Столетие государственной независимости Латвии — повод попробовать отыскать в городском пространстве Таллинна «рижский след».
Поиски, при желании, будут краткими: достаточно приглядеться к силуэту города, украшающему стеклянный задник многих остановок общественного транспорта в центре столицы, и обнаружить, что это не Таллинн, а именно Рига.
Но курьезной оплошностью безымянных дизайнеров дело, конечно же, не ограничивается: архитекторы-рижане начали работать в наших краях задолго до того, как города-соседи стали столицами независимых государств.
Под небесами
Первым мастером, работающим, что называется, «на два города», был, если верить легендам, строитель Олевисте: по ночам, говорят, он умудрялся возводить рижанам звонницу Петровской церкви.
Документальных свидетельств тому, понятное дело, не сохранилось. Как не обнаружилось пока что и подтверждений тому, что между Ревелем и Ригой ганзейских времен шел какой-либо архитектурный обмен.
Причин тому, надо полагать, было несколько. Заложенная немцами Рига всегда тяготела к традициям собственно немецкого зодчества. Основанный датчанами Ревель — к его варианту, адаптированному скандинавскими зодчими.
Играла свою роль и разница в наиболее распространенном строительном материале: рижане строили из традиционного для городов балтийского побережья Германии кирпича, предки современных таллиннцев — из плитняка.
Там же, где особенности исходного сырья решающей роли играть не могли, сотрудничество между мастерами двух соседних городов велось. Если даже и не в Средневековье, то на заре Нового времени — практически однозначно.
Убедиться в этом проще простого: достаточно обратить взор к шпилю таллиннской ратуши. Ведь самую первую фигурку ландскнехта для ее флюгера выковал в 1530 году некий Керстен Пелсер — мастер, прибывший из Риги.
Собственно, в Ревель он был вызван не ради столь незначительного, по болышому-то счету, заказа: специалист по возведению церковных башен, Пелсер был привлечен к ремонту шпиля церкви Олевисте.
Справился рижанин, работавший вместе с четырьмя земляками-подмастерьями и с этим заданием, увенчав отреставрированную колокольню, опять-таки, флюгером: крестом и ангелом.
Жаль только, что в отличие от Старого Тоомаса, вот уже трижды возрожденного в изначальном виде, даже изображения работы Пелсера для церкви Олевисте до нас не сохранилось.
Приметные и неизвестные
Был ли «отец» Вана Тоомаса урожденным рижанином или же просто прибыл в Ревель со стороны Риги — сказать со стопроцентной точностью не удастся, возможно, уже никогда.
Зато доподлинно известно имя уроженца Магдебурга, состоявшегося как талант именно в Риге, но активно поработавшего и над украшением Таллинна, — скульптора Августа Фольца.
Стоит посмотреть практически на любой таллиннский фасад, возведенный на рубеже ХIХ-ХХ столетий и украшенный скульптурами — и почти безошибочно определите в них работу мастерской Фольца.
Именно ее владельцу таллиннцы обязаны фигурами семи кариатид-муз, взирающих на улицу Г. Отса с высоты третьего этажа Таллиннской реальной школы — возведенного в 1884 году Петровского реального училища.
Молодящийся нарумяненный старичок с лорнетом на карнизе Российского посольства на улице Пикк тоже создание Фольца. Равно как и черная кошка, крадущаяся по карнизу того же здания, обращенного на улицу Хобузепеа.
Буквально напротив расположена художественная галерея «Дракон»: и подарившие ей название мифологические существа, и вполне реалистичные лягушки, и фигуры египтянок отлиты из бетона под руководством рижского ваятеля.
Встречаются упоминания, что Фольц был также создателем кариатиды, встречающей входящих в особняк по адресу: бульвар Эстония, 15, и крылатых орлов над витринами нынешнего торгового центра WW Passaaž.
Документальных подтверждений этому, впрочем, не найдено. Как и авторству Фольца применительно к фонтану на развилке улицы Виру и Пярнуского шоссе — предшественнику теперешнего.
Создал Фольц и еще одну скульптуру — стильную, колоритную, яркую, но подавляющему большинству таллиннцев практически неизвестную — в силу ее расположения.
Речь идет о драконе, охраняющем спуск в подвалы исторического здания Кредитной кассы Эстляндского рыцарства аккурат под винтовой лестницей нынешнего Банка Эстонии.
Любовь к старине
Само банковское здание, расположенное на углу бульвара Эстония и истока бульвара Сакала, к рижской теме в таллиннском пространстве города отношение имеет самое прямое.
Прямое настолько, что даже сами рижане, увидев его, «опознают» уменьшенную копию здания Латвийской академии художеств — прежнего Коммерческого училища Рижского биржевого комитета.
Ошибиться немудрено: оба здания похожи друг на друга, словно брат и сестра. Но «родственники» это не прямые. Манера одна — неоготика. Архитекторы — разные: в Риге — Вильгельм Бокслаф, в Таллинне — Август Рейнберг.
Архитектор талантливый и плодовитый, работавший как в родной Риге, так и в столичном Санкт-Петербурге, Рейнберг безошибочно умел выбрать наиболее подходящий той или иной постройке стиль — и блистательно стилизовал его.
Сложно сказать, почему профессиональное чутье словно бы изменило ему в Таллинне: обращение к архитектурным традициям Средневековья объяснить просто, но выбор для строительства не традиционного ревельского плитняка, а кирпича — труднообъяснимо.
Возможно, зодчий не решился экспериментировать с малознакомым для него камнем. А может — заказчики надоумили: хотели показать соседям-рижанам, что, мол, и мы ничем вас не хуже. А может, и получше: угловая башня щедро украшена мозаикой.
Куда как больший респект к историческим традициям именно ревельского зодчества продемонстрировал в своей работе земляк и старший коллега Рейнберга по ремеслу — искусствовед, архитектор, реставратор Вильгельм Нойманн.
Так, разрабатывая проект банка Георга Шеэля на углу площади Вана-Тург и улицы Суур-Карья, Нойманн почти в точности скопировал фронтон ближайшего памятника эпохи готики — так называемого «Дома епископа».
Более того — в новое здание рижский мастер включил наиболее ценные архитектурные детали стоявшего на том же месте подлинного средневекового дома: входную дверь с порталом, коньковый камень крыши.
Под руководством Нойманна были построены самые молодые ворота таллиннской крепостной стены: архитектурно оформленный под рыцарскую старину проезд на улице Суур-Клоостри.
Провел рижский зодчий и первую научную консервацию руин монастыря ордена Святой Биргитты. И даже оставил на штукатурке одной из стен автограф, различимый и поныне.
Внутри и снаружи
Не ко всем таллиннским работам рижских архитекторов время отнеслось одинаково бережно.
Так, в годы Второй мировой войны утрачен был мясной павильон Нового рынка, чьи фундаменты вновь обнажились во время благоустройства парка Таммсааре: строил его рижанин Вильгельм фон Стрик.
Зато все невзгоды минувшего столетия удалось пережить в целости и сохранности зданию, возведенному не просто уроженцу или жителю Риги, а архитектору-латышу. Причем — в самом сердце столицы Эстонии.
Речь, как не трудно догадаться идет о здании по адресу: площадь Вабадузе, 5 — Русском театре. Построен он был в 1926 году для самого фешенебельного на тот моменз зрелищного учреждения Таллинна; — кинотеатра «Глория-Палас».
Не зная предыстории, сложно предположить, почему творцом его стал рижанин Фридрих Скуиньш архитектор, к числу наиболее востребованных и популярных на тот момент, пожалуй, всё же не относившийся даже в своих родных краях.
Его, выражаясь современным языком, «творческое портфолио» к середине двадцатых годов 6ыло не особо весомым, но имелся в ней один несомненный козырь — кинотеатр «Сплендид палас», сооруженный в Риге для киномагната Василия Емельянова.
Синематографом Емельянова восхищалась пресса. Его показывали гостям латвийской столицы. Среди них однозначно был и один из зарубежных компаньонов рижского предпринимателя — таллиннский кинопрокатчик Леон Фалыштейн.
Желание обзавестись в Таллинне чем-то подобным (а может, превосходящим рижский аналог и в пышности и по великолепию, скоре всего, и подсказало ему обратиться с заказом к архитектору рижского «Сплендид-Паласа».
Таллиннский кинотеатр получился у Скуиньша даже более впечатляющим — особенно по части интерьеров. Фасад же, напротив вышел в целом неплохим, но для главной площади столицы явно суховатым.
* * *
Более восьмидесяти лет минуло со дня открытия «Глория-Паласа» без малого тридцать — с восстановления ЭР и ЛР государственной независимости. За этот период, увы новых работ архитекторов-рижан в Таллинне, к сожалению, не появилось.
Хочется сказать «не появилось пока»: ведь пока жива в народе присказка «Ei saa me läbi Lätita» — «Без Латвии нам не обойтись», надежда в то, что архитектурный диалог между столицами-соседями возобновитеься.
Возможно, самое рижское по облику здание Таллинна — бывшая Кредитная касса Эстляндского рыцарства, построенная рижанином Августом Рейнбергом.
Йосеф Кац
«Столица»
Читать с монитора или экрана телефона удобно ни всегда. Предпочитая классический бумажный источник, где с лёгкостью и пометки поставить можно, обратимся к лучшему в Европе магазину литературы на русском языке.
Такой магазин, несомненно azon.market. Широкий выбор новинок! Цены в книжных магазинах, как правило близкие и отличаются не сильно. Именно потому при поиске где заказать и купить книгу в Европе, я выбираю azon.market. Во-первых, магазин расположен в Риге, а это особенно удобно по доставке заказа книг в Эстонию и Литву, в Таллин и Вильнюс, не говоря о других городах. Во-вторых, я живу в Таллине, и конечно, закажу дешевле и быстрее из Риги, чем к примеру, из Германии. В третьих, при заказе книг свыше 40 евро, доставят по Эстонии, Латвии и Литве до почтового автомата бесплатно. А если заказать свыше 65 евро, то могут задействовать курьерскую доставку на дом.
Во втором случае, уже не столь важно в какой части Европейского Союза вы живете, если конечно, ни в Греции, на Кипре или Мальте. Рижанам повезло особенно, им бесплатна доставка вне зависимости от суммы заказа.
Действует партнерская программа лояльности! Просто начните оформлять свой заказ, и система предложит вам доступные варианты доставки в вашу страну. Там же будут ясны все подробности.
Свой первый крупный заказ я сделал, в 2016-году. Доставка тогда заняла всего несколько дней. С тех пор, магазин постоянно держит в курсе о новинках и регулярных акциях. Позволяет иметь в руках новенькие, пахнущие типографской краской уютные книги, что обогащают знаниями, и дарят эмоции чтения. Отметил для желающих совершить путешествие в Таллин, несколько интересных путеводителей. Самый из них любопытный, Ольги Чередниченко. Её книга не просто справочник мест. Это личный опыт путешествий, не редко весьма нестандартный, автостоп и на автомобиле в одиночку! Не смотря, что книга издана в 2017 году, актуальна будет и через десять лет.
Вот, что она к примеру, там пишет: «Бывает, что при пересечении границ в развивающихся странах с путешественника пытаются стрясти пару долларов на некие «пограничные сборы». Всегда требуйте чеки. Примерно в 50% случаев данное требование волшебным образом отменит сбор. В развивающихся странах, выбирать отель лучше на месте. Дешевые отели просто не попадают в сети онлайн-бронирования». Эти её советы, конечно, не относятся именно к Прибалтике, но могут оказаться полезными впредь. Я бы не хотел рушить интригу и дам возможность узнать опыт Ольги вам самостоятельно.
Сфера же личных интересов лежит также в области художественной литературы, психологии и маркетинга. Вот книги, от которых я получил радость, прочитал или читаю в моменте сейчас, в 2022 году:
Не так давно, получил очередную партию книг с Azon.Market. Снял обзорное видео о достоинствах и недостатках. 05.11.2022:
Книга: Бодо Шефер, "Ментальная алхимия".
Книга: Бодо Шефер, "Законы победителей".
Книга: Бодо Шефер, "Я буду зарабатывать больше! Как постоянно увеличивать доходы".
Книга: Владимир Древс, "Миллионер с хорошей кармой".
Книга: Владимир Древс, "Ментальный алхимик. Как получить доступ к подсознанию и обрести уверенность".
Книга: Самюэль Хантингтон, "Столкновение цивилизаций".
Книга: Збигнев Бжезинский, "Великая шахматная доска".