Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды! |
Двери перед посетителями легендарный таллиннский кинотеатр «Сыпрус» распахнул ровно шестьдесят лет тому назад: 15 мая 1955 года.
Нынешние юбилейные торжества отшумели в конце апреля, приурочены они были не к дате непосредственного открытия, а к годовщине передачи кинотеатра его нынешним операторам. Оно, наверное, и к лучшему — разговор о долгой и насыщенной истории легендарного таллиннского кино лучше вести после того, как праздничная суматоха естественным образом стихает.
Дела послевоенные
По таллиннским кинотеатрам Вторая мировая война прошлась почему-то особенно немилосердно: к моменту возвращения в город Красной армии число их сократилось вдвое.
«Арс» на месте нынешнего Центра русской культуры высился коробкой выгоревших стен. От «Модерна» на Тартуском шоссе, «Би-Ба-Бо» на улице Виру, «Кунгла» на Тынисмяэ остались, в буквальном смысле, одни воспоминания.
Судьба кинотеатра «Глория-Палас» сложилась счастливее: бомбы его не тронули. Именно поэтому уцелевший зал сперва передали труппе театра «Эстония», а позже — Русскому драматическому театру, для регулярных кинопоказов помещения были утрачены.
И хотя важнейшим из всех видов искусств для советской власти, как известно, являлось кино, с возведением новых кинотеатров в столице ЭССР первых послевоенных лет не спешили: имелись градостроительные задачи и посущественнее, и поактуальнее.
Только в самом начале пятидесятых горисполком принял решение о строительстве для «десятой музы» подобающего «храма»: два деревянных кинотеатра, построенных в Копли и Пельгуранде, с растущим потоком зрителей явно не справлялись.
Новый кинотеатр, подобающий столице союзной республики и масштабом, и техническим оснащением, строить решили в самом центре города: на месте военных разрушений на углу улиц Харью и Мюйривахе.
Новые требования
Выбор не был случайным: дом номер девять на улице Харью — бывшую банковскую контору, пострадавшую в марте 1944-го, — уже полным ходом восстанавливали для нужд создаваемой Таллиннской киностудии.
Идея расположить кинотеатр премьерного показа стена в стену с местом производства новых кинолент выглядела свежей, оригинальной и символической, да страсть к погоне за рекордами воспрепятствовала ее реализации.
Товарищи из Министерства кинематографии ЭССР очень хотели, чтобы вместимостью новый кинотеатр превосходил любой из существовавших прежде, и постановили увеличить его вместимость с шестисот изначальных мест до восьмисот.
Одновременно архитекторы получили задание перепланировать будущее здание под два зрительных зала, которые позволили бы демонстрировать две различные киноленты одновременно: подобного таллиннские кинотеатры доселе не знали.
Творческий коллектив в составе Фердинанда Вендаха, Пеэтера Тарваса и Аугуста Вольберга был озадачен не на шутку: выделенный под строительство участок на углу Харью и Мюйривахе для кинотеатра-гиганта был явно тесноват.
Городские власти пошли проектировщикам навстречу. Строить было решено в том же квартале, но с другой его стороны — на развилке улиц Мюривахе и Вана-Пости: довоенная застройка тут тоже была утрачена.
Должное спасибо
Проект будущего «Сыпруса», — (на тот момент еще безымянного: в прессе проскальзывали варианты названия «Спартак» и «Ленинград», — был утвержден столичными властями в октябре 1950 года.
Для архитектуры советской Эстонии и ее столицы это было переломное время: пора «самоочищения от буржуазных формалистов» — тех, кто пытался творить в духе довоенного зодчества и наступления фазы зрелого сталинского ампира.
От слепого копирования общесоюзных образцов здание нового кинотеатра было защищено двумя факторами одновременно: во-первых, нестандартный участок застройки, а во-вторых — стремление вписать его в сложившийся ансамбль.
Надо отдать должное Вендаху — мастеру старой школы, до войны занимавшему пост главного архитектора Нымме: первоначальный проект здания, изгибающегося по главному фасаду вогнутой параболой, разработал, по-видимому, именно он.
Отдельное спасибо его коллегам Вольбергу и Тарвасу следует сказать за то, что при создании декора всех трех, по сути — главных, фасадов постройки они смогли избегнуть обязательной в ту пору пышности, граничащей с избыточностью.
Главная их оригинальная находка — шесть колонн, формирующих портик у входа: оформлены они с использованием декоративных мотивов народного искусства; если быть совсем точным — традиционной мухуской вышивки. Двумя аналогичными колоннами те же архитекторы украсили здание павильона ЭССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке: своего рода привет Москве от крохотного острова в акватории Балтики.
Сроки и слухи
В первой половине пятидесятых годов в Таллинне строили основательно и неспешно: фундамент на развилке Мюйривахе и Вана-Пости заложили полтора года спустя, после утверждении проекта, стены начали расти еще через год.
Весной 1954 года здание успели подвести под крышу, приступив к внутренним и отделочным работам. А летом стало очевидно — темп строительства стал снижаться: об открытии кинотеатра в намеченные сроки, увы, не приходится мечтать.
Редакция газеты «Ыхтулехт» взяла над стройкой шефство, обязавшись информировать таллиннцев об объеме выполненных работ, темпах строительства, передовиках и «отстающих» еженедельно, посылая на объект журналистский патруль.
Складывается впечатление, что с репортерами в Таллинне тех лет было лучше, чем со строителями-отделочниками, способными выполнять сложные лепные работы: газетные материалы публиковались регулярно, а открытие кино — откладывалось.
К Первомаю 1955 года удалось, правда, снять леса с уличных фасадов: раздавались робкие голоса, что управиться с отделкой интерьеров удастся хорошо если к пятнадцатилетию создания ЭССР, то есть, не ранее середины лета.
По городу даже поползли нехорошие слухи — дескать, величественная люстра в одном из зрительных залов сорвалась, разбилась, и теперь место, где ей надлежало быть, спешно декорируют лепным потолочным плафоном.
С осветительными приборами, к счастью, никаких происшествий не было. А вот часть потолочного декора, закрепленного в крайней спешке, действительно рухнула буквально в первую же ночь.
Правда, случилось это накануне открытия кинотеатра или же уже после него — об этом таллиннские старожилы в воспоминаниях, как принято говорить, диаметрально расходятся.
Проверка временем
То, что полностью подготовить кинотеатр к открытию всё же удалось за две первые майские недели, казалось почти чудом. Но оно стало реальностью: в эксплуатацию кинотеатр был сдан ко вторым выходным мая.
«Двери таллиннского кинотеатра «Сыпрус» («Дружба») распахнулись в минувшее воскресенье, — писала два дня спустя, 17 мая, «Сталинская Молодежь». — Тысячи таллиннцев смотрели в его залах художественный фильм «Михайло Ломоносов».
«Архитекторы и строители позаботились о том, чтобы создать необходимые удобства для зрителей, — вторила «Советская Эстония». — Всё, начиная от кассового вестибюля и кончая зрительными залами, оставляет впечатление простоты и изящества».
Журнал «Pilt ja Sõna» отмечал, что оборудование для демонстрации фильмов получено из Ленинграда, Еревана, Самарканда «и других городов братских союзных республик», — словно в подтверждение верности названия кинотеатра. Посетившие его открытие репортеры были единодушны: новый кинотеатр определенно станет для таллиннцев и гостей города излюбленным местом, приходить в которое всегда будет праздником.
Шесть минувших с той поры десятилетий подтвердили — слова эти не оказались дежурным журналистским клише: дружба горожан и кинотеатра «Сыпрус» продолжается.
Хочется верить, что не угаснет она и впредь — несмотря на смену эпох, архитектурных стилей и художественных вкусов.
Йосеф Кац
«Столица»
Related posts
- "Вперёд на Валгу!": 70-ти летний юбилей сражениям 1944 года.
- «Над морем дум, над пашнею идей...»: архитектурное наследие гимназии Эльфриды Лендер в Таллине
- «Исконный враг» профессора Улуотса
- Киномагнат Леон Фальштейн в Ревеле
- Таллинн, сентябрь сорок четвертого: первые дни долгожданного мира
- Пламя жизни: К 120-летию со дня рождения поэта Густава Суйтса
- Где-то под Нарвой...
- «Но есть у нас Таллинн…»: по столице с Георгом Отсом
- Память мартовской ночи 1944 года
- История Марта Лаара, за Синими горами
В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.
Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.
Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.
Related posts
- Золотой грааль Таллина
- Где-то под Нарвой...
- «Исконный враг» профессора Улуотса
- Синие сумерки с серо-зеленым оттенком: память, которая не хочет угасать
- Эхо победы
- «Над морем дум, над пашнею идей...»: архитектурное наследие гимназии Эльфриды Лендер в Таллине
- 75 лет: Самый столичный музей, Таллиннский, справляет юбилей
- Путешествие длиной в век
- «Но есть у нас Таллинн…»: по столице с Георгом Отсом
- Эстония 1944-1945 годов