А знаете ли?

По легендам и приданиям, родителей Калевипоэга звали Калев и Линда. Перевести на русский язык дословно, Калевипоэг, и есть, - сын Калева. Иными словами, это всего лишь отчество, Калевич. Но тогда, какое же у него было имя?

Правильный ответ.

 

Желаете разместить статью о вашем предприятии или себе на страницах сайта? Нет ничего проще!

Депеши в Магистрат!

Следует знать…
Есть внешне ничем не примечательная улочка в районе Вышгорода. И даже, кажется, официального названия не имеет. Но интересна тем, что она - самая узкая в городе. Отсюда и народное название "улица пьяного рыцаря". Мол, когда рыцарь пьян настолько, что ходить не в состоянии, он мог по ней пройтись, опираясь руками за дома, находящихся с двух сторон. Однажды две дамы в пышных платьях застопорили на ней движение. Одновременно они пройти по ней не могли, а уступить одна-другой дорогу - не желали. Народу вокруг собралось - тьма! Все ругаются, а сделать ничего не могут. Один молодчик из простых людей сообразил как быть. Говорит, пусть та, что моложе уступит дорогу той, что старше. Дамы настолько перепугались, что одновременно развернулись боком и протиснулись мимо друг-друга по улице.
Хроники Таллина
Говорят так:
Однажды Таллинн, который называли девой, ибо еще никто не сумел овладеть им, целое лето осаждало неприятельское войско. И хотя крепостные стены и башни надежно защищали таллиннцев, голод становился день ото дня все более лютым, и сердцами горожан овладели отчаяние и малодушие. Спасителем города в этот трудный час оказался барон Пален, хозяин поместья Палмсе. Он сделал вид, будто хочет послать голодным горожанам провизию. Когда повозки со съестным и пивными бочками приблизились к лагерю неприятеля на Ласнамяги, они были тотчас захвачены врагами. Голод измучил осаждавших солдат не меньше, чем таллиннцев, поэтому они набросились как волки на провизию, забыв про осаду. Хозяин Палмсе воспользовался этой короткой передышкой, чтобы спасти город. Он велел доставить морем к стенам города откормленного быка, а также немного солода, и передал их горожанам. Горожане сварили свежего пива и отнесли его на передние земляные валы. На днища перевернутых бочек они налили пива - так, чтобы пена потекла через края. Затем выпустили на валы быка, который выбежал, взрывая рогами землю. Когда враги увидели бочки с пенящимся пивом и откормленного быка, у них душа ушла в пятки. "Пропади все пропадом", - сказали солдаты, - "того не возьмешь измором, кто может еще столько пива наварить и прогуливает жирных быков на валах. Скорее сами умрем от голода". На следующее утро горожане увидели, что неприятель уходит восвояси. Таллинн был опять спасен.
С нами считаются:

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Яндекс цитирования

Ресурсы Эстонии на ru.сском языке.

Ливонский Орден в Эстонии

Метроном
  • Blog stats
    • 1307 posts
    • 0 comments
    • 37 trackbacks

  • Raw Author Contribution
    • 4.8 posts per month
    • 236 words per post

  • Conversation Rate
    • 0 comments per post
    • 0 trackbacks per post

Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды!
Подробнее...

Одна из достопримечательностей Пыхья-Таллинна и памятник русскому прошлому столицы, утраченный в послевоенные годы, начинает свое возвращение к таллиннцам.

До начала нынешнего века об изначальном предназначении зеленого массива между улицами Копли и Пельгуранна напоминал лишь циничный народный топоним «Парк живых и мертвых».

Реконструкция, проведенная в 2002-2006 годах превратила парк в мемориальный: инфостенды и оформление чаши фонтана напоминают о существовании здесь некогда главного некрополя былого Ревеля.

Есть надежда, что в самом обозримом будущем одну из доминант утраченного кладбищенского ансамбля можно увидеть не только на репринтах старинных черно-белых фотоснимков, но и в реальном пейзаже.

Речь идет о мемориальной часовне в память воинов Северо-Западной армии, созданной в 1935 году по проекту одного из ведущих русских архитекторов Эстонии, снесенной советскими властями и намеченной ныне к воссозданию.

Эхо эпидемий

Часовня СЗА на кладбище в Копли 25 октября 1936 года.

Часовня СЗА на кладбище в Копли 25 октября 1936 года.

На всем своем долгом протяжении Средневековье не знало кладбищ в современном понимании: захоронения умерших производились либо под полами церквей, либо – прямо у их стен.

Сама идея вынести погребения за черту городских укреплений и ее практическая реализация – маркер наступления Нового времени, свидетельство перемен всей системы мировоззрения.

Зачастую толчком к подобным переменам становились эпидемии – такие, как московская чума 1770-1772 года, после которой кладбища в Российской империи вынесли в отдаленные предместья.

Не стал здесь исключением и Ревель: не позднее 1774 года, похоронные процессии потянулись от Монашеских ворот в сторону полуострова Копли, где по распоряжению магистрата было основано новое кладбище.

Хоронили на нем скончавшихся прихожан церквей Нигулисте и Олевисте – немцев по происхождению, лютеран – по вероисповеданию. Для эстонцев имелось кладбище на Каламая, для русских – кладбище Александра Невского.

Православный некрополь в южной части кладбища Копли появился значительно позже – не в последней трети восемнадцатого столетия, а в первой четверти двадцатого. И возник он тоже в связи с вспышкой эпидемии – на этот раз тифозной.

Тиф, беспощадный бич времен Первой мировой и гражданской войны в России, попал в Эстонию на заключительном этапе вооруженной борьбы за независимость – вместе с отступившей на территорию новорожденного государства Северо-Западной армией.

Тыловой базой СЗА, действовавшей на петроградском направлении совместно с силами обороны Эстонской Республики, считалась территория рабочей колонии при Русско-балтийском судостроительном заводе на полуострове Копли в Таллинне.

Предприятие к тому времени было эвакуировано, занятые на производстве – тоже, так что заводская больница, считавшаяся в свое время одной из лучших в городе, была превращена в главный госпиталь для раненых и больных.

Справиться с валом тифозных она не смогла. Тогда под временные лазареты спешно начали приспосабливать рабочие казармы, покинутые прежними жильцами и пограбленные при кайзеровской оккупации.

Финал был трагическим: боясь распространения эпидемии, столичные власти отрезали Копли от города карантинными кордонами. Вчерашние северозападники оказались брошены на произвол судьбы.

Везти погибших на кладбище Александра Невского было невозможно – да и непозволительно. Для их погребения был выделен участок на ближайшем кладбище – Коплиском.

Завет старины 

Судьба интернированных служащих СЗА сложилась по-разному. Кто-то, поверив обещаниям большевиков, вернулся на родину, в советскую Россию. Кто-то – решил остаться в Эстонии.

Желание последних увековечить память о своих однополчанах, павших жертвой не непосредственных боевых действий, а бесхозности тыловых служб и безразличия гражданских властей было естественно.

Начиная с середины двадцатых годов прошлого века на участке захоронения северозападников проводились поминальные богослужения, братская могила была приведена в порядок и отмечена мемориальным знаком.

Идея увековечить трагедию поминальной часовней родилась, видимо, несколько позднее – к началу уже следующего десятилетия. А 19 июля 1935 года на Коплиском кладбище состоялась торжественная церемония ее краеугольного камня.

Проект сооружения разработал Аленксандр Владовский – они и сам жил в непосредственной близости от места погребения служащих Северо-Западной армии, и наверняка воспринимал историю Копли частью своей собственной биографии.

А главное – большего, чем он, знатока традиционного древнерусского зодчества и канонов православной архитектуры, в тогдашней Эстонии попросту не было. Кроме того, в «творческом портфолио» зодчего уже имелся опыт создания схожей постройки.

Речь идет о так называемой Корсуноской часовни, сооруженной над братской могилой защитников крепости Старого Изборска, павших в боях со шведами в середине XVII столетия и захоронных у подножия одной из башен крепостной стены.

Идея воздвигнуть над местом их упокоения часовенку возникла в 1929 году, когда Изборск входил в границы Эстонии – и потому заказ на проектирование сооружения было решено поручить живущему в Таллинне Владовскому.

Сравнение двух спроектированных им однотипных построек небезынтересно. При очевидном внешнем сходстве, взгляд специалиста может отыскать ряд отличий, рассказывающих об эволюции творческого языка зодчего.

В Изборске он стилизовал часовню под работу псковских мастеров, живших во времена царя Алексея Михайловича. В Таллинне – обратился к более древнему периоду, взяв за образец Новгород эпохи расцвета – XIV столетия.

Более миниатюрная и приземистая, декорированная вкрапления в плоскость стен «дикого» камня, она будто обращалась к временам, когда новгородские купцы были желанными гостями в ганзейском Ревеле.

Наречена часовня была в честь Георгия Победоносца – одного из традиционных покровителей российского воинства. Освятил постройку митрополит Александр 25 октября 1936 года.

Поставленная цель 

Архитектору Владовскому повезло – прожив бурную и насыщенную жизнь, чудом не тронутый ни одним из правивших Эстонией после утраты государственности режимов, он скончался в 1950 году.

Созданной по его проекту Георгиевской часовни на кладбище в Копли повезло значительно меньше: неизвестно точно, снесена она была при ликвидации кладбища в 1951 году или еще раньше – в 1946-м.

Как бы то ни было, старинный некрополь был превращен в «Парк культуры и отдыха», а на той территории, где были захоронены порядка семисот воинов СЗА, разместилась электрическая подстанция, существующая и поныне.

Но для тех, кто стремится вернуть не только району Пыхья-Таллинн, но и всей столице часть ее утраченного прошлого, это оказалось не помехой: созданное в прошлом году НКО «Общество святого Георгия» решило твердо идти к поставленной цели.

За минувшие месяцы сделано немало. Город выкупил незастроенный участок кладбища СЗА у госкомпании «Elering», а также провел на объекте необходимые археологические исследования, позволившие определить точные места захоронений.

Выяснилось, что на площадке, где предусматривается воссоздание мемориальной часовни, братских могил, по-видимому, нет. Следовательно, можно приступать к следующему этапу – работе над предварительным и строительным проектом.

Судя по предварительной визуализации, подготовленной сотрудниками архитектурного бюро «AB Ansambel», по крайней мере, общий силуэт утраченной будет воссоздан точно. Хочется верить, что воссоздана будет и прежняя отделка фасадов.

По всей вероятности, в восстановленной постройке найдется место и для бесценных реликвий, уцелевших от ее предшественницы – икону святого Георгия и табличку с именами захороненных на Коплиском кладбище северозападников.

В настоящий момент оба предмета экспонируются в церкви святого Николая в Копли. Что неслучайно: здешний приход выступил одним из инициаторов восстановления часовни. Ему же предоставлено и право на застройку.

На минувшей неделе договор о восстановлении утраченного памятника архитектуры был официально подписан. И если все пойдет по плану, то закладка краеугольного камня состоится уже нынешней осенью.

Остается только надеется, что это послужит добрым примером – и вслед за часовней СЗА настанет пора восстановления других утраченных памятников мемориального парка Копли.

*                             *                             *

НКО «Общество святого Георгия» напоминает таллиннцам и всем прочим заинтересованным личам, что часовня воссоздается на добровольные пожертвования.

Реквизиты для внесения пожертвований на восстановление часовни: PÜHA JÜRI SELTS EE631010220289989220.

Йосеф Кац
«Столица»











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.







Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.

777
Новое на Переулках Городских Легенд
Таким представлялся вид сверху на новый корпус нынешнего Городского театра
во дворах девятого квартала архитектору Калле Рыымусу в 1987 году.

От «Интернационального клуба» до «Сцены в преисподней»

Двор здания Таллиннского городского театра стоит на пороге больших перемен, ожидание которых оказалось растянутым чуть ли не на три с ...

Читать дальше...

Первые семь КТ-4 в ожидании «воздушного путешествия»
с железнодорожной платформы на трамвайные пути. Февраль 1981 года.

Чехословацкие «аквариумы» для трамвая Таллинна

Сорок лет тому назад на таллиннские улицы впервые вышли трамваи чехословацкой сборки «КТ-4», обслуживающие жителей и гостей столицы и по ...

Читать дальше...

Что и почему нужно знать о тайном пакте Бермонта-Гольца

Сто лет назад, 21 сентября 1919 года, генерал германской армии Рюдигер фон дер Гольц и командир Западной добровольческой армии самопровозглашенный ...

Читать дальше...

Часовня СЗА на кладбище в Копли 25 октября 1936 года.

Возвращение памяти: часовня СЗА в Копли

Одна из достопримечательностей Пыхья-Таллинна и памятник русскому прошлому столицы, утраченный в послевоенные годы, начинает свое возвращение к таллиннцам. До начала нынешнего ...

Читать дальше...

Таллин

О НАЗВАНИИ СТОЛИЦЫ ЭСТОНСКОЙ ССР

7 декабря 1988 г. на сессии Верховного Совета Эстонской ССР единогласно принята поправка к русскому тексту Конституции (Основного закона) Эстонской ...

Читать дальше...

Модель торгового судна XVII века, принадлежавшего членам ревельского братства Черноголовых, в коллекции Таллиннского городского музея.

Восемь столетий Таллинна: Век семнадцатый, переломный.

Семнадцатый век единственный в восьмивековой истории Таллинна целиком и полностью укладывается в рамки Шведского времени, составляя тем самым большую часть ...

Читать дальше...

Биржевой переулок.

Биржевой проход: «тропой истории» вдоль Исторического музея

После недавно завершившейся реставрации Биржевой проход – одна из самых колоритных и узнаваемых улочек Старого Таллинна – вновь открыта для ...

Читать дальше...

Фасад Дома кино – один из самых ярких образцов эклектики в архитектуре Старого Таллинна.

Дворец десятой музы: Дом кино на улице Уус

Сорок лет назад муза кино обрела в Таллинне свой собственный дом – роскошный неоренессансный особняк на улице Уус. Первый киносеанс в ...

Читать дальше...

Семья лопарей-саамов с их оленями. Иллюстрация из газеты «Rigasche Rundschau», март 1931 года.

Заполярье за Коммерческой гимназией: Лапландия в Таллинне

Для того чтобы посетить «всамделишную Лапландию», столичным жителям девяностолетней давности было достаточно заглянуть на пустырь за зданием нынешнего Английского колледжа ...

Читать дальше...

Руководство Рийгикогу первого созыва в служебных помещениях замка Тоомпеа.

Бездна доверия и масса проблем: 1-я сессия 1-го Рийгикогу

Сто лет тому назад термин «Рийгикогу» вошел в активный словарь жителей Таллинна и других городов нашей страны: 4 января 1921 ...

Читать дальше...

Таллиннский Дед Мороз переходного от «новогоднего» к «рождественскому» периоду своей биографии на открытке второй половины 80-х годов.

В Кадриорге когда-то работала школа Дедов Морозов

Тридцать лет назад в Таллинне открылось учебное заведение, аналогов которому прежде в истории системы образования столицы едва ли было возможно ...

Читать дальше...

На месте Järve Selver почти сто лет высились корпуса фабрики, основанной Оскаром Амбергом.

Силикатный кирпич Оскара Амберга

Сто десять лет тому назад на окраине тогдашнего Таллинна приступило к работе предприятие, без преувеличения, изменившее облик города самым радикальным ...

Читать дальше...

Заглядывать в чужие окна – не слишком культурно. Заглянуть же в историю таллиннских окон – как минимум небезынтересно.

От трилистника до... стены: биография таллиннских окон

Сочлененное с готическим порталом средневековое окно в каменной раме можно отыскать даже на фасадах зданий, до неузнаваемости перестроенных в последующие ...

Читать дальше...

Главный акцент интерьера часовни в башне городской стены – изображение девы Марии – выполнен художником Андреем Стасевским и каллиграфом Татьяной Яковлевой.

От грозного Марса до Девы Марии: метаморфозы башни Грусбекетагуне

Первый ярус одной из башен таллиннской городской стены превратился в уникальный культовый и культурный объект. То, что расположенная поблизости башня крепостной ...

Читать дальше...

Обложка альбома «Георг Отс – 100», выпущенного в нынешний юбилейный год.

Еще раз о Георге Отсе: портрет в жанре альбома

Альбом «Георг Отс – 100», выпущенный таллиннским издательством «Александра», – достойный аккорд юбилейного года, посвященного столетию со дня рождения легендарного ...

Читать дальше...

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.











Сказать кстати…

В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.

Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, - две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.

Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.




Видеохроника:

Легенды древнего города Таллина. Ревеля. Дьявол справляет свадьбу. Дом с тёмным окном.

Каждую неделю, новая легенда, от проекта «Ливонский Орден. XXI век».

Прочитать дальше и оставить отзыв >>>

Между прочим…
Удивительно, но в планах барона фон Глена, Нымме, замышлялся не просто курортным предместьем, а полноценным конкурентом Таллинну. Мало того, что фон Глен основал здесь несколько предприятий – он планировал превратить Нымме в... морской порт. По вырубке, созданной по трассе канала, который должен был приводить корабли из Коплиской бухты к подножию Мустамяги, была полвека спустя проложена улица Эхитаяте теэ.
Это интересно:
  • BEHANDELN, LERNEN, LERNEN
  • FÜR DEN HEILIGEN VALPURGI-TAG ODER WIE IN DER REVEL AUF DEN FAKTOR GEJAGT
  • Dort steht die "KOSULA" von JAAN KOORT: DIE VERGANGENHEIT UND DIE ZUKUNFT DES TALLINSK-QUADRATES AUF NUNNA
Дайте ответ Магистрату!

2019 - встретите в Таллине?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Close
Таллинн: "Застывшее Время", в твоём ящике!"

Бесплатная подписка на обновления проекта, новые статьи и фото!