А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Следует знать…
В Таллинне на участке бывшего так называемого Королевского сада стоят две своеобразные башни. Одну из них в разные времена называли то Маршталлтурме, то Конюшенной, то Юнкерской камерой. В XVII столетии ее ярусы использовались как тюремные камеры. Материалы и протоколы архивов Таллиннского магистрата свидетельствуют, что в 1626 году «за романтические похождения» консисторией был осужден фон Гертен, сын городского головы. Его заключили в Юнкерскую камеру. Вот там-то заключенный и натерпелся страха: привидения, обитавшие в башне, просто измывались над ним. Для облегчения положения фон Гертена его слуге разрешили ночевать в башне, но и тому было не по себе от проделок призраков, а мать, навестив сына, увидела такое, что от ужаса лишилась чувств.
Хроники Таллина

ещё темы...

Говорят так:
По одной из легенд, Таллинн основан на могильном кургане. Холм Тоомпеа считается надгробием Калева, легендарного короля эстов. Его безутешная вдова Линда долгие месяцы стаскивала на место погребения огромные валуны. Так и вырос холм Тоомпеа. А Линда, устав от таких нечеловеческих трудов, присела отдохнуть… и превратилась в камень. В 1920 г. в парке у стен города таллинцы установили памятник плачущей от изнеможения Линде. Камень же, виден из таллинского озера Юлемисте, а само оно образовано из наплаканных Линдой слёз.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1281 posts
    • 0 comments
    • 37 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 235 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

Какие сюрпризы ни преподнесла бы балтийская погода, тепло настоящей таллиннской весны навсегда запечатлено на полотне художника первой половины минувшего столетия Пауля Бурмана.

Живописцу Паулю Бурману определенно не повезло.

Если его и не путают с братом — архитектором Карлом Бурманом, то вспоминают, чаще всего, как первого в эстонской живописи художника-анималиста.

Оно, конечно, абсолютно справедливо. И вполне заслужено — но не «братьями меньшими» едиными: один из самых ярких «портретов» весеннего Таллинна выпало создать именно ему, Паулю Бурману, чуть более ста лет назад.

Взгляд со стороны

«Ратушная площадь» Пауля Бурмана — картина из собрания Энна Кунила. 1916 год.

«Ратушная площадь» Пауля Бурмана — картина из собрания Энна Кунила. 1916 год.

В истории эстонского искусства Пауль Бурман стоит несколько в стороне — особняком, так сказать.

Первая встреча будущего художника с Эстонией состоялась в возрасте четырех лет: отец-остзеец, не сыскав счастья на Украине, счел разумным вернуться с семьей в родные эстляндские края.

Гимназическое образование Пауль получал в Реальном училище императора Петра Великого. Имя самодержца не должно вводить в заблуждение: школа эта считалась в Ревеле оплотом немецкого духа.

Художественные навыки Бурман оттачивал в учебных заведениях Санкт-Петербурга, Москвы, Риги, наконец — Парижа городов, по масштабам и сути своей — интернациональных, космополитичных, столичных.

Начала живописи он, правда, постигал в школе-студии Антса Лайкмаа — патриарха эстонского искусства С 1910 года его работы экспонировались на выставках эстонского искусства, но эстонским языком в совершенстве так толком никогда и не овладел.

Наиболее тесные знакомства с земляками-эстонцами сложились у Пауля Бурмана, когда в 1912-1913 годах он жил в Париже, плотно общаясь с будущими членами художественно-литературного объединения «Noor Eesti».

Из Франции двадцатипятилетний художник отправляется в творческую поездку по Германии, но Мировая война заставила вернуться домой. Посетив Крым, в 1915-м Пауль Бурман окончательно осел в Ревеле.

А еще через год, если принимать датировку искусствоведов на веру, написал едва ли не самую успешную, а с недавних пор — и самую узнаваемую таллиннскую картину: «Ратушную площадь».

И неудивительно: городской пейзаж в ту пору считался вотчиной преимущественно немецких художников — открыть для себя город эстонским живописцам только предстояло.

Реликты прошлого

Ратушная площадь Пауля Бурмана

Ратушная площадь Пауля Бурмана

Собственно, никакой Ратушной площади в Ревеле начала XX века не было — был Большой рынок.
И хотя рыночная торговля вот уже добрых полтора десятилетия перебралась туда, где нынче идет реконструкция парка Таммсааре, отголосок былой специализации площади на полотно Бурмана попал.

Слева панораму северного фронта застройки закрывает низкая одноэтажная постройка—лавки и магазинчики, пристроенные на рубеже ХVII-ХVIII столетий к зданию важни — палаты контрольных городских весов.

Чуть поодаль стоит с полдюжины извозчичьих пролеток — было бы странно, если бы Бурман, буквально одержимый лошадьми, не воспользовался этим мотивом для введения в пространство картины любимых животных.

Не исключено, впрочем, что появились они здесь не только исключительно в силу авторских симпатий: едва ли не всю вторую половину позапрошлого века ревельские «водители кобылы» боролись за право парковать экипажи именно здесь.

Магистрат, а позднее — городская дума с желанием этим время от времени боролись. Дескать, под стоянку выделен участок от Башмачной улицы до Малой Монашеской — и нечего претендовать на иные: и без того пешеходам в средневековом центре тесновато.

К началу Первой мировой войны у отцов города добавилась новя городская боль: на ревельские улицы всё чаще стали выезжать автомобили. Так что властям стало, как говорится, не слишком до извозчиков — на шоферов бы управу найти!

Так что нельзя исключать: в день, когда Бурман сел перед мольбертом, установленным, видимо, у окна дома на углу нынешних улиц Дункри и Куллассепа, одноконные экипажи у лавочек важни и вправду стояли.

Явочным, что называется, порядком — без официального на то разрешения. Но оказались запечатлены живописцем — и тем самым, скорее всего даже не подозревая о том, обрели художественное бессмертие.

Игры с реальностью

Живописное полотно, как ни крути, всё-таки не фотографический снимок: художнику, а уж такому, как Пауль Бурман, — в особенности, ничего не стоило чуть «подкорректировать» увиденную реальность.

Современники называли его «запоздалым провозвестником импрессионизма» — художественного направления, для которого сиюминутное впечатление важнее и ценнее, чем скрупулезная точность отдельных деталей.

Едва ли не первыми импрессионисты в свое время вышли из замкнутого пространства студии на пленэр. Писать картину на основании сделанных предварительно эскизов казалось им не то чтобы недопустимым — попросту немыслимым.

Познакомившийся с творчеством импрессионистов в Париже Бурман принял их идеологию и творческую программу целиком и полностью. Однако (опять-таки, если верна датировка «Ратушной площади») почему-то решил отступить от принципов.

Отступление это бросается в глаза знатоку таллиннской старины неизбежно: прямо по центру картины красуется бывшее здание мясного ряда — дом по адресу: Раэкоя, 15, современному таллиннцу известный как ресторан русской кухни «Тройка».

Приглядевшись, совсем не трудно заметить: фасад его несколько отличается от того, что высится на восточной стороне Ратушной площади. Выглядит он куда более старомодно, чем в наши дни, если не сказать — откровенно архаично.

Так оно и есть: украшенный двумя готическими нишами фронтон числился наиболее древним в Ревеле. И утрата его в угоду архитектурным симпатиям домовладельца начала XX века уже тогда воспринималась с досадой.

Кулисой в стиле необарокко, спроектированной Карлом Юргенсоном, фасад здания обзавелся не позднее 1915 года. Увидеть его год спустя в том виде, в каком запечатлен он на полотне Бурмана, было невозможно.

Ошибочна ли датировка создания картины 1916 годом? Или же художник, сам того не заметив, изобразил здание не таким, как было оно в реальности, а таким, как чем-то запомнилось оно ему прежде?

Историческая палитра

Как бы не обстояло дело в действительности, самое ценное в «Ратушной площади» Бурмана — не абрис архитектурных памятников, а насыщенная, солнечная, весенняя палитра.

Колористом художник был отменным: все мыслимые переливы — от палевого до мандаринового — щедро
расплескались у него по фасадам окрестных зданий и черепичным крышам.

Иссиня-черная жесть, которой покрыт дом по адресу: Ратушная площадь, 17 в правой части картины — и та блестит черноземом на дне лужи. Лишь угол самой ратуши удивляет невнятностью окраса.

Здесь Бурман не изменил реальности: сложно теперь, пожалуй, уже и представить, но в детстве даже ныне здравствующих таллиннских старожилов дом заседания городских властей не был седовато-серым, доломитовым.

Впервые каменные ратушные стены были оштукатурены, по всей видимости, в первой половине XVII столетия. Планировалось даже расписать их портретами шведских монархов по главному фасаду, но дальше планов дело не пошло.

На старейших изображениях ревельской ратуши, датированных второй половиной следующего, XVIII, века, следов доломитовой кладки тоже не отличить: входивший в моду классицизм требовал плотной, гладкой, равномерной штукатурки.

На акварелях и раскрашенных литографиях цвет ратушной штукатурки до середины позапрошлого столетия варьируется между соломенным и канареечным. Вполне во вкусе эпохи: «желтизна правительственных зданий» станет позднее ее «брендом»

На рубеже пятидесятых-шестидесятых годов XIX века в ревельскую архитектуру начал проникать историцизм. В духе его была «отреставрирована» и ратуша: окнам придали стрельчатую форму, а фасады пущей «старины» ради перекрасили в оливковый.

Лет сто с небольшим назад ревнители местной старины обсуждали: пора, мол, вернуть городской думе ее исторический облик, очистив от позднейших «доделок» с «переделками», но, опятъ-таки, Первая мировая война помешала.

Она же, кстати, спасла для потомков два киоска под причудливыми барочными крышами, прилепившиеся к западному фасаду ратуши: решение удалить их как позднейшие было принято отцами города весной 1914-го.

Один из уцелевших благодаря военному лихолетью ларьков заметен и на полотне Бурмана Сложись история чуть по-иному — и оно, вероятно, могло стать последним свидетельством существования пристройки.

***

Паулю Бурману было отведено прожить менее полувека: 3 июня 1934 года, сорокашестилетним, он скончался. Работы его вошли в золотой фонд эстонского искусства и в художественную летопись Таллинна.

Ознакомиться с самой весенней из них — «Ратушной площадью» — равно как и с другими работами эстонских художников первой половины XX века из коллекции Энна Кунила, можно на выставке «Радость в центре города».

В помещениях таллиннской ратуши она проработает еще две недели — до 1 мая. Так что, если еще не были, — стоит поспешить. Хотя бы затем, чтобы увидеть ревельскую весну столетней давности во всей ее красе…

Йосеф Кац

«Столица»











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.







Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Здание Немецкой реальной школы непосредственно после постройки.

Школа на улице Луйзе: реквием по утраченному

Здание Немецкого реального училища, некогда признававшееся идеалом и образцом для аналогичных построек, возродившееся после войны в ином облике, безвозвратно утрачено ...

Читать дальше...

Домский, он же Длинный мост на рисунке Карла Буддеуса, середина XIX века.

Тоомпеаский, Каменный, Пиритаский: мосты над водами Таллинна

Даже без учета виадуков и путепроводов, семейство таллиннских мостов – достаточно многочисленное. А главное – способное поведать о себе немало ...

Читать дальше...

Вариант развития мемориального ансамбля на Маарьямяги по версии середины шестидесятых…

Памятник двадцатому веку: ансамбль на Маарьямяги

Мемориальный комплекс на Маарьямяги давно уже стал памятником не конкретным событиям или лицам, а всему, что произошло с Эстонией на ...

Читать дальше...

Ворота в конце улицы Трепи на довоенных открытках встречаются часто, но топоним «Ныэласильм» конкретно к ним еще не применялся.

Головы, ноги, чрево и горб: анатомия таллиннских улиц.

Географические названия, щедро рассыпанные по карте Таллинна, позволяют читать ее почти как… анатомический атлас. Уподобить город человеческому организму впервые предложили пионеры ...

Читать дальше...

Портреты павших в сражении 11 сентября 1560 года горожан и старейшее изображение Таллинна на эпитафии Братства черноголовых.

Восемь столетий Таллинна: век XVI век, пора рефлексий

Непростой во всех отношениях XVI век подарил Таллинну первые портреты города и его жителей, первый памятник, а также один из ...

Читать дальше...

То, чего не было в реальности: «Потопление финского броненосца «Вяйнемяйнен» на советском плакате.

Разрушители мифов: охота за «Вяйнемейненом»

В биографии одного из самых неуловимых военных кораблей Второй мировой войны — финского броненосца береговой обороны «Вянемейнен» — нашлось место ...

Читать дальше...

Гостиничный комплекс «Пеолео» в день своего открытия.

Иволга на обочине шоссе: мотель и кемпинг «Пеолео»

Первая ласточка – вернее, пожалуй, было бы сказать «первая иволга» – частного гостиничного бизнеса современной Эстонии «свила гнездо» тридцать лет ...

Читать дальше...

Флагман Эстонского морского пароходства «Георг Отс». Открытка восьмидесятых годов прошлого века.

Белоснежный красавец-теплоход: легендарный «Георг Отс»

Ровно сорок лет тому назад северный сосед стал ближе: в июне 1980 года на линию Таллинн-Хельсинки вышел, без преувеличения, легендарный ...

Читать дальше...

Дом священника Стратановича полвека тому назад.

Шанс на возрождение: дом священника Стратановича в Кадриорге Дом Стратановича

Доминанта исторической застройки одной из кадриоргских улиц и, без преувеличения, шедевр деревянной архитектуры всего Таллинна спасен от гибели: начата реставрация ...

Читать дальше...

Mündi Baar. Бар Лисья Нора в Таллине

Мюнди-бар, или по другому, - Лисья Нора. Каким он был в разные годы. На первом снимке, рядышком расположился бар. "Вяйке ...

Читать дальше...

1962 Tallinn Viru tänaval müüdi raamatuid, nüüd lilli samas kohas

Таллин. улица Виру. 1962 год.

Где ныне продают цветы, в близком 1962 году, имелся книжный развал. Источник: ajapaik.ee  

Читать дальше...

Работы по демонтажу памятника Петру Великому начались в ночь с 29 на 30 апреля 1922 года.

Работы по демонтажу начались 29 апреля 1922 года памятник Петру Великому, стоявший на Петровской площади Таллинна (ныне площадь Свободы). Памятник первому ...

Читать дальше...

Первые советские кинотеатры в Таллине

В интернете появилось познавательное видео про историю кинотеатров в Таллине, в советский период.   

Читать дальше...

Городская стена — самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.




Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
Тут, в Старом Таллине, на твою голову сплошняком сыплются разнообразные "привидения - Белые Дамы", "меткие стрелки - Тоомасы", "связавшиеся с дьяволом - Олевы", "черноголовые братья", и прочие "колодцы желаний". И ты слушаешь, слушаешь взахлёб, отвесив челюсть, потому что не просто знаешь, а уже нутром чуешь, что вот эти доски, вмурованные в площадь, действительно указывают на место единственной публичной казни священника в городе, а не воткнуты сюда пару лет назад предприимчивыми гражданами для заманивания туристов. Таллинну не имеет смысла пускаться на такое низкопробное трюкачество, которым грешит вся туристическая Европа, ибо здесь сохранилось и дошло до нас даже слишком много для человеческого индивидуума того самого неуютного средневековья. С замками, рыцарями, купцами, принцессами, ведьмами, колдунами и прочей атрибутикой...
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!