Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды! |
В том году, то есть ровно 60 лет назад, кардинально изменился облик таллиннского Певческого поля вследствие того, что было построено уникальное сооружение – гигантская сцена, ставшая одним из символов эстонской столицы. Новость о юбилее сооружения была опубликована несколько месяцев назад.
Некоторое время спустя появилось сообщение о том, что также 50 лет назад был создан Институту кибернетики эстонской Академии наук. Одно из первых подобных учреждений в Советском Союзе.
Это были рядовые новости, прошедшие в череде прочих. Хорошо, что вообще вспомнили об этом. Однако нетрудно вообразить, насколько значительны для общественности те события были тогда, полвека назад. И что за ними стоит труд множества людей, для которых делом жизни было то, чем они в тот период занимались – строили сцену, создавали институт.
Два события, давших повод напомнить о них полвека спустя – для одного года в небольшой республике уже немало. Однако невольно подумалось: а что еще заметного произошло в Эстонии в 1960 году?
Что еще было в 1960 году? Завод «Пунане РЭТ» запустил производство новой радиолы «Эстония-2». На Таллиннском опытном авторемонтном заводе изготовили первую партию совершенных для своего времени гоночных болидов «Эстония-3», занявших почетное место в истории автоспорта.
Если копнуть глубже, наверное, можно найти и другие события, произошедшие в одном только в 1960 году, которыми можно гордиться.
Символичный юбилей
Нынешним летом был еще один 50-летний юбилей. В том же 1960 году в Великих Луках соорудили мемориал в память об Эстонском стрелковом корпусе, который участвовал там в тяжелых боях. А позже принимал участие в освобождении Таллинна, очередная годовщина которого отмечается сегодня, и всей Эстонии от немецких захватчиков.
Тот факт, что мемориалу в этом году тоже исполнилось 50 лет, представляется символичным. Не освободили бы Эстонию, не построили бы в Таллинне уникальную сцену Певческого поля, не проходили бы на нем Певческие праздники. Не было бы в Эстонии Института кибернетики, не познали бы восторга от пребывания на Камчатке Леннарт Мери и его друзья по экспедиции, не производились бы в Таллинне радиолы и гоночные машины… Не было бы многого другого. Членства в Евросоюзе и НАТО, волнующего ожидания евро…
Это очевидно любому здравомыслящему человеку. Правда, сейчас почти полувековой послевоенный период в Эстонии частью влиятельных местных политиков и общественных деятелей интерпретируется как один из самых мрачных в истории страны. В том числе усилиями политика и историка Марта Лаара, который тоже родился в 1960 году. Кстати, всего в тот далекий год в республике родилось 20 187 человек – о такой рождаемости современная свободная Эстония может только мечтать.
Раньше или позже все встанет на свои места. И руководители республики опять понесут цветы к памятникам тем, благодаря кому существует эстонское государство и народ.
Олег Беседин
tvn.ee
Related posts
В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.
Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.
Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.