Трилогия об аптекаре Мельхиоре завершена. Но нам обещано продолжение этой истории. Первый фильм Эльмо Нюганена об аптекаре Мельхиоре был беззаботной, хотя и сопровождавшейся несколькими необходимыми в детективном жанре насильственными смертями, прогулкой по средневековому Таллинну. Во втором, «Аптекарь Мельхиор. Призрак», туман окутывал узкие улочки, изобретательно и любовно воссозданные на очень ограниченном пространстве художником Матисом Мяэсалу и снятые оператором Михкелем Соэ. За их извивами таилась опасность, жанровое решение картины приближалось к хоррору. Впрочем, ужасами могла похвалиться и первая часть саги, недаром она получила два приза на крупнейшем в мире фестивале ужастиков Screamfest в Лос-Анджелесе. Заключительная часть трилогии жестче, суровее, из хоррора вырастает психологический триллер.
Жизнь как азартная игра
Вся трилогия выстроилась по классической модели: тезис — антитеза — синтез. Первая картина (экспозиция?) — знакомство с героем, с его исключительной способностью разматывать самые запутанные клубки преступлений, завязка любовной истории, которая в финале второго фильма заканчивалась, как и положено, счастливым браком. Во втором фильме в центре оказывался уже не герой, а преступление, которое он расследовал. Мельхиор (Мяртен Метсавийр) и ставшая в финале второй ленты его женой Кетерлин (Маарья Йоханна Мяги) оставались красивы и неотразимо обаятельны, Но характеры их сложились в первой картине, а в финале второй раскрылась тайна Кетерлин: она — дочь палача города Ростока, покинула родной край, чтобы заново выстроить свою судьбу. Казалось, тут уже нечего Прибавить.
Нечего прибавить? Как бы не так! Вы забываете, что создал сагу о Мельхиоре Эльмо Нюганен! В ее основе лежат перекроенные почти до неузнаваемости романы Индрека Харгла; в работе над сценарием участвовал Олле Мирме, но на всей трилогии — и особенно на заключительной части — лежит отпечаток режиссерского «Я» Нюганена, художника, который в любом материале ищет остроту конфликта, возможность проверить героя на излом, подвести его к краю пропасти, а дальше — пусть он ищет, как выпутаться из почти безнадежной ситуации самостоятельно, соответственно психологической правде того характера, который вложили в него режиссер и актер.
В первых двух картинах главным оружием Мельхиора были интеллект и талант мгновенного перебора позиций в той шахматной партии, которую герой вел против преступника. Третий фильм — это уже не шахматы: в сюжет входит безжалостный и не признающий правил противник, его стихия — карты, азартная игра, в которой побеждает не расчет, не умение мыслить на несколько ходов вперед, а случайность — а чтобы ей помочь, в рукаве у злодея спрятаны две сильнейшие карты — Дьявол и Смерть.
Карты в то время — модная и соблазнительная новинка, запрещенная Святейшей инквизицией и властями города Таллинна. И естественно, что в запретную азартную игру увлеченно режутся почтенные купцы и ремесленники и даже фогт Таллинна Венцель Дорн (Ало Кырве). Карты в фильме больше похожи на таро, изображения на них выглядят устрашающе, и в карте, подкинутой под дверь дома Мельхиора, сквозь рисунок проступают контуры повешенного. Мотив этой смерти (самоубийства? убийства?) пройдет через фильм.
Куда ведет тропа расследования?
Каждая из трех картин вносит свои штрихи в созданный авторским воображением портрет средневекового Таллинна. На этот раз в первых кадрах возникает образ весенней ярмарки с состязанием стрелков из арбалета: нужно попасть в фигурку попугая на вращающемся шесте. Победителем становится недотепа-заика, купеческий подмастерье Исак (Отт Райдметс), засмотревшись на выступление бродячих актеров, он нечаянно отпустил тетиву — и стрела попала в цель! Игра случая? Возможно, этот эпизод — иронический пролог к очень серьезной теме: случайности, иррациональности событий, трагически меняющих жизнь и судьбу.
За беспечным весельем праздника таится драма. Недалеко от лужайки, на которой отрывались в полный рост горожане, в лесу произошло преступление. На опушке находят лежащего без сознания раздетого донага юношу. Его приносят в дом Мельхиора, аптекарь приводит несчастного в сознание, из-за сотрясения мозга тот ничего не помнит. Позже Мельхиор и Кетерлин находят доказательство того, что этот молодой человек — племянник здешнего купца Векинхузена Стеффен (Карл Роберт Сааремяэ), он приехал к дядюшке издалека, чем спутал планы Исака и молодой купеческой жены Эльзе (Хеле Кырве), которая не возражала остаться вдовой, чтобы потом выйти за молодого подмастерья.
История Исака, Эльзе и пожилого купца Векинхузена (Мартин Вейнманн) занимает в сюжете важное место. Она — та тропинка, на которую сворачивает Мельхиор в ходе расследования убийств — авторы картины не поскупились, отправив в лучший мир пять человек). Куда ведет эта тропинка — не спрашивайте. Вы же понимаете, что раскрывать сюжет я не стану. Преступление и расследование занимают в структуре фильма важное, но не первостепенное место. Важнее другое — испытания, выпавшие на долю героя.
И снова улицы погружаются в туман, и эта тьма заволакивает мир, в котором так много берут на себя Дьявол и Смерть.
Словом, средние века
Вот он, мир ночной, всегдашний.
Ночь. Туман. Внизу река.
Амбразуры. Шпили. Башни.
Словом, средние века.
Павел Антокольский «Франсуа Вийон»
«Аптекарь Мельхиор. Дочь палача» требует от зрителя того, что две предыдущие картины саги не требовали. Сострадать герою и переживать за него. По законам жанра все закончится благополучно? Вы в этом уверены? Ну да, на премьерном просмотре Эльмо Нюганен открыл зрителям, что уже идет подготовка к четвертому и пятому фильмам о Мельхиоре. Но пока смотришь фильм, надо отрешиться от этого знания и в собственном воображении пройти сквозь опасности, которые выпали на долю героя и вместе с ним ощутить горечь жизни, боль утраты и угрозу оказаться на костре. Если в первых двух фильмах облик Средневековья был показан под довольно узким углом, словно в формате 4 х 3, и того, что оставалось вне поля зрения, как бы и не существовало, во всяком случае, мы того не замечали, то на этот раз края распахнулись, панорама становится шире, и на поверхность всплывают опасности, которые были для людей XV столетия повседневной реальностью. В Таллинн прибывает Кардинал-инквизитор (Маркус Луйк): оказывается, пока Мельхиор врачевал больных и раскрывал преступления, на него шли доносы, мол, излечивая людей, спасая их от смерти, он вмешивался в волю Божью, наверняка знался с ведьмами, а если в медицинских целях исследовал трупы, то тем более еретик! Не забывайте, какое время на дворе, quattrocento, начало пятнадцатого века. Скоро отправят на костер Яна Гуса и Жанну д’Арк, и мало утешения в том, что позже История снимет с них все обвинения!
Образ эпохи раскрывается в фильме через образы Кардинала-инквизитора и сопровождающего его полубезумного монаха (Андрес Мяхар), страхолюдного — голова обрита, через всю щеку шрам; он торопливо крестит Мельхиора и брызжет на него святой водой, что-то бормочет на латыни: он уверен, что перед ним еретик, которому гореть на костре. И в воображении Мельхиора возникает картина казни, он физически ощущает, как языки огня лижут его тело. И когда Кардинал вызывает героя на беседу, т. е. допрос, и протягивает ему для поцелуя руку с кроваво-красным перстнем на пальце, Мельхиор, помедлив, целует этот перстень. Ему не хочется, он привык держаться с властью на равных — как держался в первых двух фильмах с орденским комтуром. Но исходящая от Кардинала сила такова, что герой все-таки касается сухими губами красного камня.
При этом Кардинал — не воплощение вселенского зла или, по крайней мере, той темной силы, которая движет людьми и событиями. Тут все сложнее. От кардинала веет смертельным холодом, он лишен эмоций и выносит решения, исходя из формулы Ad maiorem Dei gloriam («К вящей славе Божией»), а как это отразится на людях — не столь важно. Он понимает, что люди грешны, и взвешивает их поступки скрупулезно и равнодушно; подсчитывает, словно на костяшках счетов, во сколько трупов обошлось разоблачение и казнь преступника. Баланс довольно скверный, но иного не дано. Ведь пока что Дьявол и Смерть неодолимы.
Третий фильм саги про Мельхиора — лучший из всех, он динамичен, эмоционален, безраздельно захватывает зрителя на все сто минут, что длится картина.
Фильмы из франшизы показывали в 12 странах, все три вместе демонстрировались на международном фестивале Fantasporto в Португалии, на котором Эльмо Нюганен был награжден премией за дело всей жизни.
Финал картины оставляет героя на распутье. Он раскрыл преступление, но какой горькой ценой! Расставаться с Мельхиором в самые трудные для него минуты жестоко, поэтому будут и четвертая, и пятая, и, возможно, шестая глава его жизни.
Борис Тух
«Столица»
Читать с монитора или экрана телефона удобно ни всегда. Предпочитая классический бумажный источник, где с лёгкостью и пометки поставить можно, обратимся к лучшему в Европе магазину литературы на русском языке.
Такой магазин, несомненно azon.market. Широкий выбор новинок! Цены в книжных магазинах, как правило близкие и отличаются не сильно. Именно потому при поиске где заказать и купить книгу в Европе, я выбираю azon.market. Во-первых, магазин расположен в Риге, а это особенно удобно по доставке заказа книг в Эстонию и Литву, в Таллин и Вильнюс, не говоря о других городах. Во-вторых, я живу в Таллине, и конечно, закажу дешевле и быстрее из Риги, чем к примеру, из Германии. В третьих, при заказе книг свыше 40 евро, доставят по Эстонии, Латвии и Литве до почтового автомата бесплатно. А если заказать свыше 65 евро, то могут задействовать курьерскую доставку на дом.
Во втором случае, уже не столь важно в какой части Европейского Союза вы живете, если конечно, ни в Греции, на Кипре или Мальте. Рижанам повезло особенно, им бесплатна доставка вне зависимости от суммы заказа.
Действует партнерская программа лояльности! Просто начните оформлять свой заказ, и система предложит вам доступные варианты доставки в вашу страну. Там же будут ясны все подробности.
Свой первый крупный заказ я сделал, в 2016-году. Доставка тогда заняла всего несколько дней. С тех пор, магазин постоянно держит в курсе о новинках и регулярных акциях. Позволяет иметь в руках новенькие, пахнущие типографской краской уютные книги, что обогащают знаниями, и дарят эмоции чтения. Отметил для желающих совершить путешествие в Таллин, несколько интересных путеводителей. Самый из них любопытный, Ольги Чередниченко. Её книга не просто справочник мест. Это личный опыт путешествий, не редко весьма нестандартный, автостоп и на автомобиле в одиночку! Не смотря, что книга издана в 2017 году, актуальна будет и через десять лет.
Вот, что она к примеру, там пишет: «Бывает, что при пересечении границ в развивающихся странах с путешественника пытаются стрясти пару долларов на некие «пограничные сборы». Всегда требуйте чеки. Примерно в 50% случаев данное требование волшебным образом отменит сбор. В развивающихся странах, выбирать отель лучше на месте. Дешевые отели просто не попадают в сети онлайн-бронирования». Эти её советы, конечно, не относятся именно к Прибалтике, но могут оказаться полезными впредь. Я бы не хотел рушить интригу и дам возможность узнать опыт Ольги вам самостоятельно.
Сфера же личных интересов лежит также в области художественной литературы, психологии и маркетинга. Вот книги, от которых я получил радость, прочитал или читаю в моменте сейчас, в 2022 году:
Не так давно, получил очередную партию книг с Azon.Market. Снял обзорное видео о достоинствах и недостатках. 05.11.2022:
Книга: Бодо Шефер, "Ментальная алхимия".
Книга: Бодо Шефер, "Законы победителей".
Книга: Бодо Шефер, "Я буду зарабатывать больше! Как постоянно увеличивать доходы".
Книга: Владимир Древс, "Миллионер с хорошей кармой".
Книга: Владимир Древс, "Ментальный алхимик. Как получить доступ к подсознанию и обрести уверенность".
Книга: Самюэль Хантингтон, "Столкновение цивилизаций".
Книга: Збигнев Бжезинский, "Великая шахматная доска".