А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Застывшее Время

ещё темы...

Следует знать…
История возникновения марципана обросла множеством легенд, одна из версий изложена в рассказе Яана Кросса «Мартов хлеб». Там рассказывается история о том, что однажды заболел бургомистр. Но поскольку тогдашние микстуры делались из лягушачьих лапок и прочих неаппетитных вещей, глава города категорически отказался лечиться и положился на Божью волю. И обеспокоенная здоровьем мужа супруга бургомистра попросила таллиннского аптекаря «замаскировать» лекарство, спрятав его либо в пищу, либо в сладости. Так и поступил помощник аптекаря, исцеливший вкусной смесью бургомистра. Так глава города первым отведал эстонского марципана.
Хроники Таллина

ещё темы...

Говорят так:
Калевипоэг (сын Калева), в эстонской мифологии богатырь-великан. Первоначальный образ Калевипоэга — великан, с деятельностью которого связывались особенности географического рельефа: скопления камней, набросанных Калевипоэгом; равнины — места, где Калевипоэг скосил лес, гряды холмов — следы его пахоты, озёра — его колодцы, древние городища — ложа Калевипоэга и т. п. Калевипоэг также борец с нечистой силой, с притеснителями народа и с иноземными врагами.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1222 posts
    • 4 comments
    • 32 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.7 posts per month
    • 232 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 words in comments
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

Старейшей из действующих и одновременно — самой красивой общественной бане Таллинна исполняется девяносто лет.

Фраза «сходил в театр, заодно и помылся» по степени бытовой абсурдности отдает творчеством даже не Зощенко, а Хармса.

Логотип театральной труппы, делящей с помывочным заведением кров, и вовсе достоин Кафки: бегущий человек с раковиной улитки за спиной.

Между тем, никаким литературным розыгрышем здесь и не пахнет: по запросу «Вана-Каламая, 9а», поисковая машина интернета с равной частотой выдает как баню «Kalma», так и недоходное творческое объединение «Теоtеаtег».

Тут уж и вовсе почувствуешь себя героем андерсеновской сказки о калошах счастья, закинувших незадачливого студента-медика по первому же велению его мысли с театральной галерки на банный полок, — и определенно схватишься за голову.

Мощный аккорд

Главный фасад здания бани на улице Вана-Каламая, 9а полвека тому назад.

Главный фасад здания бани на улице Вана-Каламая, 9а полвека тому назад.

О том, что здание, возведенное в 1928-1929 годах для гигиенических нужд населения предместья Каламая, определенно смахивает на храм Мельпомены, писали уже при его открытии.

«Оно массивное и с колоннами, — бесхитростно делился впечатлениями корреспондент газеты «Waba Maa». — Снаружи его и за баню-то не примешь, а решишь, что перед тобой кино или небольшой театр».

Раздумывать над тем, кому утилитарная, по большому счету, постройка обязана обликом, гарантирующим достойное место в списке памятников таллиннской архитектуры, долго не приходится: свой автограф зодчий оставил на фасаде.

Немногие архитекторы, работавшие в наших краях, могли дерзнуть подобным образом. Александр Владовский — мог. Что там сауна за железнодорожным вокзалом — плиту со своим именем и фамилией он вмуровал даже в стену дома у Вируских ворот.

Подобных плит немало отыщется на фасадах зданий, построенных в Петербурге на рубеже ХIХ-ХХ веков. Владовский, уроженец столицы, плоть от плоти ее архитектурной среды, не желал отказываться от своих привычек и в Таллинне, куда его закинула судьба.

Здесь он нашел приют от революционных бурь. Здесь поначалу нашел и признание: в 1921-1925 годах он фактически был негласным «главным архитектором» эстонской армии, с одинаковым талантом проектирующим казармы и мебель в кабинете министра обороны.

Роман с властью оказался недолгим: Владовского сократили. Официально — за слабый эстонский язык, фактически — за склонность к гигантомании. Бюджет молодой ЭР реализацию его проектов потянуть попросту не мог.

Каламаяская баня для Владовского — один из первых крупных проектов, осуществленных по заказу частного капитала. И одновременно — прощание с полюбившимся архитектором стилем изысканного ар-деко.

Заключительный аккорд получился мощным: расположенная напротив баня некой Анны Грошевой не замедлила обанкротиться — хотя и работала исправно еще с царского времени.

История с топографией

Таллиннские бани и предместье Каламая — практически ровесники: оба они родом из Средних веков, точнее — из XIV столетия.

Правда, такой седой стариной датируются исключительно упоминания о банях, расположенных под защитой городских стен — на нынешних улицах Нунне и Сауна: название второй как раз и означает в переводе «Банная».

С Банной улицы сауны исчезли лет четыреста назад, оказавшись жертвой ложной медицинской теории, согласно которой заведения общественной гигиены, дескать, служили источниками новой для европейцев болезни — сифилиса.

Доля логики в том была: в «классические» средневековые бани ходили не столько чистоты тела ради, сколько ради плотских удовольствий: многие из них вполне совмещали функции современного спа-центра и… легального дома свиданий.

Закрытие по распоряжению магистратского медика бань на территории теперешнего Старого города отнюдь не свидетельствует о том, что мыться ревельские обыватели шведского времени стали меньше, чем в предшествующую эпоху, — вовсе нет.

Скорее, изменилась лишь «банная топография»: приблизительно с середины XVII века в архивных документах всё чаще встречаются упоминания о саунах, расположенных с внешней стороны крепостных укреплений — в ближайших предместьях.

Так проведенная по распоряжению городских властей в декабре 1696 года перепись беспризорных детей упоминает, что некая Кай живет в бане вдовы Карстена Флюгеля, за Большими морскими воротами, получается — в Каламая.

Каламаяские бани шведских времен не пережили осады Ревеля петровскими войсками в годы Северной войны: по приказу коменданта они из соображений безопасности, как и прочая застройка форнггадов, были снесены.

Те, что возродились в XVII столетии, разделили участь своих давних предшественниц полтора века спустя, когда предместье Каламая вновь было разрушено по той же самой причине в годы уже Крымской войны.

Вновь наступал мир: и бани опять открывались на Каламая. В начале XX века их было тут, как минимум, две: наряду с упомянутой Анной Грошевой еще одной владел в округе некто Н. Киняев.

Всевозможные удобства

Для растущего района этого было явно недостаточно: уже в последние годы царской власти газеты писали о необходимости создания в городе муниципальной бани, причем желательно за железнодорожным вокзалом.

Рухнула монархия, Таллинн стал столицей независимого государства, однако дефицит на «помывочном направлении» по-прежнему ощущался: собственным душем, не говоря уже о ванной, обладала далеко не каждая квартира.

«Город давно уже намеревался построить муниципальную баню на улице Каламая, — писала летом 1928 года газета «Kaja». — Однако нынче затею перехватил какой-то частный предприниматель, и строительство идет уже полным ходом».

К концу осени здание подвели под крышу. Зимой вели отделочные работы. А 3 марта 1929 года, буквально накануне открытия, посетить давно уже интригующую своим импозантным фасадом постройку предложили и работникам прессы.

Фасад был решен архитектором Александром Владовским в духе ар-деко.

Впечатлений они получили массу. Едва ли не главным из них было, по всей видимости, то, что полки в парилке оказались не деревянными, как практиковалось это в Таллинне чуть ли не со времен средневековых «мылен» на улице Сауна, а каменными.

Для того чтобы раскаленный камень не обжигал обнаженные тела, посетителям предлагались циновки из невиданной доселе в наших краях «японской травы» — бамбука, по всей вероятности, насколько позволяют судить отчеты репортеров.

«Полы и стены выложены изразцами, чем дается возможность содержать баню в особенной чистоте, — сообщали «Вести дня». — Чистота, всевозможные удобства Обилие света — вот главные достоинства вновь сооруженных бань».

Явной новинкой было разделение внутреннего пространства на две симметричные половины: до того мужчинам и женщинам в столичных банях приходилось пользоваться одними и теми же помещениями в разные дни недели.

Помимо трех общих залов в каждом из двух «половинок» имелись отдельные кабинеты. На втором этаже работал парикмахер — но почему-то исключительно мужской, оказывавший и услуги цирюльника.

Газеты с гордостью писали, что одежду на хранение в гардероб берут совершенно безвозмездно: платить надо только за вход. Брать чаевые обслуживающему персоналу было запрещено.

Уточнялась и еще одно очевидное преимущество: в непосредственной близости от новой бани была обустроена стоянка для автомобилей и располагалась остановка городского автобуса.

Одним словом, внушительная сумма в сто пятьдесят тысяч крон, которую вложил в начинание владелец бани К. Винтер, должна была окупиться сполна — и окупилась очень скоро.

О популярности заведения свидетельствует хотя бы то, что его название — «Каlmа» фигурирует в ответах к кроссворду. Опубликованному изданием «Jutuleht» в 1936 году…

* * *

При всей оригинальности натуры, а с этим у Владовского было всё в порядке, разместить под одной крышей с баней театр он не рискнул.

Знаток истории архитектуры, украсивший стены банной раздевалки портретами-барельефами в античном вкусе, он понимал: даже у римлян комедии с трагедиями в термах не играли.

Основанная в 1991 году любительская труппа поначалу в полном соответствии с избранным для себя названием вела «улиточный» образ жизни: странствовала по сценам различных домов культуры, «всё свое нося с собой».

Спустя пятнадцать лет Министерство культуры пошло навстречу «бродячим» артистам: хозяйственное помещение, пристроенное к Каламаяской бане после войны, было переоборудовано под театральный зал — самый миниатюрный и камерный в Таллинне.

На отсутствие посетителей театр, судя по всему, не жалуется. Баня — тоже: обустройство в подавляющем большинстве расположенных в окрестностях домов если не ванны, то душа для ее работы — не помеха.

Ведь баня — она, как и театр, — в первую очередь для души. И для бодрости духа, наполняющего легкие вместе с душистым паром в наши дни точно так же, как и в 1929 году.

Илья Кадушин

«Столица»











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.







Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Главный фасад Таллиннского дома мебели непосредственно после открытия.

Прощание с легендой: памятный многим таллиннцам Дом мебели чуть-чуть не дожил до 40-летнего юбилея

Памятный многим таллиннцам и, без преувеличения, легендарный мебельный магазин радикально меняет профиль – чуть-чуть не дожив до сорокалетнего своего юбилея. Потребительские ...

Читать дальше...

Адмиралтейский канал — прямой предшественник Адмиралтейского бассейна на открытке начала XX столетия.

Канал, бассейн, гавань: след ревельского адмиралтейства

Память об одном из первых промышленных предприятий Таллинна периода раннего Нового времени по сей день считывается в городском пейзаже и ...

Читать дальше...

Башня Ратушной площади в Ревеле. Заходите, пока лето!

Смотровая площадка Старого Томаса в Таллине.    Легенды древнего города Таллина.  Новая легенда, от проекта "Ливонский Орден. XXI век": http://livland.org Закажите полную экскурсию через ...

Читать дальше...

Городской Стражник, в роли датского знаменосца. На встрече с Королевой Маргаретте II.

Под сенью Даннеброга: королева Дании в Таллинне

Таллинн и его горожане произвели на датскую королеву Маргарете II во время ее официального визита в столицу ЭР, состоявшегося 15-16 ...

Читать дальше...

Банкнота Банка России номиналом в 500 рублей. 1997 год. Фрагмент. На лицевой стороне изображен памятник Петру I в Архангельске.

Петровская палка о двух концах Помогала ли Петру Первому, дубинка эффективно управлять государством?

Образ Петра I - скорого на расправу, но справедливого монарха - вошел в народный фольклор и многочисленные литературные "Анекдоты". Как ...

Читать дальше...

Кристиан Август Лоренцен. Легенда датского национаьного флага. Даннеброг является с небес во время битвы при Линданисе в 1219 году. 1809. Государственный художественный музей Дании
C.A. Lorentzen (1746-1828), Dannebrog falder ned fra himlen under Volmerslaget ved Lyndanisse (Tallin) i Estland den 15. juni 1219, 1809

Белый крест на алом фоне: флаг Дании в Датском городе Таллине

Легендарное обретение датчанами национального и государственного символа произошло ровно восемьсот лет назад — в битве на том месте, которое через ...

Читать дальше...

Четырнадцатый выпуск Таллиннской русской городской гимназии. 1937 год.

Кружева, значок и ночь в Кадриорге: Выпускные довоенного Таллинна

Как отмечали окончание учебного года и гимназического курса в русских школах довоенной столицы — расскажет, помимо прочего, выставка, проходящая в ...

Читать дальше...

Здание муниципального детского сада в Копли — характерный образчик архитектуры традиционализма двадцатых годов прошлого века.

Сто лет и один год: старейший детсад Таллина

Международный день защиты детей — уместный повод вспомнить о самом старом в семействе детских садов Таллинна, перешагнувшем вековой рубеж своей ...

Читать дальше...

Первые страницы ревельского кодекса Любекского права, составленного в 1282 году — основы городского правосудия на протяжении шести веков.

Восемь столетий Таллинна: век тринадцатый, основополагающий

Каким был он — первый из восьми веков таллиннской истории и что оставил в наследство нынешнему городу и горожанам? Цифра тринадцать ...

Читать дальше...

Титульный лист номера "Revalsche Post-Zeitung" («Ревельская почтовая газета») от 26 июня 1702 года.

Юбилей таллиннской печати: 330 лет Revalische Post-Zeitung

У таллиннской периодики — солидный, красивый и достойный юбилей: ровно триста тридцать лет назад в Ревеле начал выходить первый информационный ...

Читать дальше...

Здание Дома Искусств на площади Вабадузе - место проведения книжной выставки в 1939 году.

«Они представляют особую цивилизацию»: детские книги СССР в довоенном Таллинне

С новинками советского книгоиздания для юных читателей таллиннцы смогли познакомиться еще до того как Эстонская Республика оказалась присоединенной к Советскому ...

Читать дальше...

Вышгород (Тоомпеа) в Ревеле (Таллине), гравюра Вильгельма Зигфрида Ставенхагена, 1867 год

Коварство Озерного Старейшины Улемитсе, известного также, как Ярвевана.

В марте 2018 года, мы уже познакомили вас с оригинальной идеей фабрики «Калев», рассказать на внутренней стороне коробки с конфетами, ...

Читать дальше...

Вышгород (Тоомпеа) в Ревеле (Таллине), гравюра Вильгельма Зигфрида Ставенхагена, 1867 год

Легенда о купце Адальберте Ренненкампфе

Жил в Ревеле купец по имени Адальберт Ренненкампф. Отправил он однажды двух своих сыновей по Перновскому тракту, в другой город ...

Читать дальше...

Ревельское морское сражение 2 (13) мая 1790 года. Картина А. Боголюбова.

В тени последующих триумфов: Ревельское морское сражение

Легендарному Ревельскому морскому сражению исполняется на днях ровно двести двадцать девять лет. Морских баталий акватория нынешней Таллиннской бухты и ее ближайшие ...

Читать дальше...

Орден организовал экскурсию по Старому Таллину

27 апреля, в субботу, состоялась тематическая экскурсия «Таллинские флюгера и кованные изделия» организованная Brüder der Ritterschaft Christi von Livland. Экскурсовод ...

Читать дальше...

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.




Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
Как известно, война была излюбленным занятием в эпоху средневековья. Однако не все башни занимались истреблением людей. Некоторые из крепостных строений несли на своих могучих плечах тяжкое бремя функций воспитания, по мере сил стараясь сеять в народе разумное, доброе, вечное. В этой связи нельзя не упомянуть Девичью башню. Это в других местах вам расскажут романтичные истории о принцессе, заточенной непреклонным отцом в высокую башню-темницу, откуда нельзя сбежать, и ее последнем прыжке навстречу свободе. В Таллинне все было намного прозаичнее: в этой башне находилась тюрьма для девиц легкого поведения и падших женщин.
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!