Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды! |
Идея создания муниципального банка, активно обсуждаемая нынешними столичными властями, была успешно реализована Ревельской городской думой ровно сто лет назад.
Неполные тридцать лет существования — для банковского учреждения, срок, пожалуй, не самый выдающийся.
Но если подумать, что за это недолгое время ему пришлось пережить семь смен политических режимов — проникаешься к былому Таллиннского городского банка уважением.
При любой власти и любых экономических системах он пытался быть полезным не только своему учредителю — таллиннскому муниципалитету — но, что, безусловно, куда как существеннее — жителям Таллинна.
Давний старт
«Дело важное, долгожданное, в наших краях — небывалое», — такими словами на инициативу создания городского банка откликнулась в 1914 году назад газета «Ревельский вестник».
Для издания, впервые увидевшего свет за два года до того, возможно, так оно и было. Для ревельских старожилов — однозначно нет: многие горожане помнили, что создается муниципальный банк не на пустом месте.
Впервые его созданием отцы города озаботились в 1880 году: доставшееся от седого Средневековья Любекское право было к тому времени заменено общероссийским Городовым уложением — законодательством более либеральным.
Был подготовлен банковский статут, однако утверждать его Министерство финансов не спешило: в Петербурге считали, что городские банки по всей Российской империи должны работать по единому уставу и исключения для Ревеля делать не желали.
Дважды городская управа перерабатывала документ, да все без толку — столица оставалась непреклонна. В конце концов, местная власть пошла на попятную: 1 марта 1882 года RevalerStadtbank начал работу по общегосударственному уставу.
Дума определила его уставной капитал в пятьдесят тысяч рублей, поступающих в городскую казну в виде прямых налогов и выручаемых от распродажи земель принадлежавшей некогда городу мызы Хааберсти.
Дела пошли на лад, но в Российской империи, к несчастью, внесли поправки в финансовое законодательство. При изменившихся условиях неплохо стартовавший банк начал работать с убытками.
Поездка в столицу ревельской делегации успехом не увенчалась: ожидаемые послабления получены не были. В последний день 1884 года банк был признан банкротом.
Три повода
Книга, выпущенная к четвертьвековому юбилею Таллиннского городского банка в 1940 году, уверяет: главным инициатором его воссоздания был, разумеется, Константин Пятc.
Не польстить главе государства было, вероятно, сложно, но справедливости ради стоит отметить: меморандум, переданный в мае 1910 года на рассмотрение Финансовой комиссии ревельской горуправы, был подписан гласным Й. Юргенсоном.
Причин для создания городского банка он насчитал три. Во-первых, с основанием собственного финансово-кредитного учреждения муниципалитет сможет помещать в него имеющиеся свободные средства и получать проценты по интрессам.
Во-вторых, если городу срочно потребуются средства для финансирования какого-либо проекта, городские власти смогут прибегать к помощи «своего» банка не внося залог и не дожидаясь разрешения от общегосударственного Министерства финансов.
В-третьих, городской банк смог бы выдавать долгосрочные кредиты под недвижимость горожанам, что послужило бы стимулом для увеличения темпов и объемов строительства, а следовательно, росту и развитию самого города.
Доводы Юргенсона комиссия приняла к рассмотрению, откомандировав своих членов ознакомиться с работой муниципальных банков Пензы, Севастополя, Харькова и Кишинева непосредственно на местах.
Первое обсуждение о необходимости создания их аналога в Ревеле вызвало негодование со стороны остзейской фракции городской думы: на заседание 7 марта 1912 года она явилась в полном составе, что случалось редко.
Причина противостояния была очевидной: банковский сектор был исконной вотчиной местных немцев, «последним бастионом», сдавать который потомкам вчерашних крепостных они не хотели.
На помощь гласным-эстонцам пришли их русские коллеги: двадцатью шестью голосами «за» при двенадцати «против» было решено — Ревельскому городскому банку быть!
Искусство компромисса
Принятие решения об основании банка до начала его непосредственной работы отделили без малого три года: время потребовалось и для согласования с Петербургом, и для определения размера уставного капитала.
Отдельным вопросом стал выбор кандидатуры директора банка: остзейцы стремились поставить на эту должность своего соплеменника, эстонцы — своего. Компромисс был найден в лице служащего местного отделения Госбанка Ивана Виноградова.
Помимо репутации опытного финансиста, он, как не без удовольствия отмечал репортер «Tallinna Teataja», не просто был хорошо знаком с ревельскими реалиями, но и одинаково безупречно владел как немецким, так и эстонским языками.
Отдельным вопросом было отыскать и подходящее помещение: после долгих споров банк решили разместить в завещанном в пользование еще магистрату доме ратмана Юлиуса Гонсиора на углу Ратушной площади и улицы Мюнди.
Двери для посетителей Ревельский городской банк распахнул 26 января (9 февраля) 1915 года. Первый сберегательный счет в нем открыло Эстонское общество взаимного кредита.
Благие пожелания
«Заветная мечта городских деятелей и населения Ревеля наконец-то осуществилась, — писали «Ревельские известия» накануне. — Остается пожелать банку успеха в его плодотворной и полезной деятельности».
Пожелания явно пошли на пользу: уже в следующем 1916 году общая сумма вкладов в Ревельский городской банк выросла пятикратно — с 960 000 до 4 398 000 рублей, а чистой прибыли он принес городу 66 258 рублей.
Банк пользовался авторитетом: когда в январе 1918 года в ответ на отказ выдать имеющиеся ценные бумаги большевики арестовали директора Виноградова и двух его заместителей, все кредитные учреждения Таллинна объявили бессрочную забастовку.
Пережив оккупацию города войсками кайзеровской Германии и сменив «старорежимную» часть своего название на «Таллиннский», городской банк стал подспорьем для многих начинаний муниципалитета эстонской столицы.
В частности, из его средств шло финансирование строительства так называемого «учительского дома» на улице Гонсиори — комфортабельного жилья для педагогов и работников начальных школ Таллинна.
Подумывал банк и о строительстве собственного здания: комнаты в доме на Ратушной, равно как и бывшая контора Рижского коммерческого банка по Суур-Карья, 7, куда он переехал в 1931 году, стали тесны.
Через восемь лет столичное горсобрание постановило выделить для строительства Таллиннского городского банка земельный участок на улице Виру и объявить конкурс проектов здания.
Бывшая «пожарка», на месте которой не раньше весны 1941 года планировалось начать строительство, и по сей день высится на площади Виру в целости и сохранности.
Таллиннский же городской банк, успевший в первый год советской власти стать Коммунальным, а при нацистской оккупации поработать под именем своего давнего предшественника RevalerShtadtbank, закрылся в 1944-м.
Когда откроется его современный наследник — покажет время. Но, хочется верить, что в его отношении будут справедливы слова, сказанные в день двадцатипятилетия Таллиннского городского банка:
«В любые времена да останется он верен своему принципу — с пользой служить городу и горожанам, трудясь на благо всего народа Эстонии».
Йосеф Кац
«Столица»
Related posts
Городская стена — самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.
Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.