Грань между Средними веками и Новым временем во многом условная – однако не будет ошибкой считать, что Таллинн по-настоящему переступил ее именно в XVIII столетии.
Начинался он вполне по-средневековому: с непродолжительной по времени, хотя и достаточно мучительной осады и эпидемии чумы – по счастью, последней в истории города.
И хотя «заповедником Средневековья» и по своему облику, и по административному устройству Ревель в глазах современников оставался еще долго, поворот к Новому времени был необратим.
Дело даже не в смене государственной принадлежности – в ходе Северной войны город вошел в состав Российской империи, правители которой в XVIII столетии, за редким исключением, делали ставку на модернизацию.
За два-три поколения сменялась сама культурная и общественная парадигма: весь Европейский континент, вплоть до самых дальних его северных окраин, вступал в эпоху, которая получит в историографии название века Просвещения.
Да будет свет
Термин «просвещение» по отношению к эпохе принято использовать в переносном смысле, подразумевая прежде всего свет научного знания, рассеивающий былые заблуждения и предрассудки.
Однако не лишним было бы вспомнить и то, что говорить о свете вполне уместно и в прямом, физическом значении: именно в XVIII веке он начал все активнее рассеивать ночную мглу на улицах европейских городов.
Ревель вошел в их клуб со второй попытки: затея осветить перекрестки главных улиц впервые родилась еще при шведах, была положена под сукно и реализована в два приема: в 1787 году – в Верхнем городе, в Нижнем – годом позже.
Жест этот, положа руку на сердце, был все же скорее символическим: ну сколько, в самом деле, могли подарить запоздалому прохожему вожделенного света опущенные в конопляное масло фитили подвешенных над улицами на канатах девяти десятка ламп?!
Насколько безопаснее стало передвигаться внутри городских стен в темное время суток – сказать довольно затруднительно: во всяком случае, даже самим фонарщикам, помимо профессионального инструмента, полагались трещотка, палка и шпага.
Пускай, как писали впоследствии мемуаристы, первые ревельские фонари горели не сильно ярче «южных насекомых-светляков», пытаясь даже не победить окружающую темноту, а хотя бы только «превратить ее в поэтические сумерки».
Сама идея обзавестись уличным освещением – и, конечно же, ее реализация на том скромном уровне, который был доступен тогдашним технологическим возможностям – означала начало значительных перемен в сознании.
Впервые в своей истории горожане предприняли первую попытку если не разрушить полностью, то скорректировать модель поведения – строгое подчинение жизни природным ритмам.
Появление уличного освещения наглядно демонстрировало: необходимости укладываться спать с заходом солнца, а, как следствие, и вставать с первыми лучами солнца подходит конец.
Вечер – время между завершением непосредственной трудовой активности и отходом к ночному покою – можно было отныне провести не только дома, у горящего очага, но и в обществе.
Рождение досуга
По натуре своей средневековый горожанин был в известном смысле «коллективистом» и вряд ли мог представить себя вне рамок какой-либо корпорации – религиозной или профессиональной.
Реформация покончила в городах Северной Европы с былым существованием церковных братств. Гильдейская и цеховая система еще держалась, но и ее эпоха приближалась к завершению.
Объединение не ради спасения души или обсуждения тех или иных рабочих вопросов, а ради того, что вернее всего было бы назвать живым человеческим общением, – одна из примет наступления Нового времени.
И масонские ложи – чтобы ни говорили об этом общественном явлении позднейшие адепты теорий мирового заговора – были едва ли не первыми подобными объединениями, созданными образованной публикой.
«Мистические» ритуалы посвящения, причудливая атрибутика и напускная таинственность были, по сути, декорациями, за которыми велись разговоры отнюдь не о захвате власти над миром, а об «усовершенствовании» общества.
Первой из масонских лож Ревеля стало «Братство Исиды», основанное в 1773 году. За ним вскоре последовали еще три подобных объединения с не менее колоритными названиями: «Братская любовь», «Три боевых молота», «Надежда невинности».
Собственного помещения для проведения собраний у местных «вольных каменщиков» не имелось: одна из лож встречалась, например, на чердаке ратушной аптеки, владелец которой, разумеется, тоже причислял себя к одному из масонских братств.
Впрочем, местом светского общения для изысканной публики – разумеется, без напускной масонской «секретности» – могло стать и кафе, открывшееся напротив церкви Нигулисте на первом этаже гостиницы Stadt Hamburg в 1774 году.
Справедливости ради стоит заметить, что в хронологическом плане оно было вторым: первый в городе «кофейный дом» уроженец Сарагосы Альфонсо Телладо Карваллидо открыл еще при шведах, в 1702 году – тоже в XVIII веке, получается.
В кафе можно было не только отведать заморского напитка, но и почитать газету: начавшая выходить еще в шведские времена, она, после вызванной Северной войной разрухи, вновь вернулась к горожанам в 1772 году.
Шестнадцать лет спустя она опубликовала на своих страницах рекламное объявление: в зале Канутской гильдии состоится постановка пьесы «Ненависть к людям и раскаяние», созданной Августом фон Коцебу.
Автор и постановщик жил в Ревеле. Любительская труппа была набрана из местных жителей. Театр, прежде бывший уделом странствующих комедиантов, пустил в городе первые корни.
Промышленное превращение
Обсуждать вопросы мироздания и его улучшения в масонских ложах, обсуждать новости за чашкой кофе и рукоплескать театральным постановкам могло позволить себе, конечно, меньшинство.
Большая часть городского населения Ревеля XVIII столетия на избыток свободного времени, годящийся для светского времяпрепровождения, пожаловаться не могла: она была занята добычей хлеба насущного.
С переходом города под скипетр российских монархов в этой области наметились существенные перемены: гавань, прежде преимущественно торговая, стала базой военно-морского флота, форпостом Санкт-Петербурга.
Порох надлежало держать сухим, а фрегаты и линейные корабли – в постоянной боевой готовности: как минимум, ремонтировать. Осуществление ремонтных работ было поручено адмиралтейству, основанному петровским указом в 1714 году.
В масштабах города, едва оправившегося от войны и чумы, это было невиданное доселе по численности персонала предприятие: в адмиралтейских мастерских трудились две с половиной сотни человек – фактически каждый десятый горожанин.
Тут снова необходимо оговориться: первые мануфактуры, использующие наемный труд, стали возникать в Таллинне в предшествующем, XVII веке. Другой вопрос – насколько крупными они были и сколь значимую роль играли в экономике города.
Не будет ошибкой отметить: предприятия шведского времени специализировались лишь на выпуске предметов ограниченного потребления – таких, например, как бумага или шелк. Трудились на них немногие мастера, знающие секреты производства.
На ситцевую мануфактуру, основанную в 1794 году ревельским купцом Христианом Фрезе у подножья холма Ласнамяги на территории нынешнего Кадриорга, брали всех желающих – было бы желание выполнять монотонную тяжелую работу.
Таких уже через четыре года насчитывалось сто пятьдесят человек – совсем немало, если принимать в расчет то, что свободного рынка труда на территории Эстляндской губернии и в ее административном рынке еще толком и не было.
Дела у Фрезе шли хорошо: за первые пять лет своего существования его мануфактура произвела без малого сто пятьдесят тысяч погонных метров хлопчатобумажной ткани и принесла хозяину доход в сто пятьдесят тысяч рублей.
К сожалению, изменения в общероссийском законодательстве, постановившие, что продукцию мануфактур можно экспортировать исключительно через порты Петербурга и Риги, сделало производство нерентабельным.
Немногим лучше сложилась судьба и красильной мануфактуры, основанной в 1799 году в предместье Кассисаба жителем Верхнего города Карлом Метцке – работало на ней четыре с половиной десятка человек.
Как бы то ни было, начало было положено: из ремесленного «города мастеров» Ревель стремительно начал превращаться в современный промышленный центр, притягивая к себе сельский пролетариат.
Процесс этот завершится уже в следующем столетии, когда силуэт исторической части города, сложившийся окончательно тоже в XVIII веке, дополнят дымящие заводские и фабричные трубы.
Йосеф Кац
«Столица»
Читать с монитора или экрана телефона удобно ни всегда. Предпочитая классический бумажный источник, где с лёгкостью и пометки поставить можно, обратимся к лучшему в Европе магазину литературы на русском языке.
Такой магазин, несомненно azon.market. Широкий выбор новинок! Цены в книжных магазинах, как правило близкие и отличаются не сильно. Именно потому при поиске где заказать и купить книгу в Европе, я выбираю azon.market. Во-первых, магазин расположен в Риге, а это особенно удобно по доставке заказа книг в Эстонию и Литву, в Таллин и Вильнюс, не говоря о других городах. Во-вторых, я живу в Таллине, и конечно, закажу дешевле и быстрее из Риги, чем к примеру, из Германии. В третьих, при заказе книг свыше 40 евро, доставят по Эстонии, Латвии и Литве до почтового автомата бесплатно. А если заказать свыше 65 евро, то могут задействовать курьерскую доставку на дом.
Во втором случае, уже не столь важно в какой части Европейского Союза вы живете, если конечно, ни в Греции, на Кипре или Мальте. Рижанам повезло особенно, им бесплатна доставка вне зависимости от суммы заказа.
Действует партнерская программа лояльности! Просто начните оформлять свой заказ, и система предложит вам доступные варианты доставки в вашу страну. Там же будут ясны все подробности.
Свой первый крупный заказ я сделал, в 2016-году. Доставка тогда заняла всего несколько дней. С тех пор, магазин постоянно держит в курсе о новинках и регулярных акциях. Позволяет иметь в руках новенькие, пахнущие типографской краской уютные книги, что обогащают знаниями, и дарят эмоции чтения. Отметил для желающих совершить путешествие в Таллин, несколько интересных путеводителей. Самый из них любопытный, Ольги Чередниченко. Её книга не просто справочник мест. Это личный опыт путешествий, не редко весьма нестандартный, автостоп и на автомобиле в одиночку! Не смотря, что книга издана в 2017 году, актуальна будет и через десять лет.
Вот, что она к примеру, там пишет: «Бывает, что при пересечении границ в развивающихся странах с путешественника пытаются стрясти пару долларов на некие «пограничные сборы». Всегда требуйте чеки. Примерно в 50% случаев данное требование волшебным образом отменит сбор. В развивающихся странах, выбирать отель лучше на месте. Дешевые отели просто не попадают в сети онлайн-бронирования». Эти её советы, конечно, не относятся именно к Прибалтике, но могут оказаться полезными впредь. Я бы не хотел рушить интригу и дам возможность узнать опыт Ольги вам самостоятельно.
Сфера же личных интересов лежит также в области художественной литературы, психологии и маркетинга. Вот книги, от которых я получил радость, прочитал или читаю в моменте сейчас, в 2022 году:
Не так давно, получил очередную партию книг с Azon.Market. Снял обзорное видео о достоинствах и недостатках. 05.11.2022:
Книга: Бодо Шефер, "Ментальная алхимия".
Книга: Бодо Шефер, "Законы победителей".
Книга: Бодо Шефер, "Я буду зарабатывать больше! Как постоянно увеличивать доходы".
Книга: Владимир Древс, "Миллионер с хорошей кармой".
Книга: Владимир Древс, "Ментальный алхимик. Как получить доступ к подсознанию и обрести уверенность".
Книга: Самюэль Хантингтон, "Столкновение цивилизаций".
Книга: Збигнев Бжезинский, "Великая шахматная доска".