Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды! |
«Московская тема» Таллинна не исчерпывается уличной табличкой на ласнамяэском пустыре: в городском пространстве она представлена богато и разнообразно.
В составе государства, столицей которого была Москва, Таллинн прожил всего ничего — неполных полвека из своей без малого восьмисотлетней биографии.
Однако «московский след» отыскать совсем не сложно даже в нынешней столице. А уж в ее прошлом — так и вовсе без труда
Имя и содержание
На милицейском дознании Иван Васильевич из культовой кинокомедии явно прихвастнул: Ревель, грозный царь, действительно, брал — и даже дважды. Но взять город — не смог ни разу.
В отличие от Тарту и Вильянди, оставшаяся неприступной городская стена Таллинна собственной Московской или Московитской башней в годы Ливонской войны по этой причине так и не пополнилась.
Имя древней российской столицы зазвучало в таллиннской топонимике куда как позже — в последней трети XIX столетия, когда на Русском рынке — теперешней площади Виру — открылся трактир под вывеской «Москва».
Громкого названия он явно не оправдывал: чаще всего упоминание о нем встречается на полосах ревельских газет той поры в разделе «Происшествия». Русские газеты даже возмущались: подобает ли распивочной имя первопрестольной?!
Погубил особенно популярное у рыночных торговцев и ревельских извозчиков питейное заведение, впрочем, не возмущавший общественность разительный контраст между названием и «внутренним содержанием», погубило его… расположение.
Распоряжением городской думы трактирная «Москва» была закрыта осенью 1904 года. С формулировкой — что находилась слишком близко от стоявшей посреди площади православной часовни Александра Невского.
Примечательно, что на просьбы родителей воспитанников расположенной буквально в двух шагах от «злачного места» Александровской мужской гимназии тогдашние отцы города не реагировали долгие годы.
Время кафе
На уличную вывеску — и вновь заведения общественного питания — слово «Москва» вернулось спустя полвека: в 1951 году. От своего предшественника оно отличалось всем — от адреса до качества обслуживания.
Имя столицы СССР по статусу было решено присвоить самому фешенебельному кафе Таллинна, открывшемуся еще в довоенной Эстонии: Николай Культас, чью фамилию изначально оно носило, пребывал на тот момент в ссылке.
Еще через четыре года вдобавок к названию был «подкорректирован» и интерьер заведения: над ведущей на второй этаж парадной лестницей появилась декоративная композиция с силуэтами основных московских достопримечательностей.
В конце восьмидесятых годов площадь Победы вернула себе прежнее имя — площадь Свободы. Вернуться же к оригинальному названию смотрящему на него витриной и окнами легендарному кафе, почему-то так и не было суждено.
К середине девяностых его переименовали в «Kuldtass» («Золотоая кружка»), потом, попеременно, носило какое-то время имя «Kultus», и, наконец, остановились на варианте названия «Wabadus» — с отсылкой к имени площади и старой орфографии.
Удивительно, но во всей это чехарде имя столицы государства, на тот момент давно уже ставшего для Эстонии иностранным, вновь появилось на вывеске заведения питания: с 2006-го по 2009 год оно вновь звалось «Moskva».
И хотя возвращение названия времен социализма было кратковременным, таллиннцы постарше и по сей день назначают место встречи под «московскими часами» — теми, что на площади Вабадузе над входом в кафе.
Перед вылетом
От панно, украшенного силуэтами кремлевских башен, в излюбленном ныне месте полуденного ланча таллиннской публики позажиточнее, не осталось в наши дни даже воспоминаний.
Другому изображению главного туристического символа столицы России повезло куда больше: Водовзводная, она же Свиблова, башня красуется в полный рост на картине в главном зале старого здания Таллиннского аэропорта.
Исторические воздушные ворота Таллинна — здание примечательное само по себе: спроектированное еще в конце тридцатых, оно было построено с внесением изменений в изначальный проект только в самом начале пятидесятых годов.
Внешне аскетический облик постройки в духе позднего функционализма был дополнен декоративными элементами незначительно. Зато в интерьерах восторжествовал прямо-таки эталонный сталинский ампир чистейшей пробы.
Огромное полотно с видом на залитый утренним солнцем Кремль, парное расположенному на противоположной стене изображению Тоомпеаского замка, создал в 1952 году местный мэтр соцреализма Виктор Каррус.
Единственное, чем необычна его в целом традиционная для своего времени работа — так это ракурсом, с которого она написана: судя по всему, это балюстрада на крыше Государственной библиотеки имени Ленина — исторического Пашкова дома.
Того самого, с которого озирали пролетарскую столицу перед финальным полетом герои «Мастера и Маргариты», о чем выпускник тартуской художественной школы «Паллас» не мог, разумеется, и догадываться.
Кремль на крыше
Ознакомиться с полотном работы Карруса у таллиннцев и гостей столицы с недавних пор вновь появился шанс: в закрывшемся в 1980 году историческом терминале аэровокзала время от времени проводятся художественные выставки.
Но если подстраиваться под их график, времени или особенного желания нет, а настроение ознакомиться с обликом московских фортификаций времен Ивана III, не покидая границ Таллинна есть, стоит отправиться на улицу Койду.
Тамошний дом под номером 122 — добротный образчик сталинской жилищной архитектуры не в местном, «эстонском», а во «всесоюзном» ее изводе. Причем — периода апогея: добротный, мощный, если не сказать — даже тяжеловесный.
Над акцентирующим угол здания порталом, усиленным гигантскими сдвоенными колоннами и разорванным треугольником декоративного фронтона, — дата «1954». Над ним — карнизный парапет с причудливым картушем. В картуше — Спасская башня.
Хотя и изрядно побитая временем, выполненная в технике виртуозной гипсовой лепки, она невольно завораживает неполенившегося задрать голову на четырехэтажную высоту и современного прохожего — фотографичностью передачи образа.
Примечательно при этом, что аналогичный в точности парапет карниза смотрящий на перпендикулярную улицу Планеэди, по какой-то причине остался абсолютно гладким: может решили, что двух изображений башен на один дом — многовато?
А может, так и не решили — какую именно здесь изображать: по значимости и узнаваемости силуэта у Спасской, пожалуй, конкурента не было, да и в принципе быть не могло.
***
Чуть более ста лет назад — впервой половине десятых годов XX века — в Ревеле, то затихая, то вновь оживляясь, шла дискуссия о сооружении прямой железнодорожной магистрали на Москву.
Кроме оживления торгового транзита она должна была поставить на повестку дня решение еще одной, сугубо местной проблемы — строительства нового вокзала: существующий Балтийский, с потоком пассажиров начинал не справляться.
Потенциальный Московский вокзал в Ревеле, о будущем месте возведения которого так сладко было помечтать в газетных фельетонах, так и не был построен. Не уложены были до Первопрестольной и рельсы: Первая мировая война перечеркнула проекты начисто.
Пополнится ли перечень «московских адресов» эстонской столицы век спустя — в начале третьего тысячелетия? Загадывать, конечно, сложно. Но возобновление уличной таблички со словами Moskva pst. не исключает такой возможности.
Йосеф Кац
«Столица»
Related posts
- Геральдика, топонимика, фортификация: золотая палитра Таллинна
- Кафе Николая Культаса — легенда площади Вабадузе в Таллине
- Замок Ангерн - малый замок Ливонского Ордена
- Ливония. Картографическая загадка
- Орден Меченосцев и Ливонский Орден: история и предыстория
- Забытая жемчужина деревянного зодчества: Пярну маантеэ, 123b — дача Хуго Хейнриха
- «Лучший вид от ворот Систерфордских»
- Разоблачение Михельсона, в новой книге "Эстляндское имматрикулированное дворянство "
- В Таллине у пяти дорог
- Уникальное, без преувеличения, издание на русском языке посвященное истории Эстляндского рыцарства, увидело свет в Таллинне.
Городская стена — самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.
Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.
Related posts
- Геральдика, топонимика, фортификация: золотая палитра Таллинна
- Кафе Николая Культаса — легенда площади Вабадузе в Таллине
- Разоблачение Михельсона, в новой книге "Эстляндское имматрикулированное дворянство "
- Ливония. Картографическая загадка
- В Таллине у пяти дорог
- «Лучший вид от ворот Систерфордских»
- Забытая жемчужина деревянного зодчества: Пярну маантеэ, 123b — дача Хуго Хейнриха
- Замок Ангерн - малый замок Ливонского Ордена
- Уникальное, без преувеличения, издание на русском языке посвященное истории Эстляндского рыцарства, увидело свет в Таллинне.
- Орден Меченосцев и Ливонский Орден: история и предыстория