Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды! |
Кадрипяэв, или День Катарины — не только дата эстонского народного календаря, но и самый подходящий повод вспомнить всех земных тезок католической и православной святой, увековеченных на карте Таллинна.
В пятерку наиболее популярных среди таллиннцев имен новорожденных Екатерина вот уже который год стабильно не входит.
Не могут похвастаться особой популярностью в Таллинне и производные от него эстонские Кадри, Катри, Кати и Трийна — все разом они даже до топовой десятки не дотягивают.
И это особенно странно — с учетом того, что в городском пространстве эстонской столицы имя это представлено широко: от общеизвестных топонимов до тех, что успели стать достоянием истории.
Монастырское наследие
Название улочки Катарийна кяйк — дословно «проход», но вернее, конечно, «переулок Катарийны», успело стать одним из символов, если не сказать — беспроигрышным брендом Таллинна.
Вопреки средневековому названию, Екатерининская гильдия основана в 1995 году. Несмотря на средневековое звучание и антураж, топоним по меркам Старого города не просто молод — откровенно юн: официально утвержден он был городскими властями лишь в апреле 1996 года.
До того пространство между улицами Вене и Мюйривахе если как-то и называли, то Монашеским подворьем. Хотя формально территория собственно Доминиканского монастыря располагалась чуть севернее.
Монастырь был посвящен Екатерине Александрийской: связь юной мученицы, погибшей за веру на берегах Нила, и далеким северным Ревелем видится неочевидной, пока не вспомним прозвище доминиканцев — братья-проповедники.
Католическая традиция почитала Екатерину, среди прочего, покровительницей тех, кто несет благую весть язычникам. Так что в землях, населенных недавно обращенными в христианство эстами, заступничество ее было совсем не лишним.
Считалась Катарина и заступницей женщин — потому неудивительно, что именно ее именем решила наречь себя гильдия мастериц различных ремесел — от обработки кожи и пошива одежды до гончарного и витражного дела.
Правда, как и название улицы, на которой расположены их мастерские, сама «гильдия» — феномен современный, ревельскому Средневековью известным никогда не бывший: основана она летом 1995 года.
Но так ли это, по большому счету, важно? Традиции мастерства в Екатерининской гильдии живут, выглядя в исторических стенах естественно, правомерно и правопреемственно.
Две императрицы
Связь названия живописного переулка и творческого объединения четырнадцати мастериц-ремесленниц с упраздненным пятьсот лет назад Екатерининским монастырем очевидна.
Хочется верить, что прослеживается она и еще в одном таллиннском топониме — точнее, гидрониме: в имени ручья Кадриоя, еще сто лет назад различимому к востоку от центра города.
С одной стороны, ничего отрицать невозможно: какие-то отголоски католического культа святой Екатерины в названии водоема действительно теоретически могли в городском пространстве и сохраниться.
Стройность версии нарушает лишь то, что русло ручья практически точно совпадало с трассой нынешней улицы Яана Поска, былой Песчанной: исторической границей Екатеринентальского парка, нынешнего Кадриорга.
Екатерининский ручей протекал по нынешней улице Поска — на границе Кадриорга.
До «долины Екатерины» можно не только дойти по берегу давно заключенного в коллектор «Екатерининского ручья», но и спуститься с плато Ласнамяги — по лестнице, увековечившей в своем названии то же самое женское имя.
Народная молва, правда, связывает историю ее строительства не с царственной супругой основателя Кадриорга — Екатериной Алексеевной, а с ее куда как более приметной тезкой на российском престоле — императрицей Екатериной II.
Государыня, как уверяли старожилы уже лет сто назад, как-то прибыла в Ревель, остановившись в Екатеринентальском дворце то ли в день своего рождения, то ли — на именины. И губернатор (или комендант?) решил преподнести царице презент.
Якобы всего за одну ночь, пока венценосная гостья, ничего не подозревая, почивала в спальне царской «дачи», работники соорудили удобный подъем от домика Петра как раз на вершину Ласнамяэского холма.
Утром Екатерина смогла оценить подарок по достоинству: вид с крыши теперешнего художественного музея КуМу на лежащий вдали город и порт действительно открывается незабываемый.
Жаль только, легенда не выдерживает проверку фактами: какие-то спуски, устроенные для обслуживания фонтанов Екатериненталя, имелись на склоне Ласнамяги уже в петровскую эпоху.
Каменная же лестница всеобщего пользования появляется на картах значительно позднее — не ранее первых десятилетий XIX века…
Школьный след
В истории таллиннских лестниц единственная в истории российской государственности женщина, удостоенная титула «Великая», никакого следа, вопреки народной молве, не оставила.
В становлении на берегах нынешней Таллиннской бухты школьного образования — напротив: особенно, если говорить именно о школе подлинно народной, доступной всем и каждому.
Первые попытки учредить элементарные, то есть — начальные, так называемые циферные школы для детей солдат расквартированных в Ревеле полков предпринимались еще при Петре.
Однако со смертью царя-реформатора дело было пущено на самотек, а там и вовсе затухло: толком неизвестно даже, сколько учеников получило в школе при ревельском гарнизоне образование и сколько лет она проработала.
Зато доподлинно известно, что в 1789 году в Таллинне было открыто двухклассное народное училище. Всякий желающий мог получить в нем навыки чтения, чистописания, арифметики и рисования — что особенно важно, бесплатно.
По общегосударственному закону преподавание в народных училищах должно было вестись на русском языке — однако для Остзейских провинций сделали исключение: оговорку «.. .или на том, который наиболее распространен в данной губернии».
Немецкий на территории современной Эстонии был языком не широких масс, а элиты. Потому, сославшись на недостаток в городе учителей, способных преподавать на иных языках, преподавать в Ревельском народном училище начали именно на нем.
Когда учебное заведение добавило в свою программу русский язык, сказать трудно. Во всяком случае, почти наверняка, произошло это не ранее 1872 года, когда повышено в ранге оно было до Высшего народного училища и стало трехклассным.
Еще через семнадцать лет, празднуя вековой юбилей, школа была реорганизована еще раз — и стала Ревельским начальным училищем именем императрицы Екатерины II: русский язык стал в нем основным учебным.
Правопреемником Екатерининского училища считает себя в наши дни Таллиннская Тынисмяэская реальная школа — и празднует годовщину своего основания 24 ноября: как раз в Кадрипяэв, Катаринин день.
***
Снижается или, напротив, растет, плотность «екатерининских топонимов» на карпе Таллинна — вопрос, конечно, двусторюнний.
С одной стороны — едва ли жители ныммеской улицы Леэги вспомнят что еще сто лет назад официально она звалась Екатерининской: как и прочие окрестные, она была наречена, в честь имен императорского дома Романовых.
С другой — дворец, построенный Петром для своей супруги, в начале прошлого столетия зачастую проходивший в документах просто ка «летний губернаторский», последние лет двадцать пять именуется исключительно Екатерининским.
Тынисмяэская реальная школа — наследник училища императрицы Екатерины II.
Но самое удивительное превращение выпало пережить молу на полуострове Пальяссааре. Заложенный в 1911 году он изначально был безымянным, после стал Пальяссаареским, а ныне — внесён в регистр памятников старины как Катарина Кяйк / Katariina Kai.
Какая именно Екатерина увековечена в его имени: земная, небесная, венценосная или же просто смертная — гадать долго, но можно — просто воспринимать.
Йосеф Кац
«Столица»
Городская стена — самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.
Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.