Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды! |
Безрельсовый электротранспорт столицы отметил нынешним летом свой полувековой юбилей.
По сравнению с трамваем, давно разменявшим первый век истории, да, пожалуй, и с автобусом, уверенно двигающимся к своему столетнему юбилею, таллиннский троллейбус — сущее дитя: всего-то пятьдесят лет!
Это и по человеческим меркам — возраст совсем не преклонный. Но внушать уважение уже начинающий: не сединами, а жизненным опытом — уже накопленным и активно используемым.
А уж активности таллиннскому троллейбусу не занимать: попробуй, представь без него транспортное сообщение с тремя из четырех крупнейших жилых районов Таллинна.
Стадия эксперимента
Первый в мире троллейбус двинулся в путь за шесть лет до пуска ревельской конки: экспериментальная линия была открыта немецким изобретателем Вернером фон Сименсом в берлинском предместье Халлензее весной 1882 года.
О технической новинке предки современных таллиннцев могли узнать разве что из прессы: корреспондент газеты «Olevik» писал об «электродрожках», рекомендуя их как экономное транспортное средство, обходящееся владельцу дешевле конной упряжи.
До середины второго десятилетия прошлого века разговоры о пуске в Ревеле электрического транспорта оставались исключительно разговорами: ток городская электростанция начала давать лишь накануне Первой мировой войны.
Последовавшая за ней революция и борьба Эстонии за государственную независимость отодвинули реализацию благих намерений еще лет на десять: электрификацией трамвайной сети удалось заняться лишь в середине двадцатых.
Уже осенью 1927 годау инженер В. Линдштрём, обсуждая на страницах газеты «Wabamaa» маршруты будущего электрического трамвая, предлагал задуматься: не разумнее ли было бы отдать предпочтение более современному виду транспорта?
«Конечно, это потребовало бы замену нынешнего булыжника более современным уличным покрытием, — рассуждал он. — Но и в таком случае строительство электроомнибуса в Копли, Пелыулинн и Пирита вышло бы дешевле трамвая».
Городские власти к расчетам энтузиаста троллейбусного дела оказались равнодушны: колыбелью его в Эстонии стал не столичный Таллинн, а… университетский Тарту.
Экспериментальную линию «электрического омнибуса» запустил на Тоомемяги в 1936 году руководитель учебно-экспериментальной мастерской Тартуского университета Яан Мууга.
Правда, задумьшалась она изначально как научно-познавательный аттракцион и… через две недели навсегда прекратила свое существование.
Эхо проектов
В начале сентября 1946 года газета «Õhtuleht» обещала таллиннцам: к концу текущей пятилетки город получит десять новеньких троллейбусов и проложит не менее пяти километров контактной сети.
Следующей весной Совет министров Эстонской ССР отдал распоряжение о начале проектирования сразу двух троллейбусных маршрутов. Одной — условно «заводской» — от Балтийского вокзала в Копли. Второй — «курортной» — от вокзала к Пирита.
Сроки власти определили авральные: десять дней. На деле же к проектированию линии в направлении Кадриорга приступили лишь в начале 1948 года. И сразу же уперлись в неразрешимую проблему: недостаточную ширину улицы Гонсиори.
Через восемь лет, когда внсвь решили вернуться к идее, улица уже была переименована в улицу Ломоносова. Шире она от этого, впрочем, не стала, а потому от идеи пустить троллейбус к пиритаским пляжам пришлось отказаться.
Кольцевой, огибающей территорию Старого города троллейбусной линией решили связать ипподром, нынешнюю площадь Виру, Балтийский вокзал и улицу Ристику. Но и на этот раз планы остались на бумаге.
Время от времени в прессе выдвигались и другие потенциальные маршруты будущего троллейбуса: авторы их, похоже, руководствовались более фантазией, чем реальными потребностями города.
Эхом этих, и в дальнейшем не реализованных проектов звучат строки поэтессы Деборы Вааранди: современный житель Таллинна посвящает в градостроительные планы Старца из Юлемисте.
«Протянем троллейбуса линии
От Рокка-аль-Маре к Виймси»,
— к пущему ужасу и без того недовольного шумом растущего города водяного заверяет ученик строительного ПТУ.
В шутку и всерьез
Стандартный выпуск киножурнала «Советская Эстония», по традиции тех лет предваряющий демонстрацию художественной ленты, завершился 1 апреля 1965 года необычным сюжетом. Вначале в кадре появились скользящие по контактной сети ролики токосъемников, затем — по экрану двинулись троллейбусные вагоны, а бодрый голос отчитался о пуске первой в городе линии нового электротранспорта.
Первоапрельские шутки — первоапрельскими шутками, но до выхода на таллиннские улицы первых троллейбусов оставались считанные месяцы. Уже в феврале начался набор на курсы водителей, в марте троллейбусники отправились на обучение в Ригу.
В начале июня «Советская Эстония» сообщила читателям, что первые девять троллейбусов уже отправились в путь — с завода поволжского города Энгельса на станцию Таллинн-Товарная
— и со дня на день прибудут в столицу республики.
«Троллейбусы ЗИУ-5 вмещают в себя больше пассажиров, чем все прочие
местные транспортные средства, — 122 человека, — сообщала газета «Õhtuleht».
— По сравнению с привычными автобусами и трамваями они производят значительно меньше шума».
Убедиться в справедливости сказанного таллиннцы и гости столицы смогли 6 июля того же 1965 года: три украшенных венками троллейбуса двинулись от Театральной площади по направлению к ипподрому.
Зубоскалы, конечно, могли шутить: мол, первый маршрут специально проложили «для шибко умных» — от здания тогдашней Академии наук ЭССР аккурат к психиатрической больнице на Палдиском шоссе.
Но на популярности нового вида транспорта эти смешки отразиться не могли: по статистике, за первые полгода своего существования троллейбус перевез каждого третьего таллиннца.
Юбилейная реальность
Шестидесятые-восьмидесятые годы стали в истории Таллинна самыми «троллейбусными»: новые маршруты открывались регулярно, парк машин рос и модернизировался.
Правда, от давнишней мечты о троллейбусном сообщении с Пирита пришлось отказаться, а линия от Балтийского вокзала до театра «Эстония» проработала меньше года, но с новыми районами безрельсовый электротранспорт центр связал надежно.
В декабре 1987 года троллейбус номер девять повез пассажиров от нынешнего Технического университета к заводам Копли. Строители установили контактную сеть для «десятки», которую планировали пустить из Мустамяэ в Ыйсмяэ…
Последней, увы, выйти на маршрут так и не посчастливилось: с восстановлением независимости Эстонии троллейбус начал стремительно «выходить из моды». В двухтысячном году закрылась одна линия, в позапрошлом году — еще одна.
Спору нет — в обслуживании автобусы, вероятно, и впрямь проще троллейбусов. Как минимум — отсутствием контактной сети и необходимости постоянного ухода за ней. Но ведь недаром говорят, что простота порой — хуже воровства.
Празднуя нынешним летом полувековой юбилей безрельсового электротранспорта, предприятие ТТК подкатило к площадке перед входом в Музей народного зодчества под открытым небом троллейбусный вагон.
Кто знает, не кроется ли в этом жесте вера в то, что рано или поздно дешевый и экологически чистый транспорт вновь начнет не сокращать, а увеличивать число маршрутов и их «географию»?
И тогда дерзкая строка о троллейбусных линиях «от Рокка-аль-Маре к Виймси», возможно, из поэтической гиперболы превратится в будничную таллиннскую реальность.
Йосеф Кац
«Столица»
Related posts
1 комментарий к записи “«Протянем троллейбуса линии от Рокка-аль-Маре к Виймси…»”
Городская стена — самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.
Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.
[…] пафос написанных семью годами ранее строк выдохся: «троллейбуса линии от Какумяэ к Виймси» не протянули, «площадь Центральную, столицы нашей сердце» в духе […]