А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Следует знать…
В настоящее время по Пикк-Ялг разрешается только пешеходиое движение, но для тех, кто в прошлые столетия имел право въезжать сюда на телегах или в экипажах, дорога не была легкой. Подниматься круто вверх трудно было лошадям, а когда они неслись вниз по улице, приходилось проявлять свое искусство кучеру. В путевых заметках английской писательницы Элизабет Ригой, находившейся в Таллине в 1838—1841 годах, говорится: «Чтобы предотвратить столкновение экипажей, кучера громкими криками извещали о своем приближении. Сторож, стоящий в воротах, тоже должен был кричать во весь голос, чтобы въезжающие на Пикк-Ялг успели вовремя посторониться».
Хроники Таллина
Говорят так:
Лев и орел - "царственные животное и птица" олицетворяют силу и мощь государства. Поэтому именно они в различных вариантах наиболее часто встречаются в гербах различных государств еще со времен средневековья. Не может не возникнуть вопроса, почему животных на Эстляндском гербе, называют леопардами, ведь они гораздо в большей степени похожи на львов? Да и в описаниях в одних случаях их представляют как львов, а в других - как леопардов. Нет, то не небрежность авторов и тем более не ошибка. В геральдике, в дисциплине о гербах, или даже "науке о гербах", все это четко обусловлено. Название животного зависит от его положения. Льва, стоящего на задних лапах, именуют львом. Изображают его на щите в профиль с высунутым языком и обращенным к спине концом хвоста. Лев, изображенный в щите идущим, с прямо повернутой головою, называется леопардом. Если же лев изображен в гербе идущим, но в профиль, то в соответствии с правилами геральдики перед нами леопардовый лев или лев-леопард.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1332 posts
    • 0 comments
    • 37 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 237 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

Импозантная постройка на вышгородской площади Кирику, не раз сменившая за последние сто лет владельца, в обозримом будущем может пройти «курс омоложения» и попробовать себя в новой роли.

Речь идет о здании, стоящем аккурат напротив алтарной части Домской церкви, – бывшем Художественном музее, главной библиотеке ЭССР, министерстве внутренних дел довоенной ЭР…

Выстроено же изначально оно было как дом Эстляндского рыцарства – дворянского собрания северной части современной Эстонии, завершившего свое существование ровно сто лет тому назад.

С адреса на адрес

Дом Эстляндского рыцарства вскоре после своего возведения. Раскрашенная литография середины XIX века.

Дом Эстляндского рыцарства вскоре после своего возведения. Раскрашенная литография середины XIX века.

Последнюю дату в истории Эстляндского рыцарства назвать не сложно: 1920 год, когда молодая Эстонская Республика упразднила его наряду с прочими сословными организациями.

С определением начальной даты сложнее: версий существует несколько – от дарования первых привилегий местным дворянам в 1252 году до утверждения официального списка дворянских родов в 1745-м.

Выделяют исследователи и еще одну дату – июнь 1561 года, когда потомки средневековых крестоносцев присягнули на верность шведскому монарху Эрику XIV не каждый персонально, а как единое целое.

Где именно происходила присяга – вопрос открытый: если какое-то собственное помещение, предназначенное для проведения торжественных мероприятий, у эстляндских дворян и имелось, то сведения о нем утрачены.

Что касается помещений, если так можно выразиться, «рабочих» – тут ситуация несколько проще: известно, что под свои съезды-ландтаги дворянство в XVI столетии арендовало трапезную Доминиканского монастыря на нынешней улице Вене.

В ходе разгрома монастырского комплекса протестантами-иконоборцами помещение трапезной, судя по всему, пострадало не сильно. Но соседство с выгоревшими стенами прежней монашеской церкви престижности месту, вероятно, отнюдь не прибавляло.

Да и антагонизм между Верхним и Нижним городом, надо полагать, усилился: доминиканцам, слугам господним, дворяне платить за аренду помещений были согласны, а вот магистрату, в чье владение перешла постройка, – не соглашались.

Так или иначе, но не позднее середины XVII века представители самых родовитых семей Эстляндии приобрели себе в коллективное владение недвижимость, ограниченную теперешними улицами Кохту, Тоом-Рюйтли и площадью Кирику.

С какой именно целью была заключена сделка – остается только предполагать: по косвенным свидетельствам дом дворянского собрания до самого пожара на Тоомпеа в 1684 году располагался не там, а по современному адресу Рахукохту, 3.

Отстраиваться после катастрофы решили в камне. Тут-то, вероятно, приобретенный три десятилетия тому назад земельный участок пришелся очень кстати – практически в самом центре этого района города.

Только вот главным фасадом своим, равно как и парадным подъездом, постройка выходила почему-то не на площадь, что кажется вполне естественным и ожидаемым, а на «боковую» улицу Кохту.

Такое планировочное решение, впрочем, становится понятным, если учесть, что до семидесятых годов XVIII века территорию вокруг Домского собора занимало приходское кладбище.

Царской волей
Точная дата сооружения «второго» дома рыцарства неизвестна: историки и искусствоведы датируют постройку рубежом XVII–XVIII столетий.

В одном сомневаться не приходится: выстроена она была в эпоху барокко и несла на себе явный отпечаток северной разновидности этого стиля: ломаную мансардную крышу, расчерченный пилястрами фасад, двухмаршевое крыльцо при входе.

За исключением последнего элемента – и двери, к которому он некогда и вел – здание неплохо сохранилось. Убедиться в этом несложно: изрядно обшарпанный фасад дома напротив Академии наук на улице Кохту изначальное благородство пропорций сберег.

При всех своих внешних достоинствах имел он и очевидный недостаток: тесноту внутренних помещений. Да и архитектурные вкусы не стояли на месте: со временем барокко вышло из моды, уступив место более «современным» художественным стилям.

Строительством нового представительского здания Эстляндское рыцарство озаботилось в начале сороковых годов XIX века: благо, приобретенный им без малого два столетия тому назад земельный участок так и оставался до конца не застроенным.

Правда, на западной оконечности его успел вырасти небольшой деревянный домишко – жилье кистера Домской церкви. Но снос его, конечно же, был исключительно делом времени – и весной 1845 года в самом сердце Верхнего города закипела работа.

По нраву она пришлась далеко не всем: глава Ревельской инженерной команды, обнаружив в середине марта свежевыкопанный фундамент, пришел к выводу, что он явно заходит за границы существующей на данный момент линии застройки.

Заплатить штраф дворяне были согласны, да только военное начальство этим не ограничилось: уменьшение территории площади вокруг собора могло помешать перемещениям войск в случае осады вышгородской крепости врагом.

Мириться с такой явной угрозой безопасности военные намерены не были. Сколько рыцарство ни заверяло, что речь идет не о возведении нового здания, а лишь о пристройке к существующему, стройку постановили заморозить.

Потребовался целый год – и, по легендам, вмешательство самого императора Николая I, чтобы на площадку вновь вернулись строители. Трудиться им предстояло долго: в эксплуатацию, что называется, объект был сдан лишь в 1849-м.

Не только, пожалуй, да и не столько объем строительных работ – по факту, не такой уж и масштабный – послужил тому причиной. В сооружение представительского здания неожиданно вмешался новый фактор – эстетический.

Вкусы и амбиции
Проект нового дома дворянского собрания был заказан у Христофа Августа Габлера – зодчего молодого, едва перешагнувшего порог двадцати пяти лет, но уже состоявшего в должности губернского архитектора Эстляндии.

Спроектированные им в Старом городе многочисленные фасады несут на себе печать классицизма – стиля для середины позапрошлого столетия стремительно устаревающего. Верность ему воспринималась уже откровенным анахронизмом.

Изобретать что-то принципиально новое при выполнении первой в своей творческой биографии работы Габлер не стал: спроектированная им постройка больше всего напоминала добротный усадебный дом периода Наполеоновских войн.

Четырехскатная черепичная крыша, четыре же колонны, на которые опирался балкон второго этажа, штукатурка с имитацией грубого руста из «дикого камня» по цоколю – все это было знакомо эстляндским дворянам по своим родовым гнездам сызмальства.

Все это присутствовало на первоначальном проекте дома рыцарского собрания. И даже начало воплощаться в жизнь, пока в 1847 году не было решено привлечь к делу другого архитектора – выпускника Петербургской академии Георга Винтерхальтера.

От замысла своего предшественника он оставил общий объем постройки и количество этажей. Пощадил, Винтерхальтер, впрочем, и концепцию балкона как основного акцента главного фасада, но изменил общий облик здания целиком и полностью.

Даже намека на «казенный», как все чаще называли его современники, классицизм в новом проекте больше не было. Детали и приемы, позаимствованные из арсенала ренессансной архитектуры, вытеснили его без всякого следа.

Само по себе обращение к давно успевшим стать историей историческим стилям для искусства середины XIX века чем-то необычным не являлось. Значительно интереснее выбор Винтерхальтером именно ренессанса.

Эстляндские дворяне к тому времени не просто осознавали себя потомками средневековых рыцарей – гордились этим родством. Казалось бы, естественно было им обратиться к зодчеству эпохи готики.

Почему Винтерхальтер предпочел ей ренессанс, а главное, почему его предпочтение пришлось по душе заказчикам строительства – каких-либо письменных свидетельств, к сожалению, не обнаружено.

Но ход мысли можно попробовать реконструировать, исходя из полученного результата: больше всего спроектированный им дом рыцарства похож на флорентийское палаццо.

Флоренция эпохи Возрождения была, формально, республикой – но республикой особой, аристократической, управляемой представителями одних и тех же родов столетие за столетием.

Не исключено, что подобная модель «сословной демократии» была вполне созвучна политическим идеалам остзейских дворян, и потому проект Винтерхальтера пришелся вполне по вкусу.

Более того, когда лет двадцать спустя собственным новым домом рыцарского собрания озаботились в Риге, то и там барочную постройку сменило здание в стиле ренессанса…

***

Пользоваться вновь выстроенным домом эстляндскому рыцарству довелось менее столетия: в 1920 году власти Эстонской Республики передали его для нужд Министерства иностранных дел.

После Второй мировой войны в бывшие министерские кулуары въехали библиотекари: до 1993 года здесь располагались залы Государственной, позже – Национальной библиотеки, носившей имя Ф.Р. Крейцвальда.

Вслед за ней здание лет восемь использовалось в качестве временных выставочных залов Художественного музея, потом было передано на баланс Художественной академии и как-то незаметно перешло в категорию пустующих.

Одно время ходили разговоры о размещении в исторической постройке экспозиции музея, который рассказывал бы о культуре и искусстве остзейских немцев, но музей такой создан так и не был, а потому хорошая идея оказалась позабыта.

В прошлом месяце министр государственного управления Яак Ааб предложил для здания новое использование: после комплексной научной реставрации оно могло бы быть приспособлено для проведения государственных приемов и церемоний.

Что ж, если во все остальное время имеющие несомненную художественную ценность интерьеры бывшего дома дворянского собрания будут доступны для посещения ценителями таллиннской старины, этот вариант, пожалуй, можно только приветствовать.

Йосеф Кац
«Столица»











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.







Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд

Новый роман-сказка, Подземная Башня. Увидит ли свет?

Прошу вас поддержать мой проект - издание книги «Подземная Башня». Книга «Подземная Башня» интересна уже тем, что до сих пор ...

Читать дальше...

Петровское реальное училище, ныне – Таллиннская реальная школа: первое в городе здание, построенное специально для нужд учебного заведения.

«Дома учения» и «храмы знаний»: эволюция таллиннских школ

Понятие «школа» неизменно присутствует в сознании жителей Таллинна последние столетий семь минимум. При этом облик самих школьных зданий изменялся в ...

Читать дальше...

Игорь Коробов: людей интересует прошлое, и часто больше, чем настоящее

«Если бы государственные чиновники работали так же самоотверженно, как работают подвижники на поприще энциклопедического дела, мы были бы процветающей Швейцарией», ...

Читать дальше...

Начало прорыва в Кронштадт: крейсер «Киров» покидает горящий Таллинн. 
Рисунок Якова Ромаса, в 1941-43 годах художника эскадры Балтийского флота.

Таллиннский переход-1941: фарватером мужества и бессмертия

Восемьдесят лет исполняется событию одновременно трагическому и героическому: легендарному переходу кораблей и судов Балтийского флота из Таллинна в Кронштадт. «Для меня ...

Читать дальше...

Митинг на площади Вабадузе 20 августа 1991 года - за считанные часы до восстановления государственной независимости.

Таллинн, август 1991-го: точки на карте столицы

Знаковые для новейшей истории Эстонской Республики места столицы – очевидные и менее известные. Общая историческая канва событий, кульминационным этапом которых стало ...

Читать дальше...

Вид на шпиль церкви Олевисте со строительными лесами во время проведения послепожарных реставрационных работ. Август-ноябрь 1931 года.

Противогазы, насосы и фальшивые реликвии: как шпиль Олевисте от гибели спасали

Девяносто лет тому назад одна из вертикальных доминант силуэта столицы и общепризнанная визитная карточка Старого Таллинна чудом оказалась спасена от ...

Читать дальше...

Автомобильные аварии в Советской Эстонии

Не так давно, попалась коллекция фотоснимков автомобильных катастроф. Фотографии офицера советской милиции, Анатолия Калиничева. За фиксацию истории, ему большая благодарность. ...

Читать дальше...

История таллинского герба

В червлёном щите серебряный крест.  Малый герб происходит от флага Дании, так как датский король Вальдемар II был правителем Эстляндии. В ...

Читать дальше...

Археологическая удача: на бывшем чумном кладбище в центре Таллинна найдены десять скелетов

Замена труб в центре Таллинна дала археологам возможность провести раскопки и исследовать место, где когда-то располагалось чумное кладбище, пишет Eesti ...

Читать дальше...

Летний буфет на горке у Морских ворот, открывшийся в 1886 году и окончательно сгоревший накануне Первой мировой войны.

От бастиона до парка: преображения горки Раннамяги

Скорое трехсотсорокалетие горка Раннамяги встретит через три года изрядно помолодевшей: управа Кесклиннаской части города приступила к долгожданной реставрации памятника архитектуры. На ...

Читать дальше...

Более 60 последних лет фоном памятнику жертвам расстрела на Новом рынке служит не театр «Эстония», а сосны кладбища Рахумяэ.

«Колесо свободы» с площади Нового рынка

Девяносто лет тому назад в центре Таллинна был открыт один из самых необычных памятников столицы – как по своему облику, ...

Читать дальше...

Восемьдесят с лишним лет тому назад перед входом в нынешний Детский музей Мийамилла плескались
посетители бассейна-лягушатника.

Парк, стадион и музей: детские адреса Таллинна

В городском пространстве столицы современной Эстонии присутствует с полдюжины объектов, имеющих к отмечаемому 1 июня Международному детскому дню самое непосредственное ...

Читать дальше...

Ревельский рейд в начале XIX столетия и вице-адмирал Горацио Нельсон. Современный коллаж.

«Все принимали меня за Суворова»: ревельский визит адмирала Нельсона

Двести двадцать лет тому назад нынешнюю столицу Эстонии с не вполне официальным и не слишком дружественным визитом посетил вице-адмирал Горацио ...

Читать дальше...

Капелла на Римско-католическом кладбище Таллинна накануне сноса в 1955 году.

Забытый уголок: капелла Багриновских и прошлое парка Пооламяги

Археологические раскопки на территории нынешнего парка Пооламяги – исторического Римско-католического кладбища – помогут определить будущий облик этого забытого уголка Таллинна. Топоним ...

Читать дальше...

Главный фасад исторического здания таллиннского Балтийского вокзала, сданного в эксплуатацию ровно полтора века тому назад.

«Прекрасно обставленный»: полтора века Балтийского вокзала

Балтийский вокзал – главные железнодорожные ворота Таллинна – распахнул свои двери перед горожанами и гостями города полтора века тому назад: ...

Читать дальше...

Городская стена — самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.




Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
Камень Линды: Бедная вдова долгие месяцы оплакивала своего любимого мужа Калева, давая волю жалобам и горьким слезам. И стала она приносить на его могилу каменные глыбы, дабы воздвигнуть Калеву достойный памятник и сохранить память о нем для потомков. В Таллинне и поныне можно видеть это надгробие Калева - холм Тоомпеа. Под ним спит вечным сном король древних эстов, с одной стороны холма шумят морские волны, с другой - шелестят родные леса.
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!