Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды! |
Никогда до того – да, пожалуй, и никогда после, вплоть до дня сегодняшнего – космические дали не были так близки к Таллинну и таллиннцам, как шестьдесят лет тому назад.
Не в строго академическом, научном, астрономическом плане, разумеется: тамошние константы остаются неизменными вне зависимости от событий на той или иной планете.
В чисто человеческом, эмоциональном: без преувеличения, едва ли не весь город искренне радовался неслыханному прежде техническому прорыву – первому полету человека в космос.
Вехи триумфа
Бородатая шутка про «добровольно-принудительное участие» родилась в свое время не на пустом месте: «бурное ликование масс», что греха таить, приходилось порой и стимулировать.
И все же применительно к митингу, состоявшемуся на тогдашней площади Выйду – нынешней Вабадузе – 14 апреля 1961 года, говорить о каком-либо принуждении было бы неверно и несправедливо.
Никаких предварительных объявлений о том, что в самом центре столицы ЭССР состоится общественное мероприятие, посвященное полету первого космонавта, накануне нигде не публиковалось.
Решение, судя по всему, было принято достаточно спонтанно – настолько спонтанно, что городские власти, взявшие на себя организацию народных торжеств, даже не успели сделать трибуну для выступающих.
Ее импровизированный аналог соорудили из двух свободных на данный момент грузовиков таллиннского треста озеленения: подогнали машины друг к другу кузовами, задрапировали кумачом и приладили лестницу-стремянку.
Над трибуной спешно водрузили транспарант с лозунгом на эстонском и русском – «Привет первому космонавту Юрию Алексеевичу Гагарину!». Да тем праздничное украшение площади и ограничили – в центр города уже тянулись горожане.
По окончании рабочего дня – на календаре была пятница – на площади собралось столько народа, что в какой-то момент милиции даже пришлось частично ограничивать движение по Суворовскому – ныне Карловскому – бульвару.
Открывая митинг, глава союзной республики Йоханнес Кэбин выразил уверенность: нынешние дни, вне сомнения, будут вписаны в историю всего человечества как важнейшие вехи в его научном и техническом становлении.
Впрочем, придерживаясь официальной тогдашней риторики, оратор подчеркнул, что успешный полет Гагарина является, в первую очередь, свидетельством триумфа именно социалистического строя и методов хозяйствования.
«Историческое событие вдохновляет всех тружеников нашей республики работать еще лучше, еще успешнее проводить в жизнь программу построения коммунизма», – цитировала его слова газета Õhtuleht.
Несостоявшаяся прогулка
Завершая свое выступление, Кэбин сообщил: сегодняшним единогласным решением таллиннского горисполкома прежний бульвар Тоомпуйестеэ переименован отныне в бульвар космонавта Юрия Гагарина.
Выбор может показаться несколько странным: как пояснял глава горисполкома Йоханнес Ундуск, именно эта магистраль была в городе одной из наиболее загруженных, а значит, и название будет на слуху.
«В тот день, когда Москва, Родина обнимали своего сына, космонавта Гагарина, нашей улице было присвоено имя героя, – писала в редакцию газеты «Молодежь Эстонии» жительница переименованного бульвара Л. Моргунова.
Ныне –15 апреля. Четвертый день новой эры. Омытая первым весенним грозовым дождем, освещенная ярким апрельским солнцем, наша улица заиграла новыми красками, все приобрело праздничный вид, все зазвучало по-новому».
Автор опубликованного на газетных полосах письма приглашала Гагарина не просто посетить Таллинн, как только у космонавта появится первая подобная возможность, но и обязательно совершить неспешную прогулку по его «персональной улице».
Посетить книжный магазин на углу с улицей Техника, витрины которого «свидетельствуют об изобилии духовной культуры советского народа». Зайти в соседнюю кулинарию – воочию убедиться в изобилии материальном, продуктовом.
Во время предполагаемой прогулки жительница Таллинна приглашала гостя полюбоваться «с его бульвара» на «седую древность Тоомпеа» и позавтракать в «уютном кафе «Тооме», окна которого любовно украшены цветами в Вашу честь».
Остановиться герою-космонавту горожанка предлагала в новой гостинице, которая пока еще только «строится руками наших славных тружеников бригады Героя Социалистического Труда эстонского каменщика Кристьяна Кярбера».
Речь, как нетрудно догадаться, шла о гостинице «Таллинн», ныне ставшей частью гостиничного комплекса Meriton Grand Conference & Spa Hotel: двери перед первыми посетителями ей довелось распахнуть только летом 1964-го.
Увы – доехать до столицы ЭССР ни в тот год, ни когда-либо вообще первому в мире космонавту так и не удалось. А имя его исчезло с уличных табличек Таллинна в 1989 году: бульвару вернули историческое название.
Лет пятнадцать тому назад владелец дома на углу Тоомпуйестеэ и улицы Фальги теэ установил во дворе памятный знак – то ли самому Гагарину, то ли существовавшему в советское время топониму.
В 2011 году эта своеобразная достопримечательность оказалась разрушена. И хотя домовладелец обещал редакции «Столицы» разобраться и воссоздать ее – слова так и остались словами.
Звездная коллекция
Путешествие по следам всеобщего увлечения космической тематикой почти наверняка приведет таллиннца к кинотеатру «Космос», и по сей день работающему под данным ему в 1964 году именем.
Старожилы вспомнят, что существовало некогда в Мустамяэ кафе «Комета» – а их дети и внуки утешат, что заведение с тем же «космическим» названием работает ныне в торговом центре Solaris.
Можно упомянуть, наконец, что и принадлежащий управлению железной дороги пионерский лагерь в Вяэна-Йыэсуу тоже носил имя первого космонавта – впрочем, это уже вне административных границ Таллинна.
Куда менее известно, что некогда таллиннцы могли посетить… музей космонавтики. Правда, исключительно по предварительной договоренности и только по рабочим дням. С сентября по июнь, за исключением дней каникул.
Нетрудно догадаться, что речь идет о музее не совсем официальном. Скорее – любительском, еще точнее – школьном: учрежден он был в 1980 году при 14-й таллиннской средней школе, носившей имя конструктора Сергея Королева.
«В здешнем музее космонавтики собран интересный материал, начиная с жизни и деятельности К.Э.Циолковского и С.П.Королева и вплоть до сегодняшних покорителей космоса, – писала об этом примечательном собрании газета «Вечерний Таллинн».
За год в музее побывали свыше двух тысяч человек. В книге отзывов первую запись сделал внук Циолковского – А. Костин. Он напомнил ребятам слова Королева: «Учитесь еще больше, делайте это с радостью и ни на час не забывайте о будущем!»
Конечно, музейная ценность представленных в школьном помещении экспонатов была, возможно, и не столь велика: макеты, памятные медали, книги генерального конструктора, подписанные, правда, не им самим, а почему-то его матерью.
Образцы питания космонавтов в жестяных тюбиках были доставлены не с орбиты, а от производителя из Пыльтсамаа. Да и образец почвы в пузатой колбе был привезен не «с пыльных тропинок далеких планет», а с космодрома «Байконур».
Однако педагогическая, образовательная ценность школьного музея и его собрания ни в коем случае не должна быть подвергнута сомнению: делу популяризации космонавтики он, вне всякого сомнения, служил.
Недаром именно по инициативе совета музея и руководства школы в Таллинне весной 1981 года прошел приуроченный к двадцатилетию полета Гагарина слет юных королевцев – первый во всем СССР.
«Подружившись навсегда, взаимно обогащенные, разъедутся делегаты слета, чтобы еще настойчивее продолжать дело освоения космоса, начатое Циолковским и Королевым», – писала газета.
* * *
Связал ли кто-нибудь из участников таллиннского слета свою дальнейшую жизнь с космонавтикой хоть в какой-то степени – сказать трудно. Как трудно сказать, когда прекратил существование «космический» школьный музей.
За минувшие с даты полета Гагарина шесть десятилетий космос в значительной степени утратил свой романтический ореол. И одновременно стал частью повседневной жизни и привычных реалий, окружающих нас ежечасно.
Но когда в новостной ленте на мониторе компьютера или мобильного телефона неожиданно проскочит сообщение о выведенном на орбите спутнике, созданном эстонскими студентами, понимаешь: 12 апреля 1961 года будут помнить всегда.
Йосеф Кац
«Столица»
Related posts
- «Дом с негаснущими окнами»: самый первый в Таллинском Мустамяэ
- Таллин: следы космической эры
- От орденского выгона до привокзальной площади: метаморфозы окрестностей главной станции Таллина
- Теперь называйте его Kosmos-IMAX
- «Лично познакомиться с вашими успехами»: президент Финляндии в Советской Эстонии
- Переулки Таллин: Космос над нашим городом.
- Новая орбита таллиннского «Космоса»: легендарный кинотеатр открывается!
- Первые советские кинотеатры в Таллине
- Глядящие в перспективу здания Эстонской ССР
В средние века в Нижнем городе не разрешалось сажать деревья перед бюргерскими домами. На узких улицах пешеходам и повозкам было тесно и без деревьев.
Единственные деревья, растущие в Нижнем городе прямо на тротуаре, — две старые высокие липы перед домом на улице Лай, 29.
Существует предание о привилегии сажать деревья, которой царь Петр наделил хозяина дома, бургомистра Иоанна Хука. Обычно Петр заходил бургомистру, чтобы отведать пива и кофе.Однажды хозяйка дома подала кофе царю и сопровождавшему его генерал-губернатору Эстляндии Апраксину прямо на крыльце. Гости уселись на лавках. Петр заметил хозяину, что следовало бы перед домом посадить пару деревьев, чтобы они укрывали от палящих лучей солнца.
Related posts
- «Дом с негаснущими окнами»: самый первый в Таллинском Мустамяэ
- Таллин: следы космической эры
- От орденского выгона до привокзальной площади: метаморфозы окрестностей главной станции Таллина
- Глядящие в перспективу здания Эстонской ССР
- Первые советские кинотеатры в Таллине
- Новая орбита таллиннского «Космоса»: легендарный кинотеатр открывается!
- Теперь называйте его Kosmos-IMAX
- «Лично познакомиться с вашими успехами»: президент Финляндии в Советской Эстонии
- Переулки Таллин: Космос над нашим городом.