Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды! |
1 мая — день святой Вальпурги, реальной исторической личности, дочери одного из британских королей, которая, став монахиней, в 748 году отправилась морем в Германию, дабы основать там монастырь.
Близится Вальпургиева ночь (с 30 апреля по 1 мая) — жутковато-весёлый неофициальный праздник, «близнец» столь популярного у молодёжи Хеллоуина и такой же живучий отголосок седого язычества, уходящий корнями в европейскую дохристианскую традицию встречать приход весны народными гуляниями: хороводами вокруг украшенного разноцветными лентами «майского дерева», шумной музыкой, призванной отгонять от жилья злых духов, и сексуальными ритуалами, долженствующими поспособствовать плодородию земли.
С распространением и укреплением христианства, языческий Бельтэйн не то, чтобы совсем искоренился, но приобрёл зловещие черты: эту ночь стали считать колдовской, временем, когда тысячи ведьм собираются на шабаши, где держат ответ перед самим дьяволом, предстающим в облике чёрного козлоподобного монстра и предаются буйному веселию в обществе чертей, оборотней и грешных неупокоенных душ. Добрые же христиане ограждались от этого разгула нечисти колокольным звоном и ритуальным сожжением чучела ведьмы. А если под руку попадалась какая-нибудь настоящая ведьма, то так было, конечно, даже лучше.
Кстати, 1 мая — день святой Вальпурги, реальной исторической личности, дочери одного из британских королей, которая, став монахиней, в 748 году отправилась морем в Германию, дабы основать там монастырь. По пути корабль попал в бурю, но Вальпурга молитвой усмирила стихию и благополучно прибыла в Германию, где стала аббатисой монастыря в городке Хайденхайм. Аббатиса отличалась многими добродетелями и, как говорят, творила разные чудеса.
Впоследствии Вальпургу канонизировали, а 1 мая стал днём её поминовения. Именно в Германии ночь с 30 апреля на 1 мая стали называть Вальпургиевой ночью. Вот так, по стечению обстоятельств, древний языческий праздник, а затем ведьмовская ночь, оказались связаны с именем христианской святой.
А кстати, как у нас в Ревеле обстояли дела с охотой на ведьм? С этим вопросом я обратился к компетентному человеку — таллинскому гиду. И вот что поведал мне Дмитрий Унт:
— У многих в сознании укоренился штамп: костры и пытки Инквизиции — это католические Италия и Испания. На самом деле в протестантских государствах искоренение ведьмовства велось не менее интенсивно и не с меньшей жестокостью.
У нас в Эстонии пик охоты на ведьм пришёлся на окончание Ливонской войны: послевоенная разруха, неурожаи, эпидемии — в кризисной ситуации отчаявшийся народ всегда ищет крайнего виноватого — и разного рода знахари и даже просто странноватого поведения люди на эту незавидную роль подходили как нельзя кстати. В тогдашнем Дерпте даже был издан закон об ограничении доносов по поводу колдовства — столь велик был поток обвинений, сделанных зачастую ради личной мести и корысти.
В Ревеле осуждённых за практикование магии казнили на «Висельной горке» — там, где сейчас на улице Лийвалая стоит здание главной конторы Swedbank, в старые времена находился целый комплекс: виселицы, плаха, котлы… весь тогдашний набор орудий умерщвления. Когда рыли котлован под здание, выкопали более двух сотен скелетов с разными искусственными повреждениями: казнённых хоронили там же, на «Висельной горке».
До наших дней дошли весьма скудные сведения о казнённых за колдовство: в большинстве своём все эти колдуны и ведьмы были простыми тёмными крестьянами, людьми в тогдашнем понимании ничтожными, малозначимыми. Впрочем, есть несколько подробно описанных случаев — об одном из них писал Аарне Рубин. Я имею ввиду весьма показательную историю некого Курта из Ликкети. 9 июля 1616 года его и ещё двоих несчастных в цепях привели в тоомпеаский замок и бросили в каземат Длинного Германа как особо опасных преступников: колдовство, в котором их обвиняли, тогда считалось тяжким преступлением.
В родной деревне о Курте ходила недобрая молва: мол, оборотень он, зерно уничтожает, да ещё зачем-то ненастными ночами зажигает на болотах дьявольские огоньки. Надо сказать, Курт сам навлёк на себя беду: будучи краснобаем и выпивохой, по пьянке любил хвастать, называя себя великим знахарем и могущественным колдуном. Ходили также слухи, что под холмом Ласнамяги у него есть тайное жилище, где он по-барски обедает на столовом серебре. Вот две сознательные деревенские бабы и «стукнули» на него куда следует.
На допросах протрезвевший и перепуганный Курт, конечно же, всё отрицал. Тогда ему раздавили в тисках пальцы — и всё равно Курт упрямился. И только пытка на дыбе развязала ему язык. И рассказал «колдун» о вещах диковинных и жутких. Будто бы чёрной магии он научился у своей жены — «дьявольской Катто», а сам руководил целым отрядом из шестисот пакостливых бесенят. Естественно, вспомнил «чародей» и о сообщниках — в результате, ещё нескольких человек подвергли пыткам, под которыми наговорили они на Курта ещё кучу всякой сказочной чепухи. Вконец замученный и повредившийся рассудком «колдун из Ликкети» был приговорён к сожжению. Вот такая печальная и поучительная история.
Так что, дорогой читатель, проходя мимо главной таллинской конторы Swedbank, вспомни о сотнях замученных, повешенных, расчленённых, сваренных заживо и сожжённых на этом месте жертвах массового психоза тех мрачных времён.
Виталий Соловьёв
baltnews.ee
Related posts
Городская стена — самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.
Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.