Средневековая легенда гласит: «Чаша, из которой пили Иисус Христос и апостолы во время Тайной вечери и в которую Иосиф Аримофейский собрал кровь из ран распятого Христа, была вышлифована из чистого изумруда и обладала чудодейственной силой. Сию святую чашу называли грааль. Иосиф принес ее в Британию, там на недоступной горе Монтсальват рыцарь Титурель построил для нее великолепный храм. Каждый год в Страстную пятницу с неба спускается ангел, чтобы возобновить чудодейственную силу грааля. Целый сонм рыцарей охраняет святую чашу в храме Монтсальват.
«И взяв чашу, благодарил, подал им, и пили из нее все».
Евангелие от Марка 14.23.
Вообще-то слово «грааль» означает на старофранцузском языке просто плоский сосуд. И независимо от того, была ли реальная чаша грааль или, что скорее всего, — это плод человеческой фантазии, интересен вопрос: кто создал чашу, которая хранится в Париже, как святыня, хоть и сделана она не из изумруда (стоимость его не уступает алмазу), а из простого темно-зеленого стекла? Имя мастера неизвестно, но ясно, что это золотых дел мастер, ювелир! О нем и пойдет сегодня речь.
Византийская принцесса
Все, кто в конце второй половины ХХ столетия, проходил по улице Пикк, невольно смотрел на витрины магазина на углу улицы Хобусепеа. Изделия ювелирной мастерской Копфа, затем художественного комбината «Арс» и товарищества Kuldgraal — «Золотой грааль» — всегда отличали особая изысканность и мастерство, неповторимость и строгое чувство стиля. В любой вещи легко угадываются черты, присущие только этим фирмам. Бес сомнения — истоки такой преемственности и мастерства — в глубине столетий.
Осенью 1472 года в Ревель по дороге к Москве прибыла в сопровождении пышной свиты и русского посла Ивана Фрязина племянница последнего византийского императора Константина, дочь его брата Фомы Зоя Палеолог. С кем она встречалась и как ее принимали в Ревеле, неизвестно, но можно предположить, что ей преподнесли в подарок ювелирное украшение работы местного мастера Ханса Рюсенберга. Так ли это было или как-то по-другому, но через два года после того, как Зоя Палеолог стала великой княгиней, женой Ивана III и изменила свое имя на Софью, из Москвы в Ревель пришло письмо с приглашением Ханса Рюсенберга в Москву. Оно было подписано великим князем Иваном III.
Под влиянием византийской принцессы появились придворная пышность и этикет, потребовались опытные ювелиры, а работы Рюсенберга были действительно высокого уровня. Мы можем судить об этом по одному из его прозведений, находящемуся сегодня в Петербурге. Только оно попало в Россию не в XV, а в XVIII столетии.
Лет двадцать назад российское телевидение показывало многосерийный документальный фильм «Сокровищница Эрмитажа». Серия, посвященная коллекции серебра, начиналась и завершалась показом «Монстранса Рюсенберга». Монстранс (дарохранительница) — это довольно большой серебряный ларь на высокой ножке, все стенки которого украшены барельефами на библейские темы. Известно, что Ханс Рюсенберг изготовил его в 1474 году по заказу ревельской церкви Нигулисте.
Существует предание о том, как «Монстранс Рюсенберга» попал в Россию. В 1716 году тогдашний генерал-губернатор Эстляндии князь А.Д. Меншиков дал приказ очистить для русского гарнизона ревельскую церковь св. Михаила. Приказ был строгий, а возражений князь не терпел, и все же магистрат решил вступить с ним в переговоры. Чтобы повлиять на решение Меншикова, князю будто бы преподнесли «презент» (так элегантно называли взятку) — серебряную дарохранительницу, созданную Рюсенбергом. Князь подарок принял, но… церковь все равно отобрал. Царь Петр, в свою очередь, забрал у Меншикова дарохранительницу, и теперь она — одно из украшений коллекции серебра Эрмитажа. Трудно поручиться за достоверность этой истории, но она весьма похожа на правду.
Золотых дел мастера
Ханс Рюсенберг был основателем одной из ревельских династий золотых дел мастеров. Интересно, что в первой четверти XVI столетия его сын Ханс Рюсенберг-младший владел домом № 13 на улице Дункри. Дом этот, как и другие здания на нечетной стороне улицы, разрушен был в 1944 году, зато сохранился перестроенный дом № 25 на углу улиц Дункри и Ратаскаэву. Начиная с 1408 года в этом здании жили в разное время шесть золотых дел мастеров, а в доме № 2 на этой же улице в 1667—1689 годах обитал ювелир Габриэль Любкен. Сохранились и другие адреса: в конце XIV столетия домом на улице Аптеэги, 4, владел мастер Курдил, в первой половине XV века Хансу Грузелю принадлежал дом на углу улиц Вене и Аптеэги. Это же владение в конце века перешло к другому мастеру — ювелиру Вику Омунду, а дом с мастерской на углу Ратушной площади и той же ул. Аптеэги принадлежал в течение более чем ста лет (1421—1534) семейству ювелиров — потомков мастера Хейнриха ван Хамелина.
Сохранились и некоторые другие работы старых ревельских золотых дел мастеров. В коллекции серебра Художественного музея Эстонии хранится среди других их работ необычная серебряная чаша ремесленного цеха гончаров. Она представляет собой модель гончарного круга с укрепленной на ней вазой в форме античной урны. Одна из ручек чарки — пустотелая, и если в нее подуть, начинает вращаться «гончарный круг». А так как на нем часовой циферблат — вращение серебряного диска символизирует течение времени. На чарке, из которой пили по кругу на торжественных собраниях цеха, выгравированы имена четырнадцати дарителей, однако клеймо ювелира отсутствует. Известно, что серебряную утварь для ремесленных цехов изготавливали местные мастера, так что это, без сомнения, работа одного из ревельских ювелиров.
Еще оригинальней серебряный кубок Братства черноголовых с забавным названием «Ганс в подвале». В 1671 году шесть новых членов братства по сложившейся традиции при вступлении в организацию холостых купцов Ревеля преподнесли красивый кубок. Ножка его представляет собой фигуру воина, а сам кубок украшен орнаментом из серебряных листьев. В общем, на первый взгляд — кубок как кубок. Но у него есть весьма забавный секрет: он с двойным дном. Верхнее дно придерживается внизу кубка под давлением налитого вина, но стоит поднести сосуд ко рту и его наклонить, как в этот момент расположенная под верхним дном серебряная фигурка мальчика выталкивает дно и появляется на свет. Фигурку прозвали Гансом, и когда он с верхним дном поднимался, вино стекало в зазор. Пьющий оставался «с носом». Избежать этого можно было только при помощи собственного… носа — своевременно надавить им на серебряный диск верхнего дна. Этот оригинальный кубок — работа нарвского ювелира второй половины XVII столетия Рудольфа Цандера.
Кувшин Лорентсена
В начале семидесятых годов XVII века из шведского города Упсала подмастерье ювелира Захариас Лорентсен, обойдя многие европейские города, обязательные годы странствия для молодого ремесленника, овладел мастерством ювелира и, будучи человеком любознательным и способным, познал многие секреты своей сложной профессии. Прежде чем вернуться в родной город, Захариас добрался до Ревеля и поступил подмастерьем к ревельскому ювелиру.
Здешние мастера к пришельцам относились настороженно. В престижный ювелирный цех принимали только сыновей и зятей местных мастеров, а также новых мужей вдов мастеров. Такой брак называли «женитьбой на профессии». На счастье Лорентсена жила в Ревеле вдова ювелира Эльзабет Лоссон, готовая отдать молодому статному шведу руку, сердце и мастерскую покойного супруга. С «шедевром» на звание мастера он справился блестяще, вскоре был принят в цех и стал полноправным гражданином Ревеля. Тем более что этот город и Северная Эстония были заморской провинцией Швеции. Но счастье новобрачной было недолгим. Эльзабет вскоре скончалась. Выждав приличный срок, Захариас женился на молоденькой, но в 1674 году смерть унесла и ее. Всего три года Лорентсен был ревельским мастером и вернулся на родину, в Швецию. К сожалению, «шедевр» и другие его работы, созданные в Ревеле, не сохранились, но…
В 1985 году в Стокгольме шла подготовка к распродаже ценных изделий из серебра, организованной аукционной фирмой «Буковски». Один из выставленных предметов — серебряный кувшин — обратил на себя внимание специалистов. После тщательного изучения установили полустертые инициалы ZIS. Так подписывал свои работы Захариас Лорентсен (Лоренс). В 1986 году Лундский исторический музей (Швеция) организовал выставку «Балтийское серебро», на которой среди других работ экспонировался кувшин, изготовленный в Ревеле мастером Захариасом Лорентсеном. По виртуозности исполнения сложного скульптурного офрмления кувшин не имеет себе равных среди других старинных изделий из серебра, созданных в Ревеле.
XVII столетие было периодом войн, голода, эпидемий, и тем, кто в огне и бедах остался жив, было не до ювелирных изделий. И только в двух последующих столетиях, когда на этой земле царил относительный мир, постепенно росло производство украшений и серебряной утвари. В конце ХIХ и в первой половине следующего века на смену уходившим в прошлое ремесленным цехам пришли ювелирные предприятия. Наиболее известными были мастерские Копфа, Ланге и Таваста. Последним в 1930 году была созадана Таллиннская ювелирная фабрика. Сегодня в Таллинне работают несколько ювелирных мастерских, в том числе Kuldgraal и художественного комбината «Арс», которые хранят свои традиции, мастерство ремесленников Средневековья.
Лев Лившиц
«Молодёжь Эстонии»
Related posts
- Дружба длиной в шесть десятилетий: кино «Сыпрус» справляет юбилей
- Путешествие длиной в век. История Эстонского художественного музея "Kumu"
- В Старом городе Таллина должны жить еще тысячи людей, а дома нужно отобрать у недобросовестных владельцев
- «Исконный враг» профессора Улуотса
- Эстония 1944-1945 годов
- Парк, стадион и музей: детские адреса Таллинна
- Память мартовской ночи 1944 года
- Возвращение на родину
- Не только 1939 год, но и оккупационный снег 1941-1944 годов. Таллин, цветные фотографии.
- Принцесса Сиуру: К 120-летию со дня рождения Марие Ундер
Читать с монитора или экрана телефона удобно ни всегда. Предпочитая классический бумажный источник, где с лёгкостью и пометки поставить можно, обратимся к лучшему в Европе магазину литературы на русском языке.
Такой магазин, несомненно azon.market. Широкий выбор новинок! Цены в книжных магазинах, как правило близкие и отличаются не сильно. Именно потому при поиске где заказать и купить книгу в Европе, я выбираю azon.market. Во-первых, магазин расположен в Риге, а это особенно удобно по доставке заказа книг в Эстонию и Литву, в Таллин и Вильнюс, не говоря о других городах. Во-вторых, я живу в Таллине, и конечно, закажу дешевле и быстрее из Риги, чем к примеру, из Германии. В третьих, при заказе книг свыше 40 евро, доставят по Эстонии, Латвии и Литве до почтового автомата бесплатно. А если заказать свыше 65 евро, то могут задействовать курьерскую доставку на дом.
Во втором случае, уже не столь важно в какой части Европейского Союза вы живете, если конечно, ни в Греции, на Кипре или Мальте. Рижанам повезло особенно, им бесплатна доставка вне зависимости от суммы заказа.
Действует партнерская программа лояльности! Просто начните оформлять свой заказ, и система предложит вам доступные варианты доставки в вашу страну. Там же будут ясны все подробности.
Свой первый крупный заказ я сделал, в 2016-году. Доставка тогда заняла всего несколько дней. С тех пор, магазин постоянно держит в курсе о новинках и регулярных акциях. Позволяет иметь в руках новенькие, пахнущие типографской краской уютные книги, что обогащают знаниями, и дарят эмоции чтения. Отметил для желающих совершить путешествие в Таллин, несколько интересных путеводителей. Самый из них любопытный, Ольги Чередниченко. Её книга не просто справочник мест. Это личный опыт путешествий, не редко весьма нестандартный, автостоп и на автомобиле в одиночку! Не смотря, что книга издана в 2017 году, актуальна будет и через десять лет.
Вот, что она к примеру, там пишет: «Бывает, что при пересечении границ в развивающихся странах с путешественника пытаются стрясти пару долларов на некие «пограничные сборы». Всегда требуйте чеки. Примерно в 50% случаев данное требование волшебным образом отменит сбор. В развивающихся странах, выбирать отель лучше на месте. Дешевые отели просто не попадают в сети онлайн-бронирования». Эти её советы, конечно, не относятся именно к Прибалтике, но могут оказаться полезными впредь. Я бы не хотел рушить интригу и дам возможность узнать опыт Ольги вам самостоятельно.
Сфера же личных интересов лежит также в области художественной литературы, психологии и маркетинга. Вот книги, от которых я получил радость, прочитал или читаю в моменте сейчас, в 2022 году:
Не так давно, получил очередную партию книг с Azon.Market. Снял обзорное видео о достоинствах и недостатках. 05.11.2022:
Книга: Бодо Шефер, "Ментальная алхимия".
Книга: Бодо Шефер, "Законы победителей".
Книга: Бодо Шефер, "Я буду зарабатывать больше! Как постоянно увеличивать доходы".
Книга: Владимир Древс, "Миллионер с хорошей кармой".
Книга: Владимир Древс, "Ментальный алхимик. Как получить доступ к подсознанию и обрести уверенность".
Книга: Самюэль Хантингтон, "Столкновение цивилизаций".
Книга: Збигнев Бжезинский, "Великая шахматная доска".