А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Следует знать…
Камень Линды: Бедная вдова долгие месяцы оплакивала своего любимого мужа Калева, давая волю жалобам и горьким слезам. И стала она приносить на его могилу каменные глыбы, дабы воздвигнуть Калеву достойный памятник и сохранить память о нем для потомков. В Таллинне и поныне можно видеть это надгробие Калева - холм Тоомпеа. Под ним спит вечным сном король древних эстов, с одной стороны холма шумят морские волны, с другой - шелестят родные леса.
Хроники Таллина
Говорят так:
С Вышгорода в Нижний город можно спуститься несколькими путями: по ступенькам Паткулевской лестницы, по улице Тоомпеа, лежащей между Харьюмяги и Линдамяги, но, пожалуй, лучше воспользоваться улицей Пикк-Ялг (Длинная нога). До XVII века она была единственной дорогой, связывающей Вышгород и Нижний город. Вступив на эту улицу, вы почувствуете себя как в глубоком рву: с двух сторон ее обрамляют высокие стены из известняковых плит. Этими стенами в середине XV века непокорный Нижний город отгородился от властолюбивого Вышгорода.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1299 posts
    • 0 comments
    • 37 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 236 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

Мемориальный комплекс на Маарьямяги давно уже стал памятником не конкретным событиям или лицам, а всему, что произошло с Эстонией на протяжении бурного ХХ столетия.

Грандиозный, многозначный и величественный – но так, впрочем, никогда и не завершенный, – он подобен расколотому зеркалу, грани которого хранят память исторических бурь, пронесшихся над страной и ее столицей.

Бурная предыстория
Еще каких-нибудь восемьдесят лет назад о том, что северная оконечность холма Маарьямяги будет иметь какое-либо символическое значение, трудно было бы и подумать.

Вариант развития мемориального ансамбля на Маарьямяги по версии середины шестидесятых…

Вариант развития мемориального ансамбля на Маарьямяги по версии середины шестидесятых…

Здесь, на бывшем пастбище летнего поместья Мариенберг, располагался сугубо утилитарный объект: стрельбище учеников летной школы, которая квартировала в усадебном доме.

Стрельба утихла под Рождество: 22 декабря 1940-го почему-то именно сюда были перенесены и перезахоронены останки краснофлотцев, расстрелянных за двадцать один год до того на острове Найссаар.

Имеются косвенные свидетельства, что рядом со временным мемориалом во время боев за Таллинн следующим летом были захоронены и защищавшие столицу ЭССР красноармейцы – но подтверждений тому нет.

Как нет и изображения самого памятного знака, чей век оказался на удивление недолгим: после того как город заняли войска нацистской Германии, он, по понятным причинам, незамедлительно был новыми властями разрушен.

Но свято место, как известно, пусто не бывает: сложно сказать, чем именно так приглянулся именно этот возвышающийся над Таллиннской бухтой холм немцам, но собственный мемориальный ансамбль они решили создавать именно здесь.

Проектировать его было поручено архитектору Алару Котли – будущему творцу эстрады Певческого поля. По иронии судьбы, именно он, всего год назад, разрабатывал проект благоустройства окрестностей братской могилы краснофлотцев здесь же…

Судя по всему, биография немецкого, второго по очередности мемориального ансамбля на Маарьямяги оказалась еще короче, чем его советского предшественника: ликвидирован он был после очередной смены власти, в сентябре 1944 года.

Правда, успев до того попасть в фотообъектив: увенчанная равноконечным тевтонским крестом плитняковая стела одновременно напоминает довоенные памятники павшим в Освободительной войне и нынешний монумент на площади Вабадузе.

Территория недавнего «Кладбища героев» была выделена под картофельное поле: со снабжением в ту пору было туго. Горожане роптали – дескать, добираться до своих сельскохозяйственных уделов им надо в немыслимую даль.

Не позднее первого послевоенного Дня военно-морского флота восстановили, впрочем, и захоронение революционных моряков: скромный мемориальный камень на Маарьямяги исчез только в девяностые годы.

Стремление к синтезу
«У дороги на Пирита открыли, под речи коммунистов, огромный обелиск „Ледовому походу“, – писала в 1960 году эмигрантская газета Vaba Eestlane. – Что это за поход – никто в городе толком не знает»…

Анонимный информатор заокеанского издания был, очевидно, не одинок – и публикации в местной прессе, на редкость, кстати, лапидарные, толком не разъясняли, какому именно событию посвящен новый памятник.

…и на макете второй половины шестидесятых годов прошлого столетия.

…и на макете второй половины шестидесятых годов прошлого столетия.

Звучали общие фразы о героизме моряков Балтийского флота, о приближающейся дате «двадцатилетия восстановления советской власти в Эстонии», о традициях революционной борьбы, но конкретики было явно маловато.

Подобная немногословность, пожалуй, имела простое объяснение: относительно недавно отношение к переходу Балтийского флота из Ревеля в Гельсингфорс и оттуда – в Кронштадт было в советской историографии, мягко говоря, неоднозначным.

Да и как оно могло быть иным, когда спасение боевых кораблей было осуществлено не по приказу из революционного Петрограда, а вопреки ему. За что командующий переходом – Алексей Щастный – был расстрелян большевиками за «самовольство».

Даже в путеводителе 1964 года издания, где упоминаются и памятник, и его название, сопроводительный текст рассказывает вовсе не о Ледовом походе, а о расстрелянных на Найссааре и перезахороненных впоследствии на Маарьямяги «матросах революции».

Перелом наступил три года спустя, когда накануне пятидесятилетия октябрьской революции Маарьямяги вновь оказался в центре внимания. Здесь было решено создать главный мемориальный ансамбль ЭССР, посвященный борцам за советскую власть.

Заложили его в 1967 году, обещая завершить строительство к началу следующего десятилетия. Увы, работы затянулись: когда восемь лет спустя обновленный комплекс был официально открыт, было объявлено, что это – окончание только первого этапа.

«Доломитовый обелиск на Маарьямяги, воздвигнутый в память героического ледового похода Балтийского флота, стал впоследствии одним из компонентов мемориального ансамбля, – писал один из его соавторов-создателей, архитектор Март Порт. – Здесь вертикальная планировка ландшафта умело использована в целях создания неповторимого впечатления: зрители отдалены от окружающего пространства, отчего все взоры оказываются обращенными к главным компонентам.

Вторая очередь мемориала будет включать сливающуюся с высоким глинтом монументальную композицию, синтетически объединяющую архитектурные, скульптурные, колористические элементы».

Ветры перемен
Даже эскизы и фотографии макетов, хранящиеся ныне в фондах Музея архитектуры, завораживают своим размахом. Судя по всему, на Маарьямяги должно было появиться нечто не просто масштабное – воистину циклопическое.

Композиционную ось мемориала, обозначенную «скобой» трибун на обращенной к морю стороне холма, планировалось продолжить в сторону плитнякового обрыва Ласнамяги – и развить ее в виде ступенчатой композиции «кулис».

Венчать эту устремленную ввысь композицию должна была стилизованная фигура женщины с младенцем на руках – образ, навевающий ассоциации не столько с борьбой за власть советов, сколько с наивно-средневековыми готическими Мадоннами.

В сторону суши ансамбль развить так и не успели. Зато частично начали реализовывать его продолжение в сторону акватории Таллиннской бухты: бетонная конструкция у кромки воды, получившая прозвище «Мост в Финляндию», – то, что было сооружено.

Реализованы – еще в рамках первого этапа строительства мемориала – были и еще два объекта, куда как менее приметные, чем обелиск-стела: композиция «раненые птицы» и чаша вечного огня, укрытая двумя высеченными в доломите грубыми ладонями.

Увы, от ветра политических перемен ни само «негасимое пламя», ни мемориальный комплекс на Маарьямяги в целом защитить этим символическим матросским ладоням так и не удалось: смена идеологии и госстроя редко идет памятникам на пользу.

В начале 1992 года был ликвидирован созданный еще даже до установки мемориальной стелы мемориал героя Советского союза Евгения Никонова: прах его, по официальным данным, был передан российской стороне и перенесен на родину.

Через шесть лет на Маарьямяги были установлены кресты на могилах захороненных в годы Второй мировой войны солдат вермахта, а также борцов эстонского диверсионного отряда «Эрна» и военнослужащих Финляндии.

Справедливости ради стоит отметить: мемориальные плиты с наименованиями частей РККА, принимавших участие в обороне Таллинна в 1941 году и боях 1944 года, оказавшиеся по соседству, тронуты не были.

Где-то за несколько месяцев до печально знаменитых «Бронзовых ночей» высказывались идеи переноса сюда же и фигуры скорбящего красноармейца, но судьба ее сложилась иначе.

Сам мемориальный ансамбль, оказавшийся в ходе малопонятных и запутанных бюрократических процедур лишенным статуса охраняемого сооружения, начал незаметно разрушаться.

В 2018 году, когда холм Маарьямяги прорезал тоннель памятника жертвам коммунизма – вернее, пожалуй, памятника жертвам попыток его построить, – незаметное стало очевидным всякому.

Плачевное состояние мемориального ансамбля подтолкнуло правых политиков к высказываниям о необходимости его демонтажа. Но тогда – два года назад – как-то пронесло.

***
Если универсальное мерило популярности памятника и укорененности его в городской среде служат присвоенные ему горожанами неофициальные прозвища, то у мемориала на Маарьямяги нет конкурентов.

Помимо упомянутого «моста» к северным соседям и позабытой ныне «ракеты» – символизирующий матросский штык обелиск и впрямь похож на нее, – можно вспомнить и «могилу Буратино», и даже «мечту импотента».

Вне зависимости от почтительности и пристойности, все они демонстрируют, возможно, главное: политическая и идеологическая подоплека возведения мемориального ансамбля над дорогой в Пирита давным-давно стерлась.

Нет, пожалуй, нужды пытаться найти по-своему уникальному сооружению некое «новое значение» или переосмыслить его. Как ни парадоксально это звучит, но почти тридцатилетняя пора забвения сделала это без нашего, человеческого участия.

Стоит не разворачивать словесные баталии, а хотя бы законсервировать или, еще лучше, отреставрировать выдающееся произведение скульптуры и ландшафтной архитектуры второй половины столь непростого и бурного двадцатого столетия.

Комплекс на Маарьямяги, подобно Таллинну, так никогда и не достроенный, является памятником непростому веку. А также – тем, кто жил в ту пору в этом городе, сражался под его стенами, помнил и стремился увековечить и тех, и других. То есть – всем нам.

Йосеф Кац

«Столица»











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.







Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Семья лопарей-саамов с их оленями. Иллюстрация из газеты «Rigasche Rundschau», март 1931 года.

Заполярье за Коммерческой гимназией: Лапландия в Таллинне

Для того чтобы посетить «всамделишную Лапландию», столичным жителям девяностолетней давности было достаточно заглянуть на пустырь за зданием нынешнего Английского колледжа ...

Читать дальше...

Руководство Рийгикогу первого созыва в служебных помещениях замка Тоомпеа.

Бездна доверия и масса проблем: 1-я сессия 1-го Рийгикогу

Сто лет тому назад термин «Рийгикогу» вошел в активный словарь жителей Таллинна и других городов нашей страны: 4 января 1921 ...

Читать дальше...

Таллиннский Дед Мороз переходного от «новогоднего» к «рождественскому» периоду своей биографии на открытке второй половины 80-х годов.

В Кадриорге когда-то работала школа Дедов Морозов

Тридцать лет назад в Таллинне открылось учебное заведение, аналогов которому прежде в истории системы образования столицы едва ли было возможно ...

Читать дальше...

На месте Järve Selver почти сто лет высились корпуса фабрики, основанной Оскаром Амбергом.

Силикатный кирпич Оскара Амберга

Сто десять лет тому назад на окраине тогдашнего Таллинна приступило к работе предприятие, без преувеличения, изменившее облик города самым радикальным ...

Читать дальше...

Заглядывать в чужие окна – не слишком культурно. Заглянуть же в историю таллиннских окон – как минимум небезынтересно.

От трилистника до... стены: биография таллиннских окон

Сочлененное с готическим порталом средневековое окно в каменной раме можно отыскать даже на фасадах зданий, до неузнаваемости перестроенных в последующие ...

Читать дальше...

Главный акцент интерьера часовни в башне городской стены – изображение девы Марии – выполнен художником Андреем Стасевским и каллиграфом Татьяной Яковлевой.

От грозного Марса до Девы Марии: метаморфозы башни Грусбекетагуне

Первый ярус одной из башен таллиннской городской стены превратился в уникальный культовый и культурный объект. То, что расположенная поблизости башня крепостной ...

Читать дальше...

Обложка альбома «Георг Отс – 100», выпущенного в нынешний юбилейный год.

Еще раз о Георге Отсе: портрет в жанре альбома

Альбом «Георг Отс – 100», выпущенный таллиннским издательством «Александра», – достойный аккорд юбилейного года, посвященного столетию со дня рождения легендарного ...

Читать дальше...

Сцена из второго акта современной постановки «Верной Аргении». 2011 год.

«Верная Аргения» в зале Большой гильдии

Триста сорок лет тому назад – в ноябре 1680 года – таллиннцы впервые познакомились с оперным искусством. Событие, вне сомнения, примечательное, ...

Читать дальше...

Одна из самых знаменитых работ Кристиана Акерманна - алтарь таллиннского Домского собора в реставрационных лесах во время подготовки к нынешней выставке.

Вспоминая «ревельского Фидия»: скульптор Кристиан Акерманн

Выставка работ одного из самых ярких и талантливых таллиннских мастеров скульптуры эпохи Барокко и его современников открылась в минувшую пятницу ...

Читать дальше...

«Косуля» у подножья Тоомпеа в сквере на улице Нунне – неизменная классика с 1930 года.

«Косуля» Яана Коорта – знакомая и незнакомая косуля

Одна из самых популярных у таллиннцев и гостей города скульптура появилась в городском пространстве столицы ровно девяносто лет тому назад. В ...

Читать дальше...

Здание нынешней Таллиннской музыкальной школы за минувший век не изменилось – чего нельзя сказать о его окрестностях.

Сто двадцать лет истории: особняк музыкальной школы

Запланированная реставрация вернет одному из примечательных зданий в ансамбле застройки Нарвского шоссе былой блеск, а работающей в нем Таллиннской музыкальной ...

Читать дальше...

Барон Александр фон дер Пален и служащие Балтийской железной дороги на перроне вокзала в Ревеле. Снимок 1870-ых годов.

«Балтийская железная дорога, наше выстраданное дитя»

Первый пассажирский поезд из тогдашней столицы Российской империи в нынешнюю столицу Эстонской Республики прибыл ровно сто пятьдесят лет тому назад. Перестук ...

Читать дальше...

В галерее Русского театра Эстонии, проходит юбилейная художественная выставка «Осень №55»

Автор работ, признанный у нас и далеко за рубежом, талантливый художник, Сергей Волочаев. Картины изумляют идеями, подходом и различными техниками. Представлены ...

Читать дальше...

Дом Иосифа Копфа на углу Пикк и Хобузепеа и портрет его владельца на золотой брошке.

Ревельский ювелир Иосиф Копф: золотых дел мастер

Девяносто лет назад Таллинн прощался с Иосифом Копфом - человеком, еще при жизни сумевшим стать, выражаясь современным языком, «коммерческим брендом». Георг ...

Читать дальше...

Директор Таллиннского Городского архива в 1989-1996 гг. Ю. Кивимяэ демонстрирует грамоту XV века - одну из многих, вернувшихся в родной город. Снимок из газеты «Советская Эстония».

Исток таллиннской историографии: возвращение Городского архива

Ровно тридцать лет тому назад история столицы вновь стала длиннее почти на восемь столетий: в Таллинн вернулись фонды Городского архива. Его ...

Читать дальше...

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.




Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
На улице Ратаскаеву, (Колодезная улица), можно увидеть старый колодец, в котором, по преданию, живет страшный гоблин. Когда-то ему на съедение жители бросали в колодец кошек.
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!