А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Следует знать…
Таллинн - всегда был и остается одним из старейших ганзейских городов, справедливо величая себя одним из «прекрасно сохранившихся средневековых европейских городов», прекрасно сочетая средневековые церкви и дома в готическом стиле с современной инфраструктурой.
Хроники Таллина

ещё темы...

Говорят так:
Легенда о загадочном кристалле, или Шоу кулинарных мастеров: Некогда старый эст создал дивный рецепт хмельного зелья. Жгучий, сладкий, он согревал с первой рюмки и переливался волшебным рубиновым цветом при мерцании свечей. Но самым необычным в этом напитке были прозрачные кристаллы, которые произрастали в бутылках... сами по себе. Предприимчивый старец успешно стал продавать свое изобретение. С того времени каждый гость непременно вез из Эстонии ликер "Кянну-Кукк".
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1273 posts
    • 4 comments
    • 33 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 235 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 words in comments
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

Работы самого, пожалуй, знаменитого таллиннского живописца впервые в истории будут экспонироваться в его родном городе — на выставке в Художественном музее КuМu.

Название экспозиции, которая откроется уже в нынешнюю пятницу, 8 июня, звучит несколько суховато: «Михкель Зиттов. Эстонский художник при европейских дворах эпохи Ренессанса».

И эмоциональнее, и фактологически вернее, пожалуй, было бы назвать Зиттова «ренессансным мастером родом из Ревеля» — причем мастером, без преувеличения, общеевропейского масштаба.

А посвященную ему выставку — «Возвращением домой». Не самого мастера — он и так нашел вечный покой в земле родного города без малого пятьсот лет назад. А его работ, каждая из которых — подлинный шедевр.

Двойная символика

Мемориальная доска на доме, в котором жил в Таллинне Михкель Зиттов.

Мемориальная доска на доме, в котором жил в Таллинне Михкель Зиттов.

«Разговор о том, как здорово и замечательно было бы привезти в Таллинн работы одного из самых прославленных его уроженцев, велись, на самом деле, давно, — рассказывает искусствовед Эвелина Ведом. — Мечты и желания начали обретать реальные формы года полтора назад. И тогда же стало ясно: то, что долгожданную выставку работ Зиттова удастся провести не раньше 2018 года, на самом деле очень символично.

Я бы даже сказала — символично вдвойне. С одной стороны — нынешний год юбилейный, так что уникальную экспозицию можно трактовать как подарок жителям нашей страны к столетней годовщине провозглашения независимости.

Не стоит забывать и еще об одной круглой дате: ровно пятьсот лет назад, в 1518 году, Зиттов, придворный живописец нескольких европейских монархов, вернулся в свой родной город — как оказалось, чтобы уже никогда больше его не покинуть.

Так что нынешняя выставка — это в своем роде возвращение. Возвращение к современным таллиннцам — впрочем, как и гостям Таллинна, — работ, которые были когда-то созданы уроженцем этого города за сотни и тысячи миль от родных мест».

Еще более далекие странствия выпали на долю работ Зиттова после кончины их создателя. Недаром экспозиция, которая готовится открыться в таллиннском музее, начала свое турне на противоположной стороне глобуса — в Америке.

Есть в этом определенный символ: первую экспедицию к берегам Нового Света снарядили Изабелла Кастильская и Фердинанд Католик, запечатленные некогда кистью их придворного живописца, уроженца далекого Ревеля.

Но еще больше в этом — посмертного признания таланта Зиттова: Национальная галерея, равно как и другие музейные собрания Соединенных Штатов, хранят ныне едва ли не большую часть уцелевших работ мастера.

Как уточняет Ведом, представлены на выставке будут также произведения из коллекций Лувра, Лондонской Национальной галереи, Музея истории искусств в Вене, Берлинской картинной галереи.

Идея организовать в Таллинне выставку работ Михкеля Зиттова родилась уже давно.

Что отрадно особенно: именно в Таллинн приедет и самая «территориально близкая» к нам картина Зиттова — «Несение креста» из московского Музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Знак качества

«Портрет молодого человека» кисти Зиттова, в котором некоторые исследователи склонны видеть автопортрет мастера.

«Портрет молодого человека» кисти Зиттова, в котором некоторые исследователи склонны видеть автопортрет мастера.

Специалистам известно: родившийся и скончавшийся в Ревеле живописец работал, преимущественно, далеко от родных мест.

Были, впрочем, в его биографии и таллиннские периоды: вынужденный приезжать на родину по делам, от творческих изысканий далеких, Зиттов, разумеется, писал картины и здесь.

«Надо понимать: такого, выражаясь современным языком, «художественного рынка», как в Испании, Фландрии или даже Дании, в Ливонии XVI века попросту не существовало, — отмечает Ведом. — Местным художественным вкусам в ту пору светская живопись, по всей видимости, была еще неведома: для портретов, в которых талант Зиттова раскрывался наиболее широко, глубоко и ярко, просто не было заказчиков».
Что оставалось? На самом-то деле — не так уж и много. Прежде всего — росписи церковных алтарей. А помимо этого — работы, которые, на первый взгляд, больше подходили бы не живописцу-виртуозу, а ремесленнику-маляру.

Зиттов не чурался подобных заказов. Так, в архивах Ревельского магистрата сохранился счет за выполненную мастером работу—золочение неких деревянных роз, которыми были украшены своды центрального нефа церкви Олевисте.

Работал он и в церкви, где был крещен, — Нигулисте: здесь Зиттовым были то ли изготовлены полностью, то ли вызолочены только украшения церковных часов — полумесяц, фигурки Смерти, шута, святого Иеронима.

Как выглядели они — можно только догадываться: то, что не было уничтожено в эпоху протестантского иконоборчества или не было уничтожено опустошительными пожарами, оказалось списано попросту за ветхостью.

«Желание обнаружить на территории современной Эстонии некогда созданные Зиттовым произведения искусства вполне объяснимо, — говорит Ведом. — Все-таки — мастер мирового масштаба, знаменитость.

Проблема только в том, что сам живописец, похоже, был в успешности подобных поисков благодарными потомками словно бы и не сильно-то заинтересован: работы свои он никогда не подписывал.

Во-первых, подпись произведений искусства в ту пору еще не была общераспространенной практикой. Во-вторых — Зиттов, придворный живописец, в этом особо и не нуждался.

У него же был гарантированный заказчик: та или иная королевская семья. Так что отсутствие авторского автографа — своего рода «знак качества», хотя искусствоведам от этого не легче».

Легенда и быль

В определенном смысле биография Зиттова — классическая иллюстрация к тезису о том, что нет пророка в своем отечестве.

После кончины (а скончался художник в 1525 году от свирепствовавшей в Ревеле чумы) он был благополучно забыт. Само имя его вновь стало известно искусствоведам только накануне Первой мировой войны.

Только накануне Второй мировой удалось обнаружить документы, подтверждающие таллиннское происхождение художника. А широкую известность Зиттов получил и того позже — полвека назад, в первой половине семидесятых годов.

Всплеском интереса к себе ренессансный живописец во многом оказался обязан классику современной эстонской литературы Яану Кроссу — автору новеллы «Четыре монолога по поводу Святого Георгия», вошедшей в сборник «На глазах у Клио».

После смерти о знаменитом живописце благополучно забыли на несколько веков.

Произведение безусловно талантливое, но, прежде всего, беллетрист-ское, оно, волей-неволей, породило ряд мифов, которые вошли в таллиннский контекст не просто глубоко, но органично, превратившись едва ли не в его неотъемлемую часть.

Самый распространенный из них — заблуждение о том, что местные ремесленники, дескать, наотрез отказались принимать вернувшегося из далеких краев Зиттова в члены гильдии Святого Канута, обязав его, словно подмастерье, изготовить пробную работу.

Якобы именно такой работой стала деревянная расписная скульптура Святого Георгия с драконом, попавшая в фонды Музея средневекового искусства в церкви Нигулисте из часовни в местечке Пюхалепа на острове Хийумаа.

«Современные специалисты однозначно сходятся во мнении: вся история с изваянием Георгия-змееборца — красивая, но всё-таки легенда — констатирует Ведом. — Документов, подтверждающих ее, нет.

А вот что есть — есть достаточно серьезные основания полагать, что как минимум одно произведение искусства созданное если и не самим Зиттовым, то точно — под его руководством, в Таллинне имеется.

Исследование, которое было произведено в рамках подготовки нынешнего проекта свидетельствует о том, что в мастерской Зиттова были созданы створки так называемого алтаря Страстей Христовых.

Работал над ними сам мастер или же кто-то из подмастерьев его мастерской — сказать сложно. Но манера изображения одного лица — абсолютно, если можно так выразиться, «зиттовская».

Так что можно сказать, что нынешней выставкой мастер действительно вернулся в Таллинн. Ведь если большинство экспонатов вернется в зарубежные собрания, то створки алтаря — останутся».

***

Выставка «Михкель Зиттов. Эстонский художник при европейских дворах эпохи Ренессанса», которая открылась в Художественном музее КuМu 8 июня, проработает до 16 сентября. Мастер-классы по выставке на русском языке состоятся 19 июня, 3 июля, 17 июля, 31 июля, 14 августа, 28 августа и 11 сентября.

Йосеф Кац
«Столица»











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.







Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Дом священника Стратановича полвека тому назад.

Шанс на возрождение: дом священника Стратановича в Кадриорге Дом Стратановича

Доминанта исторической застройки одной из кадриоргских улиц и, без преувеличения, шедевр деревянной архитектуры всего Таллинна спасен от гибели: начата реставрация ...

Читать дальше...

Mündi Baar. Бар Лисья Нора в Таллине

Мюнди-бар, или по другому, - Лисья Нора. Каким он был в разные годы. На первом снимке, рядышком расположился бар. "Вяйке ...

Читать дальше...

1962 Tallinn Viru tänaval müüdi raamatuid, nüüd lilli samas kohas

Таллин. улица Виру. 1962 год.

Где ныне продают цветы, в близком 1962 году, имелся книжный развал. Источник: ajapaik.ee  

Читать дальше...

Работы по демонтажу памятника Петру Великому начались в ночь с 29 на 30 апреля 1922 года.

Работы по демонтажу начались 29 апреля 1922 года памятник Петру Великому, стоявший на Петровской площади Таллинна (ныне площадь Свободы). Памятник первому ...

Читать дальше...

Первые советские кинотеатры в Таллине

В интернете появилось познавательное видео про историю кинотеатров в Таллине, в советский период.   

Читать дальше...

Всё хорошо, Таллин 1992 / Kõik On Hea, Tallinn 1992 / Everything Is Good, Tallinn 1992

Kõik On Hea, Tallinn 1992 / Всё хорошо, Таллин, 1992 / Everything Is Good, Tallinn 1992. Vennaskond "Kõik on hea". ...

Читать дальше...

Таллинская весна 1960 года. Столица Эстонии ровно 60 лет назад.

В том году, то есть ровно 60 лет назад, кардинально изменился облик таллиннского Певческого поля вследствие того, что было построено ...

Читать дальше...

Таксофоны.

ФОТО: Lembit Soonpere, Eesti Filmiarhiiv

Эстония в советские годы: вещи, о которых многие из нас уже не помнят

В то время, когда люди старшего поколения ищут свои трудовые книжки, молодым людям стоит напомнить о вещах и явлениях, которые ...

Читать дальше...

Интерьеры бастионных ходов Таллинна в наши дни – в той их части, где размещена экспозиция резных камней.

От казематов к музейным залам: вчера и сегодня бастионных ходов Таллина

Десять лет назад одним белым пятном на карте Таллинна стало меньше: для посетителей открылись подземные ходы, скрытые в недрах бывшего ...

Читать дальше...

Акварель Йоханнеса Хау, изображающая ул. Виру по направлению к Ратушной площади в 1830-х годах.

Восемь столетий Таллинна: век пятнадцатый, каменный

Век пятнадцатый – от основания же города третий – применительно к таллиннской истории по праву можно именовать «каменным». Не в том, ...

Читать дальше...

Раскрыт секрет двери Бременской башни в Таллинне. Оказалось, что ей 600 лет!

Результаты исследования показали, что внутренняя дверь таллиннской Бременской башни была изготовлена, вероятнее всего, в конце XIV – начале XV века. ...

Читать дальше...

Для поколения родителей Георг Отс – это еще и имя на борту парома хельсинской линии, для поколения детей – название мемориального трамвая маршрута Тонди-Кадриорг.

«Но есть у нас Таллинн…»: по столице с Георгом Отсом

Ровно сто лет тому назад - 21 марта 1920 – на свет появился Георг Отс: человек, которому при жизни стать ...

Читать дальше...

Городская стена — самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.




Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
В 1918 году Эстония обрела независимость. Однако война на несколько лет задержала решение вопросов ее государственности. В 1923 году в Эстонской Республике проводился гербовый конкурс, который не дал результатов. Тогда Государственная Дума в июне 1925 года утвердила исторически сложившийся герб с изображением трех леопардов синего цвета без корон, с красными языками и серебряными глазами, расположенных на золотом фоне щита. Отсутствие корон на головах леопардов вполне объяснимо. Корона - один из символов монархии, Эстония же стала республикой. Прецедент снятия корон к тому времени уже был. Его создало в 1917 году Временное правительство России. Оно в качестве герба оставило двуглавого орла, освободив его от всех имперских атрибутов - корон, скипетра и державы. Вместе с тем сохранения орла - сердцевины герба - выражало историческую преемственность с гербом Российского государства.
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!