А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Следует знать…
Есть в Таллинне городской район с названием Сибулакюла (Луковичная деревня). Однако, если покопаться в истории этого района, станет ясно, что это не случайное наименование. В 1839 году в Санкт-Петербурге был издан "Путеводитель по Ревелю и его окрестностям". В книге подробный рассказ не только об исторических и архитектурных достопримечательностях города, но и не менее полное описание всех сторон жизни Ревеля в первой половине XIX столетия. Среди прочего путеводитель сообщает о торговле овощами: "За городом огороды, которые возделывают и содержат наши Ярославские Ростовцы. Это очень выгодно для города. Прежде русские огородники приезжали в Ревель и нанимали под огороды места, отчего овощи продавались очень дешево, осенью же огородники возвращались домой, чтобы весной приехать снова. Но по времени некоторые нашли удобнее совсем переселиться в Ревель". По-видимому, одно из поселений русских огородников было в районе современных улиц Маакри, Леннуки, А.Лаутера, Каупмехе, Лембиту и Кентманна. Судя по названию, выращивали они на здешней сухой земле хороший лук.
Хроники Таллина
Говорят так:
В 1918 году Эстония обрела независимость. Однако война на несколько лет задержала решение вопросов ее государственности. В 1923 году в Эстонской Республике проводился гербовый конкурс, который не дал результатов. Тогда Государственная Дума в июне 1925 года утвердила исторически сложившийся герб с изображением трех леопардов синего цвета без корон, с красными языками и серебряными глазами, расположенных на золотом фоне щита. Отсутствие корон на головах леопардов вполне объяснимо. Корона - один из символов монархии, Эстония же стала республикой. Прецедент снятия корон к тому времени уже был. Его создало в 1917 году Временное правительство России. Оно в качестве герба оставило двуглавого орла, освободив его от всех имперских атрибутов - корон, скипетра и державы. Вместе с тем сохранения орла - сердцевины герба - выражало историческую преемственность с гербом Российского государства.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1307 posts
    • 0 comments
    • 37 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 236 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

Триста сорок лет тому назад – в ноябре 1680 года – таллиннцы впервые познакомились с оперным искусством.

Событие, вне сомнения, примечательное, оно могло бы принадлежать исключительно истории местной музыкальной жизни – если бы речь не шла едва ли не о самом первом исполнении оперы, написанной немецким композитором.

Путь на Север

Сцена из второго акта современной постановки «Верной Аргении». 2011 год.

Сцена из второго акта современной постановки «Верной Аргении». 2011 год.

Композитора звали Иоганн Валентин Медер, и был он отпрыском династии церковных канторов и органистов, с незапамятных времен проживавшей крохотном в тюрингском городке Васунгене.

В 1669 году он был зачислен на теологический факультет Лейпцигского университета. Уже через год перевелся в Йену, но и там с богословием что-то не заладилось: в 1671-м Иоганн Валентин связал свою жизнь с музыкой.

Поначалу он поступил на службу в дворцовую капеллу правителя Тюрингии – герцога Эрнста Благочестивого. Ужиться в столичной Готе придворному певцу не удалось – и через несколько месяцев он отправляется на север Германии, в вольный город Бремен.

Тут-то, казалось бы, уместно было бы отпустить дежурную шутку на тему «бременского музыканта» – да только неуживчивый характер Медера гонит его дальше. На этот раз – в Гамбург, оттуда – в Копенгаген, и, наконец, в Любек.

Именно в Любеке амбициозный вокалист знакомится с человеком, который окажет на его дальнейшую биографию несомненное влияние, – органистом и композитором Дитрихом Букстехуде, титаном немецкой музыки эпохи барокко.

Не меньшую роль сыграли и существовавшие у Любека еще со времен Средневековья обширные торговые и культурные связи с Ревелем – городом, который воспринимался северным форпостом некоронованной «столицы Ганзы».

Туда, в далекий и едва ли хорошо известный прежде уроженцу Тюрингии административный центр Эстляндской провинции королевства Швеции, и направился в декабре 1674 года музыкант Медер.

На придворную карьеру в дальних краях рассчитывать ему не приходилось. Вместо нее Ревель предлагал кое-что менее престижное, но значительно более надежное – место гимназического кантора.

Стиль и жанр

Осенью 1680 года ревельский магистрат получил письмо – официальное по форме и довольно неожиданное по содержанию. Автором его был житель Верхнего города – епископ эстляндский Якоб Хелвиг.

«Так как до нас дошли сведения, что гимназический кантор намерен представить некую комедию, содержание которой затрагивает коронованных особ, следует отложить ее хотя бы на неделю…» – значилось в послании.

Глава лютеранской церкви настоятельно советовал отцам города тщательно ознакомиться с содержанием предстоящей постановки – и решить, не оскорбит ли ее содержание как царствующую фамилию, так и прочих монархов.

Сложно сказать, по каким каналам содержание оперы «Верная Аргения», написанной Иоганном Валентином Медером на либретто, созданное, видимо, учителем латинского языка Николаусом Флоршютцем, стало известно вышгородскому священнику.

Однако, судя по тону письма, если и не с самим текстом произведения непосредственно, то с историей постановки оперы – до той поры не вполне удачной – епископ Хелвиг был знаком совсем неплохо. И опасения его были оправданными.

Когда именно Медер приступил к работе над оперой – неизвестно, но завершил он ее не позднее начала лета 1680 года. После чего решил представить свое произведение ни много ни мало самому шведскому королю, отправившись в Стокгольм лично.

В столице инициативу учителя пения Ревельской гимназии не оценили. Ставить предложенное произведение на королевских подмостках – даром что располагались они в бывшем зале для игры в мяч – сочли неподобающим и недостойным.

Официально – по причине того, что композитор-провинциал смешал в своей опере «высокий» и «низкий» жанры: стилистика античного мифа время от времени перемежалась с жанровыми сценками в духе народного зингшпиля.

Однако, скорее всего, главную роль сыграла не музыкальная, а сюжетная сторона дела. Ведь «Верная Аргения», пускай и в завуалировано-мифологической форме, повествовала о событиях актуальной политической жизни.

В истории двух враждующих государств-соседей – вымышленных Фракии и Ликии – явно просматривались Дания и Швеция. В фигурах их правителей – царей Клендра и Лисандра – соответственно, Кристиан V и Карл XI.

Военный конфликт завершался счастливой женитьбой Лисандра на Аргении – сестре Клеандра, что полностью повторяло реальные события – брак Карла с датской принцессой Ульрикой Элеонорой.

Но если в реальности королевская свадьба завершала победоносную для Швеции войну и закрепляла мир с поверженным противником, то на сцене мир наступал именно благодаря свадьбе.

Примиряться с подобной трактовкой событий двор был не согласен: полководческий талант короля-победителя он никак не подчеркивал, скорее – изображал его жертвой любовных чар.

Громкий резонанс

Точная дата премьеры «Верной Аргении» в Таллинне, к сожалению, неизвестна. Зато известно, когда магистрат дал свое официальное добро на постановку: 9 ноября по юлианскому календарю.

Перед этим, правда, произведение было тщательнейшим образом просмотрено профессорами гимназии и завизировано двумя полномочными представителями королевского двора в Эстляндии.

Никакой «крамолы» обнаружено не было – хотя и имеются свидетельства тому, что определенную правку Медеру сделать пришлось. Правда, не в содержательном, а исключительно в музыкальном плане.

Нет никаких свидетельств тому, как была принята постановка ревельским обществом. Более того, не ясно до конца, где именно она состоялась: в зале нынешней Гимназии Густава Адольфа или же зале Большой гильдии.

Очевидно другое: епископ Хелвиг со своим поражением не смирился и продолжил бомбардировать магистрат Нижнего города письмами, предупреждая, что постановка «безбожной комедии» вывела из себя не только его, но и Господа.

Несомненным свидетельством тому духовное лицо посчитало появление кометы, которая была особенно ярко заметна над крышами Ревеля в период с начала и до конца зимы 1680–1681 годов: вероятно, все это время оперу продолжали играть.

Правда, магистрат, во избежание различных кривотолков, обязал Медера предварять каждое новое исполнение «Верной Аргении» выходом автора к публике и оповещением слушателей о том, что все, что будет разыграно, – чистой воды выдумка.

Куда как опаснее морализаторских посланий епископа оказалась нота, направленная из Копенгагена в Стокгольм летом 1681 года: датчане были возмущены, что «комедия», якобы выставляющая их в неподобающем виде, играется в Шведском королевстве.

Дело приняло скверный оборот – и Медеру пришлось писать разъяснение, а затем собственноручно представить его шведскому губернатору на Тоомпеа. Кантору было бы несдобровать – но на защиту его встал ревельский магистрат.

Вероятно, его члены не состояли сплошь из искушенных меломанов и вряд ли вообще имели представление о таком понятии, как свобода творческого самовыражения. Конфликт вокруг оперы был ценен им совершено иным.

Недовольство епископа Хелвига было истолковано как посягательства Верхнего города на права и вольности города Нижнего, гарантированных присягой горожан шведскому престолу еще в дни Ливонской войны.

Так что нет оснований объяснять отъезд Медера из Ревеля в Данциг исключительно проблемами, вызванными постановкой его оперы, – просто место композитору предложили там доходнее.

* * *
На протяжении тридцати пяти лет последующей своей биографии – проработав в Данциге и Кенигсберге, он скончался в 1719 году в Риге – Медер так никогда и не вернулся в город, где состоялась премьера его первой оперы.

Более того, как выяснили много лет спустя после кончины авторы исследователи-музыковеды, – вообще самой первой в истории оперы, созданной немецким композитором на либретто немецкого же автора.

Верность Таллинну продемонстрировала сама «Верная Аргения»: летом 2011 года она после более чем трехвекового перерыва была поставлена в рамках Таллиннского фестиваля театрального искусства.

Пускай резонанс от ее постановки был несравнимо меньший, чем в XVII столетии. Сам факт возвращения первой не только немецкой, но и первой таллиннской оперы на родину не может не радовать.

Йосеф Кац
«Столица»











Сказать кстати…

Городская стена - самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.







Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Таким представлялся вид сверху на новый корпус нынешнего Городского театра
во дворах девятого квартала архитектору Калле Рыымусу в 1987 году.

От «Интернационального клуба» до «Сцены в преисподней»

Двор здания Таллиннского городского театра стоит на пороге больших перемен, ожидание которых оказалось растянутым чуть ли не на три с ...

Читать дальше...

Первые семь КТ-4 в ожидании «воздушного путешествия»
с железнодорожной платформы на трамвайные пути. Февраль 1981 года.

Чехословацкие «аквариумы» для трамвая Таллинна

Сорок лет тому назад на таллиннские улицы впервые вышли трамваи чехословацкой сборки «КТ-4», обслуживающие жителей и гостей столицы и по ...

Читать дальше...

Что и почему нужно знать о тайном пакте Бермонта-Гольца

Сто лет назад, 21 сентября 1919 года, генерал германской армии Рюдигер фон дер Гольц и командир Западной добровольческой армии самопровозглашенный ...

Читать дальше...

Часовня СЗА на кладбище в Копли 25 октября 1936 года.

Возвращение памяти: часовня СЗА в Копли

Одна из достопримечательностей Пыхья-Таллинна и памятник русскому прошлому столицы, утраченный в послевоенные годы, начинает свое возвращение к таллиннцам. До начала нынешнего ...

Читать дальше...

Таллин

О НАЗВАНИИ СТОЛИЦЫ ЭСТОНСКОЙ ССР

7 декабря 1988 г. на сессии Верховного Совета Эстонской ССР единогласно принята поправка к русскому тексту Конституции (Основного закона) Эстонской ...

Читать дальше...

Модель торгового судна XVII века, принадлежавшего членам ревельского братства Черноголовых, в коллекции Таллиннского городского музея.

Восемь столетий Таллинна: Век семнадцатый, переломный.

Семнадцатый век единственный в восьмивековой истории Таллинна целиком и полностью укладывается в рамки Шведского времени, составляя тем самым большую часть ...

Читать дальше...

Биржевой переулок.

Биржевой проход: «тропой истории» вдоль Исторического музея

После недавно завершившейся реставрации Биржевой проход – одна из самых колоритных и узнаваемых улочек Старого Таллинна – вновь открыта для ...

Читать дальше...

Фасад Дома кино – один из самых ярких образцов эклектики в архитектуре Старого Таллинна.

Дворец десятой музы: Дом кино на улице Уус

Сорок лет назад муза кино обрела в Таллинне свой собственный дом – роскошный неоренессансный особняк на улице Уус. Первый киносеанс в ...

Читать дальше...

Семья лопарей-саамов с их оленями. Иллюстрация из газеты «Rigasche Rundschau», март 1931 года.

Заполярье за Коммерческой гимназией: Лапландия в Таллинне

Для того чтобы посетить «всамделишную Лапландию», столичным жителям девяностолетней давности было достаточно заглянуть на пустырь за зданием нынешнего Английского колледжа ...

Читать дальше...

Руководство Рийгикогу первого созыва в служебных помещениях замка Тоомпеа.

Бездна доверия и масса проблем: 1-я сессия 1-го Рийгикогу

Сто лет тому назад термин «Рийгикогу» вошел в активный словарь жителей Таллинна и других городов нашей страны: 4 января 1921 ...

Читать дальше...

Таллиннский Дед Мороз переходного от «новогоднего» к «рождественскому» периоду своей биографии на открытке второй половины 80-х годов.

В Кадриорге когда-то работала школа Дедов Морозов

Тридцать лет назад в Таллинне открылось учебное заведение, аналогов которому прежде в истории системы образования столицы едва ли было возможно ...

Читать дальше...

На месте Järve Selver почти сто лет высились корпуса фабрики, основанной Оскаром Амбергом.

Силикатный кирпич Оскара Амберга

Сто десять лет тому назад на окраине тогдашнего Таллинна приступило к работе предприятие, без преувеличения, изменившее облик города самым радикальным ...

Читать дальше...

Заглядывать в чужие окна – не слишком культурно. Заглянуть же в историю таллиннских окон – как минимум небезынтересно.

От трилистника до... стены: биография таллиннских окон

Сочлененное с готическим порталом средневековое окно в каменной раме можно отыскать даже на фасадах зданий, до неузнаваемости перестроенных в последующие ...

Читать дальше...

Главный акцент интерьера часовни в башне городской стены – изображение девы Марии – выполнен художником Андреем Стасевским и каллиграфом Татьяной Яковлевой.

От грозного Марса до Девы Марии: метаморфозы башни Грусбекетагуне

Первый ярус одной из башен таллиннской городской стены превратился в уникальный культовый и культурный объект. То, что расположенная поблизости башня крепостной ...

Читать дальше...

Обложка альбома «Георг Отс – 100», выпущенного в нынешний юбилейный год.

Еще раз о Георге Отсе: портрет в жанре альбома

Альбом «Георг Отс – 100», выпущенный таллиннским издательством «Александра», – достойный аккорд юбилейного года, посвященного столетию со дня рождения легендарного ...

Читать дальше...

Городская стена — самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.

Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.




Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
Однажды в Таллинн прибыл один матрос. Он слышал, что в жилах похороненного тут карла-Евгения де Круа текла королевская кровь и вообразил, что в гробу могут быть ценные вещи. Поздним вечером матрос вошел в усыпальницу церкви Нигулисте. Свеча осветила гроб на постаменте. Матрос приподнял гробовую крышку, откинул покрывало и увидел усатое лицо де Круа с застывшей иронической улыбкой. Весть о том, что де Круа не сгнил, разлетелась сначала по Таллинну, а вскоре и по Эстонии. Всем хотелось посмотреть на это чудо. Предприимчивый церковный сторож поставил возле мумии де Круа копилку для пожертвований. И оказалось, что де Круа после смерти "зарабатывал" значительно больше, чем при жизни. Тщетно...
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!