Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды! |
2 (14) мая 1790 года произошло одно из важнейших сражений русско-шведской войны 1788-1790 годов. Сама война началась 21 июня 1788 года, когда шведский король Густав III без всякого объявления войны приказал своей армии наступать на принадлежавшую русским крепость Нейшлот.
Целью Швеции был пересмотр Ништадского и Абоского мира, возврат императрицей Екатериной II российских владений в Финляндии и разоружение балтийского флота. Король Густав заявлял, что захватит Санкт-Петербург, сделает Петропавловский собор лютеранским храмом и проведёт там мессу в знак победы шведов над русскими. Положение России стало крайне тяжёлым, так как в это время на юге шла вторая русско-турецкая война, в которой участвовала большая часть русской армии. Там, в битвах с турками, русские воины отражали вражеские десанты на косе Кинбурн, штурмовали Измаил и Очаков… Кроме того, Густаву III активно помогали Англия, Пруссия и Голландия, которые снабжали Швецию денежными субсидиями и оказывали ей военную и политическую поддержку.
Случилось так, что в эту войну главные сражения происходили на Балтике. Именно морякам-балтийцам, в первую очередь, довелось доказывать спесивому «Свейскому льву», что его притязания обречены разбиться о русскую доблесть, патриотизм и героизм. В мае шведы решили осуществить разгром ревельской эскадры Балтийского флота.
2 (14) мая, шведская эскадра под командованием герцога Зюдерманладского, в составе 19 кораблей и 7 фрегатов вошла в Ревельский (Таллинский) залив. По плану адмирала Норденшельда шведский флот должен был, выстроившись кильватерной колонной, проходить мимо российской эскадры, непрерывно расстреливая её из всех орудий. Эта «смертельная карусель» должна была действовать до полного уничтожения русских кораблей.
Ревельская эскадра под командованием В.Я. Чичагова встретила врага, насчитывая 10 кораблей, 5 фрегатов, 2 бомбардирских корабля и 7 небольших катеров. Перед началом сражения русский адмирал произнёс перед личным составом краткую речь, призвав моряков «победить или погибнуть с честью».
Адмирал В.Я. Чичагов, получив данные о приближении противника, выстроил свою эскадру в 3 линии, приказав поставить корабли на якорь (для лучшей и более устойчивой стрельбы из пушек). Расчёт русского командующего оказался верным – сильный ветер помешал шведам вести точную стрельбу. Ответный огонь крепко стоявших на якорях российских кораблей был убийственно точен. В результате яростного сражения первым выбыл из строя флагман противника – корабль Густав III, который в результате полученных повреждений, ушёл с линии боя в тыл. Другой корабль шведской эскадры «prins Karl» в ходе боя был так повреждён, что потерял управление и сдался русским (в плен попало 520 моряков). Ввиду явного разгрома, герцог Зюдерманландский отдал приказ отступать. Во время отступления корабль «Riksens Städer» сел на мель — и чтобы он не достался русским, шведы его сожгли.
В 1897 году российские моряки нашли останки этого корабля. Якорь и пушка, поднятые с «Riksen Städer», были использованы как памятник победы Российского флота, который и теперь мы можем видеть в Таллине на бульваре Эстония около Центральной городской библиотеки.
Победа русских моряков в ревельском сражении сорвала планы шведов разбить русский флот по частям и приблизила заключение «Верельского мира» 3 (15) августа 1790 года. По итогам сражения шведы потеряли: 2 корабля, 61 убитых, 71 раненых, 520 пленных. Русским победа стоила 8 убитых и 27 раненых.
Указом Екатерины II адмирал В.Я. Чичагов был награждён орденом Андрея Первозванного, вице-адмирал Мусин-Пушкин – золотой шпагой с бриллиантами, контр-адмирал Ханыков – орденом Св. Владимира II степени. Капитаны кораблей были награждены золотыми шпагами с надписью за храбрость. В сражении проявили себя многие будущие адмиралы Российского флота – в том числе и мичман Иван Фёдорович Крузенштерн, которому выпала честь первому осуществить кругосветную экспедицию под российским флагом и вписать своё имя в историю российского флота.
Перед сражением со шведами императрица Екатерина спросила русского адмирала, что же он думает об исходе противостояния со шведами? «Бог защитник мой, чай не проглотят они нас» — отвечал адмирал. Эти слова так понравились царице, что она использовала их для составления надписи на бюсте герою войны В.Я.Чичагову:
С тройною силой шли Шведы на него,
Узнав он рёк: Бог защитник мой,
Не проглотят они нас;
Отразил, пленил и победы получил.
Эти слова Екатерины Великой полностью можно отнести ко всем морякам, защищавшим Россию в войне 1788-1790 годов!
baltnews.ee
Дмитрий Унт: Ваш гид по Таллину.
Контакты: https://www.facebook.com/profile.php?id=100009496633230
Тел. +372 5452 0075
Related posts
- Зарыть – не строить
- Таллин. Фотографии зданий разрушенные во времена Второй Мировой войны.
- Боевая дружба — это навечно…
- «Эрна» в Доме Стенбока
- Где-то под Нарвой...
- Таллин: меж двух флагов...
- Эстонская армия глазами русского солдата
- Спаситель Балтийского флота: позабытый капитан Щастный
- Юнион Джек и Андреевский стяг над Балтикой: забытая страница таллинской истории
- Галерея одной картины. Ревель: «Ратушная площадь» Пауля Бурмана
Городская стена — самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.
Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.
Related posts
- 36-й эстонский полицейский батальон под Сталинградом внезапно заболел
- «Эрна» в Доме Стенбока
- Таллин: меж двух флагов...
- Столетие Балтийского Герцогства
- Место второе. Почетное
- Юминда: морская трагедия
- Повторившая подвиг «Варяга»: последний поход подлодки «Щ-408»
- "Эрна": легенды и мифы
- Боевая дружба — это навечно…
- Мы вернулись к тебе, Моонзунд!