А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Застывшее Время

ещё темы...

Следует знать…
Когда-то в Старом рыбном порту жила бедная вдова-рыбачка, чьей единственной радостью был сын Тоомас. Как и все мальчишки, он усердно упражнялся в стрельбе из лука. С нетерпением мальчик ждал ежегодных состязаний лучников, проходивших перед Большими Морскими воротами, в Попугаевом саду. На высоком шесте устанавливали деревянного попугая, и тому, кому удавалось сбить птицу, присуждался серебряный кубок Большой гильдии. Однажды Тоомас оказался в Попугаевом саду перед самым началом состязаний. Он слыл лучшим стрелком среди сверстников и ничтоже сумняшеся, пустил стрелу в деревянного попугая. Выстрел оказался метким, цель была сбита. Но вместо кубка и почетного звания "Короля стрелков" мальчика наградили оплеухами и заставили водрузить попугая обратно на шест, ибо уже приближалась процессия взрослых лучников. О том, что случилось перед состязаниями, узнал вскоре весь город. Мать Тоомаса боялась, что мальчика накажут. А получилось наоборот: старейшина Большой гильдии вызвал Тоомаса и предложил ему поступить учеником в городскую стражу. Это предложение обрадовало и мать, и сына - ведь гильдия одевала и кормила стражу. Тоомас с годами подрос, принял участие в боях Ливонской войны, за храбрость получил звание знаменосца. Все звали его в городе Старым Томасом. Так как он носил длинные усы и был одет так же, как фигурка воина на флюгере Ратуши, горожане прозвали флюгер его именем - Старым Тоомасом.
Хроники Таллина

ещё темы...

Говорят так:
Первым крупным сооружением на Сенном рынке (в последствии, Петровской площади, Площади Победы, а ныне площади Свободы) была Яановская церковь. Ее построили в 1862 – 67 годах для эстонского населения города, и на том строительная деятельность здесь заглохла на 50 с лишним лет. В центре площади находились общественный колодец и одинокий фонарный столб. Фонарь этот давал такой тусклый свет, что некоторые советовали его и вовсе убрать, чтобы в темное время на него кто-нибудь ненароком не наткнулся. На южном краю площади была стоянка извозчиков – одна из тех двух, где позволялось поить и кормить лошадей (другая находилась на Ратушной площади), в связи, с чем здесь имелось и водопойное корыто – едва ли не самая примечательная деталь рыночной площади.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1218 posts
    • 4 comments
    • 32 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 232 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 words in comments
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

Таллиннский дворец бракосочетания на Пярнуском шоссе — уникальный «сплав» подлинного модерна начала XX века с его удачной стилизацией, созданной без малого сорок лет назад.

В ассоциативном ряду архитектурных стилей за Таллинном четко зарезервирована готика.

Неважно, что из шести вознесенных над Старым городом шпилей готический — только один, а большинство зданий внутри крепостной стены несет на себе отчетливую печать историцизма.

Именно строительное наследие Средних веков задает тон восприятия нынешней столицы Эстонии, определяет ее лицо, задает имидж, и делает, в итоге, отличным от городов-соседей.

Тем ценнее в градостроительной палитре таллиннских улиц представители иных эпох и стилевых направлений — их своеобразие и оригинальность, кажется, только выигрывает за счет явной непохожести.

Встречаются среди подобных построек и счастливцы, которым удалось перешагнуть порог пресловутой «инаковости», став не просто архитектурным курьезом, а неотъемлемым элементом городской среды.

Вилла мебельного фабриканта Христиана Лютера, знакомая всякому, кто едет в центр города по Пярнускому шоссе или движется в противоположном направлении, — одно из таких зданий: яркое, эффектное, запоминающееся.

Гробы и комоды

Особняк Лютера до марта 1944 года. Видна утраченная форма венчающего башню шлема.

Особняк Лютера до марта 1944 года. Видна утраченная форма венчающего башню шлема.

Земли к востоку от дороги на Пярну и Ригу владельцы торгового дома «Георг Христиан Лютер» приобрели в семидесятые годы XIX века, решив расширить профиль семейного предприятия.

Вот уже более столетия специализировалось оно на продаже разнообразных товаров от соли и льна до стройматериалов. Теперь же — решило взяться за производство последних самостоятельно.

В 1880 году Христиан Вильгельм Лютер, получивший образование в Москве и Лондоне, решил, что наряду со стропилами для крыш унаследованная им от отца лесопилка могла бы делать и мебель.

Благо, знакомый с новинками деревообработки, Христиан Вильгельм сумел разглядеть практически безграничный потенциал нового для своего времени материала — обработанной горячим паром гнутоклееной фанеры.

Поначалу новоиспеченный фабрикант, правда, попробовал предложить ревельским обывателям сделанные из нее… гробы. Но явно недооценил консерватизм местной публики — и вскоре переквалифицировался на комоды и венские стулья.

Дело пошло в гору. Прежние производственные помещения стремительно становились тесны. На рубеже восьмидесятых-девяностых годов XIX века к былой лесопилке прибавились цеха и мастерские, построенные по проекту архитектора Эрвина Бернхарда.

Очень скоро они разрослись до настоящего фабричного «городка», который включал в себя собственную водонапорную станцию с величественной башней, здание пожарного депо, народный дом, жилые казармы для работников предприятия.

Поблизости от производства, как было это принято в ту пору, решил поселиться и сам фабрикант: в 1909 году был выполнен первый проект его будущего жилища — роскошной городской виллы.

Идея и воплощение

За остзейскими немцами закрепилась слава ретроградов, но Христиан Вильгельм Лютер был, похоже, исключением из правил. По крайней мере — в вопросах архитектурных пристрастий.

Народный дом, воздвигнутый им в память об умершем брате, был построен по проекту едва ли не самого новомодного зодчего Российской империи — корифея финского модерна Армаса Линдгрена.

Модерн — причем именно в его северной ипостаси — был избран Лютером и для оформления собственного дома. Правда, проектировать его заказчик поручил не финским, а русским, столичным, петербургским.

Звали их Николаем Васильевым и Алексеем Бубырем — и оба они были хорошо знакомы Христиану Вильгельму с той поры как выиграли конкурс проектов здания Ревельского Немецкого театра — ныне Эстонского драматического.

Лютер был не просто пассивным зрителем-театралом — он входил в Немецкое театральное общество. И, будучи одним из его меценатов, принимал в воплощении разработанного Бубырем и Васильевым проекта самое непосредственное участие.

Как и в случае с театром, первый проект, присланный в Ревель из Санкт-Петербурга, оказался чересчур брутальным. Массы «дикого» природного камня, кажется, подавляли архитектурную композицию, производя, говоря откровенно, гнетущее впечатление.

Изначальный замысел был пересмотрен. Его измененный вариант, опубликованный в 1914 году в качестве образчика современной виллы в книге «Жилой дом», свидетельствуют: стилевые акценты сместились от суровости к легкости.

Исчезла нарочито грубая рустовка фасадов. Башня стала тоньше, легче и вместо тяжеловесного черепичного покрытия оказалась увенчана тонким летящим шпилем. Пилястры расчленили объемы здания, придав ему воздушность.

Реализовать задуманное в полном объеме, увы, не удалось. Но даже реализованный в несколько более упрощенном виде, особняк Лютера, безусловно, стал признанной городской достопримечательностью.

Снаружи и внутри

Пожить в роскошной вилле ее заказчику выпало не более четырех лет: в 1914 году Христиан Вильгельм скончался.

Дом унаследовал его сын Александр Мартин Лютер, который и жил в нем с семьей до второй половины тридцатых годов, а позже — сдавал помещения в аренду итальянскому посольству.

С приходом советской власти здание национализировали, передав под детскую поликлинику. В 1943 году здание решили отремонтировать и снабдить бомбоубежищем, но так и не успели.

Во время мартовской бомбардировки в виллу попала зажигательная бомба. Крыша и интерьеры были полностью уничтожены, за исключением каменной коробки стен постройка выгорела, что называется, дотла.

Отношение к архитектуре периода модерна в послевоенном СССР было однозначно отрицательным. Но острый дефицит в Таллинне жилого фонда оказался сильнее эстетически-идеологических пристрастий.

Уже в 1945 году архитектор В. Нурмик составил план восстановления здания: руководствовался он при этом, в первую очередь, соображениями не столько научной реставрации, сколько оперативности и экономии средств.

Былой шик виллы поблек. Черепичная крыша была заменена жестяной, упрощенной оказалась форма венчающего башню кивера. Даже 3 частично уцелевшие оконные рамы было решено заменить новыми, с менее филигранными переплетом.

Поначалу в здании, согласно плану восстановления, оборудовали коммунальные квартиры. Позже в нем, в точности как в последний предвоенный год, вновь заработала детская поликлиника и центральная таллиннская станция «Скорой помощи».

Во второй половине шестидесятых годов облик нечетной стороны Пярнуского шоссе стал меняться. Между былой фабрикой Лютера и прежним жилищем ее владельца возник обширный котлован — основание будущего Дома печати.

Тогда же, в рамках расширение проезжей части, снесли часть оригинальной ограды виллы Лютера. О сносе самой постройки речь, к счастью, не заходила: уже в 1970 году ее решили передать под дворец бракосочетаний.

Реализовать задуманное удалось только спустя доброе десятилетие: слишком уж объемным и дорогостоящим оказался проект реконструкции. Зато и результат оказался, вне сомнения, заслуживающим только похвал.

Задачу, которая стояла перед архитекторами Антсом Райдом и Сирьей Уусбек, легкой было не назвать никак: по сути, они должны были воссоздать утраченный за тридцать лет до того стильный интерьер здания.

Поставленная цель была достигнута: находясь внутри дворца бракосочетаний, неспециалисту будет непросто догадаться, что вокруг — не аутентичный модерн начала XX века, а удачная стилизация.

* * * *

В нынешний понедельник, 15 апреля, закрывшийся в сентябре минувшего года на ремонт особняк по адресу: Пярнуское шоссе, 67 вновь распахнул перед посетителями свои двери.

Без малого сорок лет бывшая вилла фабриканта Лютера служит всё новым и новым поколениям таллиннцев местом заключения брачных союзов.

Горожане-эстонцы называют его просто «Õnnepalee» — «Дворец счастья». Что ж, и заказчик строительства, и архитекторы были бы, наверное, совсем не против такого поворота в его судьбе.

Йосеф Кац
«Столица»











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.




Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Главный фасад Таллиннского дома мебели непосредственно после открытия.

Прощание с легендой: памятный многим таллиннцам Дом мебели чуть-чуть не дожил до 40-летнего юбилея

Памятный многим таллиннцам и, без преувеличения, легендарный мебельный магазин радикально меняет профиль – чуть-чуть не дожив до сорокалетнего своего юбилея. Потребительские ...

Читать дальше...

Адмиралтейский канал — прямой предшественник Адмиралтейского бассейна на открытке начала XX столетия.

Канал, бассейн, гавань: след ревельского адмиралтейства

Память об одном из первых промышленных предприятий Таллинна периода раннего Нового времени по сей день считывается в городском пейзаже и ...

Читать дальше...

Башня Ратушной площади в Ревеле. Заходите, пока лето!

Смотровая площадка Старого Томаса в Таллине.    Легенды древнего города Таллина.  Новая легенда, от проекта "Ливонский Орден. XXI век": http://livland.org Закажите полную экскурсию через ...

Читать дальше...

Городской Стражник, в роли датского знаменосца. На встрече с Королевой Маргаретте II.

Под сенью Даннеброга: королева Дании в Таллинне

Таллинн и его горожане произвели на датскую королеву Маргарете II во время ее официального визита в столицу ЭР, состоявшегося 15-16 ...

Читать дальше...

Банкнота Банка России номиналом в 500 рублей. 1997 год. Фрагмент. На лицевой стороне изображен памятник Петру I в Архангельске.

Петровская палка о двух концах Помогала ли Петру Первому, дубинка эффективно управлять государством?

Образ Петра I - скорого на расправу, но справедливого монарха - вошел в народный фольклор и многочисленные литературные "Анекдоты". Как ...

Читать дальше...

Кристиан Август Лоренцен. Легенда датского национаьного флага. Даннеброг является с небес во время битвы при Линданисе в 1219 году. 1809. Государственный художественный музей Дании
C.A. Lorentzen (1746-1828), Dannebrog falder ned fra himlen under Volmerslaget ved Lyndanisse (Tallin) i Estland den 15. juni 1219, 1809

Белый крест на алом фоне: флаг Дании в Датском городе Таллине

Легендарное обретение датчанами национального и государственного символа произошло ровно восемьсот лет назад — в битве на том месте, которое через ...

Читать дальше...

Четырнадцатый выпуск Таллиннской русской городской гимназии. 1937 год.

Кружева, значок и ночь в Кадриорге: Выпускные довоенного Таллинна

Как отмечали окончание учебного года и гимназического курса в русских школах довоенной столицы — расскажет, помимо прочего, выставка, проходящая в ...

Читать дальше...

Здание муниципального детского сада в Копли — характерный образчик архитектуры традиционализма двадцатых годов прошлого века.

Сто лет и один год: старейший детсад Таллина

Международный день защиты детей — уместный повод вспомнить о самом старом в семействе детских садов Таллинна, перешагнувшем вековой рубеж своей ...

Читать дальше...

Первые страницы ревельского кодекса Любекского права, составленного в 1282 году — основы городского правосудия на протяжении шести веков.

Восемь столетий Таллинна: век тринадцатый, основополагающий

Каким был он — первый из восьми веков таллиннской истории и что оставил в наследство нынешнему городу и горожанам? Цифра тринадцать ...

Читать дальше...

Титульный лист номера "Revalsche Post-Zeitung" («Ревельская почтовая газета») от 26 июня 1702 года.

Юбилей таллиннской печати: 330 лет Revalische Post-Zeitung

У таллиннской периодики — солидный, красивый и достойный юбилей: ровно триста тридцать лет назад в Ревеле начал выходить первый информационный ...

Читать дальше...

Здание Дома Искусств на площади Вабадузе - место проведения книжной выставки в 1939 году.

«Они представляют особую цивилизацию»: детские книги СССР в довоенном Таллинне

С новинками советского книгоиздания для юных читателей таллиннцы смогли познакомиться еще до того как Эстонская Республика оказалась присоединенной к Советскому ...

Читать дальше...

Вышгород (Тоомпеа) в Ревеле (Таллине), гравюра Вильгельма Зигфрида Ставенхагена, 1867 год

Коварство Озерного Старейшины Улемитсе, известного также, как Ярвевана.

В марте 2018 года, мы уже познакомили вас с оригинальной идеей фабрики «Калев», рассказать на внутренней стороне коробки с конфетами, ...

Читать дальше...

Вышгород (Тоомпеа) в Ревеле (Таллине), гравюра Вильгельма Зигфрида Ставенхагена, 1867 год

Легенда о купце Адальберте Ренненкампфе

Жил в Ревеле купец по имени Адальберт Ренненкампф. Отправил он однажды двух своих сыновей по Перновскому тракту, в другой город ...

Читать дальше...

Ревельское морское сражение 2 (13) мая 1790 года. Картина А. Боголюбова.

В тени последующих триумфов: Ревельское морское сражение

Легендарному Ревельскому морскому сражению исполняется на днях ровно двести двадцать девять лет. Морских баталий акватория нынешней Таллиннской бухты и ее ближайшие ...

Читать дальше...

Орден организовал экскурсию по Старому Таллину

27 апреля, в субботу, состоялась тематическая экскурсия «Таллинские флюгера и кованные изделия» организованная Brüder der Ritterschaft Christi von Livland. Экскурсовод ...

Читать дальше...

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.

Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
С Вышгорода в Нижний город можно спуститься несколькими путями: по ступенькам Паткулевской лестницы, по улице Тоомпеа, лежащей между Харьюмяги и Линдамяги, но, пожалуй, лучше воспользоваться улицей Пикк-Ялг (Длинная нога). До XVII века она была единственной дорогой, связывающей Вышгород и Нижний город. Вступив на эту улицу, вы почувствуете себя как в глубоком рву: с двух сторон ее обрамляют высокие стены из известняковых плит. Этими стенами в середине XV века непокорный Нижний город отгородился от властолюбивого Вышгорода. В настоящее время по Пикк-Ялг разрешается только пешеходиое движение, но для тех, кто в прошлые столетия имел право въезжать сюда на телегах или в экипажах, дорога не была легкой. Подниматься круто вверх трудно было лошадям, а когда они неслись вниз по улице, приходилось проявлять свое искусство кучеру. В путевых заметках английской писательницы Элизабет Ригой, находившейся в Таллине в 1838—1841 годах, говорится: «Чтобы предотвратить столкновение экипажей, кучера громкими криками извещали о своем приближении. Сторож, стоящий в воротах, тоже должен был кричать во весь голос, чтобы въезжающие на Пикк-Ялг успели вовремя посторониться».
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!