Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды! |
Премьера документальной ленты, посвященной прошлому и настоящему одного из символов Таллиннского пассажирского порта, состоится в День Таллинна на третьем этаже Центра русской культуры.
Если пассажирский порт — главные морские ворота Таллинна, то бессменный и верный их страж — паровой буксир «Адмирал».
С середины девяностых годов минувшего века стоит он, ошвартованный, у причала Адмиралтейского бассейна, встречая прибывающих в город и отправляющихся из него в странствия.
Сотни, а в сезон — и тысячи, человек проходят мимо него ежедневно, порой — фотографируются на его фоне, но едва ли задумываются об истории колоритного и симпатичного судна.
И уж гораздо меньше тех, даже из числа самых что ни на есть коренных горожан, кто помнит, какую роль «Адмирал» сыграл в формировании календаря ставших традиционными таллиннских… праздников.
Обо всём этом рассказывает документальный фильм Олега Беседина «От буксира до адмирала». И что, пожалуй, не менее важно, не только рассказывает — еще и показывает. Ярко, насыщенно, красочно, основательно и подробно.
От первого лица
Вопрос о том, может ли разговаривать пароход в принципе, относительно таллиннского «Адмирала» абсурдно вовсе не звучит.
Историческая справка на Интернет-сайте одноименного плавучего ресторана составлена «от первого
лица». От первого же лица ведется и повествование в киноленте.
«Он живой!» — уверяет Петр Барсук, боцман и котельный машинист парохода-ветерана. С первых же кадров этому начинаешь верить. И жизнь эта — не только способность передвигаться своим ходом.
Хотя и эта способность для плавсредства, не так давно разменявшего седьмой десяток, — вовсе не мало. Ведь морских судов с паровым двигателем на восточном побережье Балтики, считай, больше-то и не сохранилось.
Как отмечает в фильме капитан «Адмиралтейца» Олаф Ваармаа, заложенное одновременно с полусотней однотипных «братьев и сестер» в 1956 году на одной из ленинградских верфей судно замышлялось как многопрофильное.
С одной стороны — это был сугубо мирный паровой буксир. С другой — бронированная рубка, артиллерийский погреб и усиленная для установки пушки палуба свидетельствуют: при необходимости он мог «превратиться» в минный тральщик.
Этого, к счастью, всё же не произошло: судно приписали к ленинградскому Адмиралтейскому объединению и определили местом службы сдаточную базу Таллинна — располагалась она в исторической Беккеровской гавани.
Там буксир и проработал тридцать с лишним лет — до самого 1989 года, когда срок документов Морского регистра на использование судна истек. Кто знает, как сложилась бы его судьба, не наступи в СССР пора перемен.
Новые времена
«Состарься» нынешний «Адмирал» лет на десять раньше — его, скорее всего, отправили бы на металлолом. Но на дворе стояла эпоха перестройки, а в экономике — пора расцвета кооперативного движения.
В начале ноября 1989 года в разделе рекламы газеты «Советская Эстония» было напечатано объявление: продается паровой буксир с оборудованием. Вскоре на необычный товар нашелся и покупатель. По цене трех легковушек-«Жигулей» приобрел его кооператив «111» в лице Игоря Гройича: по его словам, это была, что называется, любовь с первого взгляда; по рукам с владельцем он ударил сразу же, как только увидал.
После ремонта и реставрации, после ходовых испытаний судно совершило несколько пробных рейсов по акватории Таллиннской бухты. А затем — отправилось в первый зарубежный вояж: на праздник Дней моря в финский город Котка.
«Пароходом на северном берегу Балтики, конечно, никого удивить было нельзя, — вспоминает Гройич. — Суда с паровым двигателем и у финнов, и у шведов свои сохранились. А вот название наше их, похоже, откровенно заинтриговало.
То и дело нам задавали вопросы: что это, мол, за загадочный «Адмирал Тейц» такой? Чем он знаменит? В каких таких неведомых походах, боях или экспедициях прославлен? Почему никому о нем в морях-океанах ничего неведомо?
Объясняли мы, что название наше — никакой не «Адмирал Тейц», а просто-напросто «Адмиралтеец», а потом решили: сократим имя, чтобы повсюду и всем понятнее было. Так мы и стали «Адмиралом» — коротко и ясно».
Девяностые годы, по воспоминаниям Гройича, были для буксира воистину «лихими». То его хотели купить предприниматели из Сингапура, то — что называется, «отжать» гамбуржцы, пригласившие судно для участия в регате.
Доводилось «Адмиралу» в ту пору трудиться и по основной специальности: буксировать в Финляндию
на металл списанные советские подлодки. Успел поработать буксир и в родном Санкт-Петербурге.
В 1995 году пароход вернулся в Таллинн и встал у причала Адмиралтейской гавани. А еще через год, обзаведясь новой палубной надстройкой, — распахнул тут свои двери в качестве плавучего ресторана.
«На его борту в свое время было даже подписано перемирие в пресловутой «килечной войне» между Эстонией и Латвией, — усмехается Гройич. — Помните, был такой спор за право лова кильки?
Но в историю, пожалуй, «Адмирал», на мой взгляд, вошел совсем не этим событием. А тем, что 8-9 мая 2004 года именно наше судно стало подмостками Адмиралтейских дней моря.
Да, того праздника, который нынче именуется Таллиннскими днями моря и отмечается на общегородском уровне. А у истока его стояли мы — «Общество исторических судов»».
Новым курсом
Более двадцати лет «Адмирал» носил колпак кока и белоснежный китель судового стюарда Но — всему приходит конец: «ресторанная глава» в истории судна, по словам владельца, перевернута.
«Есть на то причины личного плана, — рассказывает Гройич. — Супруга моя, которая вкладывала в наше общее начинание всю душу, по состоянию здоровья, к сожалению, не может продолжать заниматься им.
Да и сам я с годами начинаю чувствовать: общепит — это, конечно, хорошо. Общепит морской тематики —здорово вдвойне. Но хочется чего-то иного. Более глубокого, что ли. Более связанного с историей моря и мореходства.
Ведь за те годы, которые «Адмирал» находится в своем нынешнем статусе, на его борту скопился небольшой музей. Что, как мне кажется, очень символично: судно, которое само по себе экспонат, тут полно музейных экспонатов…»
Слова эти — отнюдь не преувеличение: посетители плавучего ресторана не раз видели модели судов, выполненные Владимиром Темниковым — мастером своего дела. К слову сказать, палубная надстройка «Адмирала» выполнена тоже по его эскизу.
«А вот еще, — открывает обложку пухлого фотоальбома Гройич. — Снимки времен Первой мировой войны. На них — парни, призванные на флот с территории будущей Эстонской Республики. Многие из них служили с 1918 года и в рядах ее флота.
Или вот: третья часть метрической ведомости о воинских чинах Северо-западной армии, погребенных на кладбище в Копли. Затем — личный альбом судовладельцев с фотографиями их самих, их семейств, их судов — это уже тридцатые годы.
Всё это — не говоря уже о самом нашем «Адмирале»: судне абсолютно уникальном, обладающем рабочей паровой машиной, которая готова быть запущенной хоть завтра. Аналогов ей нет ни только в Эстонии, но и в соседних Латвии и Литве.
Одно досадно: Морской музей, к сожалению, не слишком заинтересован в нашей «музеефикации». Сложно сказать, почему — ведь под определение исторического судна мы подходим. Но наладить сотрудничество, к сожалению, до сих пор не удалось.
Пока же всех тех, кому небезынтересна история нашего судна, я приглашаю 15 мая на третий этаж таллиннского Центра русской культуры, где в шесть часов вечера состоится премьера фильма об «Адмирале».
Посмотрим. Обсудим. И, быть может, попробуем наметать новый курс для уникального парохода. Право же, своим прошлым и настоящим он того заслужил вполне!»
Йосеф Кац
«Столица»
Related posts
Городская стена — самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.
Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.