Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды! |
Даже без учета виадуков и путепроводов, семейство таллиннских мостов – достаточно многочисленное. А главное – способное поведать о себе немало интересного.
«Мосты повисли над водами» – сказано поэтом давно, красиво, величественно, но не про Таллинн – однозначно.
В городе, обязанному своим рождением не реке, а единственную реку в своих исторических границах упрятавшем в канализационный коллектор, особой необходимости в мостах вроде и нет.
Но это только на первый взгляд. И начало строительства в пассажирском порту нового разводного моста, который явно станет одной из достопримечательностей столицы, – повод вспомнить о его «предках» и «сородичах».
Прямо на Тоомпеа
У того, кто направлялся в Ревель чуть более полутора столетий тому назад, сомнения быть не могло: с мостами в городе все в порядке.
Располагались они, правда, не над реками или каналами, а над городским рвом. И самый величественный из них высился на подъездах к городу со стороны Пярну и Риги – на южной стороне пояса фортификационных укреплений.
Приблизительно с конца XVII и до середины XIX века Домский мост служил кратчайшим путем для всякого желающего поскорее попасть на Тоомпеа напрямую – без необходимости плутать до того в лабиринте улиц Нижнего города.
Начинаясь плюс-минус на месте пересечения современных улиц Харидузе и Тынисмяги, мост прерывался и делал изгиб на месте будущей Карловской церкви, откуда прямой стрелой упирался в Домские или, как их звали еще, Рижские, ворота.
У моста тоже было несколько имен. По крайней мере, эстонские горожане называли его еще Длинным мостом. И абсолютно заслуженно: деревянный настил, покоившийся на двадцати двух каменных опорах, достигал длины в сто двадцать метров.
Выстроенный, вероятно, одновременно с Домскими воротами – или же непосредственно после их завершения, на рубеже XVII–XVIII столетий, – Домский мост за свою полуторавековую биографию изрядно обветшал.
Уже в 1856 году деревянный настил прогнил настолько, что движение конных экипажей и всадников по нему было запрещено – мост стал исключительно пешеходным. А еще через пять лет – снесен вовсе.
Говорят, полученная в ходе демонтажа постройки масса пускай и прогнившей, но древесины, была столь велика, что переданная городским богадельням в качестве дров, она согревала бедняков не одну зиму.
Вскоре по трассе снесенного сооружения был сделан пологий земляной спуск – нынешняя улица Тоомпеа. Горожане-остзейцы вплоть до начала ХХ века по привычке именовали ее die Dom-Brücke…
Въезд в столицу
Из обихода горожан наших дней память о Домском мосте стерлась практически полностью: даже в изданной лет пятнадцать тому назад двухтомной «Энциклопедии Таллинна» статья о нем отсутствует.
Зато другому мосту – не столь внушительному и не столь, по всей видимости, импозантному – повезло куда как в большей степени: и в начале третьего тысячелетия он, давно, сгинувший, у таллиннцев на устах.
Да и как, с другой стороны, могло быть иначе: c 1991 года на карту города вернулась переименованная улица Кивисилла, а минувшим летом своим название она поделилась с бывшей автобусной остановкой «Кунстиакадеэмия».
Оба топонима восходят к Каменному мосту – можно предполагать, единственному, возведенному именно из этого строительного материала – над руслом речки Хярьяпеа, протекавшей некогда через территорию Дерптского форштадта.
Речка, превратившаяся со временем в зловонную сточную канаву, была упрятана под землю в тридцатые годы минувшего столетия. Тогда же был то ли разрушен, то ли засыпан и сам Каменный мост. А вот когда он появился, сказать куда как труднее.
Улица – точнее, конечно, переулок Каменный мост (Steinbrückegasse) на городской карте впервые был упомянут только в 1876 году. Сам же мост на этом месте на планах ревельских предместий просматривается уже веком ранее.
К сожалению, топографам не пришло в голову зарисовать мост, а фотографам – навести на него объектив камеры. Но то, как вполне мог он выглядеть, представить совсем не трудно: достаточно покинуть центр города и доехать до его южных окраин.
Там, метров за пятьсот от знака, обозначающего городскую границу, по правую руку, если въезжать в столицу со стороны Пярну и Риги, старейший из сохранившихся таллиннских мостов прекрасно виден из окна проезжающего автобуса.
В вечерние, а особенно – ночные часы, отреставрированный и эффектно подсвеченный, он кажется старше своего официального возраста. Архаичный облик заставляет заподозрить в нем постройку чуть ли не времен Средневековья.
Насколько в действительности стар Старый Пяэскюлаский мост – вопрос открытый. Краеведы не исключают, что речь может идти о сооружении, возведенном чуть ли не при шведских королях в середине XVII столетия.
Общепринятая версия, впрочем, утверждает, что над изрядно обмелевшей за последние лет шестьдесят речкой Пяэскюла нынешний двухпролетный горбатый мост был возведен не ранее 1873 года.
Считается, что возвел его за собственный счет строительный подрядчик Яан Теллер, оказавшийся свидетелем гибели при переправе через реку то ли случайных путников, то ли своих родных.
Дорога в Пирита
Желающих переправиться через реку Пирита чуть ли не со времен существования на ее берегу монастыря ордена святой Биргитты обслуживал неизменный паром на веревочной тяге.
Со своими обязанностями он худо ли бедно, но справлялся фактически до самого начала ХХ века: пока тогдашняя «Бригиттовка» не начала превращаться в популярное место летнего отдыха.
Первый, деревянный, мост через реку Пирита выстроили в 1914 году. В газетах писали, что решение это временное: в будущем до дачного поселка планировали пустить трамвай и заменить дерево на железо.
Но тут началась Мировая война, за ней грянула революция – иными словами, и транспортные, и мостостроительные проекты в Пирита пришлось отложить, как говорится, до наступления лучших времен.
Наступили они в середине тридцатых годов: Эстония оправилась от последствий мирового экономического кризиса, и финская фирма OY Cyclops приступила к сооружению над рекой Пирита нового бетонного моста.
Открыт он был в июле 1936 года и считался самым современным и красивым во всей стране. А кроме того, и самым дорогостоящим – по крайней мере, в столице. Семьдесят шесть его метров обошлись государству в сто семьдесят пять тысяч крон.
Любопытно, что до следующей весны параллельно с ним сохранялся и предшественник: только к 1 апреля 1937 года владелец, некий лавочник Вольдемар Лауба, начал разборку выкупленного им за две тысячи старого деревянного моста.
Полученный таким образом строительный материал покупатель намеревался использовать для возведения дач, однако в конце концов ограничился сооружением второго этажа с верандой над своим магазином в Меривялья, где открыл кафе.
Добраться до него, как и до остальной заречной части Пирита, можно было без проблем до сентября 1944 года: отступающие немцы пролеты бетонного моста взорвали. Восстановить их сумели только к пляжному сезону 1947-го.
Трехпролетный мост, надежный и элегантный, обладал, к сожалению, одним существенным недостатком: проектировщики явно не предвидели темпов автомобилизации и выстроили проезжу часть слишком узкой.
После того как Таллинн был выбран местом проведения олимпийской регаты-80, стало очевидно: без нового, современного, моста в непосредственной близости от проектируемого центра парусного спорта никак не обойтись.
Разработанный сотрудниками профильного ленинградского института мост был открыт весной 1980 года. Причем выстроен он был параллельно прежнему – чтобы сообщение с Пирита во время строительных работ не прерывалось.
Решенный в совершенно иной стилистике, чем его довоенный предшественник, на архитектурный шедевр он, пожалуй, не претендует. Но с обязанностями своими справляется вот уже добрых сорок лет.
* * *
Два берега расположенного в акватории таллиннского порта Адмиралтейского канала были впервые соединены постоянным мостом на самой заре прошлого столетия: в 1902 году.
Поворотный металлический мост, полностью разрушенный в годы Второй мировой войны, был воссоздан уже через год после ее окончания, но перестал, увы, быть общедоступным.
Удивляться тут нечему: территория порта стала, фактически, погранзоной, закрытой для рядовых таллиннцев. Так что пользовались необычным мостом преимущественно только те, кто в порту работали.
Когда именно поворотный мост в Пассажирском борту был демонтирован? Во всяком случае, на любительских фото, сделанных с палубы паромов на Финляндию и Швецию в девяностые годы, он еще вполне различим.
Нет никакого сомнения, что его будущий наследник, заложенный в августе текущего года, станет не просто функциональным сооружением, а украшением – и, возможно, одним из символов Таллинна. Порта – так однозначно.
Графическая визуализация проектов, по крайней мере, выглядит завораживающе. А как оно будет воплощено в реальности – таллиннцам и гостям города обещают показать уже в следующем году. Поживем – увидим. И наверняка не разочаруемся.
Йосеф Кац
«Столица»
Related posts
Городская стена — самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.
Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.