А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Застывшее Время

ещё темы...

Следует знать…
У многих народов Европы есть легенда о том, как Бог одаривал народы. В южных странах есть все. Чем ближе к северу, тем беднее дары Всевышнего. Когда очередь дошла до Эстонии, то у него в корзине с дарами, кроме воды и камня, ничего не осталось. Бог выбросил и то, и другое и сказал эстонцу: «Живи, Юхан!» Вот и живет тысячи лет эстонский крестьянин среди усыпанных камнями полей. Каждую весну собирает их, мостит ими дороги, складывает из них ограды, амбары и кузницы, а на следующий год они вновь вылезают из земли. Тысячи лет назад оставил свои следы ледник. В земле лежат не только мелкие камни, но и большие гранитные валуны. Они разбросаны по всей Северной Эстонии.
Хроники Таллина

ещё темы...

Говорят так:
Камень Линды: Бедная вдова долгие месяцы оплакивала своего любимого мужа Калева, давая волю жалобам и горьким слезам. И стала она приносить на его могилу каменные глыбы, дабы воздвигнуть Калеву достойный памятник и сохранить память о нем для потомков. В Таллинне и поныне можно видеть это надгробие Калева - холм Тоомпеа. Под ним спит вечным сном король древних эстов, с одной стороны холма шумят морские волны, с другой - шелестят родные леса.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1218 posts
    • 4 comments
    • 32 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 232 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 words in comments
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

Бесхозный зал в двух шагах от самого сердца исторического центра Таллинна был некогда одним из самых фешенебельных кинотеатров столицы.

Ровно сто лет назад — в последний день зимы 1917 года — двери перед зрителями распахнул синематограф «Пассаж».

Фойе кинотеатра «Гелиос» после реконструкции 1934 года в духе функционализма и льготный билет на балкон зрительного зала.

Фойе кинотеатра «Гелиос» после реконструкции 1934 года в духе функционализма и льготный билет на балкон зрительного зала.

Одного из немногих (если и не вовсе единственного), который умудрился проработать при всех, без исключения, режимах, правивших на территории современной Эстонии в XX веке.

Один день — при царе, десять месяцев — при временном правительстве. Потом — при большевиках, кайзере, независимости, советах, нацистах, вновь при советах, в восстановленной ЭР…

Менялись владельцы, названия, декор интерьеров. Неизменным оставалось главное: популярность у таллиннцев, обусловленная как удачным расположением, так и комфортом зрительного зала и фойе.

Вход со двора

К концу второго десятилетия прошлого столетия «великий немой» стал для жителей Ревеля привычным элементом досуга.

Большая часть кинотеатров, размещалась, правда, в случайных, наскоро приспособленных для показа фильмов помещениях, но первые специально предназначенные для этого здания были построены.

На улице Айа парил уже над вытянутым фасадом бронзовый орел с молочным шаром фонаря в клюве — вывеска синематографа «Казино». На бульваре Мере высилась громада «Гранд-Марины». В начале Нарвского шоссе тянулся купол «Форума».

Отыскать «Пассаж», по сравнению с ними, было делом непростым. Заполонившая накануне его открытия полосы местных газет реклама подробно разъясняла: Глиняная, то бишь — Виру, дом под номером 4, вход — под арку, в самой глубине второго двора.

Подобное расположение — впрочем, как и название самого кинотеатра, — не было случайностью. Он действительно располагался в пассаже — современным языком говоря, торгово-развлекательном центре. Точнее — должен был располагаться.

Название синематографа напоминало о проектах строительства в Ревеле пассажа. Еще в 1912 году недвижимость между улицами Виру, Карья и Сауна приобрели торговцы мануфактурой и готовой одеждой Герман Гуткин и Илья Зунделевич — с целью построить первый в Ревеле универсальный магазин современного типа.

Проект был заказан у финских зодчих В. Шьестрема и В. Пальмквиста. Он был опубликован в архитектурных изданиях, но грянула Первая мировая война и завораживающие своим размахом планы так и остались на бумаге.

Всё, что удалось возвести, — коробку стен будущего кинотеатра он был изначально предусмотрен частью комплекса Её-то и приобрел в 1915 году некто X. Кронталь — владелец летнего ресторана на горке Харью.

Почти два года потребовалось в непростую военную пору, чтобы довести его до рабочего состояния. Но результат, судя по всему, получился достойным — по свидетельствам репортеров.

Налет футуризма

«Еще одним новым полнилась многочисленная уже семья таллиннских кинотеатров: «Пассажем», — писала 1 марта 1917 года газета «Tallinna Teataja». — Оно приятно внешне и полно чувства домашнего уюта внутри.

Зрительный зал — светлый, оборудованный системой очистки воздуха и просторный: он вмещает примерно пятьсот кресел. Стены украшают росписи, выполненные художником Пеэтом Ареном, общим числом — шестнадцать.

Изображающие веселые происшествия из повседневной жизни и их последствия, они выполнены в манере настолько «радикального модерна», что, по воле или, может, уж против воли художника, даже оставляют впечатление налета футуризма».

Восхищаясь современным и даже отчасти непривычно смелым для вкусов губернского города внутренним дизайном, издание полагало, что обошлось оно в кругленькую сумму и наверняка было самым выгодным заказом для живописца.

Не поскупился хозяин нового кинотеатра и на музыкальное сопровождение: немые еще в ту пору ленты показывались не под дребезжание пианино, а под музыку «достойного исключительного восхищения полного струнного оркестра».
Отмечали газетчики и четкость изображения на экране — хотя во время премьерного показа не обошлось без курьезного происшествия: о нем в тридцатые годы вспоминал один из пионеров эстонского кино, киномеханик Рихард Саарман.

Росписи были заказаны у художника круга петербургского «Мира искусства». «Хозяин, словно корчмарь, подошел к аппарату с открытой бутылью коньяка в руках, — рассказывал он. — Я подумал, он собирается меня угостить. Но план у него был иной — слегка «спрыснуть» благое начинание буквально.

Кронталь плеснул три стакана на проектор. Жидкость попала на пленку и текст поплыл. Так что пришлось актерам играть на экране анонимно — без названия ленты и исполнителей ролей…»

Ничто не менялось в первой трети XX века с такой быстротой, как пристрастия и вкусы публики: то, что совсем недавно виделось последним словом моды, вскоре оказывалось дремучим анахронизмом.

Росписи Арена — художника, близкого к петербургскому объединению «Мир искусства», пронизанные духом комедии дель-арте, всего каких-то десять лет спустя после открытия кинотеатра были безжалостно удалены.

В 1927 году у «Пассажа» сменился владелец: им стала компания Estonia Film, претендующая на роль национального киноконцерна. Былое название вскоре сменилось на «Рекорд», потом на «Новый Рекорд», затем — на «Гелиос».

Имя античного бога Солнца пришлось кстати: новый интерьер кинотеатра, радикально реконструированный по проекту архитектора Эдгара Йоханна Куузика в духе функционализма, действительно, казался наполнен натуральным солнечным светом.

Здание увеличилось в объеме — прежде всего за счет пристройки к зрительному залу помещений фойе и кинопрокатной конторы. В самом зале появился балкон, огнеупорные стены и лестница для экстренной эвакуации посетителей.

В газетах, правда, несколько посокрушались по поводу «аскетичной функциональности» и «коробчатой архитектуры» здания, но не могли не признать — кинотеатр перестроен «по последним зарубежным образцам».

Обновленный в 1939 году еще раз по проекту того же Куузика кинотеатр получил статус представительского: он попал на страницы «Альманаха эстонских архитекторов» в качестве эталона для подражания.

Жаль только, что, приступая к перестройке, архитектор не догадался отдать распоряжение заснять прежние интерьеры: кинозалы с декором в духе модерна не сохранились в Эстонии даже на фотоснимках…

Иные имена

Годы Второй мировой войны ни для кого не прошли в Таллинне бесследно. Для столичных кинотеатров — в особенности.

При отступлении из города РККА в августе сорок первого сгорела «Гранд-Марина» на месте нынешнего РКЦ. В марте сорок четвертого под бомбами погибли «Амор», «Кунгла», «Модерн».

Самый фешенебельный кинозал города уцелел, но функции свои навсегда утратил: сначала в «Глорию-Паллас» на площади Вабадузе въехала труппа театра «Эстония», затем — Русского драматического.

Для «Гелиоса» настала золотая пора единственное уцелевшее кино представительского класса, он, по умолчанию, стал в послевоенные годы для столицы Эстонской ССР «храмом самого массового из искусств» номер один. Имя солнечного божества древней Эллады стало несколько неуместным. Ломать голову над новым, подходящим эпохе и статусу именем долго не пришлось: в год тридцатилетия — своего и революции — кинотеатр стал называться «Октообер».

Сорок последующих лет громкое имя всё больше и больше становилось для него единственным утешением: конкуренты дышали в затылок. В 1955 году открылся кинотеатр «Сыпруc», в 1964 году — «Космос».

Право премьерного показа негласно перешло к ним — более просторным и современным. Но на отсутствие зрителей «Октообер» тоже не жаловался: очередь за билетами, бывало, стояла до улицы Виру.

Так продолжалось до начала девяностых годов: на каком-то этапе показалось, что видеомагнитофон и телевизор одержали окончательную победу над кинопроектором и полотняным экраном.

Имя божества для главного кино столицы ЭССР сочли неуместным. Не помогло даже возвращение «последнего» исторического названия: ставший в 1988-м году вновь «Гелиосом» прежний «Октообер» закрылся через семь лет — тихо и незаметно.

***

За последние пятнадцать лет в Таллинне выросло поколение, которое не помнит не только «советское» название «Гелиоса», но и не догадывается о существовании самого кинотеатра Может быть, нынешний год столетнего юбилея станет, наконец, мигом пробуждения легендарного кино от затянувшегося «летаргического сна». И возрождения его — пускай и в новом облике?!

Йосеф Кац
«Столица»











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.







Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Главный фасад Таллиннского дома мебели непосредственно после открытия.

Прощание с легендой: памятный многим таллиннцам Дом мебели чуть-чуть не дожил до 40-летнего юбилея

Памятный многим таллиннцам и, без преувеличения, легендарный мебельный магазин радикально меняет профиль – чуть-чуть не дожив до сорокалетнего своего юбилея. Потребительские ...

Читать дальше...

Адмиралтейский канал — прямой предшественник Адмиралтейского бассейна на открытке начала XX столетия.

Канал, бассейн, гавань: след ревельского адмиралтейства

Память об одном из первых промышленных предприятий Таллинна периода раннего Нового времени по сей день считывается в городском пейзаже и ...

Читать дальше...

Башня Ратушной площади в Ревеле. Заходите, пока лето!

Смотровая площадка Старого Томаса в Таллине.    Легенды древнего города Таллина.  Новая легенда, от проекта "Ливонский Орден. XXI век": http://livland.org Закажите полную экскурсию через ...

Читать дальше...

Городской Стражник, в роли датского знаменосца. На встрече с Королевой Маргаретте II.

Под сенью Даннеброга: королева Дании в Таллинне

Таллинн и его горожане произвели на датскую королеву Маргарете II во время ее официального визита в столицу ЭР, состоявшегося 15-16 ...

Читать дальше...

Банкнота Банка России номиналом в 500 рублей. 1997 год. Фрагмент. На лицевой стороне изображен памятник Петру I в Архангельске.

Петровская палка о двух концах Помогала ли Петру Первому, дубинка эффективно управлять государством?

Образ Петра I - скорого на расправу, но справедливого монарха - вошел в народный фольклор и многочисленные литературные "Анекдоты". Как ...

Читать дальше...

Кристиан Август Лоренцен. Легенда датского национаьного флага. Даннеброг является с небес во время битвы при Линданисе в 1219 году. 1809. Государственный художественный музей Дании
C.A. Lorentzen (1746-1828), Dannebrog falder ned fra himlen under Volmerslaget ved Lyndanisse (Tallin) i Estland den 15. juni 1219, 1809

Белый крест на алом фоне: флаг Дании в Датском городе Таллине

Легендарное обретение датчанами национального и государственного символа произошло ровно восемьсот лет назад — в битве на том месте, которое через ...

Читать дальше...

Четырнадцатый выпуск Таллиннской русской городской гимназии. 1937 год.

Кружева, значок и ночь в Кадриорге: Выпускные довоенного Таллинна

Как отмечали окончание учебного года и гимназического курса в русских школах довоенной столицы — расскажет, помимо прочего, выставка, проходящая в ...

Читать дальше...

Здание муниципального детского сада в Копли — характерный образчик архитектуры традиционализма двадцатых годов прошлого века.

Сто лет и один год: старейший детсад Таллина

Международный день защиты детей — уместный повод вспомнить о самом старом в семействе детских садов Таллинна, перешагнувшем вековой рубеж своей ...

Читать дальше...

Первые страницы ревельского кодекса Любекского права, составленного в 1282 году — основы городского правосудия на протяжении шести веков.

Восемь столетий Таллинна: век тринадцатый, основополагающий

Каким был он — первый из восьми веков таллиннской истории и что оставил в наследство нынешнему городу и горожанам? Цифра тринадцать ...

Читать дальше...

Титульный лист номера "Revalsche Post-Zeitung" («Ревельская почтовая газета») от 26 июня 1702 года.

Юбилей таллиннской печати: 330 лет Revalische Post-Zeitung

У таллиннской периодики — солидный, красивый и достойный юбилей: ровно триста тридцать лет назад в Ревеле начал выходить первый информационный ...

Читать дальше...

Здание Дома Искусств на площади Вабадузе - место проведения книжной выставки в 1939 году.

«Они представляют особую цивилизацию»: детские книги СССР в довоенном Таллинне

С новинками советского книгоиздания для юных читателей таллиннцы смогли познакомиться еще до того как Эстонская Республика оказалась присоединенной к Советскому ...

Читать дальше...

Вышгород (Тоомпеа) в Ревеле (Таллине), гравюра Вильгельма Зигфрида Ставенхагена, 1867 год

Коварство Озерного Старейшины Улемитсе, известного также, как Ярвевана.

В марте 2018 года, мы уже познакомили вас с оригинальной идеей фабрики «Калев», рассказать на внутренней стороне коробки с конфетами, ...

Читать дальше...

Вышгород (Тоомпеа) в Ревеле (Таллине), гравюра Вильгельма Зигфрида Ставенхагена, 1867 год

Легенда о купце Адальберте Ренненкампфе

Жил в Ревеле купец по имени Адальберт Ренненкампф. Отправил он однажды двух своих сыновей по Перновскому тракту, в другой город ...

Читать дальше...

Ревельское морское сражение 2 (13) мая 1790 года. Картина А. Боголюбова.

В тени последующих триумфов: Ревельское морское сражение

Легендарному Ревельскому морскому сражению исполняется на днях ровно двести двадцать девять лет. Морских баталий акватория нынешней Таллиннской бухты и ее ближайшие ...

Читать дальше...

Орден организовал экскурсию по Старому Таллину

27 апреля, в субботу, состоялась тематическая экскурсия «Таллинские флюгера и кованные изделия» организованная Brüder der Ritterschaft Christi von Livland. Экскурсовод ...

Читать дальше...

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.




Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
Едва занимался рассвет, как по самым оживленным ныне улицам Таллинна, - Суур-Карья и Вяйке-Карья - устремлялся на пастбища скот. Названия улиц (Большая стадная и Малая стадная) живут по сей день, хотя скот горожане уже давно не держат.
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!