А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

Застывшее Время

ещё темы...

Следует знать…
Есть в Таллинне городской район с названием Сибулакюла (Луковичная деревня). Однако, если покопаться в истории этого района, станет ясно, что это не случайное наименование. В 1839 году в Санкт-Петербурге был издан "Путеводитель по Ревелю и его окрестностям". В книге подробный рассказ не только об исторических и архитектурных достопримечательностях города, но и не менее полное описание всех сторон жизни Ревеля в первой половине XIX столетия. Среди прочего путеводитель сообщает о торговле овощами: "За городом огороды, которые возделывают и содержат наши Ярославские Ростовцы. Это очень выгодно для города. Прежде русские огородники приезжали в Ревель и нанимали под огороды места, отчего овощи продавались очень дешево, осенью же огородники возвращались домой, чтобы весной приехать снова. Но по времени некоторые нашли удобнее совсем переселиться в Ревель". По-видимому, одно из поселений русских огородников было в районе современных улиц Маакри, Леннуки, А.Лаутера, Каупмехе, Лембиту и Кентманна. Судя по названию, выращивали они на здешней сухой земле хороший лук.
Хроники Таллина

ещё темы...

Говорят так:
Однажды Таллинн, который называли девой, ибо еще никто не сумел овладеть им, целое лето осаждало неприятельское войско. И хотя крепостные стены и башни надежно защищали таллиннцев, голод становился день ото дня все более лютым, и сердцами горожан овладели отчаяние и малодушие. Спасителем города в этот трудный час оказался барон Пален, хозяин поместья Палмсе. Он сделал вид, будто хочет послать голодным горожанам провизию. Когда повозки со съестным и пивными бочками приблизились к лагерю неприятеля на Ласнамяги, они были тотчас захвачены врагами. Голод измучил осаждавших солдат не меньше, чем таллиннцев, поэтому они набросились как волки на провизию, забыв про осаду. Хозяин Палмсе воспользовался этой короткой передышкой, чтобы спасти город. Он велел доставить морем к стенам города откормленного быка, а также немного солода, и передал их горожанам. Горожане сварили свежего пива и отнесли его на передние земляные валы. На днища перевернутых бочек они налили пива - так, чтобы пена потекла через края. Затем выпустили на валы быка, который выбежал, взрывая рогами землю. Когда враги увидели бочки с пенящимся пивом и откормленного быка, у них душа ушла в пятки. "Пропади все пропадом", - сказали солдаты, - "того не возьмешь измором, кто может еще столько пива наварить и прогуливает жирных быков на валах. Скорее сами умрем от голода". На следующее утро горожане увидели, что неприятель уходит восвояси. Таллинн был опять спасен.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Метроном
  • Blog stats
    • 1196 posts
    • 4 comments
    • 19 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 232 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 words in comments
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

Церковь прихода Вефиль в предместье Пельгулинн, реставрацию которой столичные власти готовы поддержать, отмечает в конце нынешнего года свое восьмидесятилетие.

С транслитерацией названий подавляющего большинства столичных церквей у сотрудников таллиннских СМИ, выходящих на русском языке, особых проблем не возникает. Обликом новая церковь должна была отличаться от средневековых предшественниц.

Церковь прихода Вефиль на первоначальном проекте 1935 года...

Церковь прихода Вефиль на первоначальном проекте 1935 года…

Но нет, как известно, правил без исключения: сакральная постройка по адресу: улица Преэси, 5, за два последних десятилетия нервов репортерам и редакторам подпортить смогла немало.

Это по-эстонски звучит просто и естественно: Peeteli kirik. А попробуй-ка с ходу перевести имя церкви на русский? В лучшем случае родится невнятное «Пеэтельская». В худшем — созвучная «Вифлеемская».

Подобные переводческие казусы — свидетельство слабого знакомства не только с библейской топографией, но и с русской периодикой, которая издавалась в столице Эстонии до Второй Мировой войны.

Ее-то сотрудники никаких сомнений по поводу мнимой топонимической загадки, похоже, не испытывали. Сакральная постройка в Пельгулинне была для них «Вефильской кирхой». Или — «церковью прихода Вефиль».

Библейские аллюзии

...,и в реальности — на фотографии сороковых-пятидесятых годов.

…,и в реальности — на фотографии сороковых-пятидесятых годов.

Вефиль в Синодальном переводе Библии, изначально же — Бейт-Эль, что на иврите значит «Дом Божий», — один из главных городов древнего Израильского царства.

Своим названием, согласно Книге Бытия, он обязан патриарху Иакову: именно здесь он увидел во сне соединяющую землю и небеса лестницу. И понял, что ему открылся Всевышний.

Не совсем ясно, впрочем, чем именно этот ветхозаветный сюжет настолько вдохновил членов созданного в Пельгулинне 23 апреля 1927 года прихода Эстонской евангелической лютеранской церкви.

Однако нет причин сомневаться: именно он вдохновлял прихожан при выборе названия. Возможно — в силу того, что топоним «Пельгулинн» — смысловой аналог описанного в Библии «города-убежища».

Защиту в них, согласно Пятикнижию Моисея, могли получить лица, совершившие непреднамеренное убийство, и, проживая в пределах их стен, раз и навсегда получить защиту от алчущих кровной мести.

Правда, среди шести упомянутых Ветхим Заветом городов-убежищ Бейт-Эль, или Вефиль, отсутствовал. Но таллиннский Пельгулинн, если верить городским легендам, исполнял в седом Средневековье вполне схожие функции.

Убежища в Пельгулинне искали проштрафившиеся перед ревельской властью. Территория эта относилась к владениям Верхнего города: руки у магистрата до нее не дотягивались. Смог укрыться в здешних лесах — значит, неподсуден.

Леса, если и не вырубили, то изрядно проредили во время двух осад Ревеля в годину Ливонской войны. Небольшое поселение на их месте возникло уже в конце ХVII века, но расцвет Пельгулинна настал только двумя столетиями позже.

Здесь, на заболоченных, бесперспективных, с точки зрения земледелия, территориях, активно начало строиться недорогое жилье для приходивших в город на заработки вчерашних крестьян.

К началу прошлого, XX, века предместье Пельгулинн стало одним из основных эстонских «противовесов» преимущественно немецкому по населению центру губернского города Ревеля.

Дух эпохи

Эстонскому району была необходима собственная, эстонская, церковь — не имевшая средневекового прошлого и отличная от сакральных построек ганзейских времен чисто внешне.

Проект кирхи для Пельгулинна, составленный в 1935 году архитектором Виктором Рейнхардтом, требованиям этим удовлетворял вполне: прообразы его можно отыскать в церковном зодчестве тогдашней Дании.

Настроениям в эстонском обществе тридцатых годов такой вариант соответствовал: если к остзейскому наследию относились с откровенной прохладой, то к отголоскам датского периода в истории Эстонии — вполне позитивно.

Похоронили проект Рейнхардта соображения не эстетические, а финансовые. К искреннему сожалению: будь он реализован, в городе, «датском» по своему происхождению, появился бы образчик собственно датской архитектуры.

Проект, разработанный Эугеном Захариусом в следующем году, столь радикально с местной архитектурной традицией не рвал. А главное — был, вероятно, более осуществим на практике. В том числе — и в силу своего подчеркнутого аскетизма.

Не прибегая к внешнему декору, здание Эуген Захариус спроектировал эффектное. Многое, если не всё, было в нем в новинку.

Асимметрично поставленная колокольня. Паровое отопление и электрическое освещение. Модернистские витражи.

«С открытием Вефильской церкви жители Пельгулинна обзавелись собственным храмом, — писала «Rahvaleht». — Ее остроконечная башня видна над крышами далеко от улицы Преэси, где она расположена».

Последнее обстоятельство было особенно ценно. По сути, небо столицы пронзил первый шпиль, воздвигнутый за годы независимости. Вертикалями прежних эпох отыскался достойный ответ.

Пора утрат

Вторую мировую войну Пельгулинн пережил без существенных потерь, хотя бомбардировкой марта 1944 года задело и здешнюю церковь.

Взрывной волной, в частности, выбило окна, а с ними — и витражи. Из-под потолка обрушились стильные люстры — но всё же это было несравнимо с утратами той же Нигулисте.

Роковыми для памятника сакральной архитектуры стали не военные сороковые, а сугубо, казалось бы, мирные шестидесятые годы. Первая их половина: время возобновления гонений на религию.

Затерянная на отдаленной окраине церковь глаза тогдашним властям мозолила, к счастью, не слишком: в отличие от православной своей сестры на улице Манеэжи — до сноса здания дело не дошло.

Распорядиться с добротной каменной постройкой решили по-иному: в 1962 году храм закрыли и передали Эстонскому телевидению. Внутреннее пространство разгородили, приспособив под студию звукозаписи и съемочный павильон.

Ставшие ненужными огромные окна замуровали. Устремленный в небо шпиль — демонтировали.

Старожилы припоминают: к следующей весне выбеленное здание необъяснимым образом само по себе посерело — словно укуталось в траур.

Знающие люди были в курсе: в прежней кирхе снимались телеконцерты и возводились декорации для съемок фильмов — здесь, в частности, рождались сцены из таких культовых некогда лент, как «Венская почтовая марка» и «Арабелла — дочь пирата».

Для рядовых же жителей окрестных районов — тех особенно, кто приехал в Таллинн или же родился в нем уже после начала шестидесятых годов, массивное здание угрюмо-серого цвета казалось непонятным, чуждым, откровенно загадочным.

***

Безвременье растянулось на три десятилетия. Лишь в 1992 году телевизионщики из амортизированных помещений съехали. Следом за прихожанами в возвращенный храм пришли строители — работы им хватило не на один год.

В ноябре 2006 года над выбеленными наново стенами вновь вознесся стройный медный шпиль.

Венчающий его крест на золоченом яблоке указывал конфессиональную принадлежность храма однозначно.

Одним загадочным строением на территории Пыхья-Таллинна стало меньше.

Но это — именно та утрата, которую никак не назовешь ни горькой, ни досадной. Ни утратой, пожалуй, как таковой.

Скорее — это обретение. Обретение предместьем Пельгулинн самой характерной архитектурной доминанты. А названием самого предместья — еще и стародавнего, исконного, значения.

Ведь добрых двадцать лет церковь прихода Вефиль дает приют детям, которые нуждаются в социальной защите. А значит, роль убежища Пельгулинн выполняет по-прежнему.

Йосеф Кац
«Столица»











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.








Комментарии:

1 комментарий к записи “Оплот, приют и убежище страждущим: лютеранская церковь прихода Вефиль в Таллине”

  • TLN:

    «Для рядовых же жителей окрестных районов — тех особенно, кто приехал в Таллинн или же родился в нем уже после начала шестидесятых годов, массивное здание угрюмо-серого цвета казалось непонятным, чуждым, откровенно загадочным»_ Именно так!!! Когда я, впервые ребенком случайно вышел на эту церковь, именно такие чувства она породила. И захотелось побыстрее покинуть это место. Хорошо это помню.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Рыболовецкое судно, названное в честь капитана Георга Каска, до сих пор бороздит моря — хотя теперь и под иным именем.

Георг Каск, капитан и траулер: две достойные даты

Со дня рождения одного из создателей рыбной промышленности Эстонии второй половины XX века — капитана Георга Каска — пройдет в ...

Читать дальше...

Церковь Святого Духа — со времен Реформации оплот эстонского языка в немецком по духу и языку правящей элиты Ревеле конца Средневековья — начала Нового времени.

«Mynno toyuetan, nink wannun»: эстонский в средневековом Ревеле

Эстонский язык звучал в Таллинне задолго до того как летом 1919 года впервые в своей истории обрел статус государственного. День родного ...

Читать дальше...

Главный фасад здания бани на улице Вана-Каламая, 9а полвека тому назад.

Баня на улице Вана-Каламая в Таллине: Мельпомена в парилке

Старейшей из действующих и одновременно — самой красивой общественной бане Таллинна исполняется девяносто лет. Фраза «сходил в театр, заодно и помылся» ...

Читать дальше...

Празднование Дня независимости Эстонии на площади Вабадузе в 1919 году.

24 февраля 1919 года: дебют Дня независимости Эстонии

День независимости Эстонской Республики был впервые отпразднован ровно сто лет назад. Список государственных праздников Эстонской Республики День независимости открывает не столько ...

Читать дальше...

Пуск механизма ратушных часов. Фото из журнала "Pilt ja Sõna", 1957 год.

«Зоркий глаз ратушного фасада»: таллинские столичные часы номер один

Часы таллиннской ратуши сообщают точное время горожанам и гостям города вот уже более полутора столетий. Сложно даже осознать, что являются они ...

Читать дальше...

Орудие береговой батареи Морской крепости императора Петра Великого на острове Нарген (Найссаар). Снимок до 1917 года.

Морская крепость Петра Великого в Ревеле: не выученный урок истории

Ровно сто один год назад неприятелю было сдано одно из самых совершенных фортификационных сооружений на побережье Балтийского моря. Что удивительно ...

Читать дальше...

Нечетная сторона застройки бульвара Эстония накануне Второй мировой войны. Дом Рубинштейна — по центру.

Дом Рубинштейна на бульваре Эстония: утраченный акцент таллиннского «сити»

За невыразительным, если не сказать—безликим, послевоенным фасадом на нечетной стороне бульвара Эстония скрывается один из самых представительных жилых домов столицы ...

Читать дальше...

Хозяйственная постройка на мызе Харку
© SPUTNIK / ВЛАДИМИР БАРСЕГЯН

Мир эстонских мыз — скромное обаяние семейных усадеб

На автобусе вместе с группой любознательных туристов и гидом Дмитрием Унтом корреспондент Sputnik Эстония отправилась в увлекательное путешествие, чтобы заглянуть ...

Читать дальше...

© SPUTNIK / ВАДИМ АНЦУПОВ
Это руины бывших зданий в нижней части Копли, которые станут частью новых домов

Гадкий утенок Копли: вчера, сегодня, завтра самого необычного района Таллинна

Sputnik Эстония совершил путешествие в прошлое, настоящее и будущее самого колоритного и отчужденного района Таллинна, который в скором времени превратится ...

Читать дальше...

Ходы, фундаменты, пороховой погреб бастион Сконе в Таллине, раскрывает секреты.

Что скрывает внутри себя самый большой из пояса былых таллиннских бастионов и какой была его биография на протяжении последних трех ...

Читать дальше...

Барон Николай фон Глен сам спроектировал замок и принимал активное участие в его строительстве. Фото: Вадим Анцупов

Таллиннский район Нымме — город, который построил Глен

Один из самых зелёных районов Таллинна — Нымме — когда-то был самостоятельным городом и престижным местом отдыха. Город Нымме был ...

Читать дальше...

Как Петр I в Ревеле мызы покупал

В начале 18 века, после первого посещения Ревеля, Петр I полюбил этот город и вместе с супругой и светлейшим князем ...

Читать дальше...

В конце года в Кадриоргском дворце состоялась презентация весьма объемного труда Игоря Коробова «Эстляндское имматрикулированное дворянство».

Разоблачение Михельсона, в новой книге Эстляндское имматрикулированное дворянство

В конце декабря в Таллинне состоялось событие, которого многие – по вполне понятным причинам – не заметили. Предпраздничная пора – ...

Читать дальше...

Автор Игорь Коробов и редактор Артур Модебадзе во время презентации книги ««Эстляндское имматрикулированное рыцарство» на ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction в Москве в декабре минувшего года.

Уникальное, без преувеличения, издание на русском языке посвященное истории Эстляндского рыцарства, увидело свет в Таллинне.

От самого слова «гербовник» веет почтенностью, седой стариной и сладковатым запахом пыли. Ему бы стоять в архивном зале Национальной библиотеки, рядом ...

Читать дальше...

«Вилсанди», «Стенсо» и «Ханси»: эстонские суда на Дороге Жизни

Три четверти века назад — 19 ноября 1944 года — завершился один из самых трагических эпизодов Второй мировой войны: была ...

Читать дальше...

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.





Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
История возникновения марципана обросла множеством легенд, одна из версий изложена в рассказе Яана Кросса «Мартов хлеб». Там рассказывается история о том, что однажды заболел бургомистр. Но поскольку тогдашние микстуры делались из лягушачьих лапок и прочих неаппетитных вещей, глава города категорически отказался лечиться и положился на Божью волю. И обеспокоенная здоровьем мужа супруга бургомистра попросила таллиннского аптекаря «замаскировать» лекарство, спрятав его либо в пищу, либо в сладости. Так и поступил помощник аптекаря, исцеливший вкусной смесью бургомистра. Так глава города первым отведал эстонского марципана.
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...
Пропишись в легендах!
Здесь пишут...
Кому что...
Наши на Лицо-Книге
Тучка тегов
Логинься!
Вход |

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!