Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды! |
Михайлов день — 29 сентября — дата, важная в первую очередь для календаря эстонских крестьян. Но и в городском пространстве столицы страны небесный патрон этой даты представлен.
«У каждого барана — свой Михайлов день» — гласит эстонская народная пословица.
Смысл ее понятен; хочешь не хочешь, а рано или поздно тебя, если даже и не остригут под ноль, — уведут на продажу.
Связь архистратига Михаила — предводителя небесного воинства — с циклом сельхозработ вторичная. Но она — повод вспомнить, какие объекты и явления в жизни Таллинна связаны с патроном знаменательной даты.
Ярмарочные радости
В эстонском народном календаре 29 сентября — начало «настоящей» осени, когда основной урожай собран и самое время везти его на ярмарку.
С какого времени устраивалась Михайлова ярмарка в Ревеле — точно установить трудно, но, во всяком случае лет эдак сто двадцать назад, торговцы в губернский центр Эстляндии съезжались точно.
Репортеры той поры сокрушались — больше всего в город на продажу пригоняли не положенных поговоркой баранов да овец, а… свиней: острые на язык горожане малопочтительно величают ярмарку «Поросячей».
С годами менялась география мероприятия: в конце XIX века оно устраивалось на Сенном рынке — нынешней площади Вабадузе, в двадцатые годы XX века —переместилось к театру «Эстония», а позже — на место теперешнего автовокзала.
Народ к тому времени, похоже, стекался на Михайлову ярмарку не столько поторговаться, сколько подурачиться: популярнее продавцов были
разного рода развлечения и увеселения, на современный взгляд — не слишком взыскательные.
Газета «Rahvaleht» сообщала, что осенью 1936 года больше всего внимания привлек к себе фотограф; он предлагал сняться на фоне задника c изображением льва Цапика — «звезды» странствующего зверинца, будущего любимца столичного зоопарка.
После Второй мировой войны ярмарка Михайлова дня стала достоянием прошлого — хотя попытки ее возрождения, судя по всему, время от времени всё же предпринимались. По крайней мере — в последней трети прошлого века.
Так, в 1986 году «Вечерний Таллин» писал о проведении на Ратушной площади в последние выходные сентября «большой распродажи сельскохозяйственной продукции», называя ярмарку просто «Осенней».
Триумфальные ворота

Название Большая Михайловская носила и нынешняя улица Георга Отса — продолжение Суур-Карья за крепостной стеной.
Хронисты свидетельствуют: при встрече высоких гостей еще до Ливонской войны триумфальные ворота украшали гирляндами из еловых ветвей.
Первые триумфальные ворота были воздвигнуты в Ревеле, перед зданием ратуши только в декабре 1711 г., когда город встречал российского самодержца Петра.
Построенные как сооружение временное, они сгинули, сохранившись лишь остатками фундамента в культурном слое Ратушной площади да зарисовкой одного из современников, видевших их во всей красе.
Между тем еще один свидетель триумфа петровских войск просуществовал в городе до середины XIX столетия — будучи при этом воздвигнутым за
много веков до того, как российская армия начала одерживать в Северной войне победы.
Речь идет о воротах Карья — Скотопрогонных; через них еще и двести с небольшим лет назад выгоняли на пастбище городское стадо. Именно это обстоятельство и оказалось определяющим при выборе имени сооружения в немецком и эстонском языках.
В русской традиции ворота назывались исключительно Михайловскими: ведь именно под их аркой 29 сентября 1710 года — аккурат в Михайлов день — парадным строем промаршировали в капитулировавший город войска петровского генерала Бауэра.
Сами ворота были «снесены за ветхостью» в 1849-м. Название же начинающейся от них улицы в царское время официально звучало как «Большая Михайловская»: не зная исторической подоплеки, и не догадаться, почему Суур-Карья называлась именно так.
Примечательно, что «младшая» сестра — улица Вяйке-Карья — под переименование не попала: на страницах местной русской прессы конца XIX столетия Малая Михайловская конкурирует с Малой Карриской.
Архангел прилетел
Не всякий знаток таллиннской старины с ходу и ответит, фасад какого здания украшает в городе скульптурное изваяние предводителя небесного воинства.
Подсказка в виде адреса — Рюйтли, 9 — способна смутить: конечно, шведская церковь Михайловского прихода, архангел, повергающий Сатану на гербе, — но где же там скульптура?!
Недоумение понятно: разглядеть крылатую фигуру не так-то и просто. С улицы — разве что только в профиль, да и то сомнительно. Лучше всего — от так называемой «липы Кельха» во дворе Нигулисте.
Бетонный Михаил в замурованном оконном проеме с торцовой стороны здания появился относительно недавно — в последнее десятилетие. Сама же бывшая Новая богадельня была освящена под церковь в 1733 году.
Домом молитвы для живущих в Ревеле шведов, с проповедью на их родном языке, стала она не от хорошей жизни; за год до того прежний приходской храм официально стал православным Преображенским собором.
Ныне православные, а до того — лютеране, молились под сводами изначально католической церкви: принадлежала она женскому цистерцианскому монастырю Святого Михаила, основанному не позднее середины ХIII столетия.
Воинственный патрон для женской обители может показаться странным. Стоит, впрочем, учитывать два фактора. Во-первых, монастырь был основан за пределами первых городских стен — и на защитника-воина рассчитывать стоило особо.
Во вторых, одна из легенд гласит, что обитель выросла вокруг капеллы, построенной на месте битвы короля Вальдемара с язычниками-эстами. И хотя часовня была посвящена Святому Венцелю, алтарь в честь архистратига Михаила мог в ней быть.
Основной массой говорящего по-шведски населения в Ревеле шведских времен были офицеры и солдаты городского гарнизона. Так что вместе с былой монастырской церковью им достался и ее прежний покровитель.
И хотя культ святых в лютеранстве отсутствует, патронаж предводителя небесного воинства служивому люду XVII века наверняка импонировал — почему и закрепился в названии прихода даже после переезда в нынешнее здание.
Гильдия и школа
Традиционно предводитель небесного воинства считался покровителем сословия благородного — на средневековом Западе в первую очередь рыцарства.
Сословное деление в Эстонии было отменено в 1919 году, культ католических святых упразднен лет на четыреста раньше — так что в современном Таллинне «под крылом Михаила» пребывают ремесленники.
Искать упоминание Михайловской гильдии в документах ревельского магистрата ганзейской эпохи — дело безнадежное: если и были идеи таковую организовать, то никаких письменных свидетельств не сохранилось.
Сама же Михайловская гильдия — под именем Mihkli gild — функционирует с конца девяностых годов по адресу Вене, 13: такое название носит творческая мастерская, выросшая из керамической студии при Образовательной коллегии Старого города.
Совсем неподалеку от гильдии — почти по тому же адресу, но «в обратном порядке», на Вене, 31 — расположено еще одно заведение, в чьем названии Михаил присутствует: учебное. Называется оно Püha Miikaeli kool — Школа Святого Михаиала.
Созданная, в первую очередь, для детей католического прихода, она действует под эгидой одноименной организации. Но применительно к местным, эстонским, условиям, можно разглядеть в ее имени, пожалуй, и еще один подтекст.
В Михайлов день завершались летнее полугодие и связанные с ним полевые работы. В нелегком крестьянском труде наступала на какое-то время определенная передышка — и для взрослых, и для детей.
В деревнях начинался период свадеб, а в приходских школах — учебы: тянулся он до самого Панова дня, зато и начинался на четыре недели позже нынешнего — не с 1 сентября, а с 29-го.
Что, возможно, и верно, ведь победа архистратига Михаила над нечистой силой — победа света над тьмой. А учение, как известно, — свет.
Йосеф Кац
«Столица»
Related posts
Городская стена — самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.
Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.