А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Следует знать…
В 1872 году генерал-губернатор Эстляндии князь Шаховской приказал официально зафиксировать названия всех ревельских улиц на трех местных языках, но при переводах возникло немало недоразумений. Узкий переулок между улицами Пикк и Лай на нижненемецком языке в течение веков называли Spukstrasse, что можно перевести как улица привидений. Наверняка в народном обиходе появилось как следствие какой-то легенды о средневековом барабашке, который появлялся в одном из домов на этой сумрачной улице. 3 февраля 1872 года магистрат утвердил немецкое название, однако при переводе на русский язык не нашел подходящего слова и предложил назвать “Шпуковская”. Получилось не очень благозвучно, и князь Шаховской не согласился и предложил свой вариант - “Нечистая улица”. Это не устроило магистрат и домовладельцев, так как “нечистая” могла быть понятой, как просто грязная. В конце концов назвали улицу Вайму (Духов), так она нынче и называется, хотя с 1950 по 1992 год ее называли Вана (Старая).
Хроники Таллина

ещё темы...

Говорят так:
В 1872 году генерал-губернатор Эстляндии князь Шаховской приказал официально зафиксировать названия всех ревельских улиц на трех местных языках, но при переводах возникло немало недоразумений. Узкий переулок между улицами Пикк и Лай на нижненемецком языке в течение веков называли Spukstrasse, что можно перевести как улица привидений. Наверняка в народном обиходе появилось как следствие какой-то легенды о средневековом барабашке, который появлялся в одном из домов на этой сумрачной улице. 3 февраля 1872 года магистрат утвердил немецкое название, однако при переводе на русский язык не нашел подходящего слова и предложил назвать “Шпуковская”. Получилось не очень благозвучно, и князь Шаховской не согласился и предложил свой вариант - “Нечистая улица”. Это не устроило магистрат и домовладельцев, так как “нечистая” могла быть понятой, как просто грязная. В конце концов назвали улицу Вайму (Духов), так она нынче и называется, хотя с 1950 по 1992 год ее называли Вана (Старая).
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1354 posts
    • 0 comments
    • 39 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.7 posts per month
    • 238 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

Сто лет тому назад термин «Рийгикогу» вошел в активный словарь жителей Таллинна и других городов нашей страны: 4 января 1921 года состоялось первое заседание Государственного собрания Эстонской Республики.

Каким бы парадоксальным это ни казалось, история эстонского парламентаризма насчитывала к тому моменту уже несколько лет.

«Протопарламентом» – правда, скорее с сатирическим оттенком – именовали в тогдашней местной периодике уже Временный земский совет Эстляндской губернии, созванный летом революционного семнадцатого года.

«Предпарламентом» – и уже без всякой тени иронии – называли и приступившее к работе весной 1919-го Эстонское учредительное собрание: именно этот орган принял ряд основополагающих для молодого государства законодательных актов.

Последнее заседание Учредительного собрания состоялось 20 декабря 1920 года. «Фундамент государственности создан, – писала газета Waba Maa. – Полномочия можно передавать правопреемнику, который продолжит начатое строительство».

Немного поторжественнее

Руководство Рийгикогу первого созыва в служебных помещениях замка Тоомпеа.

Руководство Рийгикогу первого созыва в служебных помещениях замка Тоомпеа.

Продолжать, скажем прямо, предстояло в непростых условиях: война за право Эстонской Республики на существование завершилась год назад и положение в стране было далеко от нормального.

У многих новоиспеченных народных избранников не имелось, как оказалось, даже парадного костюма, а у самого народного представительства – подобающих помещений для полноценной парламентской работы.

Первая сессия Учредительного собрания состоялась в свое время в концертном зале театра «Эстония». В случае с Рийгикогу от невольных «театральных» ассоциаций решили отказаться и провели мероприятия в помещениях замка Тоомпеа.

К пяти часам пополудни к нему стали съезжаться представители аккредитованных в Таллинне иностранных дипломатических представительств. Большая часть депутатов добиралась пешком: воспользоваться извозчиком не выглядело «демократично».

Неизвестно, оценил ли стремление быть поближе к народу электорат народных избранников, но вот газетчиков обыденность, с которой была обставлена премьерная сессия вновь сформированного парламента, похоже, скорее разочаровала.

«Конечно, когда открывали первое заседание Учредительного собрания, то и тогда не смогли организовать чего-то масштабного, – отмечала Päewaleht. – Но на то были свои уважительные причины, и в первую очередь – военные действия.

И вот по прошествии изрядного отрезка времени состоялось первое заседание нашего парламента. Это событие вполне могло бы быть оформлено и принять характер национального праздника. Но, к сожалению, – нет.

Рийгикогу начал вчера свою работу в самой простой, самой будничной обстановке, словно бы проводилось обыкновенное заседание вновь избранного состава какого-нибудь городского собрания.

Конечно же, у нас нет возможности – да и особой необходимости – брать за пример начало сессий британского парламента. Но немного поторжественнее вчерашнее событие быть могло бы».

Социалистический смокинг

Еще до того как в Белом зале замка Тоомпеа было официально объявлено о начале первой парламентской сессии, будущую деятельность народного представительства благословила церковь.

Правда, антиклерикальные в массе своей депутаты были категорически против проведения каких-либо религиозных церемоний – и потому богослужение прошло вне стен вышгородской твердыни.

Состоялось оно за три часа до начала парламентского заседания в лютеранской Иоанновской церкви. И хотя о молебне заранее было оповещено в прессе, желающих принять в нем участие оказалось немного.

А вот поучаствовать – хотя бы и только в роли пассивного наблюдателя – в первом заседании Рийгикогу желали многие: пропуска в импровизированную комнату для прессы разлетелись буквально в считанные минуты.

«Очень скоро народа в небольшую комнатку набилось, как сельдей в бочку, – свидетельствовал репортер Päewaleht. – Такое количество народа Белый зал видывал прежде, наверное, только при ратификации мирного договора».

Как отмечал его коллега из Waba Maa, надежды тех, кто хотел тут увидать какие-то принципиально новые лица, были тщетны: большинство присутствовавших уже успели примелькаться журналистам в бытность депутатами Учредительного собрания.

«Есть, впрочем, и совершенно новые фигуры, – продолжал автор газетной заметки. – Среди них – и те, кто, судя по всему, вообще впервые присутствуют в числе избранных куда-либо и демонстрируют в нем себя публике.

Большинство присутствующих – в самой обыкновенной повседневной рабочей одежде, и мало тех, кто оделся во что-нибудь парадное. Даже председатель Рийгикогу пришел в скромном костюме».

Единственным депутатом, который озаботился соблюдением норм этикета, оказался, по свидетельству Päewaleht, представитель независимых социалистов: он явился в…. смокинге.

А вот фрак самого большого поклонника данного вида одежды в тогдашней эстонской политики – Яана Тыниссона – замечен не был: его владелец на первую сессию не явился.

Чувство признательности

Под стать не самой протокольной одежде была и атмосфера, царившая 4 января 1921 года в Белом зале замка Тоомпеа: мемуаристы позже вспоминали, что ощутим еще был дух народной сходки.

Так, например, когда во время выборов спикера к урне для голосования направился Эрих Йоонас, кто-то, обыгрывая схожесть его фамилии с именем библейского Ионы, крикнул: «из китового чрева вылез!»

Депутат Йоонас баллотировался по списку Эстонской независимой социалистической партии: на выборах в Рийгикогу она получила одиннадцать мест из ста возможных, показав пятый результат среди всех участников.

Левые различной степени радикальности вообще стали фаворитами состоявшейся осенью предшествующего, 1920-го, года, предвыборной гонки. Победителем ее стала Эстонская партия труда, набравшая двадцать два места.

Следом за «трудовиками» шли кандидаты от правоконсервативного Объединенного союза аграриев, получившие двадцать один мандат. Зато на третьем месте были семнадцать избранных от Социал-демократической рабочей партии.

Возглавляемая Тыниссоном правоцентристская Эстонская народная партия оказалась представлена в Рийгикогу почти в два раза бледнее, чем в Учредительном собрании – возможно, это было причиной нежелания ее лидера участвовать в первом заседании.

Не самым приятным сюрпризом оказалось и то, что в списке победившего на парламентских выборах в столице объединенных профсоюзов оказались коммунисты, не скрывавшие негативного отношения к самой идее «буржуазного парламентаризма».

В общей сложности, правда, им удалось получить в откровенно презираемом им на словах органе народного представительства пять депутатских кресел, но головной боли добропорядочным обывателям они, судя по газетам, причинили изрядно.

Выдвигали собственных кандидатов и представители национальных меньшинств: остзейские немцы, русские, евреи. Последние решили выступить сразу двумя списками, ни один из которых так и не перешагнул избирательный порог.

Остзейцам повезло больше: один из четырех прошедших от них в Рийгикогу депутатов был избран вторым помощником секретаря. Единственным кандидатом от русского национального союза стал адвокат Алексей Сорокин.

«Демократический строй обеспечил свободное существование и дружескую поддержку эстонского народа нам, русским, призывая в нас чувство искреннейшей признательности», – писали «Последние известия».

* * *
Первое в истории заседание Рийгикогу продлилось чуть более часа: ровно столько потребовалось для избрания руководства парламента и утверждения кандидатуры на пост главы правительства и государства.

«Приветствую тех, кому народ доверил судьбу на ближайшие три года, – обратился к депутатам новоиспеченный государственный старейшина Антс Пийп. – Доверил, чтобы довести начатое Учредительным собранием до конца.

Велики те полномочия, которыми наделил народ Рийгикогу, но необъятны и трудности, которые стоят перед ним – особенно в нынешние непростые времена. И я уверен, что мы справимся – как справлялись с ним в предшествующие годы».

В общем и целом оптимистичный прогноз политика исполнился: в той или иной степени, не всегда безупречно, но неизбежно – действенно парламентская система проработала в довоенной Эстонской Республике до переворота 1934 года.

Сам же Пийп уступил место государственного старейшины Константину Пятсу всего через четыре… дня. А утвердивший его на посту главы государства парламент просуществовал в своем избранном составе не три года, а чуть более полных двух лет.

Первой неразрешимой задачей для Рийгикогу первого созыва стали результаты референдума о преподавании в школах Закона Божьего. Родители не поддержали активного богоборчества депутатов – и весной 1923 года парламент был распущен.

Йосеф Кац
«Столица»











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.







Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Подземная Башня

Путешествие по этажам «Подземной башни»

«Подземная башня» - литературный дебют Вене Тоомаса - погружает читателя в седую старину и недалекое прошлое Таллинна, позволяя увидеть город ...

Читать дальше...

Часовня СЗА на кладбище в Копли 25 октября 1936 года.

Возвращение памяти: часовня Северо-Западной армии в таллинском районе Копли

Одна из достопримечательностей Пыхья-Таллинна и памятник русскому прошлому столицы, утраченный в послевоенные годы, начинает свое возвращение к таллиннцам. До начала нынешнего ...

Читать дальше...

Открытие часовни на братской могиле воинов СЗА в 1936 году. Современная колоризация исторического фото.

«Это — не забытые могилы»: некрополь Северо-Западной армии на кладбище в Копли

Часовня-памятник воинам северо-западникам, восстановление которой началось в Копли на позапрошлой неделе – часть утраченного мемориального ансамбля, формировавшегося на протяжение полутора ...

Читать дальше...

Брошюра, рекламирующая свечи производства Flora. 1960-е годы.

Свет живой и неизменный: свечные истории Таллинна

Название, которое носит начинающийся месяц в эстонском народном календаре, позволяет взглянуть на дальнее и недалекое прошлое Таллинна в дрожащем свете ...

Читать дальше...

В зале Таллиннской городской электростанции. 1938 год.

«Особенно дорого электричество в Таллинне, Нарве и Нымме...»

Вынесенная в заголовок фраза вовсе не позаимствована из современных СМИ: неприятные сюрпризы ежемесячный счет за свет приносил, случалось, и в ...

Читать дальше...

Общежитие на Акадеэмиа теэ, 7 – первый многоэтажный жилой дом Мустамяэ в начале шестидесятых годов.

«Дом с негаснущими окнами»: самый первый в Таллинском Мустамяэ

Современная история Мустамяэ началась ровно шестьдесят лет тому назад: в январе 1962 года в первый многоэтажный дом нынешней части города ...

Читать дальше...

Узнаваемая панорама таллиннских крыш на заставке номера газеты «Waba Maa» от 24.12.1930.

Поздравления с первой полосы: праздничный наряд газетных номеров

Для того, чтобы узнать о приближении зимних праздников, жителю былого Таллинна не было нужды заглядывать в календарь: вполне хватало бросить ...

Читать дальше...

«Нам, Каурый, за ними все равно не угнаться, так хоть отставать не станем»:
прежние и современные методы уборки снега на карикатуре Э.Вальтера. 
Газета «Õhtuleht», 1951 год.

От лопат до стальных «лап»: арсенал таллиннских снегоборцев

Уборка таллиннских улиц от снега и наледи – как вручную, так и с помощью разного рода специальных приспособлений и машин ...

Читать дальше...

Таким видел застройку площади Вабадузе между Пярнуским шоссе и улицей Роозикрантси архитектор Бертель Лильеквист. Рисунок из хельсинской газеты Huvudstadtsblatter, 1912 год.

Таллинн, построенный финнами: северный акцент портрета города

Шестое декабря – День независимости Финляндии – самая подходящая дата вспомнить о вкладе северных соседей в архитектурный облик Таллинна. Не много ...

Читать дальше...

В руках деревянного воина, как и прежде, – меч и копье, под ногами – полевой цветок.
Фото: Йосеф Кац

Кривой меч и копье с вымпелом: амуниция для деревянного воина

Один из шедевров прикладной скульптуры эпохи барокко и герой сразу нескольких современных гидовских баек вновь предстал перед горожанами практически в ...

Читать дальше...

Подводная лодка «М-200» (у пирса) и однотипная с ней «М-201» после перевода на Балтику. 1945 год.

«Курск» Балтийского флота: жертвы и герои подлодки «Месть»

Шестьдесят пять лет тому назад у самых берегов Эстонии разыгралась трагедия, соизмеримая по драматизму с гибелью российской подводной лодки «Курск». Увидав ...

Читать дальше...

Паровоз-памятник во дворе Таллиннской транспортной школы, фото 2015 года.

«Кч 4» со двора на ул. Техника: прощание с паровозом-памятником

В конце минувшего месяца Таллинн лишился частицы своей транспортной истории: локомотив-памятник, стоявший перед историческим зданием железнодорожного училища на улице Техника, ...

Читать дальше...

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в районе улицы Гонсиори. На её месте ныне цветочный магазин "Каннике"

Утраченные храмы и часовни Таллина

В 1734 году в районе Каламая была построена деревянная гарнизонная церковь Феодора Стратилата на Косе. В начале XIX века богослужения в Феодоровском ...

Читать дальше...

...и столичный постовой. Рисунок из газеты «Эсмаспяэв», 1932 год.

Стражи безопасного движения в Таллине: юбилей дорожных знаков

Вот уже девять десятков лет, как дорожные знаки являются неотъемлемым элементом уличного пейзажа Таллинна - настолько привычным, что замечают их ...

Читать дальше...

Летнее помещение Морского собрания на берегу пруда в Кадриорге. В отличие от главного здания организации на Ратушной площади – утрачено.

Ревельское морское собрание: эпилог многолетней истории

История Ревельского морского офицерского собрания в общих чертах любителю таллиннской старины известна. Как и при каких обстоятельствах история эта завершилась ...

Читать дальше...

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.




Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
В Домском соборе /Доминиканской церкви/ похоронен мореплаватель Крузенштерн. А еще там есть "Плита счастья". Если стоя на ней загадать желание оно обязательно сбудется. И находится она недалеко от входа. Может это и есть «надгробие» неисправимого таллинского Дон Жуана!?
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!