А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще! Обращайтесь в форме комментариев, и мы обязательно свяжемся с вами.

Застывшее Время

ещё темы...

Следует знать…
Среди полусотни населенных пунктов Эстонии, обладающих городским статусом, большинство возникло естественным путем – развиваясь из поселка у гавани, речной переправы, городища на неприступном холме, а позже – у разбогатевшей мызы или промышленного предприятия. И лишь один из них, пожалуй, появился по воле одного-единственного человека – отца-основателя барона Николая фон Глена. Это Нымме. И хотя вспомнить всю более чем вековую историю единственного среди столичных района с «городским прошлым» одним махом не удастся, остановиться на нескольких наиболее примечательных фактах из биографии Нымме и его основателя барона Гленна. Что надоумило Николая фон Глена, сына владельца мызы Ялгимяэ, помещика Петера фон Глена обменять плодородные земли за озером Харку на поросший сосняком склон Мустамяги – сказать сложно. В глазах современников поступок этот выглядел почти безумием.
Хроники Таллина

ещё темы...

Говорят так:
В одном из преданий говорится, будто датчане решили неожиданно напасть на город, перебить его жителей и овладеть имуществом эстов. Заговорщики хранили свои намерения в строжайшей тайне, но некоего Тоомаса, знаменосца датчан, стала мучить совесть. Он выдал магистрату план нападения. В городе выставили усиленный дозор. Было решено впустить злоумышленников в город, а потом на какой-нибудь узкой улочке напасть на них и уничтожить всех до единого. События развернулись именно таким образом, и смута была пресечена. Знаменосцу оказали особую честь - шпиль Ратуши украсили фигуркой воина со знаменем. Новый флюгер назвали именем Тоомаса.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Метроном
  • Blog stats
    • 1087 posts
    • 4 comments
    • 18 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 229 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 words in comments
    • 0 trackbacks per post

Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.
Подробнее...

17 марта — Гертрудин день, или, как отмечен он в народном календаре, Käädripäev — повод вспомнить о почти забытой современными таллиннцами, но чрезвычайно популярной в ганзейском Ревеле святой.

Расслышать в эстонском имени Кяэдри германское по своему происхождению имя Гертруда — непросто.

Вид Больших морских ворот из хроники Иоганна Реннера XVI века. Здание на первом плане — вероятно, Гертрудинская церковь.

Вид Больших морских ворот из хроники Иоганна Реннера XVI века. Здание на первом плане — вероятно, Гертрудинская церковь.

Реконструировать ту позицию, которую занимала в ментальности и повседневной жизни средневекового предка нынешнего таллиннца одноименная святая — значительно труднее.
Гертруда Нивельская слыла покровительницей всех путешествующих по водам.
Пять веков главенства на землях Эстонии лютеранства перетасовали некогда почитаемых в народе заступников причудливым образом — в том числе и по «географической привязке».

Этнографы свидетельствуют: память о Гертруде сохранилась лишь в селах Южной Эстонии. Но в Средние века центрами ее почитания были города побережья Балтики — удел купцов-ганзейцев, странников и мореходов.

Близость к воде

.. .Весной 1506 года ревельский магистрат получил письмо, отправленное из Риги в середине марта.

Рижский архиепископ Михаэль ставил ревельцам на вид: дескать, к переданным им в пользование мощам святой Гертруды Нивельской они относятся без должного почитания.

В чем именно заключалось недостаточно ревностное отношение к святыни — сказать сложно. С одной стороны, горожане обвиняются в лени. С другой — автор письма требует возвратить мощи ему.

Не исключено, что жители тогдашнего Ревеля относились к нетленным частицам тела Гертруды, напротив, даже слишком «рьяно» — разумеется, на собственный, имеющий мало общего с официальной церковной доктриной, манер.

Ладно, в затерянной на далеком европейском севере Ливонии, но даже и в средневековой Франции мощи святых использовались порой слишком «буквально» — например, погружались в воду, чтобы прекратить наводнение или обеспечить улов.

Второе кажется вполне вероятным и в привязке к ревельским реалиям. Ведь посвященная святой Гертруде церковь некогда находилась в городе в непосредственной близости как от воды, так и от поселений рыбаков.

За крепостной стеной — у Больших морских ворот. Там, где собственно город сменялся деревянной застройкой рыбацкого предместья Каламая.

Воля понтифика

В окрестностях бельгийского Нивеля, где в первой трети VII века родилась будущая святая Гертруда, не то что моря — порядочного озера не сыскать.

Связь основательницы обители в родном городе с «водной» тематикой достаточно косвенная: молитвами она якобы защитила отправившихся за богослужебными книгами в Рим монахов от нападения морского чудовища.

Сюжета из жития оказалось достаточно, чтобы Гертруда, дочь майордома франкских королей, добровольно отказавшаяся от брака с сыном монарха и принявшая монашеский постриг, превратилась в покровительницу всех странствующих по водам.

За помощью к Гертруде с равным рвением обращались застигнутые на море непогодой купцы -судовладельцы и члены корабельных команд. Если заступница отвечала на просьбу и судно добиралось до берега, благодарности уцелевших не было конца.

На фундамент Гертрудинской капеллы наткнулись при строительстве бастиона Сконе. Известно, например, что в 1519 году ревельский торговец Ханс Боувер, спасшийся во время кораблекрушения, пожертвовал церкви Нигулисте серебряный семирожковый канделябр, а Гертрудинской капелле у Морских ворот — изваяние святого Георгия.

Нет сомнения, что дар этот был не единственный: к тому времени почитание Гертруды пустило в Ревеле давние корни. Само посвященное ей сакральное здание существовало вот уже шестьдесят с лишним лет как минимум.

Возможно — еще больше: в 1438 году бюргеры Кост ванн Борстелл, Хинрик Шевльвент и Йохан Сунненшьён обратились к эстляндскому епископу Генриху фон Херкюллю с просьбой возвести святой Гертруде часовню.

Что произошло дальше — неясно. С одной стороны, церковный иерарх свое добро дал. С другой — через двенадцать лет вопрос о необходимости строительства часовни вновь встал на повестке дня.

Со времен Северной войны собственного лютеранского прихода в Каламая так и нет. В дело пришлось вмешаться самому римскому папе: буллой от 2 июня 1450 года понтифик Николай V повелел ревельскому магистрату проследить, чтобы дом молитвы был завершен.

Исполнить папскую волю удалось только через пять лет: регулярные богослужения в часовне начались не ранее 1455 года.

Пик популярности

В середине XV столетия культ Гертруды достигал в Ревеле, по всей видимости, своего апогея.

Документы той поры упоминают не только существования нескольких посвященных ей алтарей и «персональной» часовни, но и отдельного церковного братства — Гертрудинской гильдии.

Устава или даже списка членов организации обнаружить исследователям до сих пор так и не удалось. Но косвенные свидетельства о статусе в обществе гильдейских братьев отыскать все же возможно.

В 1451 году основные «профессиональные союзы» ревельских бюргеров согласовали между собой порядок движения во время процессии одного из значимых праздников католического календаря — Дня плоти Господней.

Согласно утвержденному регламенту, свечи во имя Гертруды Нивельской члены посвященного ей братства должны были нести после всех цехов Канутской гильдии, объединявшей наиболее искусных ремесленников-немцев.

Но всё же — перед шествием цехов Олайской гильдии, вотчины представителей более тяжелых и менее оплачиваемых ремесел, которые традиционно считались достойными почти исключительно «ненемцев» — предков нынешних эстонцев, финнов, шведов.

Святой Гертруде — наряду с девой Марией и Троицей — был посвящен алтарь, заказанный корпорацией «золотой молодежи» города — черноголовыми: неженатыми купцами, членами Братства святого Маврикия.

И по сей день вырезанная из липы фигурка Гертруды Нивельской красуется среди изваяний главного алтаря церкви Нигулисте, служа свидетельством ее популярности и у состоявшихся «отцов города».

Даже странно что Гертрудинская капелла при этом обслуживала преимущественно малоимущие слои населения — полноправные бюргеры в Каламая не селились.

Трижды рожденная

Где именно располагалась капелла Гертруды — сказать можно лишь приблизительно: уже в 1535 году городские власти приняли решение о ее сносе.

Не победа церковной реформации, отрицающей почитание католических святых, была тому причиной — модернизация фортификационного пояса: часовня оказалась на трассе намеченного земляного вала.

Когда устарел и он, строители Сконеского бастиона наткнулись на фундамент некоего каменного строения — по всей вероятности, средневековой часовни. Залегал он на месте современного северного выезда с Раннамяэ теэ.

Камням из стен разрушенной постройки, впрочем, нашли подобающее применение: они легли в фундамент кирхи, которую было решено возвести для форштадтского люда по близости с последующим Каламаяским кладбищем.

В силу традиции нареченная в честь Гертруды Гертрудинская церковь просуществовала недолго: вместе с прочими постройками портового предместья она была сожжена в годы Ливонской войны — чтобы осаждающие не превратили их в оборонный рубеж.

Немногим более долгим оказался век третьей сакральной постройки, посвященной Гертруде, — возведенной для духовных потребностей жителей Каламая уже в эпоху шведского владычества, хотя до сих пор и не ясно, где и когда точно.

Известно, только, что здание было увенчано звонницей. И что церковная колокольня то ли достраивалась, то ли перестраивалась, то ли — только ремонтировалась трижды: соответственно в 1672,1688 и 1689 годах.

Усилия пошли прахом: при приближении к Ревелю передовых разъездов петровского воинства каламаяская церковь вновь была предана огню по распоряжению магистратских властей.

Восстановиться вновь было ей больше не суждено: ни в XVIII веке, ни в XIX, ни в XX лютеранский приход в Каламая возобновлен не был.

***

Последние четверть века судьба горки Раннавярава — бывшего бастиона Сконе — остается в подвешенном состоянии.

Когда проект детальной ее реконструкции будет, наконец, не только составлен, но и воплощен в жизнь, очень уместно было бы увидеть в его ансамбле и памятный знак Гертрудинской капелле.

Ведь святая, которой она была посвящена, как могла и умела, хранила многие поколения далеких предков нынешних таллиннцев от буйства морской стихии и жестокостей пиратов.

Вторые, конечно, давно стали на Балтике достоянием истории. А море может оказаться непредсказуемым во все времена…

Йосеф Кац

«Столица»











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.








Комментарии:

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Утраченный комплекс домов на углу улиц Суур- и Вяйке-Клоостри: жилье учителей городской гимназии середины XVIII столетия.

Дом, пансион и целая улица: как город Таллин жилье для учителей строил

Муниципальное жилье для педагогов Таллинн строит на протяжении последних без малого трех... столетий. Термин «муниципальное жилье» в речевой обиход таллиннцев вошел ...

Читать дальше...

Подвиг экипажа подводной лодки «Щ-408». Картина художника И. Родионова.

Повторившая подвиг «Варяга»: последний поход подлодки «Щ-408»

Подводная лодка «Щ-408» повторила недалеко от берегов Эстонии подвиг легендарного крейсера «Варяг». В годы двух мировых войн на Балтике произошло два ...

Читать дальше...

Архитектор Александр Владовский построил в Копли временную православную церковь, а планировал возвести постоянную лютеранскую.

Соната на заводских трубах: прошлое и будущее таллинского района Копли

Выставка, посвященная формированию ансамбля одного из самых колоритных исторических предместий Таллинна, открылась на прошлой неделе в Эстонском архитектурном музее. Само по ...

Читать дальше...

Двойная датировка — по старому и новому стилям — на фотографии, запечатлевшей первомайскую манифестацию в Ревеле сто лет назад.

«С радостным сердцем, с горящим чувством, с чистою душою»: апрельский Первомай в революционном Ревеле столетней давности.

Ровно сто лет назад Международный день солидарности трудящихся был впервые отпразднован в Таллинне в официальном порядке. Правда, назывался он весной 1917 ...

Читать дальше...

Медальон с фасада дома по улице Мюнди. Георгий — в облачении ландскнехта.

Рельефы, скульптуры, алтари и капеллы: по следам ревельского почитания Георгия-Победоносца

Годовщина восстания Юрьевой ночи — повод вспомнить о почитании жителями былого Ревеля Юри-Юргена-Георгия. И попробовать отыскать «следы» почитаемого в Средние ...

Читать дальше...

Новое здание Балтийского вокзала и площадь перед ним. Иллюстрация из журнала "Pilt ja Sõna" 1946 год.

От орденского выгона до привокзальной площади: метаморфозы окрестностей главной станции Таллина

Желание городских властей благоустроить окрестности Балтийского вокзала — повод вспомнить о том, как обрели они нынешний, говоря откровенно, — не ...

Читать дальше...

В Таллине у пяти дорог

Кто едет по горам и морям и подвергает опасности жизнь и тело, и имущество, не страшится разбойников и бродяг, пожирающих ...

Читать дальше...

Встреча Александра Керенского на площади перед Балтийским вокзалом в Ревеле.

«Русская демократия на эстонской земле»: как министр Керенский в Ревель приезжал

Ровно сто лет назад столицу Эстонии посетил с официальным визитом Александр Федорович Керенский — одна из ключевых фигур февральской революции. Формально ...

Читать дальше...

Цветник на Мусумяги и вид с горки в сторону Пярнуского шоссе. Открытка начала XX века.

От бастиона до романтического сквера: как в Таллине горка у Вируских ворот Поцелуевой стала

Десять лет назад самая «весенняя» горка столицы Эстонии закрепила свое бывшее до этого народным прозвище в качестве официального названия. Скульптуры «Миг ...

Читать дальше...

Баня «Койду» в начале восьмидесятых годов прошлого столетия.

«Трехэтажные термы» Лийзы Борн: легендарная баня на улице Койду в Таллине

Самая роскошная общественная баня довоенного Таллинна была построена... бывшей торговкой рыбой. Современному таллиннцу, вне зависимости от его помывочных пристрастий, словосочетание «баня ...

Читать дальше...

Фойе кинотеатра «Гелиос» после реконструкции 1934 года в духе функционализма и льготный билет на балкон зрительного зала.

«Пассаж», «Рекорд», «Гелиос», «Октообер»: век биографии легендарного таллинского кинотеатра

Бесхозный зал в двух шагах от самого сердца исторического центра Таллинна был некогда одним из самых фешенебельных кинотеатров столицы. Ровно сто ...

Читать дальше...

Угол Пярнуского шоссе и улицы Роозикрантси — один из наиболее целостных ансамблей Таллинна времен Пятса.

Обретая столичный фасад: градостроительный памятник Таллина

Имидж не только «заповедника ганзейского средневековья», но и столицы современного государства Таллинн впервые примерил на себя в годы правления президента ...

Читать дальше...

Вид Больших морских ворот из хроники Иоганна Реннера XVI века. Здание на первом плане — вероятно, Гертрудинская церковь.

Кяэдри, которая Гертруда: позабытая покровительница Каламая, района Таллина

17 марта — Гертрудин день, или, как отмечен он в народном календаре, Käädripäev — повод вспомнить о почти забытой современными ...

Читать дальше...

Вывеска кафе "Kultas" — нынешнего «Wabadus» — в конце тридцатых годов прошлого века.

Кафе Николая Культаса — легенда площади Вабадузе в Таллине

Восемьдесят лет назад в самом сердце Таллинна открылось кафе, само название которого стало синонимом столичного шика и — символом обслуживания ...

Читать дальше...

Цветочный магазин «Каннике» — манифест финской «природной архитектуры» в центре Таллинна. Фото 1973 года.

«Фиалка» на углу улицы Гонсиори в Таллине: полвека цветочному магазину «Каннике»

В январе 1967 года список торговых точек столицы пополнился новым адресом, а лексикон таллиннцев — новым названием: открылся цветочный магазин ...

Читать дальше...

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.





Видеохроника:

Как датский король Эрик IV Плужный Грош, нашёл и построил в Ревеле монастырь св. Михаила-Архангела и храм.

Ох, каких историй в наших краях не наслушаешься. Недавно хромой Ларс Сёренсен мне травил, якобы потомок самих основателей монастыря святого Михаила Архистратига, предводителя всего воинства небесного, и храма. А было всё вот как...

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
Дело было в XIV веке, когда согласно установленному датским королем Эриком IV Лыжным Плющем городскому праву, таллинский палач не только казнил, но и пытал. За различные провинности мог отрубить палец руки, привязать к позорному столбу на Ратушной площади, повесить на шею позорный камень. Мог и лечить нанесенные во время пыток раны. Мусор тогда выбрасывали прямо на улицу и убирали раз в неделю. Если нерадивый домовладелец этого не делал, палач заставлял платить штраф: до внесения необходимой суммы денег мог даже поселиться у такого хозяина. Именно мусору на старинных улицах, кстати говоря, мы обязаны туфлями на платформе и на шпильках – нужно же было как-то пройти по этой грязи!
Дайте ответ Магистрату!

2017 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...
Пропишись в легендах!
Здесь пишут...
Кому что...
Наши на Лицо-Книге
Тучка тегов
Логинься!


Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!