А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Следует знать…
Большинство горожан были выходцами из деревни. Свободных крестьян тогда почти не было. Значит, город укрывал беглых крепостных. Год и один день должен был провести в городе каждый из них, чтобы получить свободу. Но, и став горожанином, бывший крепостной должен был добывать себе средства к существованию тяжелым трудом, за который платили гроши. Каждый горожанин был членом объединения (гильдии или цеха). Гильдий в городе было три, а цехов - гораздо больше, может быть, столько же, сколько и профессий. Город сохранил память о некоторых из них, так как люди одной профессии сделались слободами. Вот улица Кинга - здесь жили сапожники. На Монетной (Мюнди) - осели монетчики, на Куллассепа (золотых дел мастеров) колдовали ювелиры. Булочники, кузнецы, рыбаки - каждый жил на своей родной улице Сайа-Кяйк, Сепа, Каламая.
Говорят так:
Геральдические львы на гербе являются одним из наиболее древних символов Эстонии. Они использовались уже в XIII веке. Были изображены на большом гербе - Таллинна. Таллинну достались эти изящные синие львы от короля Дании Вальдемара Второго, т.к. в то время Северная Эстония находилась под властью Дании. И действительно, они очень похожи на львов с герба Датского Королевства.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1306 posts
    • 0 comments
    • 37 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 236 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

Двери перед посетителями легендарный таллиннский кинотеатр «Сыпрус» распахнул ровно шестьдесят лет тому назад: 15 мая 1955 года.

Нынешние юбилейные торжества отшумели в конце апреля, приурочены они были не к дате непосредственного открытия, а к годовщине передачи кинотеатра его нынешним операторам. Оно, наверное, и к лучшему — разговор о долгой и насыщенной истории легендарного таллиннского кино лучше вести после того, как праздничная суматоха естественным образом стихает.

Дела послевоенные

По таллиннским кинотеатрам Вторая мировая война прошлась почему-то особенно немилосердно: к моменту возвращения в город Красной армии число их сократилось вдвое.
«Арс» на месте нынешнего Центра русской культуры высился коробкой выгоревших стен. От «Модерна» на Тартуском шоссе, «Би-Ба-Бо» на улице Виру, «Кунгла» на Тынисмяэ остались, в буквальном смысле, одни воспоминания.
Судьба кинотеатра «Глория-Палас» сложилась счастливее: бомбы его не тронули. Именно поэтому уцелевший зал сперва передали труппе театра «Эстония», а позже — Русскому драматическому театру, для регулярных кинопоказов помещения были утрачены.
И хотя важнейшим из всех видов искусств для советской власти, как известно, являлось кино, с возведением новых кинотеатров в столице ЭССР первых послевоенных лет не спешили: имелись градостроительные задачи и посущественнее, и поактуальнее.
Только в самом начале пятидесятых горисполком принял решение о строительстве для «десятой музы» подобающего «храма»: два деревянных кинотеатра, построенных в Копли и Пельгуранде, с растущим потоком зрителей явно не справлялись.
Новый кинотеатр, подобающий столице союзной республики и масштабом, и техническим оснащением, строить решили в самом центре города: на месте военных разрушений на углу улиц Харью и Мюйривахе.

Новые требования

Кинотеатр в бытность его еще «Ленинградом» — на рабочем чертеже...

Кинотеатр в бытность его еще «Ленинградом» — на рабочем чертеже…

Выбор не был случайным: дом номер девять на улице Харью — бывшую банковскую контору, пострадавшую в марте 1944-го, — уже полным ходом восстанавливали для нужд создаваемой Таллиннской киностудии.
Идея расположить кинотеатр премьерного показа стена в стену с местом производства новых кинолент выглядела свежей, оригинальной и символической, да страсть к погоне за рекордами воспрепятствовала ее реализации.
Товарищи из Министерства кинематографии ЭССР очень хотели, чтобы вместимостью новый кинотеатр превосходил любой из существовавших прежде, и постановили увеличить его вместимость с шестисот изначальных мест до восьмисот.
Одновременно архитекторы получили задание перепланировать будущее здание под два зрительных зала, которые позволили бы демонстрировать две различные киноленты одновременно: подобного таллиннские кинотеатры доселе не знали.
Творческий коллектив в составе Фердинанда Вендаха, Пеэтера Тарваса и Аугуста Вольберга был озадачен не на шутку: выделенный под строительство участок на углу Харью и Мюйривахе для кинотеатра-гиганта был явно тесноват.
Городские власти пошли проектировщикам навстречу. Строить было решено в том же квартале, но с другой его стороны — на развилке улиц Мюривахе и Вана-Пости: довоенная застройка тут тоже была утрачена.

Должное спасибо

...и уже ставший «Сыпрусом» — на развилке улиц Мюйривахе и Вана-Пости.

…и уже ставший «Сыпрусом» — на развилке улиц Мюйривахе и Вана-Пости.

Проект будущего «Сыпруса», — (на тот момент еще безымянного: в прессе проскальзывали варианты названия «Спартак» и «Ленинград», — был утвержден столичными властями в октябре 1950 года.
Для архитектуры советской Эстонии и ее столицы это было переломное время: пора «самоочищения от буржуазных формалистов» — тех, кто пытался творить в духе довоенного зодчества и наступления фазы зрелого сталинского ампира.
От слепого копирования общесоюзных образцов здание нового кинотеатра было защищено двумя факторами одновременно: во-первых, нестандартный участок застройки, а во-вторых — стремление вписать его в сложившийся ансамбль.
Надо отдать должное Вендаху — мастеру старой школы, до войны занимавшему пост главного архитектора Нымме: первоначальный проект здания, изгибающегося по главному фасаду вогнутой параболой, разработал, по-видимому, именно он.
Отдельное спасибо его коллегам Вольбергу и Тарвасу следует сказать за то, что при создании декора всех трех, по сути — главных, фасадов постройки они смогли избегнуть обязательной в ту пору пышности, граничащей с избыточностью.
Главная их оригинальная находка — шесть колонн, формирующих портик у входа: оформлены они с использованием декоративных мотивов народного искусства; если быть совсем точным — традиционной мухуской вышивки. Двумя аналогичными колоннами те же архитекторы украсили здание павильона ЭССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке: своего рода привет Москве от крохотного острова в акватории Балтики.

Сроки и слухи

В первой половине пятидесятых годов в Таллинне строили основательно и неспешно: фундамент на развилке Мюйривахе и Вана-Пости заложили полтора года спустя, после утверждении проекта, стены начали расти еще через год.
Весной 1954 года здание успели подвести под крышу, приступив к внутренним и отделочным работам. А летом стало очевидно — темп строительства стал снижаться: об открытии кинотеатра в намеченные сроки, увы, не приходится мечтать.
Редакция газеты «Ыхтулехт» взяла над стройкой шефство, обязавшись информировать таллиннцев об объеме выполненных работ, темпах строительства, передовиках и «отстающих» еженедельно, посылая на объект журналистский патруль.
Складывается впечатление, что с репортерами в Таллинне тех лет было лучше, чем со строителями-отделочниками, способными выполнять сложные лепные работы: газетные материалы публиковались регулярно, а открытие кино — откладывалось.
К Первомаю 1955 года удалось, правда, снять леса с уличных фасадов: раздавались робкие голоса, что управиться с отделкой интерьеров удастся хорошо если к пятнадцатилетию создания ЭССР, то есть, не ранее середины лета.
По городу даже поползли нехорошие слухи — дескать, величественная люстра в одном из зрительных залов сорвалась, разбилась, и теперь место, где ей надлежало быть, спешно декорируют лепным потолочным плафоном.
С осветительными приборами, к счастью, никаких происшествий не было. А вот часть потолочного декора, закрепленного в крайней спешке, действительно рухнула буквально в первую же ночь.
Правда, случилось это накануне открытия кинотеатра или же уже после него — об этом таллиннские старожилы в воспоминаниях, как принято говорить, диаметрально расходятся.

Проверка временем

То, что полностью подготовить кинотеатр к открытию всё же удалось за две первые майские недели, казалось почти чудом. Но оно стало реальностью: в эксплуатацию кинотеатр был сдан ко вторым выходным мая.
«Двери таллиннского кинотеатра «Сыпрус» («Дружба») распахнулись в минувшее воскресенье, — писала два дня спустя, 17 мая, «Сталинская Молодежь». — Тысячи таллиннцев смотрели в его залах художественный фильм «Михайло Ломоносов».
«Архитекторы и строители позаботились о том, чтобы создать необходимые удобства для зрителей, — вторила «Советская Эстония». — Всё, начиная от кассового вестибюля и кончая зрительными залами, оставляет впечатление простоты и изящества».
Журнал «Pilt ja Sõna» отмечал, что оборудование для демонстрации фильмов получено из Ленинграда, Еревана, Самарканда «и других городов братских союзных республик», — словно в подтверждение верности названия кинотеатра. Посетившие его открытие репортеры были единодушны: новый кинотеатр определенно станет для таллиннцев и гостей города излюбленным местом, приходить в которое всегда будет праздником.
Шесть минувших с той поры десятилетий подтвердили — слова эти не оказались дежурным журналистским клише: дружба горожан и кинотеатра «Сыпрус» продолжается.
Хочется верить, что не угаснет она и впредь — несмотря на смену эпох, архитектурных стилей и художественных вкусов.

Йосеф Кац
«Столица»











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.







Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Первые семь КТ-4 в ожидании «воздушного путешествия»
с железнодорожной платформы на трамвайные пути. Февраль 1981 года.

Чехословацкие «аквариумы» для трамвая Таллинна

Сорок лет тому назад на таллиннские улицы впервые вышли трамваи чехословацкой сборки «КТ-4», обслуживающие жителей и гостей столицы и по ...

Читать дальше...

Что и почему нужно знать о тайном пакте Бермонта-Гольца

Сто лет назад, 21 сентября 1919 года, генерал германской армии Рюдигер фон дер Гольц и командир Западной добровольческой армии самопровозглашенный ...

Читать дальше...

Часовня СЗА на кладбище в Копли 25 октября 1936 года.

Возвращение памяти: часовня СЗА в Копли

Одна из достопримечательностей Пыхья-Таллинна и памятник русскому прошлому столицы, утраченный в послевоенные годы, начинает свое возвращение к таллиннцам. До начала нынешнего ...

Читать дальше...

Таллин

О НАЗВАНИИ СТОЛИЦЫ ЭСТОНСКОЙ ССР

7 декабря 1988 г. на сессии Верховного Совета Эстонской ССР единогласно принята поправка к русскому тексту Конституции (Основного закона) Эстонской ...

Читать дальше...

Модель торгового судна XVII века, принадлежавшего членам ревельского братства Черноголовых, в коллекции Таллиннского городского музея.

Восемь столетий Таллинна: Век семнадцатый, переломный.

Семнадцатый век единственный в восьмивековой истории Таллинна целиком и полностью укладывается в рамки Шведского времени, составляя тем самым большую часть ...

Читать дальше...

Биржевой переулок.

Биржевой проход: «тропой истории» вдоль Исторического музея

После недавно завершившейся реставрации Биржевой проход – одна из самых колоритных и узнаваемых улочек Старого Таллинна – вновь открыта для ...

Читать дальше...

Фасад Дома кино – один из самых ярких образцов эклектики в архитектуре Старого Таллинна.

Дворец десятой музы: Дом кино на улице Уус

Сорок лет назад муза кино обрела в Таллинне свой собственный дом – роскошный неоренессансный особняк на улице Уус. Первый киносеанс в ...

Читать дальше...

Семья лопарей-саамов с их оленями. Иллюстрация из газеты «Rigasche Rundschau», март 1931 года.

Заполярье за Коммерческой гимназией: Лапландия в Таллинне

Для того чтобы посетить «всамделишную Лапландию», столичным жителям девяностолетней давности было достаточно заглянуть на пустырь за зданием нынешнего Английского колледжа ...

Читать дальше...

Руководство Рийгикогу первого созыва в служебных помещениях замка Тоомпеа.

Бездна доверия и масса проблем: 1-я сессия 1-го Рийгикогу

Сто лет тому назад термин «Рийгикогу» вошел в активный словарь жителей Таллинна и других городов нашей страны: 4 января 1921 ...

Читать дальше...

Таллиннский Дед Мороз переходного от «новогоднего» к «рождественскому» периоду своей биографии на открытке второй половины 80-х годов.

В Кадриорге когда-то работала школа Дедов Морозов

Тридцать лет назад в Таллинне открылось учебное заведение, аналогов которому прежде в истории системы образования столицы едва ли было возможно ...

Читать дальше...

На месте Järve Selver почти сто лет высились корпуса фабрики, основанной Оскаром Амбергом.

Силикатный кирпич Оскара Амберга

Сто десять лет тому назад на окраине тогдашнего Таллинна приступило к работе предприятие, без преувеличения, изменившее облик города самым радикальным ...

Читать дальше...

Заглядывать в чужие окна – не слишком культурно. Заглянуть же в историю таллиннских окон – как минимум небезынтересно.

От трилистника до... стены: биография таллиннских окон

Сочлененное с готическим порталом средневековое окно в каменной раме можно отыскать даже на фасадах зданий, до неузнаваемости перестроенных в последующие ...

Читать дальше...

Главный акцент интерьера часовни в башне городской стены – изображение девы Марии – выполнен художником Андреем Стасевским и каллиграфом Татьяной Яковлевой.

От грозного Марса до Девы Марии: метаморфозы башни Грусбекетагуне

Первый ярус одной из башен таллиннской городской стены превратился в уникальный культовый и культурный объект. То, что расположенная поблизости башня крепостной ...

Читать дальше...

Обложка альбома «Георг Отс – 100», выпущенного в нынешний юбилейный год.

Еще раз о Георге Отсе: портрет в жанре альбома

Альбом «Георг Отс – 100», выпущенный таллиннским издательством «Александра», – достойный аккорд юбилейного года, посвященного столетию со дня рождения легендарного ...

Читать дальше...

Сцена из второго акта современной постановки «Верной Аргении». 2011 год.

«Верная Аргения» в зале Большой гильдии

Триста сорок лет тому назад – в ноябре 1680 года – таллиннцы впервые познакомились с оперным искусством. Событие, вне сомнения, примечательное, ...

Читать дальше...

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.




Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
В одном из преданий говорится, будто датчане решили неожиданно напасть на город, перебить его жителей и овладеть имуществом эстов. Заговорщики хранили свои намерения в строжайшей тайне, но некоего Тоомаса, знаменосца датчан, стала мучить совесть. Он выдал магистрату план нападения. В городе выставили усиленный дозор. Было решено впустить злоумышленников в город, а потом на какой-нибудь узкой улочке напасть на них и уничтожить всех до единого. События развернулись именно таким образом, и смута была пресечена. Знаменосцу оказали особую честь - шпиль Ратуши украсили фигуркой воина со знаменем. Новый флюгер назвали именем Тоомаса.
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!