А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Следует знать…
Около трехсот лет тому назад, во время Северной войны, на службу в русскую армию поступил герцог Карл-Евгений де Круа. Он очень понравился Петру I, и тот, произведя его в генерал-фельдмаршалы, назначил главнокомандующим русскими войсками под Нарвой. Битва была проиграна. Де Круа попал в плен к шведам. Ему было позволено жить в Таллинне. Высокое звание, титул и общительный характер де Круа располагали к нему людей, которые охотно давали ему деньги в долг. Де Круа жил на широкую ногу. Играл в азартные игры, любил покутить. Но однажды утром слуга увидел, что хозяин умер. Горожане обсуждали, кто заплатит долги герцога де Круа... В конце концов решили: не отдавать тела де Круа городским властям для похорон до тех пор, пока не получат все деньги назад сполна. Власти восприняли это решение спокойно. Не хоронить, так не хоронить... Хлопот - никаких! Хоронить де Круа не стали. Положили герцога в простой еловый гроб и поставили возле церкви Нигулисте в усыпальницу фон Розена... Шло время. О герцоге почти совсем забыли.
Хроники Таллина

ещё темы...

Говорят так:
Геральдические львы на гербе являются одним из наиболее древних символов Эстонии. Они использовались уже в XIII веке. Были изображены на большом гербе - Таллинна. Таллинну достались эти изящные синие львы от короля Дании Вальдемара Второго, т.к. в то время Северная Эстония находилась под властью Дании. И действительно, они очень похожи на львов с герба Датского Королевства.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1350 posts
    • 0 comments
    • 39 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 238 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

Гуляя по Верхнему городу, не упустите возможности заглянуть в Епископский сад: зеленый оазис у подножья колокольни Домской церкви нынешним летом полностью преобразился.

Преображение это — из разряда тех, о которых можно сказать исключительно положительное.

Смотровая площадка, вид с которой открывался не на самый интересный сектор таллиннской панорамы, превратилась в уютный сквер, способный рассказать о прошлом столицы немало.

О резиденции главы католической церкви известно в Ревеле с первой трети XV века. В разные периоды своей истории нынешний Епископский сад выглядел по-разному, но всегда отражал те или иные тенденции в религиозной, общественной, политической жизни города и его обитателей.

Скромная резиденция

Епископский сад в процессе трансформации из спортивной площадки в сквер. Фото тридцатых годов прошлого века. На первом плане — замурованный резервуар.

Епископский сад в процессе трансформации из спортивной площадки в сквер. Фото тридцатых годов прошлого века. На первом плане — замурованный резервуар.

На своих южных «коллег и собратьев по званию и ремеслу» ревельский епископ времен владычества в окрестных землях католицизма определенно гядел с изрядной завистью.

Ладно, епископы дерптский и эзельвикский: они считались правителями не только церковными, но и светскими, и проживали в представительных замках, возведенными в столицах их государств — Дерпте и Аренсбурге.

Рижский архиепископ — даром что пребывал почти в перманентной вражде то с Ливонским орденом, то с городскими властями, то с обеими разом — обладал собственным замком, расположенным в черте крепостных стен Риги.

Чем довольствовался глава католиков Ревеля и всей Северной Эстонии первые два столетия после обращения местных жителей в христианскую веру — остается только догадываться; сведений о его резиденции в таллиннских архивах не сохранилось.

В письменных источниках первое упоминание о месте жительства здешнего епископа относится к 1420 году: отмечается, что проживал он неподалеку от вышгородского владения баронов Юкскюлей из Вигала, западнее кафедрального собора.

Еще через четыре года упоминается о наличие в епископской резиденции аулы — парадного зала, об облике которого можно только гадать: в 1433-м он, как и прочая жилая застройка Верхнего города, пал жертвой пожара.

Судя по всему, пепелище вскоре было отстроено: по крайней мере до начала Реформации ревельские епископы жили на территории Епископского сада. Не исключено, что резиденция использовалась и позже.

Большинство исследователей предполагает, что роковым для постройки стал вышгородский пожар 1581 года, после которого участок был передан во владение некому замковому фогту Билефельду.

С XVII века резиденция епископов на Тоомпеа расположена там же, где и в наши дни — на южной стороне площади Кирику. Память о прежнем ее месте расположения хранит сквер к западу от Домской церкви.

Спортивная слава

Топоним «Епископский сад» звучит вполне по-средневековому: не верится даже, что официальным оно стало еще на памяти живущего ныне поколения таллиннцев.

Любитель древности, обратившийся к городским планам полуторавековой давности, с удивлением обнаружит на его месте название не менее причудливое. Звучащее при этом не менее «старинно» — Turnplatz.

Стоит разочаровать любителей рыцарской романтики: к поединкам закованных в латы всадников название это отношения не имеет. А если имеет — то очень опосредованное: речь идет о претендентах на роль их наследников.

В последней трети XVIII столетия существовавшая к тому времени свыше четырехсот пятидесяти лет Домская школа была преобразована в так называемую «рыцарскую академию» — среднее учебное заведение для дворянских сыновей.

Фехтование и верховая езда входили в его расписание занятий изначально — без них благородному сословию было не обойтись и в эпоху Просвещения. Спустя полтора века на смену им пришли модные гимнастика и силовые упражнения.

В середине позапрошлого столетия двор у западного фасада Домской церкви стал школьной спортивной площадкой — первой в городе. Так что этимологически название Turnplatz восходит не к рыцарским турнирам, а к установленным на ней турникам.

Занимались в теперешнем Епископском саду сто с лишним лет назад различными видами спорта. Свидетельства тому, довольно неожиданным, надо сказать, образом, сохранились даже на почтовых открытках с изображением Тоомпеа.

Если приглядеться, то чуть ниже соборной звонницы можно различить высокое заграждение — установлено оно, надо понимать, было для того, чтобы мяч в самый разгар игры не вылетел за «пределы поля» — в парк Шнелли.

Мяч этот, скорее всего, был теннисным мячиком: судя по газетным объявлениям, уже в самом начале XX столетия спортивная площадка Домской школы была перестроена в корты для новой популярной игры.

В начале двадцатых годов прошлого столетия корты в будущем Епископском саду принадлежали Обществу христианских молодых людей. Позже — перешли к Тоомпеаской дружине Кайтселийта.

Желание расширить и модернизировать теннисную площадку привело лет девяносто назад к неожиданным последствиям.

На всякий пожарный

В субботу, 21 мая 1927 года, на крохотной вышгородской улочке Тоом-Кооли было непривычно многолюдно: зеваки, журналисты, комендант тоомпеаского замка и глава пожарной охраны столицы.

Было чему подивиться: за несколько дней до того рабочие, занимавшиеся выравниванием территории будущего теннисного корта, наткнулись на щит, сколоченный из ветхих от времени досок.

Щит попробовали убрать — и тотчас же обнаружили, что за ним открывается ведущий под землю ход. Проникнуть в него не удалось: ход был заполнен водой. Вода была чистой, холодной, но при этом — издавала скверный запах.

Слухи о таинственных подземельях, обнаруженных поблизости от Домской церкви и неподалеку от бывшей твердыни крестоносцев, стремительно распространились по городу: уж не наткнулись ли на легендарный ход до монастыря в Пирита?!

«Прежде всего решили откачать воду, — писала о находке газета «Waba Maa». — Послали за летучим отрядом пожарных с насосами. Когда они прибыли, выяснилось, что обоз никак не может въехать во двор под слишком низкой аркой ворот в стене.

На помощь пришло Общество христианских молодых мужчин с собственным насосом. За минуту откачали порядка восьмисот литров. Насос поработал еще с полчаса, после чего для обследования подземелья в темноту полез мужчина с длинной лестницей».

После произведенных замеров выяснилось: под теннисными кортами расположена каменная цистерна внушительных размеров. Высота ее составляла почти шесть с половиной метров, площадь основания — восемь с половиной на десять с половиной.

Обратились к архивам: кто, когда и зачем соорудил на Тоомпеа подземный резервуар. После долгих поисков городской архивариус Отто Грайфенхаген был вынужден признать: никакой документации по объекту обнаружить ему так и не удалось.

Предположение знаток старины, впрочем, высказал: уже в 1757 году документы отмечают наличие в Верхнем городе первого пожарного насоса. Логично, что воду для него не везли из Нижнего города, а запасали и хранили на Тоомпеа.

Грайфенхаген не исключал также, что каменную цистерну могли соорудить лет на шестьдесят раньше: непосредственно после пожара 1684 года, оказавшегося в истории Вышгорода последним, но едва ли не самым опустошительным.

Как использовать обнаруженное подземелье — никто толком не знал. После того как пожарные откачали имевшуюся в нем воду в городской ров на две трети, вход в резервуар решили попросту замуровать.

Вновь наткнулись на цистерну уже современные строители. Что примечательно: водой она была заполнена ровно на треть. То есть с естественными источниками соединения резервуар не имеет.

* * *

На информационном щите, установленном у входа в обновленный Епископский сад, подземный резервуар отмечен, но на поверхности парковых газонов и дорожек не маркирован никак.

Зато каменным мощением повторены контуры обнаруженных в ходе благоустройства сквера фундаментов средневековых зданий — жилища замкового фогта, а может быть — епископской резиденции.

Приведен в порядок и еще один памятник Средневековья: устье колодца — одного из двух известных до наших дней источников питьевой воды, которым жители Верхнего города пользовались до пуска в 1862 году водопровода.

Упоминания заслуживает и новая кованая ограда с воротами: не до конца понятно только, почему украсить ее решили исключительно «универсальными» геральдическими львами, позабыв о символике собственно епископских гербов?!

На территории парка установлены плиты с высеченными на их поверхности латинскими цифрами — своеобразный аналог «станций» иерусалимской Виа Долороса: улицы, на которой разыгрались последние моменты земной жизни Иисуса.

Одним словом — в Епископский сад стоит отныне прийти не только ради вида на подъездные пути Балтийского вокзала, деревья парка Шнелли да крыши предместий Кельмикюла, Кассисаба и Пельгулинн.

Зажатый плитняковыми стенами окрестных зданий сквер позволяет выбраться из лабиринта улиц Верхнего города — и вырваться из туристической суеты исторического центра Таллинна.

Коснуться взглядом самых истоков города. Расслышать за шелестом вновь высаженных и старинных деревьев тихое биение потаенного таллиннского сердца.

Йосеф Кац
«Столица»











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.







Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
В зале Таллиннской городской электростанции. 1938 год.

«Особенно дорого электричество в Таллинне, Нарве и Нымме...»

Вынесенная в заголовок фраза вовсе не позаимствована из современных СМИ: неприятные сюрпризы ежемесячный счет за свет приносил, случалось, и в ...

Читать дальше...

Общежитие на Акадеэмиа теэ, 7 – первый многоэтажный жилой дом Мустамяэ в начале шестидесятых годов.

«Дом с негаснущими окнами»: самый первый в Таллинском Мустамяэ

Современная история Мустамяэ началась ровно шестьдесят лет тому назад: в январе 1962 года в первый многоэтажный дом нынешней части города ...

Читать дальше...

Узнаваемая панорама таллиннских крыш на заставке номера газеты «Waba Maa» от 24.12.1930.

Поздравления с первой полосы: праздничный наряд газетных номеров

Для того, чтобы узнать о приближении зимних праздников, жителю былого Таллинна не было нужды заглядывать в календарь: вполне хватало бросить ...

Читать дальше...

«Нам, Каурый, за ними все равно не угнаться, так хоть отставать не станем»:
прежние и современные методы уборки снега на карикатуре Э.Вальтера. 
Газета «Õhtuleht», 1951 год.

От лопат до стальных «лап»: арсенал таллиннских снегоборцев

Уборка таллиннских улиц от снега и наледи – как вручную, так и с помощью разного рода специальных приспособлений и машин ...

Читать дальше...

Таким видел застройку площади Вабадузе между Пярнуским шоссе и улицей Роозикрантси архитектор Бертель Лильеквист. Рисунок из хельсинской газеты Huvudstadtsblatter, 1912 год.

Таллинн, построенный финнами: северный акцент портрета города

Шестое декабря – День независимости Финляндии – самая подходящая дата вспомнить о вкладе северных соседей в архитектурный облик Таллинна. Не много ...

Читать дальше...

В руках деревянного воина, как и прежде, – меч и копье, под ногами – полевой цветок.
Фото: Йосеф Кац

Кривой меч и копье с вымпелом: амуниция для деревянного воина

Один из шедевров прикладной скульптуры эпохи барокко и герой сразу нескольких современных гидовских баек вновь предстал перед горожанами практически в ...

Читать дальше...

Подводная лодка «М-200» (у пирса) и однотипная с ней «М-201» после перевода на Балтику. 1945 год.

«Курск» Балтийского флота: жертвы и герои подлодки «Месть»

Шестьдесят пять лет тому назад у самых берегов Эстонии разыгралась трагедия, соизмеримая по драматизму с гибелью российской подводной лодки «Курск». Увидав ...

Читать дальше...

Паровоз-памятник во дворе Таллиннской транспортной школы, фото 2015 года.

«Кч 4» со двора на ул. Техника: прощание с паровозом-памятником

В конце минувшего месяца Таллинн лишился частицы своей транспортной истории: локомотив-памятник, стоявший перед историческим зданием железнодорожного училища на улице Техника, ...

Читать дальше...

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в районе улицы Гонсиори. На её месте ныне цветочный магазин "Каннике"

Утраченные храмы и часовни Таллина

В 1734 году в районе Каламая была построена деревянная гарнизонная церковь Феодора Стратилата на Косе. В начале XIX века богослужения в Феодоровском ...

Читать дальше...

...и столичный постовой. Рисунок из газеты «Эсмаспяэв», 1932 год.

Стражи безопасного движения в Таллине: юбилей дорожных знаков

Вот уже девять десятков лет, как дорожные знаки являются неотъемлемым элементом уличного пейзажа Таллинна - настолько привычным, что замечают их ...

Читать дальше...

Летнее помещение Морского собрания на берегу пруда в Кадриорге. В отличие от главного здания организации на Ратушной площади – утрачено.

Ревельское морское собрание: эпилог многолетней истории

История Ревельского морского офицерского собрания в общих чертах любителю таллиннской старины известна. Как и при каких обстоятельствах история эта завершилась ...

Читать дальше...

Хо Ши Мин после представления в театре «Эстония».

«С приветом от трудящихся Ханоя»: как столица Хо Ши Мина принимала.

Шестьдесят лет тому назад Таллинн посетил, возможно, один из самых экзотических официальных гостей - президент Демократической Республики Вьетнам Хо Ши ...

Читать дальше...

Восковой макет памятника Свободы, созданный в 1923 году скульптором Амандусом Адамсоном.

Пирамида, колоннада, обелиск: шансы для памятника Свободы

Памятник победе в Освободительной войне, называемый также памятником свободы или Крестом Свободы, мог быть совершенно иным – если бы проекты ...

Читать дальше...

После реставрации вновь стало понятно, почему особняк нынешнего музея называли в тридцатые годы «белым лебедем Каламая».

Пространство памяти и поле эксперимента: Музей Каламая и Русский музей предлагают

Две новинки музейного сезона этой осени – открывшийся в одноименной части города Музей Каламая и экспериментальная выставка-лаборатория в Таллиннском русском ...

Читать дальше...

Интерьер кафе таллиннской телебашни через несколько дней после открытия сорок лет тому назад.

Общепит за облаками: кафе таллиннской телебашни

Сорок лет назад небо стало ближе: у таллиннцев и гостей города появилась уникальная возможность перекусить и выпить чашечку кофе в ...

Читать дальше...

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.




Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
Тут, в Старом Таллине, на твою голову сплошняком сыплются разнообразные "привидения - Белые Дамы", "меткие стрелки - Тоомасы", "связавшиеся с дьяволом - Олевы", "черноголовые братья", и прочие "колодцы желаний". И ты слушаешь, слушаешь взахлёб, отвесив челюсть, потому что не просто знаешь, а уже нутром чуешь, что вот эти доски, вмурованные в площадь, действительно указывают на место единственной публичной казни священника в городе, а не воткнуты сюда пару лет назад предприимчивыми гражданами для заманивания туристов. Таллинну не имеет смысла пускаться на такое низкопробное трюкачество, которым грешит вся туристическая Европа, ибо здесь сохранилось и дошло до нас даже слишком много для человеческого индивидуума того самого неуютного средневековья. С замками, рыцарями, купцами, принцессами, ведьмами, колдунами и прочей атрибутикой...
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!