А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Следует знать…
В 1940 году, после вхождения Эстонии в Советский Союз, Нымме был присоединен к Таллинну на правах района. Разговоры о восстановлении статуса города велись в начале 80-х годов, но то время жители побоялись лишиться снабжения, полагающегося столице союзной республики. Сегодня представить себе Таллинн без Нымме уже невозможно. Как и Нымме – без Таллинна.
Говорят так:
В старые времена для привлечения в Таллинн больше купцов, отцы города решили построить самую высокую в мире церковь. Но где найти мастера, который взялся бы за столь непростое дело? И тут неизвестно откуда появился незнакомец высокого роста, который пообещал построить такую церковь. Все бы ничего, но запросил он за свою работу столько золота, сколько во всем Таллинне не сыскать... Тогда таинственный мастер предложил следующее: он согласился построить церковь бесплатно, но только при одном условии - если горожане угадают его имя. Незнакомец строил быстро и ни с кем не разговаривал. Когда же строительство стало подходить к концу, отцы города не на шутку всполошились и решили послать шпиона, чтобы тот выведал имя незнакомца. Шпион быстро нашел дом строителя, дождался вечера и, подкравшись к окну, услышал, как мать напевала, баюкая ребенка: «Спи, мой малыш, засыпай. Скоро Олев вернется домой, с полной золота сумой». Так таллиннцы узнали имя загадочного незнакомца. И когда строитель стоял на самой верхушке церковного шпиля и устанавливал крест, кто-то из горожан окликнул его: «Олев, слышишь, Олев, а крест-то у тебя покосился!» Услышав свое имя, Олев от неожиданности потерял равновесие, рухнул с высоты наземь и разбился насмерть. И тут горожане увидели, как у него изо рта выпрыгнула лягушка, а вслед за ней выползла змея... Выходит, не обошлось здесь без помощи темных сил. Но церковь все же назвали в честь ее таинственного строителя.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1318 posts
    • 0 comments
    • 37 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 236 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

У Эстонского художественного музея – славный и солидный юбилей: в минувшее воскресенье ему исполнилось ровно сто лет.

От какого именно события – от решения взять под охрану кадриоргский домик Петра или же от проведения первой выставки предметов из собрания аптекаря Бурхардта – стоит отсчитывать историю музейного дела в Таллинне – вопрос открытый. Не многим проще и с началом коллекционирования произведений искусства: художественный отдел имелся у основанного в 1864 году Эстляндского провинциального музея, частные же собрания появились и того раньше.

Но если говорить о музее, специализирующимся непосредственно на собрании, изучении и экспонировании работ именно эстонских графиков, живописцев и скульпторов, никаких разночтений в хронологии быть не может.

17 ноября 1919 года – именно эту дату Эстонский художественный музей вот уже сто лет как считает днем своего рождения, стараясь отмечать ее всякий раз с подобающим размахом. Особенно – в нынешний, юбилейный год.

Общенародное дело

Перевозка экспонатов будущего Художественного музея в Екатерининский дворец Кадриорга. Зима 1921 года.

Перевозка экспонатов будущего Художественного музея в Екатерининский дворец Кадриорга. Зима 1921 года.

Мысль о необходимости создания музея эстонского искусства впервые была сформулирована еще до Первой мировой войны: художник Антс Лайкмаа высказывал ее уже в 1907 году.

Те же идеи были озвучены и двумя года позже – в Тарту, при создании нынешнего Музея эстонского народа – да так и остались разговорами: этнография была пока актуальнее искусствоведения.

От слов к делам перешли еще через два года – на этот раз, в Таллинне. Именно здесь, осенью 1911-го, была учреждена комиссия по созданию музея, специализацией которого стало бы эстонское искусство.

Речь поначалу шла о филиале тартуского музея – таллиннском отделении Музея эстонского народа: явочным порядком, не оформленный еще юридически, он начал сбор будущей коллекции в самый разгар Первой мировой.

Оформить все необходимые бумаги удалось только весной 1918 года, когда Таллинн был занят войсками кайзеровской Германии – по иронии судьбы, первым проведенным мероприятием музея стал праздник, посвященный их выводу из Эстонии.

Произошло это, понятное дело, уже осенью того же года – в разгар следующей войны: той самой, которая в последующей историографии получит имя Освободительной и станет для новорожденного государства экзаменом на само право существования.

За несколько месяцев до того, как он был успешно сдан, а результат был закреплен текстом Тартуского мирного договора, таллиннский Эстонский музей выделился в самостоятельную структуру, никак не связанную с Тарту.

Соответствующее решение было принято в начале октября – а 17 ноября все того же 1919 года состоялось учредительное собрание вновь созданного музея и выборы правления его попечительского общества.

Интерес к начинаю в обществе имелся: меньше чем за год число членов-попечителей выросло с двадцати трех до почти сотни. Причем представлены среди них были едва ли не все слои населения.

Судя по спискам 1920 года, среди попечителей, наряду с художниками и актерами, встречались почтовые служащие, преподаватели, предприниматели, и даже – летчик, портной и кузнец.

Основной акцент
В ту пору, когда идея создания в Таллинне эстонского художественного музея только витала в воздухе, расположить его предлагали в историческом здании ратуши – благо, городские власти готовились ее покинуть.

Алтарь церкви Пюхавайму и другие экспонаты в Белом зале дворца. Первая половина двадцатых годов.

Алтарь церкви Пюхавайму и другие экспонаты в Белом зале дворца. Первая половина двадцатых годов.

Грянувшая Мировая война, а за ней – и революция – поставили крест на планах строительства нового здания муниципалитета на теперешней площади Виру – так что проблема музейных помещений требовала разрешения Существующую на момент официальной регистрации музея часть коллекции – порядка трехсот с лишним единиц хранения – приютили подсобные помещения театра «Эстония». Всем было ясно, что компромисс этот – временный.

Еще в августе 1919 года художник Кристиан Рауд обратился к Министерству образования с просьбой передать будущему музею здание Екатерининского двора в Кадриорге – прежнюю летнюю резиденцию эстляндского губернатора.

Сославшись на то, что после хозяйничанья во дворце совета рабочих и солдатских депутатов помещениям необходим ремонт, в просьбе было отказано. Вместо этого музею было предложено былое здание Эстляндского рыцарства в Верхнем городе.

Ремонт затянулся на два года: только в начале 1921-го с Тоомпеа в Кадриорг двинулся груженые экспонатами подводы. Присоединилась к ним и ломовые сани, ползущие от служебных дверей театра «Эстония»: музей переезжал в долгожданные помещения.

В вестибюле дворца было решено разместить средневековые церковные алтари и резные гербы-эпитафии. В комнатах второго этажа – старинную мебель и посуду. Нашлось место и для этнографического раздела – а также для художественного.

И хотя тогдашняя пресса приветствовала открытие в столице собственного «универсального музея» — ничем не хуже тартуского! – специалистам становилось очевидно: время подобных учреждений неумолимо уходит в прошлое.

Именно потому в 1925 году было принято принципиальное решение: основной упор в формировании коллекции музея надо делать не на этнографию и не на историю – а на изобразительное искусство, созданное эстонскими авторами.

Еще через четыре годы Таллиннский эстонский музей был официально переименован в Эстонский художественный музей. Это название он носит и по сей день – добрых девять десятилетий.

Пора скитаний
Первый кадриоргский период в биографии Художественного музея оказался не слишком продолжительным: всего через семь лет после новоселья Екатерининский дворец пришлось покинуть.

Все началось с того, что в 1929 году Эстонию посетил монарх Швеции. Разместить короля решили в былой царской «даче». После королевского визита в ней решили сделать резиденцию главы ЭР.

В итоге музейным коллекциям пришлось срочно искать новые помещения. Таковым оказалась… семикомнатная квартира над рестораном «Линден» в доходном доме на углу Нарвского шоссе и площади Виру.

Сам ресторан был популярен в кругах творческой интеллигенции, но решающим фактором, конечно оказалась не его популярность – а подходящая арендная плата и расположение на бойком месте в самом центре города.

Правда, пространства для выставления всех экспонатов было в полученных помещениях недостаточно: разместить здесь удалось, по сути, этнографическую часть коллекции – необходимость в собственном здании никуда не исчезла.

Построить его предлагали то в парке Фальги, то на окраине Полицейского сада, даже на площади Вабадусе или на Тоомпеа – превратив склон вышгородского холма со стороны бульвара Тоомпуйэстеэ в каскад ведущих к музею парадных лестниц. В конце концов решили, что самое подходящее место для сокровищницы национального искусства – бывший летний парк Канутской гильдии между бульваром Мерепуйстеэ и улицей Айа – и решили провести архитектурный конкурс проектов.

Возвести здание Художественного музея планировали к двадцатилетию независимости. Позже сроки передвинули на ее двадцать пятую годовщину – но в 1943 году Таллинн был оккупирован нацистской Германией, которой было не до эстонского искусства…

Еще через год, во время мартовской бомбардировки, сгорело и здание на углу Нарвского шоссе и площади Виру – вместе с выставленными в нем экспонатами. По счастью, самые ценные из них были к тому времени эвакуированы за пределы города.

В послевоенном городе мечтать о строительстве нового музейного здания не приходилось. Поначалу под его экспозиции хотели передать бывший банк Карла Шеэля на площади Вана-Тург – но в последний момент почему-то изменили планы. 27 апреля 1946 года совет министров Эстонской ССР принял решение передать в пользование Художественного музея дворец в Кадриорге. В середине июня здесь открылась ретроспективная выставка работ Кристьяна Рауда.

Сложно сказать, почему первоначально помещения были предоставлены музейщикам лишь временно. Но тут, по счастью, сработал неписанный принцип, согласно которому нет ничего более постоянного, чем временное.

С тех полотна и скульптуры не покидали Кадриорга. За исключением, правда, краткого периода реставрации здания, когда экспозиция временно переехала в дом Эстляндского рыцарства на Вышгороде.

* * *

Сто лет тому назад Эстонский художественный музей не имел ни нынешнего имени, ни собственных помещений, ни четкой концепции.

Спустя век можно констатировать: он превратился не просто в ведущий академическо-выставочный центр, раскинувшийся в полудюжине зданий-филиалов по всему Таллинну – но и, безусловный, «музейный бренд» столицы.

Куда бы не привели посетителей их интересы, предпочтения и вкусы – под барочные плафоны Екатерининского дворца, готические своды Нигулисте или в ультрасовременные интерьеры KuMu – разочарованы они не будут.

Постоянные и временные экспозиции Художественного музея неизменно дарят радость соприкосновения с миром прекрасного. И, хочется верить, будут продолжать дарить ее и потомкам современных таллиннцев еще много-много столетий впредь.

Автор благодарит директора Кадриоргского художественного музея Александру Мурре за помощь в написании материала.

Йосеф Кац 

«Столица»

 











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.







Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Главный фасад исторического здания таллиннского Балтийского вокзала, сданного в эксплуатацию ровно полтора века тому назад.

«Прекрасно обставленный»: полтора века Балтийского вокзала

Балтийский вокзал – главные железнодорожные ворота Таллинна – распахнул свои двери перед горожанами и гостями города полтора века тому назад: ...

Читать дальше...

Главное здание больницы Общества общественного призрения с характерными вентиляционными трубами. Рисунок, выполненный по памяти в середине ХХ века.

От богаделен и госпиталей до больничных комплексов

Специальные здания для ухода за больными и их лечения предки нынешних таллиннцев начали строить еще до того, как поселение у ...

Читать дальше...

Северный, обращенный к Старому городу фасад театра и концертного зала «Эстония» в 1913 году: на первый взгляд – похоже, но приглядевшись, можно найти массу отличий.

Театр «Эстония»: метаморфозы фасада

За более чем вековую историю существования здания театра и концертного зала «Эстония» его северный, обращенный к Старому городу, фасад менял ...

Читать дальше...

Вход в здание Большой гильдии, стилизованный под сени сказочного терема 
в дни проведения Первой русской выставки Эстонии.

Смотр достижений нацменьшинства: Первая русская выставка

Первая русская выставка Эстонии, прошедшая в Таллинне весной 1931 года, привлекла всеобщее внимание и стала существенной вехой на пути межкультурного ...

Читать дальше...

Нынешний детский сад «Лотте» в Кадриорге – помещения ситцевой мануфактуры Х. Фрезе.

Восемь столетий Таллинна: век XVIII, просвещенный

Грань между Средними веками и Новым временем во многом условная – однако не будет ошибкой считать, что Таллинн по-настоящему переступил ...

Читать дальше...

Портреты космонавтов на фасаде таллиннского кафе «Москва».
Фото первой половины шестидесятых годов.

Таллинн, апрель 1961-го: космос становится ближе

Никогда до того – да, пожалуй, и никогда после, вплоть до дня сегодняшнего – космические дали не были так близки ...

Читать дальше...

Отправляясь в Африку или Америку, ты можешь оставаться в Европейском Союзе!

Вот несколько малоизвестных географических фактов, которые несомненно повышают значимость жителей Европейского Союза, а значит и жителей Эстонии. Территория Европейского Союза имеет ...

Читать дальше...

Новая кадриоргская оранжерея в представлении ее архитекторов.

Лето круглый год: в Кадриорг вернется оранжерея

Начать восстановление оранжереи, некогда бывшей неотъемлемой частью садово-паркового ансамбля в Кадриорге, городские власти планируют еще до конца нынешнего года. К числу ...

Читать дальше...

Увенчанный золоченой короной крендель еще лет двадцать тому назад был неотъемлемым элементом уличного пейзажа Старого Таллинна.

Башни, правители, кренделя: короны города Таллинна

Отыскать главный символ королевского статуса – корону – в городской среде столицы современной Эстонской Республики не составит для знатока большого ...

Читать дальше...

Сальме Тоомвяли в кабине паровоза.
Фото из газеты Rahva Hääl, март 1941 года.

Муза железных дорог: первая женщина-машинист Сальме Тоомвяли

Сальме Тоомвяли – первая в истории железных дорог Эстонии женщина-машинист – заняла свой рабочий пост в кабине паровоза ровно восемьдесят ...

Читать дальше...

Таким представлялся вид сверху на новый корпус нынешнего Городского театра
во дворах девятого квартала архитектору Калле Рыымусу в 1987 году.

От «Интернационального клуба» до «Сцены в преисподней»

Двор здания Таллиннского городского театра стоит на пороге больших перемен, ожидание которых оказалось растянутым чуть ли не на три с ...

Читать дальше...

Первые семь КТ-4 в ожидании «воздушного путешествия»
с железнодорожной платформы на трамвайные пути. Февраль 1981 года.

Чехословацкие «аквариумы» для трамвая Таллинна

Сорок лет тому назад на таллиннские улицы впервые вышли трамваи чехословацкой сборки «КТ-4», обслуживающие жителей и гостей столицы и по ...

Читать дальше...

Что и почему нужно знать о тайном пакте Бермонта-Гольца

Сто лет назад, 21 сентября 1919 года, генерал германской армии Рюдигер фон дер Гольц и командир Западной добровольческой армии самопровозглашенный ...

Читать дальше...

Часовня СЗА на кладбище в Копли 25 октября 1936 года.

Возвращение памяти: часовня СЗА в Копли

Одна из достопримечательностей Пыхья-Таллинна и памятник русскому прошлому столицы, утраченный в послевоенные годы, начинает свое возвращение к таллиннцам. До начала нынешнего ...

Читать дальше...

Таллин

О НАЗВАНИИ СТОЛИЦЫ ЭСТОНСКОЙ ССР

7 декабря 1988 г. на сессии Верховного Совета Эстонской ССР единогласно принята поправка к русскому тексту Конституции (Основного закона) Эстонской ...

Читать дальше...

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.




Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
Рождение озера Юлемисте: На берегу озера Юлемисте стоит и в наши дни господский дом поместья Мыйгу. Рассказывают, будто в стародавние времена на месте Юлемисте было помещичье поле, и что мол под водой до сих пор отчетливо видны каменные ограды, межевые камни. Дно озера хорошо просматривается, так как глубина его невелика.
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!