города

Он, по задумке Войнова, должен был стать цокольным этажом огромного, без преувеличения, зрительного зала, способного вместить до тысячи трехсот поклонников киноискусства подобных масштабов губернский Ревель доселе не знал.

Оригинально был решен и парадный фасад будущей постройки. Украшенный вставками из майоликовой плитки и кованым металлическим декором, он не имел аналогов в местной архитектуре, будучи похожим, скорее, на особняки дачных районов Петербурга.

Авторство этого оригинального проекта пока не установлено. Как и не установлена причина, заставившая Войнова отказаться от него: открывшийся в декабре 1913 года, кинотеатр был решен в духе вариаций на тему русского классицизма.

Впрочем, об архитектурных достоинствах здания газетчики той поры писали меньше, чем об инженерной стороне дела: каркас двухъярусного балкона, потолок зрительного зала
были смонтированы из железобетонных конструкций.

В пору, когда пожары были главным бичом зрелищных сооружений, выбор Войновым строительного материала был более чем актуален. Именно он, как выяснилось через четверть века, оказался для судьбы здания решающим.

Физкульт-проект

.. ..В повестке дня заседания Таллиннского горисполкома 13 января 1948 года среди прочего значилась и судьба выгоревших руин, высившихся по адресу: бульвар Мере, 10.

При отступлении из города частей Красной армии кто-то из начальства отдал странное распоряжение — уничтожить все имеющиеся в городе кинопленки в здании кинотеатра «Арс», известный, впрочем, и под своим дореволюционным названием «Гранд-Марина».

Огонь быстро перекинулся с целлулоида на внутреннюю отделку помещений — и к моменту вступления в город частей вермахта от здания осталась одна коробка стен. Словно этого было мало, в марте 1944-го в нее попало несколько авиационных бомб.

Инженерный расчет Войнова, к тому времени уже погибшего в сибирской ссылке, оказался безупречным: стены выстояли. Они оказались настолько крепкими, что снос их в ходе работ по очистке Таллинна от развалин был признан нецелесообразным.

Городские власти решили передать их Республиканскому комитету по физической культуре и спорту — для устройства в бывшем кинотеатре крытого плавательного бассейна: архитектор Р. Ныва даже подготовил его проект.
Будь он реализован — Таллинн пополнился бы оригинальной постройкой: фасад времен Войнова предлагалось встроить в массивное здание, внешне похожее на дом Академии наук ЭССР на Театральной площади.

Однако необходимых для воплощения задуманного в жизнь двух с лишним миллионов рублей у физкультурников, по-видимому, не нашлось: обнесенные забором руины ждали своего часа.

Флотский порядок

Ждать, к счастью, пришлось недолго: уже через три года на законсервированную стройплощадку пришли строители. Целые две роты — строители были военными.

Задача перед ними стояла грандиозная: перестроить имеющуюся коробку стен в современное здание Дома офицеров Балтийского флота и завершить работы к двадцатипятилетию создания РККА.

Амбиции были оправданными: в столице ЭССР на тот момент был расквартирован главный штаб Балтийского флота. Ютиться его дому культуры в былых помещениях Ревельского морского офицерского собрания на Ратушной площади явно не подобало.

Возводить здание было решено на добровольные пожертвования — случай в практике социалистического градостроительства, скажем прямо, не слишком распространенный. Денежные переводы пошли от моряков, служивших по всему Балтийскому побережью.

«Сэкономить» решили на проекте: воспользоваться решили типовым, общесоюзным, «военпроектовским», под номером 28. Привязать его к специфическим таллиннским условиям взялся сам его разработчик, архитектор Александр Кузнецов.

Строительное управление Балтийского флота при непосредственном участии Петра Михлина безвозмездно подготовило всю проектную документацию. Руководил ходом работ фронтовик и опытный строитель Петр Бушманов.

Уложиться к намеченной изначально дате, правда, не успели: к лету 1953 года здание на бульваре Мере только подвели под крышу. На отделку и благоустройство территории ушло еще несколько месяцев.

Для всех

Дом офицеров Балтийского флота был торжественно открыт в феврале 1954-го. А в декабре того же года газеты перепечатывали речь Никиты Хрущева, ознаменовавшей начало борьбы с «архитектурными излишествами».

ДОФ оказался практически идеальным объектом для критики: оно воплощало собой идеалы сталинского ампира в хрестоматийном виде — шестиколонный ампирный портик фасада, обилие искусственного мрамора и позолоты в интерьерах, хрустальные люстры…

Открыто он, учитывая «военный» статус учреждения культуры, конечно, не критиковался. Но оказался словно в тени забвения: с шестидесятых годов его изображения исчезают со страниц таллиннских путеводителей и с туристических открыток.

Уникальный интерьер здания, над которым работали специалисты из Москвы и Ленинграда, равно как и фасады, украшенные работами эстонских скульпторов, смогли вновь оценить по достоинству лишь сорок с лишним лет спустя — в середине девяностых.

«Стоя сегодня на сцене, я ощущаю себя не в знакомом давно зале, а словно бы в каком-то дворце или музее, — признавался тогда директор ЦРК Юрий Поляков.
— Но вокруг — не благоговейная музейная тишина, а кипящая с утра до вечера жизнь.»

В нашем доме занимаются творческие коллективы — драматические, хоровые, хореографические, музыкальные, художественные. Проходят концерты, спектакли, выставки, лекции, многочисленные праздники, работают различные студии.

На сцене ЦРК часто гастролируют зарубежные коллективы самых разных музыкальных и драматических направлений. Приходите — наш дом, правильнее сказать, наш общий дом — открыт для всех!»

Йосеф Кац

«Столица»











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.







Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Дом священника Стратановича полвека тому назад.

Шанс на возрождение: дом священника Стратановича в Кадриорге Дом Стратановича

Доминанта исторической застройки одной из кадриоргских улиц и, без преувеличения, шедевр деревянной архитектуры всего Таллинна спасен от гибели: начата реставрация ...

Читать дальше...

Mündi Baar. Бар Лисья Нора в Таллине

Мюнди-бар, или по другому, - Лисья Нора. Каким он был в разные годы. На первом снимке, рядышком расположился бар. "Вяйке ...

Читать дальше...

1962 Tallinn Viru tänaval müüdi raamatuid, nüüd lilli samas kohas

Таллин. улица Виру. 1962 год.

Где ныне продают цветы, в близком 1962 году, имелся книжный развал. Источник: ajapaik.ee  

Читать дальше...

Работы по демонтажу памятника Петру Великому начались в ночь с 29 на 30 апреля 1922 года.

Работы по демонтажу начались 29 апреля 1922 года памятник Петру Великому, стоявший на Петровской площади Таллинна (ныне площадь Свободы). Памятник первому ...

Читать дальше...

Первые советские кинотеатры в Таллине

В интернете появилось познавательное видео про историю кинотеатров в Таллине, в советский период.   

Читать дальше...

Всё хорошо, Таллин 1992 / Kõik On Hea, Tallinn 1992 / Everything Is Good, Tallinn 1992

Kõik On Hea, Tallinn 1992 / Всё хорошо, Таллин, 1992 / Everything Is Good, Tallinn 1992. Vennaskond "Kõik on hea". ...

Читать дальше...

Таллинская весна 1960 года. Столица Эстонии ровно 60 лет назад.

В том году, то есть ровно 60 лет назад, кардинально изменился облик таллиннского Певческого поля вследствие того, что было построено ...

Читать дальше...

Таксофоны.

ФОТО: Lembit Soonpere, Eesti Filmiarhiiv

Эстония в советские годы: вещи, о которых многие из нас уже не помнят

В то время, когда люди старшего поколения ищут свои трудовые книжки, молодым людям стоит напомнить о вещах и явлениях, которые ...

Читать дальше...

Интерьеры бастионных ходов Таллинна в наши дни – в той их части, где размещена экспозиция резных камней.

От казематов к музейным залам: вчера и сегодня бастионных ходов Таллина

Десять лет назад одним белым пятном на карте Таллинна стало меньше: для посетителей открылись подземные ходы, скрытые в недрах бывшего ...

Читать дальше...

Акварель Йоханнеса Хау, изображающая ул. Виру по направлению к Ратушной площади в 1830-х годах.

Восемь столетий Таллинна: век пятнадцатый, каменный

Век пятнадцатый – от основания же города третий – применительно к таллиннской истории по праву можно именовать «каменным». Не в том, ...

Читать дальше...

Раскрыт секрет двери Бременской башни в Таллинне. Оказалось, что ей 600 лет!

Результаты исследования показали, что внутренняя дверь таллиннской Бременской башни была изготовлена, вероятнее всего, в конце XIV – начале XV века. ...

Читать дальше...

Для поколения родителей Георг Отс – это еще и имя на борту парома хельсинской линии, для поколения детей – название мемориального трамвая маршрута Тонди-Кадриорг.

«Но есть у нас Таллинн…»: по столице с Георгом Отсом

Ровно сто лет тому назад - 21 марта 1920 – на свет появился Георг Отс: человек, которому при жизни стать ...

Читать дальше...

Городская стена — самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.




Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
Исследователь истории фабрики «Калев» Отто Кубо, полагает, что «таллинский» марципан вряд ли мог быть придуман в Европе: у нас не растет миндальное дерево и не делают сахар. Скорее всего, рецепт пришел с Пиренейского полуострова - с торгующими с Сицилией арабами, и уже оттуда - в материковую часть Европы. Или, как розовая вода, - из Турции. Ну, а дальше - понятно: у Ревеля были хорошие связи с другим членом Союза ганзейских городов - Любеком...
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!