А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Следует знать…
Раньше Ратушная площадь служила не только местом торговли, но и местом объявления указов, турнирной площадкой, местом наказания. Почти в центре площади стоял на каменном постаменте позорный столб, к которому ставили воров, казнокрадов, приговоренных к смертной казни, у позорного столба секли розгами, но казнили там фактически только одного человека. Произошла эта поучительная история в конце XVII века. Некий пастор Панике, пребывая в дурном настроении по причине воскресного похмелья, решил позавтракать в местном трактире. Вполне, надо заметить, понятное желание. Хлебнув пивка, он заказал себе яичницу. Через какое-то время служанка принесла нечто подгоревшее и пересоленное. Пастор резонно заметил, что есть эту дрянь он не будет, так что пусть готовят новую порцию и принесут еще пива. Со второй яичницей произошла точно такая же история. Залив горе и подступающее раздражение новой порцией пива, пастор стал ждать третью по счету яичницу. Когда он увидел новый «шедевр кулинарии», то его просто переклинило и, впав, как говорят ныне, «в состояние аффекта», хмельной пастор просто задушил нерадивую кухарку. Очухавшись, сам явился с повинной в Ратушу и слезно попросил его казнить. Магистрат пошел навстречу этой просьбе и отрубил ему голову прямо на площади.
Хроники Таллина
Говорят так:
По одной из легенд, Таллинн основан на могильном кургане. Холм Тоомпеа считается надгробием Калева, легендарного короля эстов. Его безутешная вдова Линда долгие месяцы стаскивала на место погребения огромные валуны. Так и вырос холм Тоомпеа. А Линда, устав от таких нечеловеческих трудов, присела отдохнуть… и превратилась в камень. В 1920 г. в парке у стен города таллинцы установили памятник плачущей от изнеможения Линде. Камень же, виден из таллинского озера Юлемисте, а само оно образовано из наплаканных Линдой слёз.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1299 posts
    • 0 comments
    • 37 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 236 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

За невыразительным, если не сказать—безликим, послевоенным фасадом на нечетной стороне бульвара Эстония скрывается один из самых представительных жилых домов столицы столетней давности.

Усомниться в целостности архитектурного ансамбля Старого Таллинна может разве что самый прожженный скептик.

Сказать то же самое о кварталах, расположенных за пределами средневекового ядра города, к сожалению, трудно: единством градостроительного ансамбля таллиннский «сити» похвастаться не может.

Нечетная сторона застройки бульвара Эстония накануне Второй мировой войны. Дом Рубинштейна — по центру.

Нечетная сторона застройки бульвара Эстония накануне Второй мировой войны. Дом Рубинштейна — по центру.

Уместно ли вообще говорить о нем, если даже на центральных магистралях фронт каменной застройки то и дело прерывается то старомодным деревянным домом, то ультрасовременным билдингом из стекла и бетона?

Целостные массивы жилой застройки рубежа ХIХ-ХХ столетий в Таллинне, в отличие от соседних Риги, Стокгольма, Хельсинки или Санкт-Петербурга, в силу исторической специфики развития города сложиться попросту не успели.

Но это отнюдь не значит, что подобных попыток в былом Ревеле не предпринималось вовсе. Были, причем — достаточно успешные, наглядно иллюстрирующие стремление «заповедника ганзейской старины» шагать в ногу с молодым XX веком.

Островок того Таллинна, каким мог бы он стать, если бы не Первая Мировая война и последовавшая революция, сохранился в самом сердце современной столицы. Правда, немногие горожане о том догадываются — слишком уж изменился облик квартала.

Сам квартал, впрочем, сохранился — очерченный с южной стороны трассой нынешнего бульвара Рявала, с восточной — улицей Каубамая, с западной — Театральной площадью и наконец, с северной — бульваром, носящим имя театра и концертного зала «Эстония».

Бульварная витрина

Полтора столетия назад бульвара Эстония на карте города не было. Сам бульвар уже был — разбитый вдоль внешней линии укреплений ревельской крепости, упраздненной совсем недавно.

Назывался он в ту пору Променадным и всем видом своим располагал к неспешным прогулкам-променадам: обсаженный молодыми каштанами и липами, под сенью которых стояли постройки скорее дачного вида.

Пейзаж начал стремительно меняться на рубеже ХIХ-ХХ веков: город уверенно шагнул за былую крепостную стену, вытеснил туда же главное городское торжище, по периметру которого начали расти солидные каменные строения.

В мае 1911 года торговец мануфактурой Исаак Гиршович Рубинштейн обратился в городскую управу с просьбой позволить ему построить напротив Нового рынка трехэтажный жилой дом с мансардой и торговыми помещениями на первом этаже.

К прошению, как требовалось, прилагался проект, а также нотариально заверенное согласие владельцев двух земельных участков справа и слева от намечавшейся стройки: никаких возражений против начала строительных работ они не имели.

Против инициативы Рубинштейна возражать было особенно-то и нечего: домовладельцы-соседи уже успели обзавестись солидными каменными постройками, подобающими сердцу крупного губернского города.

Бульвар, носивший к тому времени имя Глиняного (по русскому и немецкому названию нынешних ворот Виру), превращался если не в лицо, то в парадную витрину административного центра Эстляндии.

Запланированный доходный дом был способен навести на эту витрину достойный блеск. Отцы города прошение купца-застройщика удовлетворили. Дело теперь было за подрядчиками и строителями.

Эхо севера

С готовыми реализовывать идеи зодчих в камне и дереве среди населения Таллинна вековой давности недостатка не было. С архитекторами же — напротив: круг их был не слишком широк.

Большую часть его составляли остзейские немцы, получившие профессиональное образование чаще всего в Рижском политехникуме, реже — в одном из профильных учебных заведений Санкт-Петербурга.

Одним из первых русских архитекторов Таллинна считается Александр Иванович Ярон, уроженец Петербурга, специальность военного инженера получивший в родном городе, диплом архитектора — в Берлине.

Теперешний бульвар Эстония явно импонировал зодчему. Здесь в 1909 году Яроном было возведено здание местного отделения госбанка Российской империи. Четыре года спустя он построил по соседству виллу, украшенную кариатидами у входа.

Первая постройка демонстрировала приверженность стилистике неоренессанса. Вторая тяготела к «античному» направлению в архитектуре модерна. Доходный дом Рубинштейна был спроектирован зодчим в духе северного модерна.

Направление это, рожденное гением финских архитекторов, нашло немало поклонников не только в Гельсингфорсе, но и в Петербурге, и Риге. Ревель тоже не оставался в стороне — благо, художественные вкусы были схожи.

Стиль, соединявший использование «дикого» природного камня с неоштукатуренным кирпичом, творчески переосмыслявший мотивы исторической архитектуры Северной Европы, активно применялся и Александром Яроном.

Достаточно взглянуть на один из характерных его образчиков — доходный дом на Нарвском шоссе, 27: его венчает треугольный фронтон с нишами, явно напоминающий фасады бюргерских жилищ ганзейской поры.

Почти такой же — хотя и несколько «смягченный» волнистым контуром в духе северного Возрождения — применил Ярон и при оформлении главного фасада дома Рубинштейна на Глиняном бульваре.

Из наследия ренессансной архитектуры Скандинавии были позаимствованы еще два мотива: вытянутый двухэтажный эркер и водруженная над черепичной крышей башенка под шлемом-кивером.

Процесс омоложения

Нет никаких сомнений: пойди история по иному сценарию, и зданий, схожих с домом Рубинштейна и стилистически, и функционально, могло бы появиться в Таллинне множество.

Судьба распорядилась иначе: после обретения Эстонией государственной независимости, когда в столице возобновилось каменное строительство, архитектурные вкусы успели перемениться.

Дом, получивший адрес: бульвар Эстония, 17, впрочем, продолжал оставаться достопримечательностью города, регулярно попадая то в объектив фотографов, то на почтовые открытки.

Гордо возвышаясь над кварталом, он привлекал внимание издалека: недаром именно на его крыше осенью 1939 года была установлена неоновая реклама производителя электролампочек — одна из первых в Таллинне.

В роковой для города вечер 9 марта 1944 года она, из соображений светомаскировки, понятное дело, включена не была. Но от попадания зажигательной бомбы красавец-дом это не спасло: всё, что могло гореть в здании, выгорело.

Каменная коробка стен, впрочем, выстояла, уцелела и была признана полностью пригодной для восстановления. Проектная документация для него была подготовлена пять лет спустя архитектором треста «Эстонпроект» Хенно Роопалу.

С точки зрения послевоенного СССР модерн в любых его проявлениях однозначно считался «упаднической архитектурой». О воссоздании изначального облика дома на бульваре Эстония не могло быть и речи: в моде была неоклассика.

У былого дома Рубинштейна срезали характерный волнистый фронтон, понизили высоту крыши, сменив черепицу жестью, до минимализма упростили формы эркера, удалили оформление первого этажа грубо отесанным доломитом.

Компенсировать утраты должна была тяжеловесная гипсовая композиция в виде гербового щита и склоненных к нему знамен, заметная на фотографиях здания, сделанных во второй половине пятидесятых годов.

В семидесятых она была снята для реставрации — да так никогда уже и не вернулась на фасад. Место ее уже в наши дни заняла коробка мансардного окна, появившегося при реставрации здания в 2001 году.

Тогда же облицовка фасадов темно-коричневой гранитной крошкой сменила цвет на нынешний, голубой. Здание стало заметнее и, одновременно, стало выглядеть еще более молодым.

* * *

Недолог час, когда квартал, очерченный трассой бульвара Эстония, улицей Каубамая, бульваром Рявала и Театральной площадью, преобразится самым радикальным образом.

Составленный проект детальной планировки предполагает возведение в его глубине жилых и коммерческих зданий высотой от восьми до двенадцати этажей, допускает снос былого Дома проектировщиков, пристройку к зданию Академической библиотеки.

О каких-либо преобразованиях в облике зданий, выходящих фасадами на парк Таммсааре, речи в проекте не идет. Возможно, оно и к лучшему: воссоздание утраченной в войну застройки в современном Таллинне, увы, крайне непопулярно.

Приходится признать: мы не Германия и не Польша, где многим восстановленным в экономные сороковые-пятидесятые годы по упрощенным проектам зданиям возвращают пышные фасады, которыми они обладали на заре двадцатого столетия.

Но по крайней мере мемориальный стенд с фотографией столетней давности, на которой былой дом Рубинштейна еще запечатлен во всей своей красе, на фасаде дома с нынешним адресом: бульвар Эстония, 5-а мог бы и появиться.

Илья Кадушин

«Столица»

 

 











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.







Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Семья лопарей-саамов с их оленями. Иллюстрация из газеты «Rigasche Rundschau», март 1931 года.

Заполярье за Коммерческой гимназией: Лапландия в Таллинне

Для того чтобы посетить «всамделишную Лапландию», столичным жителям девяностолетней давности было достаточно заглянуть на пустырь за зданием нынешнего Английского колледжа ...

Читать дальше...

Руководство Рийгикогу первого созыва в служебных помещениях замка Тоомпеа.

Бездна доверия и масса проблем: 1-я сессия 1-го Рийгикогу

Сто лет тому назад термин «Рийгикогу» вошел в активный словарь жителей Таллинна и других городов нашей страны: 4 января 1921 ...

Читать дальше...

Таллиннский Дед Мороз переходного от «новогоднего» к «рождественскому» периоду своей биографии на открытке второй половины 80-х годов.

В Кадриорге когда-то работала школа Дедов Морозов

Тридцать лет назад в Таллинне открылось учебное заведение, аналогов которому прежде в истории системы образования столицы едва ли было возможно ...

Читать дальше...

На месте Järve Selver почти сто лет высились корпуса фабрики, основанной Оскаром Амбергом.

Силикатный кирпич Оскара Амберга

Сто десять лет тому назад на окраине тогдашнего Таллинна приступило к работе предприятие, без преувеличения, изменившее облик города самым радикальным ...

Читать дальше...

Заглядывать в чужие окна – не слишком культурно. Заглянуть же в историю таллиннских окон – как минимум небезынтересно.

От трилистника до... стены: биография таллиннских окон

Сочлененное с готическим порталом средневековое окно в каменной раме можно отыскать даже на фасадах зданий, до неузнаваемости перестроенных в последующие ...

Читать дальше...

Главный акцент интерьера часовни в башне городской стены – изображение девы Марии – выполнен художником Андреем Стасевским и каллиграфом Татьяной Яковлевой.

От грозного Марса до Девы Марии: метаморфозы башни Грусбекетагуне

Первый ярус одной из башен таллиннской городской стены превратился в уникальный культовый и культурный объект. То, что расположенная поблизости башня крепостной ...

Читать дальше...

Обложка альбома «Георг Отс – 100», выпущенного в нынешний юбилейный год.

Еще раз о Георге Отсе: портрет в жанре альбома

Альбом «Георг Отс – 100», выпущенный таллиннским издательством «Александра», – достойный аккорд юбилейного года, посвященного столетию со дня рождения легендарного ...

Читать дальше...

Сцена из второго акта современной постановки «Верной Аргении». 2011 год.

«Верная Аргения» в зале Большой гильдии

Триста сорок лет тому назад – в ноябре 1680 года – таллиннцы впервые познакомились с оперным искусством. Событие, вне сомнения, примечательное, ...

Читать дальше...

Одна из самых знаменитых работ Кристиана Акерманна - алтарь таллиннского Домского собора в реставрационных лесах во время подготовки к нынешней выставке.

Вспоминая «ревельского Фидия»: скульптор Кристиан Акерманн

Выставка работ одного из самых ярких и талантливых таллиннских мастеров скульптуры эпохи Барокко и его современников открылась в минувшую пятницу ...

Читать дальше...

«Косуля» у подножья Тоомпеа в сквере на улице Нунне – неизменная классика с 1930 года.

«Косуля» Яана Коорта – знакомая и незнакомая косуля

Одна из самых популярных у таллиннцев и гостей города скульптура появилась в городском пространстве столицы ровно девяносто лет тому назад. В ...

Читать дальше...

Здание нынешней Таллиннской музыкальной школы за минувший век не изменилось – чего нельзя сказать о его окрестностях.

Сто двадцать лет истории: особняк музыкальной школы

Запланированная реставрация вернет одному из примечательных зданий в ансамбле застройки Нарвского шоссе былой блеск, а работающей в нем Таллиннской музыкальной ...

Читать дальше...

Барон Александр фон дер Пален и служащие Балтийской железной дороги на перроне вокзала в Ревеле. Снимок 1870-ых годов.

«Балтийская железная дорога, наше выстраданное дитя»

Первый пассажирский поезд из тогдашней столицы Российской империи в нынешнюю столицу Эстонской Республики прибыл ровно сто пятьдесят лет тому назад. Перестук ...

Читать дальше...

В галерее Русского театра Эстонии, проходит юбилейная художественная выставка «Осень №55»

Автор работ, признанный у нас и далеко за рубежом, талантливый художник, Сергей Волочаев. Картины изумляют идеями, подходом и различными техниками. Представлены ...

Читать дальше...

Дом Иосифа Копфа на углу Пикк и Хобузепеа и портрет его владельца на золотой брошке.

Ревельский ювелир Иосиф Копф: золотых дел мастер

Девяносто лет назад Таллинн прощался с Иосифом Копфом - человеком, еще при жизни сумевшим стать, выражаясь современным языком, «коммерческим брендом». Георг ...

Читать дальше...

Директор Таллиннского Городского архива в 1989-1996 гг. Ю. Кивимяэ демонстрирует грамоту XV века - одну из многих, вернувшихся в родной город. Снимок из газеты «Советская Эстония».

Исток таллиннской историографии: возвращение Городского архива

Ровно тридцать лет тому назад история столицы вновь стала длиннее почти на восемь столетий: в Таллинн вернулись фонды Городского архива. Его ...

Читать дальше...

Городская стена — самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.




Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
Когда ревельский аптекарь начал смешивать истолченные лягушачьи лапки со змеиным ядом и рубиновой пылью, то не на шутку расчихался. И услужливый ученик аптекаря Март предложил учителю надеть на голову горшок, дабы пыль не причиняла вреда, а драгоценное лекарство в буквальном смысле не улетало на ветер, и пообещал приготовить лекарство самостоятельно. Но вовремя вспомнив про то, что прежде чем передать пациенту, ему самому придется отведать снадобье - такой тогда был порядок, - сделал лекарство не из лапок и ядов, а из размолотого миндаля и сахара. Эту-то сладкую массу и съел бургомистр. И сразу выздоровел.
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!