А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

Застывшее Время

ещё темы...

Следует знать…
В 1918 году Эстония обрела независимость. Однако война на несколько лет задержала решение вопросов ее государственности. В 1923 году в Эстонской Республике проводился гербовый конкурс, который не дал результатов. Тогда Государственная Дума в июне 1925 года утвердила исторически сложившийся герб с изображением трех леопардов синего цвета без корон, с красными языками и серебряными глазами, расположенных на золотом фоне щита. Отсутствие корон на головах леопардов вполне объяснимо. Корона - один из символов монархии, Эстония же стала республикой. Прецедент снятия корон к тому времени уже был. Его создало в 1917 году Временное правительство России. Оно в качестве герба оставило двуглавого орла, освободив его от всех имперских атрибутов - корон, скипетра и державы. Вместе с тем сохранения орла - сердцевины герба - выражало историческую преемственность с гербом Российского государства.
Хроники Таллина

ещё темы...

Говорят так:
Однажды в Таллинн прибыл один матрос. Он слышал, что в жилах похороненного тут карла-Евгения де Круа текла королевская кровь и вообразил, что в гробу могут быть ценные вещи. Поздним вечером матрос вошел в усыпальницу церкви Нигулисте. Свеча осветила гроб на постаменте. Матрос приподнял гробовую крышку, откинул покрывало и увидел усатое лицо де Круа с застывшей иронической улыбкой. Весть о том, что де Круа не сгнил, разлетелась сначала по Таллинну, а вскоре и по Эстонии. Всем хотелось посмотреть на это чудо. Предприимчивый церковный сторож поставил возле мумии де Круа копилку для пожертвований. И оказалось, что де Круа после смерти "зарабатывал" значительно больше, чем при жизни. Тщетно...
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Метроном
  • Blog stats
    • 1213 posts
    • 4 comments
    • 22 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 232 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 words in comments
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

Самый, пожалуй, яркий и колоритный архитектор довоенного Таллинна — Александр Владовский — вновь вернулся к таллиннцам: книгой, посвященной его жизни и творчеству.

Без преувеличения — долгожданная презентация работы московского автора Андрея Пономарева состоялась на прошлой неделе в стенах Кадриоргского Художественного музея.

Автор книги «Архитектор-художник Александр Владовский. Материалы к творческой биографии» Андрей Пономарев во время ее презентации в банкетном зале Кадриоргского дворца.

Автор книги «Архитектор-художник Александр Владовский. Материалы к творческой биографии» Андрей Пономарев во время ее презентации в банкетном зале Кадриоргского дворца.

Еще точнее — в помещении банкетного зала, пристроенного в самом конце двадцатых годов прошлого столетия к тыльному, обращенному к верхнему саду, фасаду Екатерининского дворца.

Место, разумеется, было выбрано организаторами мероприятия неслучайно: автором пристройки, идеально стилизованной под архитектурный язык петровского барокко, был сам Александр Владовский.

Как и автором еще нескольких десятков зданий, возведенных от родного для зодчего столичного Санкт-Петербурга до глухой провинции Южной Эстонии, — разных по стилистике, но всегда — запоминающихся.
Талант Владовского настолько многогранен, что заставляет вспомнить о Ренессансе.

Гений места

«Меня часто спрашивают: считаю ли я Владовского несправедливо позабытым, — рассказывает Понмарев. — Я уже привык отвечать: нельзя забыть то, с чем никогда не был знаком».

В этой фразе — констатация факта: упорно оставлявший на своих работах «автограф» в виде закладной доски с именем и фамилией архитектор до недавнего времени оставался фигурой малоизвестной.

Отчасти остается он таковым и по сей день: из выстроенных Владовским на берегах Невы задний ни одно, к сожалению, не внесено в список памятников местного, не говоря уже о федеральном, значения.

Ситуация в Эстонии гораздо оптимистичнее: фасады большинства построек, возведенных по проектам Владовского, украшает металлический значок — свидетельство внесения в регистр национального достояния.

По-другому, наверное, и быть не должно: уроженец столицы Российской империи, выразитель вполне «имперских» художественных вкусов, архитектор, парадоксальным образом, состоялся именно в независимой Эстонской Республике.

При этом, как подчеркивает Пономарев, творить на ее территории он начал более чем за двадцать лет до ее создания: в 1908 году тридцатидвухлетний Владовский был назначен главным архитектором Крен-гольмской мануфактуры в Нарве.

«Тут надо понимать одну тонкость, — отмечает исследователь. — Нарва, действительно, относилась в ту пору к Санкт-Петербургской губернии. Но Кренгольм считался отдельной административной единицей, которая входила в Эстлянд-скую губернию.

Так что даже формально нарвские постройки Владовского царского периода возводились именно в Эстляндии. А раз так — то считать архитектора эмигрантом, беженцем из революционного Петрограда особых оснований нет.

Он начал работать в эстонских краях еще до революции, продолжил ее здесь же и в послереволюционный период. В Эстонии, уже ставшей советской, завершились его жизненный путь и творческая биография.

Русский, точнее, не совсем русским, происходившим из обрусевших поляков зодчий принадлежит ныне эстонскому искусству. Хотя при жизни — что скрывать — многие критики отказывали ему в этом».

После забвения

Причина забвения Владовского очевидна: убежденный академист, упорно не желавший становиться частью «архитектурного мейнстрима», он не вписывался в искусствоведческий канон советской эпохи.

«Думается, в Эстонии архитектор не был окончательно забыт во многом как раз и потому, что идеологический прессинг всегда ощущался здесь не так сильно, как в других частях СССР, — высказывает предположение Пономарев. — Статья о Владовском, небольшая, но всё-таки, присутствует в Эстонской советской энциклопедии. Более развернутая работа, посвященная его творческому наследию, вышла в сборнике по архитектуре и градостроительству опять-таки в Эстонской ССР».

Автором публикации, во многом вернувшей своеобразного зодчего читателям, стал таллиннский искусствовед Лео Гене Имеются свидетельства, что планировал он посвятить Владовскому научную монографию, но, к сожалению, не успел…

«Я столкнулся с Владовским, можно сказать, практически случайно, — признается Пономарев. — Занимался архитектурными памятниками Печорского края. Попалась на глаза статья о реставраторе тамошнего монастырского ансамбля Леониде Зурове.

Написано было сочно, живо, со знанием дела. Заинтересовался — кто же такой этот Александр Владовский, чьи имя и фамилия стояли под статьей. Обратился с этим вопросом к Интернету — первым наткнулся, кстати, на материал, опубликованный в «Столице».

Заинтересовался. Начал искать материалы целенаправленно. Попробовал даже разыскать людей, которые могли бы быть знакомы с Владовским. Осознал, увы, что, разминулся с ними лет приблизительно на двадцать-двадцать пять

Тот же Лео Гене: он наверняка знал больше нас. Он интервьюировал Юрия Шумакова по данному вопросу — стенограмма этой, увы, не слишком содержательной, беседы сохранилась в архиве таллиннского Музея архитектуры; я ее читал.

Никто из русских зодчих Эстонии не был прежде удостоен столь подробной книги.

***

Читал я, разумеется, и статьи, которые Владовский публиковал на страницах выходивших в Эстонии газет на русском языке, и написанный им роман «Вавилон»: иллюстрации там явно превосходят по качеству содержание, огромную помощь оказали мои таллинские единомышленники: Ирина Белобровцева, Аурика Меймре, Март Калм — без них работа с местным, таллиннским, эстонским, материалом была бы едва ли осуществима.

Предвижу вопрос с эстонским языком. Отвечаю: полгода ходил в Москве на языковые курсы. Но этого, конечно, недостаточно: заказывал переводы у петербургской переводчицы Майлис Худилайнен».

Новые поиски

Результат шестилетней работы впечатляет: массивный том почти альбомного формата объемом в четыреста тридцать страниц.

Пожалуй, ни один из работавших на территории Эстонии архитекторов — за исключением, разве что, создателя ансамбля Тартуского университета Вильгельма Краузе — не был еще удостоен столь подробного исследования.

И это удивительно вдвойне. Во-первых, потому что наследие мастера рассеяно по различным архивам и частным собраниям. Во-вторых — талант Владовского был настолько многогранен, что невольно вспоминаешь о человеке эпохи Ренессанса.

Архитектурные наброски, зарисовки, наконец реализованные и нереализованные проекты — лишь часть его творческого наследия. А еще — проекты мебели, газетные виньетки, иконы, художественная
критика, наконец — злободневные фельетоны…

«Полное название моей книги — «Архитектор-художник Александр Владовский. Материалы к творческой биографии», — подчеркивает Пономарев. — И называется она именно так потому, что монографию в академическом смысле еще предстоит написать.

Точно будет пополняться раздел по постройкам: выявить всё, спроектированное Владовским, еще только предстоит. Тут необходима долгая и кропотливая работа в архиве таллиннского Департамента городского планирования как минимум.

Свой труд автор называет прологом к будущей академической монографии.

что рано или поздно где-нибудь на антикварных аукционах могут «всплыть», допустим, письма, написанные или адресованные Владовскому, или иные ценные материалы».

Стоит добавить, что в нынешнем издании книги, к сожалению, не рассматривается и еще один интересный аспект: восприятие архитектурного творчества Владовского не только русской и эстонской, но и местной остзейской периодикой.

В любом случае, автор не скрывает: он намерен продолжить исследовательскую работу. А значит новый, расширенный, уточненный и дополненный вариант творческой биографии зодчего — не за горами.

Йосеф Кац











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.





Комментарии:

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Кристиан Август Лоренцен. Легенда датского национаьного флага. Даннеброг является с небес во время битвы при Линданисе в 1219 году. 1809. Государственный художественный музей Дании
C.A. Lorentzen (1746-1828), Dannebrog falder ned fra himlen under Volmerslaget ved Lyndanisse (Tallin) i Estland den 15. juni 1219, 1809

Белый крест на алом фоне: флаг Дании в Датском городе Таллине

Легендарное обретение датчанами национального и государственного символа произошло ровно восемьсот лет назад — в битве на том месте, которое через ...

Читать дальше...

Четырнадцатый выпуск Таллиннской русской городской гимназии. 1937 год.

Кружева, значок и ночь в Кадриорге: Выпускные довоенного Таллинна

Как отмечали окончание учебного года и гимназического курса в русских школах довоенной столицы — расскажет, помимо прочего, выставка, проходящая в ...

Читать дальше...

Здание муниципального детского сада в Копли — характерный образчик архитектуры традиционализма двадцатых годов прошлого века.

Сто лет и один год: старейший детсад Таллина

Международный день защиты детей — уместный повод вспомнить о самом старом в семействе детских садов Таллинна, перешагнувшем вековой рубеж своей ...

Читать дальше...

Первые страницы ревельского кодекса Любекского права, составленного в 1282 году — основы городского правосудия на протяжении шести веков.

Восемь столетий Таллинна: век тринадцатый, основополагающий

Каким был он — первый из восьми веков таллиннской истории и что оставил в наследство нынешнему городу и горожанам? Цифра тринадцать ...

Читать дальше...

Титульный лист номера "Revalsche Post-Zeitung" («Ревельская почтовая газета») от 26 июня 1702 года.

Юбилей таллиннской печати: 330 лет Revalische Post-Zeitung

У таллиннской периодики — солидный, красивый и достойный юбилей: ровно триста тридцать лет назад в Ревеле начал выходить первый информационный ...

Читать дальше...

Здание Дома Искусств на площади Вабадузе - место проведения книжной выставки в 1939 году.

«Они представляют особую цивилизацию»: детские книги СССР в довоенном Таллинне

С новинками советского книгоиздания для юных читателей таллиннцы смогли познакомиться еще до того как Эстонская Республика оказалась присоединенной к Советскому ...

Читать дальше...

Вышгород (Тоомпеа) в Ревеле (Таллине), гравюра Вильгельма Зигфрида Ставенхагена, 1867 год

Коварство Озерного Старейшины Улемитсе, известного также, как Ярвевана.

В марте 2018 года, мы уже познакомили вас с оригинальной идеей фабрики «Калев», рассказать на внутренней стороне коробки с конфетами, ...

Читать дальше...

Вышгород (Тоомпеа) в Ревеле (Таллине), гравюра Вильгельма Зигфрида Ставенхагена, 1867 год

Легенда о купце Адальберте Ренненкампфе

Жил в Ревеле купец по имени Адальберт Ренненкампф. Отправил он однажды двух своих сыновей по Перновскому тракту, в другой город ...

Читать дальше...

Ревельское морское сражение 2 (13) мая 1790 года. Картина А. Боголюбова.

В тени последующих триумфов: Ревельское морское сражение

Легендарному Ревельскому морскому сражению исполняется на днях ровно двести двадцать девять лет. Морских баталий акватория нынешней Таллиннской бухты и ее ближайшие ...

Читать дальше...

Орден организовал экскурсию по Старому Таллину

27 апреля, в субботу, состоялась тематическая экскурсия «Таллинские флюгера и кованные изделия» организованная Brüder der Ritterschaft Christi von Livland. Экскурсовод ...

Читать дальше...

Первая сессия Учредительного собрания Эстонской Республики. 23 апреля 1919 года.

Самый великий Юрьев день: исток эстонского парламентаризма

Ровно сто лет тому назад – 23 апреля 1919 года – торжественно начало свою работу учредительное собрание Эстонской Республики – ...

Читать дальше...

ТАЛЛИННСКИЕ ФЛЮГЕРА И КОВАНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

В компании с опытным экскурсоводом, Татьяной, и Русским Старым Томасом! Рекомендуем взять с собой подзорную трубу или бинокль! Цена экскурсии: ...

Читать дальше...

Особняк Лютера до марта 1944 года. Видна утраченная форма венчающего башню шлема.

Былой особняк фабриканта Лютера: «Дворец счастья» на Пярнуском шоссе в Таллине.

Таллиннский дворец бракосочетания на Пярнуском шоссе — уникальный «сплав» подлинного модерна начала XX века с его удачной стилизацией, созданной без ...

Читать дальше...

Фото: Ирина Шлеева Одно из старейших жилых зданий Копли – и, одновременно, значимая веха в истории таллиннского градостроительства – оказалось под угрозой гибели.

Пятая линия, одиннадцатый дом: реквием ветерану застройки Копли в Таллине

Останется ли самый «открыточный вид» Копли с домом на 5-ой линии (слева) исключительно на фотографиях, сделанных до рокового мартовского дня ...

Читать дальше...

Таллинский розыгрыш 1 апреля 1966 года.

На страничке Фкейсбука, уважаемый Йосеф Кац рассказал, каким розыгрышем одарили журналисты газеты "Ыхтулехт", своих читателей в далеком 1966 году: Нигулисте ...

Читать дальше...

Городская стена — самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.


Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
Около трехсот лет тому назад, во время Северной войны, на службу в русскую армию поступил герцог Карл-Евгений де Круа. Он очень понравился Петру I, и тот, произведя его в генерал-фельдмаршалы, назначил главнокомандующим русскими войсками под Нарвой. Битва была проиграна. Де Круа попал в плен к шведам. Ему было позволено жить в Таллинне. Высокое звание, титул и общительный характер де Круа располагали к нему людей, которые охотно давали ему деньги в долг. Де Круа жил на широкую ногу. Играл в азартные игры, любил покутить. Но однажды утром слуга увидел, что хозяин умер. Горожане обсуждали, кто заплатит долги герцога де Круа... В конце концов решили: не отдавать тела де Круа городским властям для похорон до тех пор, пока не получат все деньги назад сполна. Власти восприняли это решение спокойно. Не хоронить, так не хоронить... Хлопот - никаких! Хоронить де Круа не стали. Положили герцога в простой еловый гроб и поставили возле церкви Нигулисте в усыпальницу фон Розена... Шло время. О герцоге почти совсем забыли.
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...
Пропишись в легендах!
Здесь пишут...
Кому что...
Наши на Лицо-Книге
Тучка тегов
Логинься!
Вход |

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!