Титула «города музыки ЮНЕСКО» Таллинн был впервые удостоен в нынешнем году. Однако музыкальная тематика присутствует в городском пространстве с незапамятных времен.
Основанный в 1924 году Эстонский музей театра и музыки въехал в одну из башен таллиннской крепостной стены десятью годами позже – и с тех пор неизменно работает по адресу Мюйривахе, 12.
Неотъемлемой частью городской среды и повседневной жизни горожан музыкальные произведения стали за много веков до того – чуть ли не со времен основания Таллинна датским королем Вальдемаром II.
Расслышать давно отзвучавшие такты непросто: расшифровать старинные нотные записи не всякому современному музыканту по силам. И тогда на помощь приходят памятники архитектуры, искусства, архивные материалы.
Свирель и волынка
Знаменитая ахматовская строка о том, «из какого сора растут стихи» в конкретных таллиннских реалиях несколько лет тому назад оказалась вполне применимой не только к поэзии, но и к музыке.
Рыли на северной окраине предместья Каламая фундамент под новое здание – и наткнулись на слой, подозрительно богатый артефактами. Прибывшие археологи выяснили – обнаружена древняя… свалка.
Среди того, что было вывезено предками современных таллиннцев за пределы городской стены в качестве бесполезного хлама и свалено в заболоченную лощину, исследователи обнаружили немало свидетельств средневекового быта.
Например – обломки ножей, ложек и кухонной посуды. Подошвы от давным-давно сношенной обуви. Кое-что «поблагороднее» – значки, которые нашивали на свои плащи пилигримы, вырезанные из дерева фигурки святых, осколки витражей.
На одном из них – кусочке стекла размером с ладонь – изображен человек в шутовском облачении. В одной руке у него – палочка, которой изображенный бьет по бубну или барабану. В другой духовой инструмент – видимо, свирель или пастушья дудочка.
Точно датировать археологическую находку сложно: судя по стилю одежды, речь может идти либо о XV веке, либо о начале XVI. Еще труднее предположить, окно какого именно сакрального здания украшал некогда оказавшийся на свалке витраж.
В любом случае, перед нами, по всей вероятности – старейшее изображение музыканта в Таллинне. Что не маловажно – общедоступное: иллюстрации с изображениями играющего на арфе псалмопевца Давида видели разве что монахи.
Не менее существенно и то, что музыкальные инструменты изображены в руках человека, находящегося, как шуты и комедианты, на самом дне средневекового городского общества, но все же – вполне реального.
Потому что до того самым древним изображением музыкального инструмента в таллиннском искусстве негласно считалась волынка в руках скелета на картине «Пляска смерти» в церкви Нигулисте.
Нельзя исключать, впрочем, что хронологически морализаторское полотно было создано мастером Бернтом Нотке даже несколько раньше осколка витража, обнаруженного при раскопках в Каламая.
Но вести отсчет свидетельствам знакомства горожан с музыкальными инструментами от неунывающего шута в любом случае как-то предпочтительнее, чем от мрачного совета «memento mori».
Трубачи на балконе
Отправиться на концерт классической музыки бюргеру ганзейского Ревеля была не судьба: и потому, что самого такого понятия в Средние века не существовало, и потому, что концертные залы появились только в Новое время.
Однако насладиться гармонией звуков далекий предок жителя нынешней столицы Эстонии мог не только под сводами церквей – музыкальные произведения светского характера исполнялись как в жилых домах, так и в общественном пространстве.
В какой именно части большого или бюргерского зала ревельской ратуши находился некогда балкон для музыкантов – сказать трудно: многочисленные перестройки помещения не оставили даже намека на место его изначального расположения.
А вот где именно располагались те, кто услаждали музыкой слух членов Большой гильдии во время праздничных пиров – сомневаться не приходится: двойная ниша маркирует место расположения балкона для музыкантов, известного, как минимум с 1508 года.
Аналогичное сооружение имелось, вне сомнения, и в доме Братства черноголовых. Перестройку внутренних помещений здания, осуществленную в 1908 году, оно, правда, не пережило, уступив место достойному во всех отношениях «правопреемнику».
Нынешний балкон для музыкантов выдержан в духе неоклассицизма. Зато подпирают его две вытесанных из таллиннского плитняка ренессансные колонны, как минимум одна из которых – подлинная, созданная каменотесами в первой трети XVI века.
Самым же внушительным балконом для музыкантов – или, как официально назывался он на момент создания в документах, «балконом для трубачей» – обзавелся в последней трети того же столетия замок Тоомпеа.
Следы этого сооружения, ликвидированного лет двести семьдесят, если не больше, тому назад, до сих пор можно различить, любуясь западной стеной вышгородской цитадели со стороны стадиона в парке Шнелли.
Своего рода «концерты под открытым небом» жители ганзейского Ревеля могли услышать и не покидая самого сердца средневекового города – Большого рынка, кипевшего на площади перед магистратом.
Два раза в неделю, по четвергам и воскресеньям, с Троицы до Михайлова дня, городские музыканты исполняли особую «башенную музыку» либо с ратушной башни, либо с балюстрады ратуши.
Известно, что прервавшийся по какой-то причине в 1632 году обычай был возобновлен двадцать девять лет спустя – и просуществовал, по крайней мере, минимум до конца XVIII века.
Сказочная быль
Само словосочетание «городские музыканты» на слух сегодняшнего горожанина кажется чем-то полусказочным – вроде «нюрнбергских мейстерзингеров» если не вовсе – «бременских музыкантов».
Между тем, музыкальная труппа, находившаяся на содержании муниципальных властей и получавшая материальное вознаграждение за свой творческих труд от отцов города – бытовая реалия средневекового Ревеля.
Еще сто лет тому назад – до начала санации исконной застройки северо-западной части Ратушной площади – от улицы Кинга до улицы Мюнди пролегала крохотная улочка Теэнри: в переводе, получается, Прислуги или Слуг.
Вернее было бы, пожалуй, перевести Служащих – не то, чтобы особо многочисленной, но чрезвычайно важной прослойки городского населения: носильщиков, тележечников, подметальщиков мостовых, работников важни – весовой палаты.
Среди этого пестрого люда жили и городские музыканты: западнее массивного здания важни, не пережившей Второй мировой войны, лепился некогда домик с колоритным прозвищем «piperbude» – дословно, «будка трубачей» – снесенный еще в 1920-ых.
Сами «трубачи» – собственно, городские музыканты, непосредственно в ней не жили: помещения метров семь на семь использовались как служебная квартира руководителя их профессионального объединения и места сборов для ведения дел.
А дел, без сомнения, хватало: в обязанности шестерых городских музыкантов входило исполнение звуковых сигналов при прибытии в город знатных гостей или же объявлении решений магистрата, игра на пирах и свадьбах.
Старейший устав Компании музыкантов, датированный 1522 годом, подробно и обстоятельно прописывает, какие именно музыкальные произведения следует исполнять, в каком порядке и за какой гонорар.
Магистрат, в свою очередь, брал на себя обязательство снабжать музыкантов форменной одеждой, поставлять их руководителям дрова и продовольствие, а главное – защищать от странствующих конкурентов.
Так что сомневаться не стоит – прибудь в Ревель сказочный музколлектив в составе воспетых братьями Гримм пса, кота, петуха и осла – выступить перед местными жителями у них бы шанс был.
Но если бы заняться организацией концерта в доме достопочтенного ревельского бюргера задумали не сказочные, а реальные исполнители, приехавшие из Бремена – попытка была бы пресечена.
* * *
Если принять за условную точку начала отсчета истории ревельской Компании городских музыкантов год принятия ее старейшего цехового устава, то просуществовала она более двухсот восьмидесяти лет.
Спустя без малого три века организация была упразднена в 1805 году: средневековый уклад жизни, строго регламентированный в профессиональном плане, уступал место Новому времени.
Если не прямыми наследниками, то продолжателями лучших традиций Компании городских музыкантов можно, пожалуй, считать коллектив Hortus musicus, созданный в 1972 году.
Возобновить бы еще традицию исполнения с ратушной балюстрады «башенной музыки» в теплое время года – и тогда звание «музыкальной столицы» Таллинн будет носить по праву.
Йосеф Кац
«Столица»
Читать с монитора или экрана телефона удобно ни всегда. Предпочитая классический бумажный источник, где с лёгкостью и пометки поставить можно, обратимся к лучшему в Европе магазину литературы на русском языке.
Такой магазин, несомненно azon.market. Широкий выбор новинок! Цены в книжных магазинах, как правило близкие и отличаются не сильно. Именно потому при поиске где заказать и купить книгу в Европе, я выбираю azon.market. Во-первых, магазин расположен в Риге, а это особенно удобно по доставке заказа книг в Эстонию и Литву, в Таллин и Вильнюс, не говоря о других городах. Во-вторых, я живу в Таллине, и конечно, закажу дешевле и быстрее из Риги, чем к примеру, из Германии. В третьих, при заказе книг свыше 40 евро, доставят по Эстонии, Латвии и Литве до почтового автомата бесплатно. А если заказать свыше 65 евро, то могут задействовать курьерскую доставку на дом.
Во втором случае, уже не столь важно в какой части Европейского Союза вы живете, если конечно, ни в Греции, на Кипре или Мальте. Рижанам повезло особенно, им бесплатна доставка вне зависимости от суммы заказа.
Действует партнерская программа лояльности! Просто начните оформлять свой заказ, и система предложит вам доступные варианты доставки в вашу страну. Там же будут ясны все подробности.
Свой первый крупный заказ я сделал, в 2016-году. Доставка тогда заняла всего несколько дней. С тех пор, магазин постоянно держит в курсе о новинках и регулярных акциях. Позволяет иметь в руках новенькие, пахнущие типографской краской уютные книги, что обогащают знаниями, и дарят эмоции чтения. Отметил для желающих совершить путешествие в Таллин, несколько интересных путеводителей. Самый из них любопытный, Ольги Чередниченко. Её книга не просто справочник мест. Это личный опыт путешествий, не редко весьма нестандартный, автостоп и на автомобиле в одиночку! Не смотря, что книга издана в 2017 году, актуальна будет и через десять лет.
Вот, что она к примеру, там пишет: «Бывает, что при пересечении границ в развивающихся странах с путешественника пытаются стрясти пару долларов на некие «пограничные сборы». Всегда требуйте чеки. Примерно в 50% случаев данное требование волшебным образом отменит сбор. В развивающихся странах, выбирать отель лучше на месте. Дешевые отели просто не попадают в сети онлайн-бронирования». Эти её советы, конечно, не относятся именно к Прибалтике, но могут оказаться полезными впредь. Я бы не хотел рушить интригу и дам возможность узнать опыт Ольги вам самостоятельно.
Сфера же личных интересов лежит также в области художественной литературы, психологии и маркетинга. Вот книги, от которых я получил радость, прочитал или читаю в моменте сейчас, в 2022 году:
Не так давно, получил очередную партию книг с Azon.Market. Снял обзорное видео о достоинствах и недостатках. 05.11.2022:
Книга: Бодо Шефер, "Ментальная алхимия".
Книга: Бодо Шефер, "Законы победителей".
Книга: Бодо Шефер, "Я буду зарабатывать больше! Как постоянно увеличивать доходы".
Книга: Владимир Древс, "Миллионер с хорошей кармой".
Книга: Владимир Древс, "Ментальный алхимик. Как получить доступ к подсознанию и обрести уверенность".
Книга: Самюэль Хантингтон, "Столкновение цивилизаций".
Книга: Збигнев Бжезинский, "Великая шахматная доска".