Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды! |
Старейший из учебных помещений Таллиннского университета — корпус «Теrrа» на Нарвском шоссе — был заложен ровно восемьдесят лет назад: 28 ноября 1938 года.
Еще относительно недавно — лет десять назад — учащиеся крупнейшего гуманитарного вуза столицы имели все шансы ощутить себя средневековыми студиозами.
Особенно — та часть из них, которая посещала лекции в аудиториях факультета культуры, располагавшегося в здании, возведенном на углу улиц Лай и Суур-Клоостри на рубеже ХIV-ХV столетий.
Даже раньше, чем помещения в Старом городе, продало университетское руководство дом былого факультета педагогических наук на углу площади Виру и бульвара Мере, построенный в середине позапрошлого века.
А раз так — то «патриархом» по праву может считаться корпус, по умолчанию признаваемый всеми и во все времена главным. Тот, что расположен на Нарвском шоссе — на расстоянии одной трамвайной остановки от Кадриорга.
Путь к представительности

Здание, возводившееся в конце тридцатых годов для нужд Английского колледжа, после Второй мировой войны было передано для обучения будущих педагогов.
Нарвскому шоссе — одной из главных артерий городской жизни за пределами средневекового ядра — долгое время хронически не везло.
Вроде бы — практически «трасса номер один»: дорога к летней губернаторской, а до того — и императорской резиденции, едва ли могла похвастаться наличием сколько-нибудь представительной застройкой.
Еще каких-нибудь сто лет назад пересчитать ее можно было, в буквальном смысле, по пальцам. Причем — одной руки: два каменных доходных дома по четной стороне, расположенные по ней же три каменных особняка.
Не сильно изменился пейзаж уличной застройки и за первые полтора десятилетия существования независимой Эстонской Республики: Нарвское шоссе сохраняло облик, более подобающий провинциальному городу Российской империи.
Ситуация начала меняться лишь со второй половины тридцатых годов. Мировой экономический кризис остался позади. Архитектурные вкусы ставшего авторитарным правителем Константина Пятса диктовали застройку центральных улиц столицы.
Любимым его детищем, вне сомнения, стало Пярнуское шоссе: фасады выходивших на него новостроек глава государства собственноручно визировал — внося порой дополнения и тем самым выступая в роли своего рода «соавтора».
Магистраль в направлении Нарвы, надо понимать, занимала в рейтинге актуальности почетное второе место: проекты общей концепции будущей ее застройки активно обсуждались, но выстроить успели не так-то и много.
С точки зрения истории архитектуры внимания определенно заслуживают дома между улицами Пронкси и Рейманни — особенно тот, на первом этаже которого в конце сороковых открылось кафе «Нарва».
И конечно же, постройка по адресу: Нарвское шоссе, 25 — заложено оно было изначально не для проживания, а для обучения: разместить тут планировали Английский колледж.
По трем адресам
Английским военным в частности и британской дипломатии в целом новорожденная Эстонская Республика была обязана многим.
Потому даже удивительным может показаться, что среднее учебное заведение, пользуясь современной терминологией «с углубленным изучением английского» появилось в Таллинне позже, чем франкоязычный аналог.
Однако — против хронологии не попрешь: Французский лицей был создан в столице уже в 1921 году. Английский колледж — ровно на полтора десятка лет позже, в 1936-м: путем реформирования и перепрофилирования частной Карловской гимназии.
Школа, созданная по инициативе тогдашнего главы ЭР Константина Пятса, должна была стать одной из кузниц будущей государственной элиты — одновременно национальной, но и способной достойно представлять страну на международной арене.
Удивительным при этом кажется то, что какого-либо образовательного, а уж тем более — имущественного или «сословного» барьера при зачислении в ученики новоиспеченного лицея не
наблюдалось — открыт он был для всех желающих.
Главное отличие от прочих учебных заведений заключалось, пожалуй, в том, что основным иностранным языком был тут не немецкий, как в большинстве довоенных гимназий, а английский, преподавали его уроженцы Туманного Альбиона.
Помимо непосредственно уроков школьникам предлагали упражняться на нем во время перемен. А также — во время постановок по мотивам произведений классики английской литературы: от сцен из «Гамлета» до «Алисы в Зазеркалье».
Высокий уровень преподавания резко контрастировал с «квартирным вопросом»: помещений у Английского колледжа не было. Часть учеников занималась в доме на улице Иманта, часть — В Реальном училище на бульваре Эстония.
Для занятий физкультурой ученикам и вовсе приходилось отправляться в спортзал Немецкой гимназии на улице Луйзе. Понятно, что нормально функционировать в таких условиях школа попросту не могла.
Дуэт зодчих
В мае 1938 года газета «Uus Eesti» сообщила читателям: проект нового здания Государственного английского колледжа передан на рассмотрение Строительной комиссии Министерства дорожного строительства.
Авторами четырехэтажной постройки, для возведения которой было заблаговременно выкуплено четыре прежних земельных участка по нечётной стороне Нарвского шоссе, был дуэт двух архитекторов — во многом новаторский и необычный.
Первая скрипка в нем принадлежала Алару Котли, после реконструкции южного крыла замка Тоомпеа и возведения в Кадриорге нового здания для нужд президентской канцелярии получившему негласный титул «личного зодчего» Константина Пятса.
Соавтором его выступила Эрика Ныва, урожденная Вольберг, — дочь хуторянина из деревни Муукси волости Куусалу, недавняя выпускница Таллиннского политеха, первая в истории дипломированная женщина-архитектор эстонской национальности.
«Творческое портфолио» на тот момент было у нее не слишком объемным: по сути оно состояло из одной-единственной значительной и крупной постройки — Хаапсалуской городской начальной школы, возведенной к 1938 году на улице Эхе.
Функционалистские мотивы в оформлении главного фасада школьного здания на Нарвском шоссе в столице — явный вклад в общее дело Эрики Ныва: рациональный, но в то же время творческий ее почерк сложно спутать.
Алар Котли, надо понимать, отвечал за элементы «представительской архитектуры»: прежде всего за декоративные вставки с орнаментами, созданными по стилизованным и упрощенным фольклорным мотивам.
Главным архитектурным акцентом здания стало оригинальное остекление центрального лестничного марша: окно высотой в два полных и один цокольный этаж, очерченное доломитовой «рамой».
От красной линии застройки Нарвского шоссе здание отделял партер с низким озеленением: не намек ли на английские парки и лужайки меж колледжей Оксофрда, Кембриджа и Итона?
Общая стоимость работ была определена в полмиллиона крон — причем
впервые в Эстонии сооружение школьного здания спонсировалось не муниципалитетом, а государством.
Язык и дух
К концу ноября 1938 года, когда состоялась торжественная церемония закладки краеугольного камня, фундамент здания будущего Английского колледжа был завершен.
Вмуровывая в специально оставленную нишу цилиндр с газетами и актом закладки, министр образования Александр Яаксон отметил: стройка будет завершена уже через год-полтора.
«Перед нашими глазами уже встает новый школьный дом, — поделился он ощущениями с участниками церемонии. — Огромный дом, который всегда будет наполнен свежим воздухом и солнцем, — храм образования».
Временный поверенный Великобритании Гарри Галиен отметил, что сближение между Эстонией и Англией заметно как во внешней политике, так и в культуре — и новое здание Английского колледжа служит тому подтверждением.
Глава родительского комитета генерал Николай Реэк выразил надежду, что, несмотря на то что в школьных коридорах зазвучит вскоре английский язык, дух в учебном заведении будет неизменно царить эстонский, государственный, патриотический.
Городской голова генерал Яак Соотс добавил, что строительство в Таллинне современного дома для учебного заведения — отличный пример сотрудничества властей местных и общегосударственных, в выигрыше от которого — обе заинтересованные стороны.
Вслед за словами благодарности в адрес главы государства, активно продвигавшего идею создания подобного учебного заведения и строительства для него нового здания, грянули мелодии двух государственных гимнов — эстонского и английского.
Прозвучали многочисленные слова благодарностей в адрес всех, кто поспособствовал закладке школьного здания, и, в первую очередь, — в адрес главы государства: реверансы в его сторону стали к концу тридцатых едва ли не обязательными.
Наверняка прозвучали бы они и во время торжеств по поводу новоселья — если бы не состоялось оно при совсем ином политическом строе — осенью 1940 года, уже в Эстонской ССР.
***
В первый же год советской власти Государственный английский колледж был упразднен, слит с Частным колледжем Анны Телльманн-Тырванд и переименован в IX среднюю школу.
Несколько лет она проработала в здании на Нарвском шоссе, уступив в 1947 году помещения Таллиннскому учительскому институту, прямому предшественнику Таллиннского университета.
С недавних пор старейший его корпус носит символическое имя «Теrrа». То есть — Земля. Или, в более широком толковании, — основание, твердь. Основа основ, если угодно. И это, вне сомнений, — заслуженно.
Йосеф Кац
«Столица»
Related posts
- Юбилей старейшей гостиницы Таллинна
- Как в Эстонии подделывали результаты выборов при Константине Пятсе.
- Три столетия и два года: вехи истории русского образования в Таллинне
- Лечить, учить, просвещать и заботиться: школа-санаторий над рекой Пирита в Таллине
- «Над морем дум, над пашнею идей...»: архитектурное наследие гимназии Эльфриды Лендер в Таллине
- Открытие Еврейской гимназии: «Для нас, русских Эстонии, этот пример должен быть весьма поучительным….»
- Замок знаний на улице Харидузе: дом Французского лицея в Таллине
- Мустамяэ. Май 1972-го. Строят школу.
Комментарии:
Морская крепость Петра Великого в Ревеле: не выученный урок истории
Ровно сто один год назад неприятелю было сдано одно из самых совершенных фортификационных сооружений на побережье Балтийского моря. Что удивительно ...Читать дальше...
Дом Рубинштейна на бульваре Эстония: утраченный акцент таллиннского «сити»
За невыразительным, если не сказать—безликим, послевоенным фасадом на нечетной стороне бульвара Эстония скрывается один из самых представительных жилых домов столицы ...Читать дальше...
Мир эстонских мыз — скромное обаяние семейных усадеб
На автобусе вместе с группой любознательных туристов и гидом Дмитрием Унтом корреспондент Sputnik Эстония отправилась в увлекательное путешествие, чтобы заглянуть ...Читать дальше...
Гадкий утенок Копли: вчера, сегодня, завтра самого необычного района Таллинна
Sputnik Эстония совершил путешествие в прошлое, настоящее и будущее самого колоритного и отчужденного района Таллинна, который в скором времени превратится ...Читать дальше...
Ходы, фундаменты, пороховой погреб бастион Сконе в Таллине, раскрывает секреты.
Что скрывает внутри себя самый большой из пояса былых таллиннских бастионов и какой была его биография на протяжении последних трех ...Читать дальше...
Таллиннский район Нымме — город, который построил Глен
Один из самых зелёных районов Таллинна — Нымме — когда-то был самостоятельным городом и престижным местом отдыха. Город Нымме был ...Читать дальше...
Как Петр I в Ревеле мызы покупал
В начале 18 века, после первого посещения Ревеля, Петр I полюбил этот город и вместе с супругой и светлейшим князем ...Читать дальше...
Разоблачение Михельсона, в новой книге Эстляндское имматрикулированное дворянство
В конце декабря в Таллинне состоялось событие, которого многие – по вполне понятным причинам – не заметили. Предпраздничная пора – ...Читать дальше...
Уникальное, без преувеличения, издание на русском языке посвященное истории Эстляндского рыцарства, увидело свет в Таллинне.
От самого слова «гербовник» веет почтенностью, седой стариной и сладковатым запахом пыли. Ему бы стоять в архивном зале Национальной библиотеки, рядом ...Читать дальше...
«Вилсанди», «Стенсо» и «Ханси»: эстонские суда на Дороге Жизни
Три четверти века назад — 19 ноября 1944 года — завершился один из самых трагических эпизодов Второй мировой войны: была ...Читать дальше...
Замок Ангерн - малый замок Ливонского Ордена
В средневековой Ливонии было не так уж и мало замков. На территории современной Латвии их было 152, на территории нынешней ...Читать дальше...
Ратушная площадь Таллина в преддверии 1968 года
Если главной площадью страны считается площадь некогда именовавшаяся Петровской, то главной площадью города без всякого сомнения мы воспринимаем, Ратушную, а ...Читать дальше...
Как выглядел рабоче-крестьянский костюм в 13-14 святых веках?
Разнообразия для люда служивого и деревенского особо не было. Во второй половине 14 века, можем выделить особую моду у горожан. ...Читать дальше...
Легенды Таллина: ул. Ратаскаэву 16. Хуго, домовладелец, у которого справлял свадьбу Дьявол.
Легенды древнего города Таллина. История седьмая: Улица Ратаскаэву 16 (Колодезная). Хуго, домовладелец, у которого справлял свадьбу Дьявол... Каждую неделю, по средам, ...Читать дальше...
«Это ель господ-коммерсантов...»: девяносто лет елочной премьеры в Таллине
У елки на Ратушной площади Таллинна — достойный юбилей: ровно девяносто лет назад она была установлена здесь впервые. Современному таллиннцу, не ...Читать дальше...
В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.
Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.
Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.
Сказать кстати…
В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.
Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.
Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.
Related posts