Заказать гида по Таллину, и другим регионам Эстонии. Лучшие гиды! |
Шестьдесят лет тому назад Таллинн посетил, возможно, один из самых экзотических официальных гостей — президент Демократической Республики Вьетнам Хо Ши Мин.
Визит, состоявшийся в двадцатых числах октября 1961 года, оказался запечатлен в коллективной памяти горожан куда как меньше, чем последующие визиты главы соседней Финляндии или иранского шаха.
Что, пожалуй, не совсем справедливо: пускай и не слишком долгий — продолжительностью чуть более полутора суток — приезд вьетнамского лидера был активным и насыщенным.
И, что особенно примечательно, руководитель социалистического Вьетнама стал едва ли не первым иностранным политиком, посетившим Таллинн после окончания Второй мировой войны.
Начинать с Эстонии
С европейским континентом будущий вьетнамский лидер был знаком не понаслышке: двадцатилетним юношей он нанялся на камбуз французского лайнера и добрался до Марселя.
Биография Хо Ши Мина накануне и во время Первой мировой войны полна противоречий, однако очевидно, что по ее окончании он живет в Париже и увлекается идеями левых политиков.
Тогда же, в начале двадцатых, он впервые приезжает в российскую столицу — в качестве участника московского конгресса Коминтерна — где также даёт интервью сотруднику журнала «Огонёк» Осипу Мандельштаму.
В 1927 году он еще раз посещает проездом Москву — на пути из Китая в Бельгию. В следующие разы — в 1950 и 1952-м он приедет в этот город уже в роли лидера пока еще не признанного, но провозглашенного вьетнамского государства.
Спустя еще девять лет Хо Ши Мин вновь прибудет в столицу СССР. На этот раз — почетным гостем XXII съезда КПСС: не только как руководитель социалистического Вьетнама, но и как один из символов международного анти-колониального движения.
Проходил съезд с 17 по 31 октября 1961 года. И к середине первой недели его работы вьетнамский гость выразил не совсем, судя по всему, ожидаемое от него желание ознакомиться с западной частью Советского Союза лично.
Визит в Эстонию, Латвию, Литву и Белоруссию было решено начать с Таллинна. Направленная в город телеграмма заставила местные власти начать судорожную подготовку к визиту высоких гостей.
Пионеры и эмигранты
Утром воскресенья, 22 октября 1961 года, над перроном Балтийского вокзала прозвучал привычный паровозный гудок: локомотив доставил из Москвы ежедневный пассажирский поезд.
Спецвагон был подцеплен к нему дополнительно: в нем в Таллинн прибыли президент Демократической республики Вьетнам, Хо Ши Мин и первый секретарь компартии Вьетнама Ле Зуан.
«Столица республики встретила вьетнамских гостей солнцем, голубым небом, а главное — теплотой своих чувств к представителям братского вьетнамского народа», — сообщала газета «Советская Эстония».
«Приветствуемые собравшимися, улыбающиеся Хо Ши Мин, Ле Зуан и сопровождающие их лица выходят из вагонов, — продолжает корреспондент. — Пионеры в национальных костюмах вручают им букеты цветов».
Встречать иностранную делегацию прибыли, конечно, не только ученики таллиннских школ: на вокзале присутствовало все руководство республики во главе с первым секретарем ЦК компартии ЭССР Карлом Вайно.
«Возгласы «ура», аплодисменты многочисленных таллиннцев сопровождают гостей, — свидетельствует журналист «Ыхтулехт» — Хо Ши Мин целует детвору и в ее окружении проходит весь перрон до самого вокзала».
Поблагодарив за теплую встречу всех присутствующих, а в первую очередь — школьников, вьетнамский лидер отправился отдыхать: день его прибытия был все-таки выходным, воскресным.
Единственным пунктом официальной программы было вечернее посещение оперного театра «Эстония»: давали оперетту «Стелла Полярис» — безусловный хит тогдашнего театрального сезона.
За живой музыкой стояла идеологическая составляющая: речь в постановке шла об эстонских эмигрантах в условной «северной стране», мечтающих вернуться на родину — в ЭССР.
Ответ на вопросы
Утро следующего дня было расписано у гостей плотно: вначале — визит в Министерство культуры и просмотр документальных фильмов о Советской Эстонии, затем — в таллиннскую ратушу.
Так как в ту пору столичный горисполком работал все еще в унаследованных от средневекового магистрата помещениях, официальный прием совместили с мини-экскурсией по зданию и по Ратушной площади.
Впрочем, день сегодняшний интересовал приезжих значительно больше седой старины. А принимающей стороне явно хотелось показать, как отличается он от недавнего прошлого — реалий довоенной «буржуазной» Эстонской Республики.
«В яркую манифестацию советско-вьетнамской дружбы вылилось посещение гостями электромашиностроительного завода «Вольта», — рассказывал «Ыхтулехт».
— Они узнали, что за день тут выпускается столько продукции, сколько выпускалось до войны за год».
Гостям сообщили, что предприятие не только успешно выполнило все взятые на себя предсъездовские обязательства, но и вышло по общим объемам производства на показатели 1963 года: в ту пору подобная риторика не несла и тени иронии.
Порадовались вьетнамские товарищи и тому, что электромоторы, производимые таллиннской «Вольтой», идут на экспорт во множество зарубежных стран. В том числе — и к ним на родину, куда в ближайшее время отправляется новая партия.
Предприятия легкой, в том числе и пищевой промышленности негласно стояли в системе ценностей социалистической экономики ниже машиностроительных заводов. Однако на кондитерскую фабрику «Калев» гостей решили повести.
Не исключено, что выбор был обусловлен личным опытом 1 главы зарубежной делегации: в мемуарах Хо Ши Мин писал, (что накануне Первой мировой работал помощником кондитера в одном из самых фешенебельных отелей Лондона.
На кондитерской фабрике члены вьетнамской делегации дали высокую оценку технологии, восхитились оснащением предприятия и задали вопрос, похоже, не согласованный с принимающей стороной заранее.
Хо Ши Мину захотелось вдруг узнать: сколько работников «Ка-лева» умеют читать и писать? Ответ «Восемьдесят процентов наших работников имеют среднее образование» вызвал у гостей искреннее восхищение.
Гость в будущее
В свое время XXII съезд КПСС было принято величать «съездом строителей коммунизма»: заявление, что еще нынешнее поколение будет жить при этом строе, прозвучало именно на нем.
Так что нет ничего удивительного, что иностранным гостям Таллинна было решено показать постройку, в которой заветный 1980 год, по мнению сотрудников тогдашних СМИ, уже благополучно наступил.
Едва ли кто-нибудь из современных таллиннцев ныне догадается, что речь идет о здании 46-й школы на улице Сыле — на тот момент самой современной не только в городе, но, пожалуй, и на всей территории союзной республики.
«Она только что вступила в строй, — напоминала «Советская Эстония». — Здесь имеются специальные мастерские, плавательный бассейн, гимнастический зал с душевыми, тир. Все говорит о том, как велика в нашей стране забота о новом поколении».
Встречать необычных гостей вышла вся школа. Поприветствовав учеников и учителей, Хо Ши Мин направился к первоклассникам. Те охотно показывали гостю свои тетради и учебники, а бойкая Мерле Рейнару даже спела народную детскую песенку.
С более сознательным поколением юных таллиннцев вьетнамские товарищи встречались в актовом зале. Пионерка 7 «д» класса Авэ Штейнберг сообщила Хо Ши Мину о принятии его в почетные члены дружины и повязала на шею алый галстук.
«Хо Ши Мин по-отечески целует пионерку, — восхищался автор заметки в газете «Ыхтулехт». — Зал снова рукоплещет. Вьетнамскому другу передают специально заведенную в школе книгу почетных гостей».
«Желаю, чтобы ваша школа добилась многих успехов в воспитании новых поколений строителей коммунизма», — открыл ее своей записью президент Демократической республики Вьетнам.
* * *
Вечером того же дня, успев посетить еще и 73-ий таллиннский детсад, иностранная делегация — снова на поезде — отбыла в Ригу. На этот раз обошлось без пионеров: провожали ее официальные лица.
Пообещав на прощание передать «большой привет трудящимся Ханоя — столицы Вьетнама — от всех жителей гостеприимного Таллинна», Хо Ши Мин покинул столицу Эстонии, чтобы не вернуться уже никогда.
Интернет-поиск по словам «Хо Ши Мин» и «Таллинн» выдает в наши дни, в первую очередь, ссылку на сайт, позволяющий приобрести авиабилеты: в честь лидера Вьетнама в 1976 году был переименован город Сайгон.
Чуть более настойчивые поиски наводят на два десятка снимков, выполненных осенью 1961 года. Они — да несколько газетных заметок — вот все, что сохранило память о визите в столицу ЭССР гостей из далекого экзотического Вьетнама…
Йосеф Кац
«Столица»
Related posts
Городская стена — самое древнее сооружение Старого города, ее строили на протяжении 300 лет.
Раньше в город вели шесть ворот, почти все они были разрушены. От Вируских ворот остались только башни.