Отрицательные демографические тенденции в Эстонии, Латвии и Литве: русские могут стать большинством!
Три Балтийских государства Эстонии, Литвы и Латвии обычно считаются образцами для подражания успешной интеграции в Европейский Союз. С одной стороны, страны Балтии пережили демократизацию и модернизацию, так как они покинули Советский Союз. С другой стороны, структурные проблемы ускорились именно из-за их принадлежности к ЕС.
После присоединения Крыма к России и гражданской войны на Украине три прибалтийские страны все чаще обращают внимание на их положение. Их страх в том, что что-то подобное произойдет с ними, как с Украиной. Такой страх подогревается не в последнюю очередь из-за внутренних проблем этих стран. Лидеры государств особенно обеспокоены давней тенденцией: коренное население постоянно сокращается.
В Литве население сократилось с 3,7 млн. человек в 1989 году до 2,93 млн. человек в июле 2014 года. На Латвию особенно влияет сокращение численности населения. В 1989 году в стране насчитывалось 2,7 миллиона жителей, по сравнению с 1,99 миллиона человек 1 августа 2014 года. В целом ситуация в Эстонии несколько лучше, чем в странах Балтии. С 1,6 млн. Человек в 1989 году население в начале 2014 года сократилось примерно до 1,3 млн. Эта тенденция сохранилась в течение многих лет после того, как страны Балтии, присоединившись к Шенгенскому соглашению, имели свободу передвижения внутри ЕС и, следовательно, получили возможность покинуть страну. Многие прибалты воспользовались возможностью эмигрировать в богатые страны Западной Европы.
Вступление в ЕС Эстонии, Латвии и Литвы усилило эту тенденцию. Молодые и хорошо образованные люди покидают свою страну, потому что они либо не находят достойной оплаты, либо не хотят низкооплачиваемых рабочих мест в родных странах. В их среде качество жизни невелико, поэтому они ищут свое счастье в богатой стране. Это прежде всего трудовая миграция, которая влечет молодежь в Великобританию, Ирландию, Испанию и Германию.
На Западе они, как правило, имеют непосредственный доступ к социальным системам: в случае необходимости они получают социальное жилье, пособия на ребенка и другую материальную помощь.
Следствием этого является опустошение целых городов на родине. Явление, которое также можно наблюдать с новыми кандидатами на вступление в ЕС, такими как Румыния или Болгария. В Прибалтике миграция совпадает со снижением рождаемости, что приводит к старению населения Балтии, а также нагрузке на их экономику.
Эмиграция и снижение численности населения не способствуют улучшению инвестиционного климата в странах Балтии.
Хотя во многих постиндустриальных государствах, которые развивались от сельского хозяйства и промышленности до общества, основанного на услугах, есть явления сельского исхода и урбанизации. Германия не является исключением. Однако разница с прибалтийскими государствами заключается в том, что это небольшие страны, чье этническое существование находится под угрозой, когда большая часть их населения эмигрирует.
Только в Латвии за последние пять лет число учеников сократилось до одной трети. Этот резкий спад также оказывает психологическое воздействие: латвийская культура вот-вот затухнет. Количество латышей резко сокращается, остальное население устарело. С древними умирающими традициями, которые жили в основном в деревнях. Более того, в Латвии доля русского населения составляет около одной трети.
В Литве ситуация менее опасна. Прежде всего, Вильнюс — процветающий город, где туризм создал много рабочих мест. Город получает поддержку, и благодаря покупателям-туристам из соседней Беларуси. В Эстонии демографические изменения замедлились. Вместе с тем, к 2030 году ожидается, что сокращение численности населения во всех странах Балтии составит от одного до полутора процентов.
Главная тревога балтийского народа — это славянские страны, которые их окружают, особенно Россия. Конфликты с русским меньшинством существовали в Эстонии, Литве и Латвии в прошлом. Ныне, российские националисты изолированы, но проблемы усугубляются притоком беженцев из Восточной Украины. С января в соседнем районе Кенигсберга проживает более 3000 украинцев. Согласно планам премьер-министра России Дмитрия Медведева, в регионе, как ожидается, на постоянной основе будет расселено до 9 000 беженцев. В целом, по оценкам, сотни тысяч, если не миллионы, могут покинуть Украину. Поскольку иммигранты в основном являются русскими украинцами, страны Балтии опасаются, что они могут столкнуться с той же судьбой, что и Крым. Если в Прибалтике станет больше русских, чем местных.
Конфликт в Украине также затрагивает страны Балтии. Если массовая эмиграция Прибалтики в Западную Европу не будет остановлена, это приведет к парадоксальному процессу: мигрируют эстонцы, латыши и литовцы, но русские останутся на их землях и прибудут новые, а демографические изменения ускоряются. Присутствие НАТО вряд ли сможет остановить эту негативную тенденцию.
Мануэлла Розенталь-Каппи
Причины Проекта
Прибалтика, сюда немецкая культура проникла и была утверждена ещё во втором десятилетии XIII века. В последствии приобрела специальный термин, – Остзейская немецкая культура.
Через призму современности, я постараюсь осветить некоторые тенденции межнациональных, межкультурных отношений немецкого народа и других народов, населяющих Прибалтику в настоящие дни и в исторической ретроспективе. Выделить наиболее волнующие стороны.
На странице подобраны наиболее интересные переведенные с немецкого языка статьи, раскрывающие отношения их авторов к различным сторонам жизни в Прибалтике, а также Восточной Пруссии.
Материал подчас спорный, достойный особого внимания и полемики. При этом, я лишь предоставляю его перевод на русский язык. Перевод не точный, не профессиональный и с возможным допущением ошибок. Это работа, попытка разобраться в межкультурных отношениях. Если у вас есть возможность улучшить переводы, или подключиться к данному направлению работы в публицистике на общественных началах, буду рад видеть вас в команде соавторов сайта!
Необходимым условием, является предоставление источника на статью оригинал.