Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Следует знать…
Легенда об эстонском донжуане, или Сладкие прегрешения: Под южным нефом таллиннской Домской церкви есть надгробная плита, по которой проходят все прихожане. Под ней покоится дворянин Отто Иохан Туве. Веселый ловелас в знак раскаяния за грехи завещал похоронить себя у входа в собор - чтобы горожане топтали его прах. Однако хитрец таким образом обвел всех: неисправимый донжуан, он даже с того света умудряется любоваться дамскими ножками.
Хроники Таллина

ещё темы...

Говорят так:
Калевипоэг (сын Калева), в эстонской мифологии богатырь-великан. Первоначальный образ Калевипоэга — великан, с деятельностью которого связывались особенности географического рельефа: скопления камней, набросанных Калевипоэгом; равнины — места, где Калевипоэг скосил лес, гряды холмов — следы его пахоты, озёра — его колодцы, древние городища — ложа Калевипоэга и т. п. Калевипоэг также борец с нечистой силой, с притеснителями народа и с иноземными врагами.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1356 posts
    • 0 comments
    • 39 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.7 posts per month
    • 238 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

Один из оригинальных памятников таллиннской старины получил недавно достойную «оправу» — благоустроенный сквер на улице Марта.

В свое время всякий уважающий себя мальчишка с улицы Асула знал: жила некогда в Таллинне девушка по имени Марта.

Проворная да расторопная, служила она то ли прислугой, то ли приказчицей у богатого купца, приглянулась хозяйскому сынку, да так сильно, что тот, недолго думая, решил взять ее в жены.

Крест Хохгреве и мемориальная доска в честь павших Черноголовых. Рисунок сороковых годов XX века.

Крест Хохгреве и мемориальная доска в честь павших Черноголовых. Рисунок сороковых годов XX века.

Родителям подобный мезальянс оказался не по нраву. Нашли они лжесвидетелей, которые взялись нежеланную невесту оговорить: дескать, ворожбой она и колдовством юношу к себе приворотила.

Эпоха на дворе стояла суровая, средневековая: потащили несчастную к судье, и тот, едва только показав обвиняемой в тюремном подвале орудия пыток, все необходимые показания из нее мигом и вытянул.

Сожгли невинную за городом, подальше от крепостных стен. Однако — поблизости от проезжего тракта, дабы каждый, кто в Ревель бредет или едет, мог удостовериться, как пагубно к помощи потусторонних сил прибегать.

Позже каменный крест на месте пожарища воздвигли: массивный, грузный, издалека всякому заметный. А когда проложили в окрестностях его новую улицу, нарекли ее, разумеется, именем Марта — в память о несчастной девице…

Точная датировка

В топографической точности создателей позднесоветского таллиннского фольклора не обвинить: и улица Марта на городской карте имеется, и крест вполне средневекового вида на ней стоит.

Правда, к охоте на ведьм отношения он не имеет ни малейшего. Да и иметь не мог бы — даже чисто хронологически: гонения на «сообщников дьявола» начались в Ревеле лет через сто после его установки.

Точная дата, когда появился он неподалеку от въезда в город со стороны Риги и Пярну, неизвестна. События же, в честь которых крест был установлен, известны досконально, с точностью до года и дня.

Всякий, владеющий нижненемецким языком, а еще больше — навыками дешифровки археологической эпиграфики, может, хотя и с трудом, прочесть полуосыпавшийся текст на обратной стороне загадочного монумента.

Высеченная готичеекой фрактурой надпись гласит, что 11 сентября года господнего 1560-го на этом месте в схватке с безжалостными московитами сложил свою голову ревельский бюргер Бласиус Хохгреве.

Формальная логика подсказывает: раньше зтой даты крест на будущей улице Марта появиться, ясное дело, не мог. Многим позже, непосредственно увековеченных на монументе событий — тоже.

Иными словами, перед нами — старейший в современном Таллинне памятник, установленный никак не менее четырех с половиной сотен лет назад, во второй трети XVI столетия.

Один из трех

Сквер на улице Марта, ба с памятным крестом Бласиуса Хохгреве в наши дни.

Сквер на улице Марта, ба с памятным крестом Бласиуса Хохгреве в наши дни.

Внимание ценителей ревельской старины каменный крест Бласиуса Хохгреве привлекал издавна.

Старейшая зарисовка его облика была осуществлена, видимо, по просьбе рижского краеведа Кристофа Иоганна Бротце в самом начале позапрошлого века местным пастором Филиппом Кёрбером.

О кресте «по дороге к Пернау» писал и посетивший Ревель в 1820 году будущий декабрист, литератор Александр Бестужев — Марлинский. Упоминают памятник и путеводители конца XIX — начала XX вв.

Тому, в честь кого, собственно, старейший в Таллинне монумент был установлен, до самого последнего времени исследователи особенного внимания не уделяли, ограничиваясь лишь упоминанием его имени и фамилии.

Носители фамилии Хохгреве между тем отслеживаются в списке ревельских налогоплательщиков где-то с тридцатых годов XVI столетия, и Бласиус, похоже, был первым ее представителем, поселившимся в здешних краях.

Во время масленичных пиршеств 1538 года он исполнял в Братстве Черноголовых должность барабанщика. Через семь лет женился и был принят в состав Большой гильдии — типичная биография тогдашнего ревельского купца.

Что было в ней необычного, так это размах коммерческой деятельности Бласиуса: торговые дела он вел на просторах от Амстердама до Новгорода. Говорят, не грешил он и контрабандой: торговал с городами финского берега, не входившими в Ганзу.

Когда грянула Ливонская война и торговле пришел конец, мириться С таким положением дел Бласиус не пожелал. На собственные деньги он снарядил корабль, нанял на него команду каперов и отправил их отбивать у Ивана Грозного Нарву.

Хотя рискованное предприятие одобрил магистр Ливонского ордена Готхард Кетлер, из затеи нарвского похода ничего не вышло. Более того, скоро от конных разъездов грозного царя московитов, оборонять пришлось сам Ревель.

Можно предполагать, что Хохгреве, некогда сам бывший Черноголовым, имел навыки воинской службы и потому возглавил отряд смельчаков, который решил сразиться с осаждающим неприятелем на подступах к городу.

Битва для участников операции в ближнем тылу противника окончилась для горожан плачевно: большинство ее участников полегли на песчаных холмах по левую и правую стороны от Пярнуской дороги.
Место трех стычек было отмечено тремя памятными знаками; еще один крест в честь командира Людеке фон Ойтена и общая мемориальная плита в память о десяти рядовых братьях-Черноголовых.

Еще лет семьдесят назад они были известны всякому жителю предместья Китсеюола, и мало кто мог предположить, что уцелеть на изначальном месте суждено вскорости лишь одному.

Пора забвения

Сложно сейчас сказать, по какой именно причине памятники старины, расположенные запределами Старого города, попали в пятидесятые годы прошлого века в очевидную немилость.

Первым снесли каменный столп у обочины нынешней улицы Халли-ванамехе, обозначавший границы городской территории в Средние века: дескать, он сбивал с толку… приземляющиеся самолеты.

Вслед за стародавним межевым знаком пришел черед и мемориальной группы в окрестностях вокзала Таллинн — Вяйке: плита в честь павших Черноголовых и основание креста фон Ойтена были безжалостно снесены.

Почему — остается только гадать. Возможно, сослужила тут службу трактовка событий Ливонской войны в тогдашней историографии: негоже оказалось хранить память противников «прогрессивного государя Ивана Васильевича».

Памятнику на улице Марта повезло, можно сказать, случайно: окружающая его застройка в марте 1944 года не пострадала, срочной необходимости в ее замене современным жильем не было — и о кресте на время попросту забыли.

В шестидесятых годах подули иные ветры: историческая ценность стала выше идеологической. О стоящем на задворках второстепенной улицы монументе вновь вспомнили, а в 1964 году даже взяли под охрану государства.

Тогда же памятнику попытались вернуть изначальный облик, очистили его от слоя коричневой краски, которой он зачем-то был выкрашен доморощенными «реставраторами» первой половины тридцатых годов.

Нельзя сказать, что на известности его это сказалось хоть сколько-нибудь: даже пояснительную табличку — когда именно, а тем более почему и в честь каких событий крест был воздвигнут — так и не установили.

Более того — пескоструйный отмывочный аппарат удалил с поверхности монумента не только масляную краску неуместный бордово-коричневый колер, но и различимые до неудачной покраски следы полихромии.

Ведь, как и прочие образчики камнерезного искусства средневекового Ревеля, кенотаф Хохгреве, вне сомнения, был некогда расписан, как именно — можно теперь, увы, только догадываться…

* * *

Еще совсем недавно можно было печально констатировать: на бумаге остался и проект благоустройства сквера у креста, составленный в 2001 году.

Дожидаться лучших времен пришлось ему более полутора десятка лет. 20 июня этого года работы по благоустройству сквера на улице Марта, 6а были благополучно завершены.

Как отметил на церемонии его открытия старейшина Кесклиннаской части города Владимир Свет, жители Китсекюла обрели еще один зеленый оазис. А все таллиннцы — возможность насладиться памятником старины.

И не так уж важно, пожалуй, против кого воевал без малого пять столетий назад увековеченный плитняковым крестом бюргер Бласиус Хохгреве. Важнее, что погиб он, защищая родной город.

А раз так, то защищать памятник ему от капризов балтийской погоды и разрушительного хода времени — прямая обязанность современных городских властей и горожан.

Йосеф Кац
«Столица»











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.







Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Строительство станции в Ласнамяэ. 1929 год.Фото: Эстонский государственный архив

Как радиовышка в Ласнамяэ боролась с фашистской Италией

Строительство станции в Ласнамяэ. 1929 год. Как радиосигнал попадает в наши приемники? Сегодня мы все реже пользуемся FM-частотами, слушая любимую радиостанцию ...

Читать дальше...

Церковь Олевисте

Легенды церкви Олевисте (Святого Олафа), в Таллине

Когда-то башня церкви Олевисте была самой высокой в Европе. Градоправители Ревеля (так до 1919 года назвался Таллин) приказали построить башню-маяк, ...

Читать дальше...

Подземная Башня

Путешествие по этажам «Подземной башни»

«Подземная башня» - литературный дебют Вене Тоомаса - погружает читателя в седую старину и недалекое прошлое Таллинна, позволяя увидеть город ...

Читать дальше...

Часовня СЗА на кладбище в Копли 25 октября 1936 года.

Возвращение памяти: часовня Северо-Западной армии в таллинском районе Копли

Одна из достопримечательностей Пыхья-Таллинна и памятник русскому прошлому столицы, утраченный в послевоенные годы, начинает свое возвращение к таллиннцам. До начала нынешнего ...

Читать дальше...

Открытие часовни на братской могиле воинов СЗА в 1936 году. Современная колоризация исторического фото.

«Это — не забытые могилы»: некрополь Северо-Западной армии на кладбище в Копли

Часовня-памятник воинам северо-западникам, восстановление которой началось в Копли на позапрошлой неделе – часть утраченного мемориального ансамбля, формировавшегося на протяжение полутора ...

Читать дальше...

Брошюра, рекламирующая свечи производства Flora. 1960-е годы.

Свет живой и неизменный: свечные истории Таллинна

Название, которое носит начинающийся месяц в эстонском народном календаре, позволяет взглянуть на дальнее и недалекое прошлое Таллинна в дрожащем свете ...

Читать дальше...

В зале Таллиннской городской электростанции. 1938 год.

«Особенно дорого электричество в Таллинне, Нарве и Нымме...»

Вынесенная в заголовок фраза вовсе не позаимствована из современных СМИ: неприятные сюрпризы ежемесячный счет за свет приносил, случалось, и в ...

Читать дальше...

Общежитие на Акадеэмиа теэ, 7 – первый многоэтажный жилой дом Мустамяэ в начале шестидесятых годов.

«Дом с негаснущими окнами»: самый первый в Таллинском Мустамяэ

Современная история Мустамяэ началась ровно шестьдесят лет тому назад: в январе 1962 года в первый многоэтажный дом нынешней части города ...

Читать дальше...

Узнаваемая панорама таллиннских крыш на заставке номера газеты «Waba Maa» от 24.12.1930.

Поздравления с первой полосы: праздничный наряд газетных номеров

Для того, чтобы узнать о приближении зимних праздников, жителю былого Таллинна не было нужды заглядывать в календарь: вполне хватало бросить ...

Читать дальше...

«Нам, Каурый, за ними все равно не угнаться, так хоть отставать не станем»:
прежние и современные методы уборки снега на карикатуре Э.Вальтера. 
Газета «Õhtuleht», 1951 год.

От лопат до стальных «лап»: арсенал таллиннских снегоборцев

Уборка таллиннских улиц от снега и наледи – как вручную, так и с помощью разного рода специальных приспособлений и машин ...

Читать дальше...

Таким видел застройку площади Вабадузе между Пярнуским шоссе и улицей Роозикрантси архитектор Бертель Лильеквист. Рисунок из хельсинской газеты Huvudstadtsblatter, 1912 год.

Таллинн, построенный финнами: северный акцент портрета города

Шестое декабря – День независимости Финляндии – самая подходящая дата вспомнить о вкладе северных соседей в архитектурный облик Таллинна. Не много ...

Читать дальше...

В руках деревянного воина, как и прежде, – меч и копье, под ногами – полевой цветок.
Фото: Йосеф Кац

Кривой меч и копье с вымпелом: амуниция для деревянного воина

Один из шедевров прикладной скульптуры эпохи барокко и герой сразу нескольких современных гидовских баек вновь предстал перед горожанами практически в ...

Читать дальше...

Подводная лодка «М-200» (у пирса) и однотипная с ней «М-201» после перевода на Балтику. 1945 год.

«Курск» Балтийского флота: жертвы и герои подлодки «Месть»

Шестьдесят пять лет тому назад у самых берегов Эстонии разыгралась трагедия, соизмеримая по драматизму с гибелью российской подводной лодки «Курск». Увидав ...

Читать дальше...

Паровоз-памятник во дворе Таллиннской транспортной школы, фото 2015 года.

«Кч 4» со двора на ул. Техника: прощание с паровозом-памятником

В конце минувшего месяца Таллинн лишился частицы своей транспортной истории: локомотив-памятник, стоявший перед историческим зданием железнодорожного училища на улице Техника, ...

Читать дальше...

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в районе улицы Гонсиори. На её месте ныне цветочный магазин "Каннике"

Утраченные храмы и часовни Таллина

В 1734 году в районе Каламая была построена деревянная гарнизонная церковь Феодора Стратилата на Косе. В начале XIX века богослужения в Феодоровском ...

Читать дальше...

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.




Между прочим…
В 1940 году, после вхождения Эстонии в Советский Союз, Нымме был присоединен к Таллинну на правах района. Разговоры о восстановлении статуса города велись в начале 80-х годов, но то время жители побоялись лишиться снабжения, полагающегося столице союзной республики. Сегодня представить себе Таллинн без Нымме уже невозможно. Как и Нымме – без Таллинна.
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!