Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды! |
От первых профессиональных объединений до среднего учебного заведения и централизованного… водопровода: всем этим обогатил таллиннцев второй век биографии города.
Таллиннец начала третьего тысячелетия, сверхъестественным образом оказавшись туристом в Ревеле XIV столетия, едва узнал бы родной город – если только не оказался бы профессиональным историком.
Тем сильнее было бы его удивление, если бы он обнаружил, что вполне привычные для нас элементы общественной организации, системы просвещения и даже коммунального хозяйства были тогдашним горожанам уже знакомы.
Пускай пока еще только и в зачаточном, далеком от совершенства, состоянии, но вполне распознаваемые в своих общих чертах, в той или иной степени сохранившихся на протяжении последующих столетий и доживших до наших дней.
Школьная премудрость

Остатки сводов средневекового ревельского водопровода были различимы на улице Веэренни еще сто с небольшим лет тому назад.
Сама традиция отмечать дни рождения – свои или своих близких – была средневековому европейцу чужда и непривычна в принципе, а уж годовщины основания населенных пунктов – тем более.
Столетие начала собственной городской истории Таллинна отметила за тогдашних горожан сама история, преподнеся ему на юбилей подарок, значимость которого переоценить трудно.
В роли дарителя выступил верховный сюзерен – правитель северной Эстонии, датский король Эрик VI Менвед – политик не слишком удачливый, стремившийся вернуть Дании былое величие, но добившийся малого.
В историю своей страны он вошел, преимущественно, попытками подчинить своему влиянию все южное побережье Балтики. В биографию Таллинна – дарованием документа с говорящим названием: школьной привилегии.
Косвенные указания на то, что как минимум чтению Священного писания и пению псалмов в Ревеле учили и до этого, отыскать в исторических источниках возможно. Правда, чисто теоретически: исходя из факта наличия в городе монастырей.
1319 год важен в первую очередь тем, что отныне королевской волей основывалось учебное заведение, открытое не только для будущих монахов, но и для тех, кто посвящать себя монашеской аскезе не планировал: детей местных бюргеров.
Более того, получение школьного образования становилось отныне фактически обязательным: родителям, которые не желали отправлять своих отпрысков в школу, надлежало заплатить штраф в десять марок – сумму весьма внушительную.
Конечно, первая таллиннская школа действовала при Домской церкви. Конечно, готовила она в первую очередь будущих священников. Конечно же, число ее учеников составляло по сравнению с городским населением каплю в море.
Однако несмотря на все эти оговорки Домская школа, как стали ее называть впоследствии, неоднократно меняя программу и язык обучения, принцип подбора учеников и их национальность, просуществовала более шести веков.
Более того, закрывшаяся в связи с репатриацией из Эстонии немецкого населения в 1939 году, она буквально несколько лет тому назад возродилась вновь – в качестве современного среднего учебного заведения.
Правда, вернуться в исторические помещения в Верхнем городе возрожденной Домской школе пока целиком и полностью не удалось. Но, думается, по большому счету это только вопрос времени.
Город мастеров
Овладеть школярской премудростью в полном объеме или же ограничиться только умением читать, писать да считать для средневекового горожанина было делом все-таки сугубо личного выбора.
А вот без чего он не мог числиться полноправным членом городской общины – да и вообще, нормально существовать в кольце крепостных стен – это принадлежность к той или иной профессиональной корпорации.
Средневековый мир был вообще очень коллективистским по своему духу: одиночкам в нем оставалось не жить, а, скорее, выживать. Сельский житель был частью деревенской общины. Городской – купеческой гильдии или ремесленного цеха.
И те, и другие, как принято считать, возникли из языческой в основе своей традиции поминать ушедшего сородича совместной погребальной трапезой. И те, и другие под влиянием христианства трансформировались со временем в религиозные братства.
Из сообщества лиц, заботящихся о посвященном тому или иному святому церковному алтарю, в объединения лиц, занимающихся той или иной профессиональной деятельностью, гильдии в Западной Европе превратились на рубеже XII–XIII столетий.
На территории современной Эстонии – с опозданием на век: такой отрезок времени потребовался на то, чтобы на землях, не знавших до того городской культуры местных народов, возникли центры ремесла и торговли, сравнимые с западноевропейским.
Самой могущественной из гильдий средневекового Ревеля была Большая или Купеческая: самое позднее с середины XIV века она объединяла в своих рядах самых зажиточных горожан, обладавших, вдобавок, всей полнотой политической власти.
В плане старшинства пальма первенства принадлежала ремесленникам: древнейший из сохранившихся уставов был составлен для гильдии святого Канута в 1326 году, второй по возрасту – для гильдии святого Олафа в 1341-м.
То, что первая из них объединяла немецких мастеров, а вторая – ненемецких, в том числе скандинавских и эстонских, факт общеизвестный. Меньше известно то, что помимо нее у «ненемецких» горожан были и другие объединения.
Например, впервые упомянутая около 1350 года изначально религиозная, а позднее – ремесленная гильдия Тела господня, которая включала в себя «ненемецкие» цеха носильщиков пива и ломовых возчиков.
Политическую власть дожившие до того момента ревельские гильдии утратили в 1877 году – с упразднением магистратской власти. Как профессиональные объединения – просуществовали до 1920 года.
Современное общество, в отличие от средневекового, делает ставку на индивидуализм. И тем удивительнее, что самая молодая из таллиннских гильдий возникла ровно… четверть века назад.
Речь идет о Катариненской гильдии – объединении рукодельниц, обосновавшемся с 1995 года в переулке Катарийна кяйк. Что ж, городу мастеров без гильдий – никак. Даже в XXI столетии.
Стройка века
Зажиточному ли коммерсанту, мастеру своего дела, школяру и лицу духовному – кому именно, значения не имеет – без воды, как пелось в шлягере из стародавней кинокомедии, «ни туды и ни сюды».
С проблемой нехватки качественной питьевой воды Таллинн был знаком едва ли не самого момента своего рождения: морская бухта, конечно, под боком, а вот с пресноводными водоемами – значительно хуже.
Казалось бы, на расстоянии часа ходьбы от городских стен плескались воды озера Юлемисте. Более того, от него почти к самым городским окраинам тянулась нитка речки Хярьяпеа – фактически, природный водопровод!
Все было бы хорошо, но едва ли не сразу же река оказалась в пользовании госпиталя святого Иоанна, расположенного там, где сейчас среди стеклянных параллелепипедов столичного Сити ютится крохотная церковь армянской общины.
В случае конфликта попечителей богоугодного заведения с отцами города старейшинам богадельни ничего не мешало опустить шлюз на плотине одной из госпитальных мельниц – и тем самым перекрыть горожанам водоснабжение.
Чтобы исключить такую ситуацию в принципе, во второй трети XIV века ревельский магистрат приступил к реализации масштабного проекта – сооружению водопровода, способного решить проблему снабжения города водой раз и навсегда.
Размах работ завораживает: выложенный плитняком канал протянулся почти на четыре километра. Для того чтобы окрестные жители не загрязняли его, сверху водопровод накрыл сводчатый потолок, выложенный все из того же плитняка.
Без каких-либо насосов или помп – исключительно самотеком, за счет естественного уклона дюны у западного берега Юлемисте – вода текла вплоть до городских стен, направляемая за их чертой в долбленые деревянные трубы.
К трубам были подключены колодцы, расположенные на самых бойких городских перекрестках. Была возможность подключить к водопроводу и частное домовладение – разумеется, за дополнительную немалую плату.
Ревельский водопровод, снабжавший обывателей свежей проточной водой, был выдающимся гидротехническим сооружением своего времени. Слава о нем, надо понимать, гремела по всем землям Ливонии.
Недаром ведь уже в 1417 году магистр Ливонского ордена пригласил ревельского мастера Иоганна Боннигхофа в Ригу и поручил ему наладить систему водоснабжения в тамошнем орденском замке.
Услугами неоднократно обновлявшегося, но с технической стороны остававшегося практически неизменным водопровода, сработанного в Средние века, таллиннцы пользовались до 1865 года.
Остатки долбленых деревянных труб археологи находят на территории Старого города и поныне. А за его пределами пролегает улица Веэренни – Водопроводная: точно по трассе былого канала.
Йосеф Кац
«Столица»
Related posts
- Прощание с русской топонимикой Таллина
- Утраченная жемчужина Ситси: вилла директора мануфактуры
- Ревель в 1920 году.
- Легенды Таллина: ул. Лай 29. Липовое дело.
- Фотографии Таллина ныне и в прошлом: 1900, 1920, 1950, 1959, 1962,1963, 1967, 1986, 2000, 2001.
- Доминиканцы в Таллине
- Дом Рубинштейна на бульваре Эстония: утраченный акцент таллиннского «сити»
- Таллинский порт и гавань, наш шанс
- «Просей мне денег и брось на землю»: охота на ведьм в былом Ревеле
- Легенды Таллина: ул. Лай 29. Влюблённый монах францисканец.
В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.
Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.
Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.
Related posts
- Легенды Таллина: ул. Лай 29. Липовое дело.
- «Зашел в торговый он квартал»
- Человек и его пруд: как садовник Шнелль, ров Ревелю сберег
- Долгий путь в родной город: возвращение Михкеля Зиттова в Таллин
- Хорошо забытое старое: паровик идет до Копли
- По улицам рождественского Ревеля
- «Лучший вид от ворот Систерфордских»
- Таллинн? Исторический анекдот!
- Ревель: лица детского города
- Легенды Таллина: ул. Ратаскаэву 16. Хуго, домовладелец, у которого справлял свадьбу Дьявол.