А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Следует знать…
Однажды Линда, вдова Калева, несла к нему на могилу большую глыбу. Она торопливо ступала по холму Ласнамяги, неся на спине в праще, сплетенной из своих волос, целую скалу. Тут вдова споткнулась, и тяжелый камень скатился с ее плеч. Не поднять было Линде эту скалу - от горя бедняжка высохла, потеряла былую силу рук. Женщина села на камень и заплакала горючими слезами, жалуясь на свою вдовью долю. Добрая фея ветров ласково гладила шелк ее волос и осушала ее слезы, но они все струились и струились из очей Линды, словно ручейки по горному склону, собираясь в озерцо. Озерцо это становилось все больше и больше, пока не превратилось в озеро. Оно и поныне находится в Таллинне на холме Ласнамяги и называется Юлемисте (Верхнее). Там можно увидеть и камень, на котором сидела плачущая Линда. И если тебе, путник, доведется идти мимо озера Юлемисте, остановись и вспомни о славном Калеве и его неутешной Линде.
Говорят так:
В 1918 году Эстония обрела независимость. Однако война на несколько лет задержала решение вопросов ее государственности. В 1923 году в Эстонской Республике проводился гербовый конкурс, который не дал результатов. Тогда Государственная Дума в июне 1925 года утвердила исторически сложившийся герб с изображением трех леопардов синего цвета без корон, с красными языками и серебряными глазами, расположенных на золотом фоне щита. Отсутствие корон на головах леопардов вполне объяснимо. Корона - один из символов монархии, Эстония же стала республикой. Прецедент снятия корон к тому времени уже был. Его создало в 1917 году Временное правительство России. Оно в качестве герба оставило двуглавого орла, освободив его от всех имперских атрибутов - корон, скипетра и державы. Вместе с тем сохранения орла - сердцевины герба - выражало историческую преемственность с гербом Российского государства.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1306 posts
    • 0 comments
    • 37 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 236 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

Образчик позднесоветской архитектуры малых форм, неожиданно ставший известным вне профессиональных кругов, уходит в историю, но обещает вернуться к тал­линнцам самым характерным своим элементом.

Здание, на протяжении большей части своей биографии известное разве что окрестным жителям, за считанные дни до своего сноса попадает в сюжеты теленовостей и на первые полосы газет: случай в таллиннской практике не то чтобы слишком тривиальный, но…

Архитектор Лембит Альясте не задумывался об эффектном виде на телебашню, но и представить себе «обрастание» своего творения рыночными прилавками не мог.

Архитектор Лембит Альясте не задумывался об эффектном виде на телебашню, но и представить себе «обрастание» своего творения рыночными прилавками не мог.

Но — прецедент создан: комплекс торговых павильонов по адресу: Линнамяэ теэ, 59 и 61, уступающий на этой неделе место для строительства крупнейшего в Ласнамяэ супермаркета, уже точно не сгинет без следа.

Кампания по спасению самого выра­зительного акцента мини-ансамбля — пяти декоративных арок—развернутая волонтерами из объединения Lasnaidee, обещает сохранить их для потомков.

На новом месте, не исключено — в новом качестве, они смогут послужить памятником не только ревнителям их сохранения, но, что значительно важ­нее, — архитекторам-градостроителям Ласнамяэ.

Задумка и реализация

Самую населенную часть города со­временной столицы Эстонии впервые собирались застраивать давно: более ста лет назад.

Проект «Большого Таллинна», разработанный в 1913 году гением финского модерна Элиэлем Саариненом, предполагал возведение здесь представительного жилого района с Художественным музеем и Оперной площадью.

Первая мировая война и революция эти планы перечеркнули: масштабное строительство на Ласнамяэ началось шестьдесят лет спустя: план архитек­торов Марта Порта, Малль Меэлак и Олега Жемчугова был принят к реали­зации в 1973-м.

Уже через десять лет стало ясно: обеспечив таллиннцев жильем, они не удосужились придать району уют и то, что принято называть «человеческим измерением», — карикатуры на «камен­ные джунгли Ласнамяэ» публиковались на страницах прессы открыто.

О том, что построенному Ласнамяэ не хватает построек «с человеческим измерением», писалось открыто. Винить планировщиков нет нужды: возможности своего времени не по­зволили им разом воплотить в жизнь всё из задуманного — главная компо­зиционная ось проекта, заглубленная автомагистраль, была реализована с опозданием почти на десятилетие.

Одновременно с началом работ по ее сооружению в начале восьмидесятых годов на повестку дня встал вопрос организации городского пространства по обе стороны улицы — мостов над проезжей частью, остановок обще­ственного транспорта, магазинов.

Торговый комплекс на территории тогдашнего VI микрорайона — нынеш­него Прийсле — было решено строить весной 1983 года. Проектирование его было поручено архитектору Лембиту Альясте.

Подчеркнутый модернизм

Уроженец Ксйла, выпускник Таллинн­ского политехнического института Лембит Альясте принадлежал к перво­му поколению собственно советских архитекторов Эстонии: родившийся в год начала Второй мировой, он рос и формировался уже в ЭССР.

Ощутить в своем творчестве диктат помпезного сталинского ампира по­слевоенных годов он, попросту в силу возраста, не успел — а потому работал в духе «реабилитированного» при Хрущеве конструктивизма, смело экс­периментируя с материалами и формой.

Новизной и подчеркнутым модер­низмом веет от составленного им в середине шестидесятых годов проекта застройки квартала между улицами Харью и Рюйтли, где планировалось построить корпуса Эстонского художе­ственного музея.

Переосмыслением даже не местного довоенного баухауза, и работ россий­ских архитекторов времен авангарда двадцатых годов можно считать жилые дома на начальном отрезке Палдиского шоссе, расположенные к проезжей части торцом.

Многоквартирный дом на улице Лийвалайа с торговыми и библиотеч­ными помещениями на первом этаже, универсальный магазин «Котка» в Лас­намяэ и административно-торговый комплекс на остановке «Нурменуку» в Ыйсмяэ — тоже работы Альясте.

Активно строил он и за пределами столицы: два частных жилых дома на тартуской улице Выру, например, даже взяты несколько лет тому назад под государственную охрану—как ценные образчики индивидуального жилищ­ного строительства семидесятых годов.

Альясте экспериментировал в духе даже не довоенного баухуаза, а советского конструктивизма двадцатых.

Торговый и административный центр VI микрорайона, пожалуй, стал для архитектора вехой на пути пере­хода от модернизма к пост-модернизму: радикальная функциональность начала сочетаться с декором.

Штрихи эпохи

Пять арок, соединяющие между собой симметрично расположенные павильо­ны, никакой конструктивной нагрузки не несут. Зато несут эмоциональную: придают приземистому сооружению воздушность и легкость.

Черты, ценимые всегда, а в сугубо утилитарной, по большому счету, по стройке — прежде всего: в пресловутых

«каменных джунглях» словно появлял­ся каркас гигантской галереи-перголы — вроде тех, что восстановлены ныне в верхнем саду Кадриоргского дворца.

Коллеги Альясте вспоминают: изна­чально архитектор даже и не задумы­вался, что сквозь арки откроется вид на маячащую где-то вдали, на заднем плане иглу таллиннской телебашни, — находка эта оказалась из числа сов­падений случайных, но счастливых.

Свободно стоящие бетонные арки несут не функциональную, а чисто эмоциональную нагрузку. Арки связывали между собой симметричные корпуса, в одном из которых было намечено разместить продовольственный универсам и бар-кафетерий, в другой — магазин бытовой химии.

Комплекс включал в себя также пункт приема стеклотары, обще­ственный туалет, отделение милиции, контору ЖКХ, два встроенных ларька для летней торговли квасом и кругло­годичной — мороженым.

Еще одна характерная черта — запланированный пункт приема утиля и макулатуры: живое свидетельство эпохи, когда лозунг «Экономика должна быть экономной» воспринимался без тени иронии.

Намеревался Альясте провести озе­ленение комплекса и обустроить на его территории места для отдыха. А также — соединить его тоннелем с противоположной стороной автомагистрали.

Закат на рассвете

Проекты, хранящиеся в архиве Таллиннского департамента планиро­вания, датированы 1984 годом. Однако к реализации намеченного строители приступили года через два-три.

В эксплуатацию объект был сдан то ли только на самом закате десятилетия, то ли на заре следующего. Во всяком случае, архитектору так и не довелось увидеть его завершенным: Лембит Альясте скончался в 1989 году.

Свободно стоящие бетонные арки несут не функциональную, а чисто эмоциональную нагрузку.

Что было дальше — подробно объяснять, пожалуй, нет необходимости: смена государственного строя и экономической модели — время для реализации былых масштабных задумок, мягко говоря, не самое благоприятное.

Как в калейдоскопе, в торговых павильонах на Прийсле замелькали арендаторы — от филиала первого в Эстонии частного коммерческого банка до питейных заведений совсем уж сомнительных репутации и ассор­тимента.

Комплекс ветшал, обрастая насмешливыми прозвищами, — за сходство бетонных арок с мотивом заставки сверхпопулярного в начале девяностых телесериала их нарекли «Ласнамяэской Санта-Барбарой».

Правда, жизнь под их сенью с киносказкой о заокеанских страстях ничего общего не имела: пустующие помещения стали привлекать любителей выпить, а за ними — асоциалов и наркоманов.

Неудивительно, что в конце концов городские власти приняли решение ликвидировать рассадник антисанитарии и криминала, выделив его земельный участок под новое строительство.

Сложно представить

Едва ли не у большинства нынешних горожан стремление спасти четыре бетонные арки вызывает, в лучшем случае, недоумение, а порой — и открытый протест: дескать, делать больше нечего, как сохранять эдакое уродство.

Не будем спешить с выводами Вспомним, как без малого сто лет на одноименно по причине ветхости и притягательности для бродяг, был разобран на дрова так называемый «торговый холл», на Русском рынке — нынешней площади Виру.

Пережил бы он Вторую мировую войну — вопрос сам по себе открытый, но сохранившийся до наших дней комплекс лавок и павильонов был бы диковинкой Таллинна, не мене ценной, чем знаменитый деревянный вокзал в Хаапсалу.

Станут ли пять бетонных арок, перенесенные метров на двести от 6удущего супермаркета «Маxima XXX — общепризнанной достопримечательностью Таллинна спустя неполный век — загадывать сложно.

Но хочется верить, что демонти­руемые на этой неделе, они обяза­тельно вознесутся в небо Ласнамяэ вновь. Ведь без них облик бывшего VI микрорайона представить, пожалуй, сложно.

 

Йосеф Кац

Столица











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.







Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Первые семь КТ-4 в ожидании «воздушного путешествия»
с железнодорожной платформы на трамвайные пути. Февраль 1981 года.

Чехословацкие «аквариумы» для трамвая Таллинна

Сорок лет тому назад на таллиннские улицы впервые вышли трамваи чехословацкой сборки «КТ-4», обслуживающие жителей и гостей столицы и по ...

Читать дальше...

Что и почему нужно знать о тайном пакте Бермонта-Гольца

Сто лет назад, 21 сентября 1919 года, генерал германской армии Рюдигер фон дер Гольц и командир Западной добровольческой армии самопровозглашенный ...

Читать дальше...

Часовня СЗА на кладбище в Копли 25 октября 1936 года.

Возвращение памяти: часовня СЗА в Копли

Одна из достопримечательностей Пыхья-Таллинна и памятник русскому прошлому столицы, утраченный в послевоенные годы, начинает свое возвращение к таллиннцам. До начала нынешнего ...

Читать дальше...

Таллин

О НАЗВАНИИ СТОЛИЦЫ ЭСТОНСКОЙ ССР

7 декабря 1988 г. на сессии Верховного Совета Эстонской ССР единогласно принята поправка к русскому тексту Конституции (Основного закона) Эстонской ...

Читать дальше...

Модель торгового судна XVII века, принадлежавшего членам ревельского братства Черноголовых, в коллекции Таллиннского городского музея.

Восемь столетий Таллинна: Век семнадцатый, переломный.

Семнадцатый век единственный в восьмивековой истории Таллинна целиком и полностью укладывается в рамки Шведского времени, составляя тем самым большую часть ...

Читать дальше...

Биржевой переулок.

Биржевой проход: «тропой истории» вдоль Исторического музея

После недавно завершившейся реставрации Биржевой проход – одна из самых колоритных и узнаваемых улочек Старого Таллинна – вновь открыта для ...

Читать дальше...

Фасад Дома кино – один из самых ярких образцов эклектики в архитектуре Старого Таллинна.

Дворец десятой музы: Дом кино на улице Уус

Сорок лет назад муза кино обрела в Таллинне свой собственный дом – роскошный неоренессансный особняк на улице Уус. Первый киносеанс в ...

Читать дальше...

Семья лопарей-саамов с их оленями. Иллюстрация из газеты «Rigasche Rundschau», март 1931 года.

Заполярье за Коммерческой гимназией: Лапландия в Таллинне

Для того чтобы посетить «всамделишную Лапландию», столичным жителям девяностолетней давности было достаточно заглянуть на пустырь за зданием нынешнего Английского колледжа ...

Читать дальше...

Руководство Рийгикогу первого созыва в служебных помещениях замка Тоомпеа.

Бездна доверия и масса проблем: 1-я сессия 1-го Рийгикогу

Сто лет тому назад термин «Рийгикогу» вошел в активный словарь жителей Таллинна и других городов нашей страны: 4 января 1921 ...

Читать дальше...

Таллиннский Дед Мороз переходного от «новогоднего» к «рождественскому» периоду своей биографии на открытке второй половины 80-х годов.

В Кадриорге когда-то работала школа Дедов Морозов

Тридцать лет назад в Таллинне открылось учебное заведение, аналогов которому прежде в истории системы образования столицы едва ли было возможно ...

Читать дальше...

На месте Järve Selver почти сто лет высились корпуса фабрики, основанной Оскаром Амбергом.

Силикатный кирпич Оскара Амберга

Сто десять лет тому назад на окраине тогдашнего Таллинна приступило к работе предприятие, без преувеличения, изменившее облик города самым радикальным ...

Читать дальше...

Заглядывать в чужие окна – не слишком культурно. Заглянуть же в историю таллиннских окон – как минимум небезынтересно.

От трилистника до... стены: биография таллиннских окон

Сочлененное с готическим порталом средневековое окно в каменной раме можно отыскать даже на фасадах зданий, до неузнаваемости перестроенных в последующие ...

Читать дальше...

Главный акцент интерьера часовни в башне городской стены – изображение девы Марии – выполнен художником Андреем Стасевским и каллиграфом Татьяной Яковлевой.

От грозного Марса до Девы Марии: метаморфозы башни Грусбекетагуне

Первый ярус одной из башен таллиннской городской стены превратился в уникальный культовый и культурный объект. То, что расположенная поблизости башня крепостной ...

Читать дальше...

Обложка альбома «Георг Отс – 100», выпущенного в нынешний юбилейный год.

Еще раз о Георге Отсе: портрет в жанре альбома

Альбом «Георг Отс – 100», выпущенный таллиннским издательством «Александра», – достойный аккорд юбилейного года, посвященного столетию со дня рождения легендарного ...

Читать дальше...

Сцена из второго акта современной постановки «Верной Аргении». 2011 год.

«Верная Аргения» в зале Большой гильдии

Триста сорок лет тому назад – в ноябре 1680 года – таллиннцы впервые познакомились с оперным искусством. Событие, вне сомнения, примечательное, ...

Читать дальше...

Городская стена — самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.




Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
Рождение озера Юлемисте: В народе существует предание о рождении озера на Ласнамяги. Однажды батраки поместья Мыйгу распахивали поле. Работали они до позднего вечера, но не приметили в природе никаких странных или необычных предзнаменований. Батраки оставили плуги на ночь в поле, собираясь чуть свет вновь начать трудиться. Глубокой ночью людей разбудил громкий крик, который раздался в поле: "Озеро идет! Озеро идет!". За криком последовал необычайный гул. Затем из глубокой расщелины, которая-де и сейчас темнеет на дне в самой середине озера, потоком хлынула вода вместе с разнообразными рыбами. К утру на месте поля простиралась озерная гладь. Среди местных жителей бытовало поверье, что из озера Харку в Ыйсмяэ глубоко под землей течет в озеро Юлемисте быстрая речка. Оттого и водятся в Юлемисте те же виды рыб, что и в озере Харку. Считается, что рыба переплывает из одного озера в другое по подземной реке. Еще рассказывают, будто со дна Юлемисте подняли недавно несколько плугов. Полагают, что это те самые плуги, которые батраки оставили на барском поле, когда за ночь там появилось новое озеро...
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!