Здание церкви Нигулисте стоит на улице Рюйтли, далее ее продолжение — ул. Ратаскаэву, дом № 20. Еще в 1999 году это здание было узнаваемо по оригинальному барельефу, посвященному художнику Михкелю Зиттову. После “реставрации” барельеф исчез, а между тем об этом доме, людях, живших в нем в течение столетий, стоит рассказать.
Любите живопись, поэты!
Лишь ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Николай Заболоцкий
“Путь на Голгофу”
Мы часто не дорожим и нашим культурным наследием. Тридцать девять лет назад забыли о пятисотлетии со дня рождения одного из известных мастеров эпохи Возрождения, таллиннском живописце Михкеле Зиттове. Он родился в Ревеле (так тогда называли наш город) в 1469 году, здесь же умер в 1525-м. Значит, в будущем, 2009 году, исполнится 540 лет с того дня, как будущий большой художник увидел свет. Но никто о нем в 1969 году не вспомнил. О юбилее Братства черноголовых, обществе холостых немецких купцов, вспомнили, а о мастере, чьи работы украшают музеи многих стран мира, — Михкеле Зиттове забыли!
В одном из залов Музея изобразительного искусства имени А.С.Пушкина, что на улице Волхонка в Москве, висит картина, небольшая по размеру, но очень заметная среди других в зале, где экспонированы произведения художников Северной Германии ХV-XVI веков. Называется картина “Путь на Голгофу”. На фоне голубого ясного неба у бурой скалы через все полотно протянулась процессия. В центре Иисус Христос, несущий большой тяжелый крест, в окружении римских воинов и народа. Одни смотрят на несчастного с жалостью, другие — брезгливо или с ненавистью. В конце процессии и немного в отдалении всадник на белом коне и в богатом наряде. Нет сомнения, этот всадник — донатор (заказчик картины), перед ним священник в красивой рясе, говорит ему о чем-то, сложив пальцы в колечко.
— Кто он, этот всадник? Ответ на вопрос дал бы точное время написания картины, которая по своим художественным достоинствам — одна из лучших в зале московского музея, где выставлены полотна многих прославленных художников того времени. Картина очень живописна, с тонкой прорисовкой деталей, со сложными и разнообразными человеческими характерами всех персонажей, с присущей эпохе Северного Возрождения темой борьбы добра и зла.
Картина “Путь на Голгофу” попала в музей на Волхонке в 1924 году из собрания всемирно известного российского коллекционера Саввы Морозова. Когда написана картина, точно не известно, зато известен ее автор — Михкель Зиттов. Родился в Ревеле, возможно, в доме под современным номером 20, который принадлежал его отцу, известному в городе живописцу и резчику по дереву Клаусу ван дер Зиттову. Его работа — алтарь святой Анны (матери Девы Марии) в собрании музея Нигулисте.
Придворный художник
Здесь, на Ратаскаэву, Михкель получил от отца азы живописного мастерства, и в 1484 году пятнадцатилетним подростком он отправляется в бельгийский город Брюгге и поступает учеником к знаменитому нидерландскому художнику Хансу Мемлингу. Проходит всего несколько лет, и сам мастер Михкель становится достаточно известным художником.
В 1492 году король Испании Фердинанд и его жена королева Изабелла Кастильская напутствовали в далекое плавание к берегам “Западной Индии” дона Криставоля Колона. И среди тех, кто ранним августовским утром провожал каравеллы Христофора Колумба (это о нем и его экспедиции речь), не мог не быть придворный художник королевы Изабеллы дон Микаэль (так на испанский лад звали мастера Михкеля при испанском дворе). К сожалению, он не запечатлел каравеллы Колумба на полотне. Тогда живописцы создавали картины на мифологические или библейские темы, писали портреты королевских особ и знатных заказчиков.
В 1504 году королева Изабелла умерла, и Михкель Зиттов стал придворным художником другого короля Испании — Филиппа Красивого. По его приказу отправляется в Англию и там пишет портрет Генриха Восьмого, первого Тюдора, основателя известной династии английских королей, пишет портрет его жены Екатерины Арагонской. Королева не имела сыновей, из-за чего король потребовал развода, а после отказа Папы Римского дать согласие на это, король Генрих разорвал отношения с папским престолом и сам возглавил церковь Англии, развелся с Екатериной Арагонской и женился на ее фрейлине Анне Болейн, которая родила… дочь (будущую королеву Елизавету Первую), а несчастную Анну Генрих VIII обвинил в неверности и приказал казнить.
С 1516 года Михкель Зиттов — придворный художник при дворе испанского короля Карлоса Первого (сына Филиппа Красивого), известного своим благосклонным отношением к искусству. Испания в начале ХVI века была на вершине своего расцвета, и в 1519 году король был избран императором Священной Римской империи под именем Карла Пятого, создавшего “всемирную христианскую монархию”. Кроме Испании и германских земель в состав империи входили Нидерланды, Южная Италия, Сардиния и испанские колонии в Америке. По выражению современников, в империи Карла Пятого “никогда не заходило солнце”.
После Михкеля Зиттова император Карл Пятый пригласил великого венецианского живописца Тициана, который в сороковые годы написал ряд портретов: “Карл V”, “Карл V в сражении при Мюльберге” и другие, но император очень ценил своего любимого старого “мастера Михкеля” и сохранил даже после его смерти в 1525 году несколько его картин, среди которых, кроме портретов самого императора и его домочадцев, была и “Иисус Христос, несущий крест”. Очевидно, именно эта картина находится сегодня в московском музее на Волхонке.
Мастер европейского масштаба
В музее церкви Нигулисте можно увидеть деревянную скульптуру святого Георгия. Предполагают, что это работа Михкеля Зиттова и ее создание тесно связано с историей дома № 20 на улице Ратаскаэву.
Яан Кросс в своей небольшой повести “Четыре монолога по поводу св. Георгия” пишет о возвращении художника Михкеля Зиттова в родной город после многолетнего пребывания при дворах европейских монархов. Историческая повесть основана на документах, в числе которых — протоколы тяжбы Михкеля Зиттова и его отчима Дидерика по поводу домовладения на улице Ратаскаэву (в ХVI веке эту улицу называли Субмонте — под горой), принадлежавшего отцу Михкеля Клаусу Зиттову, после смерти которого его вдова, мать Михкеля Маргарита, вышла вторично замуж — за Дидерика Маллера. В 1506 году она умерла, и отчим отказался вернуть приехавшему в Ревель Михкелю, единственному законному владельцу, дом и мастерскую. Не удовлетворил иск и магистрат на том основании, что Зиттов не состоит в ревельском цехе стекольщиков и живописцев (не правда ли, странные сочетание и оценка этих двух профессий). И вот признанный художник европейского масштаба, известный при дворах могущественных властителей крупнейших стран того времени, в соответствии с утвержденным уставом вынужден вступить в этот цех, как какой-нибудь подмастерье, представить в 1507 году на суд мастеров цеха образец своей работы, как тогда называли — “шедевр”. Этим-то “шедевром” и была будто бы скульптура святого Георгия, хранящаяся ныне в экспозиции музея Нигулисте. Михкель был принят в цех и выиграл спор в Любеке о доме на улице Ратаскаэву. Впрочем, документальных подтверждений того, что именно Зиттов выполнил эту скульптуру, не существует.
Известно, что в 1509 году Михкель женится на дочери сапожника Петера Румпа, но в 1512 году в Ревеле свирепствует чума, умирает его молодая жена, и художник уезжает в Данию, где напишет портрет короля Христиана II, сохраненный в музее Копенгагена. В 1516 году становится придворным художником испанского короля Карлоса I, о котором мы уже говорили. В 1520 году Михкель Зиттов вернулся на родину.
Раньше на внешней стене церкви Нигулисте была интересная памятная плита, ныне она перенесена к южной стене зала, созданная Михкелем Зиттовым в память о своем друге, городском враче Балливи, который вместе со своим семейством в 1520 году умер от чумы. Вокруг скелета — символа смерти — оригинальная надпись: “Я умер дважды десять в 1500 году с женой и дважды двое детей”.
Работы Михкеля Зиттова можно увидеть в музеях Вашингтона, Нью-Йорка, Филадельфии, Будапешта, Берлина, Лондона, Милана, Мадрида, Копенгагена и Москвы. Он оставил заметный след в истории искусства Северного Возрождения. И нет сомнения, что в его формировании немалую роль сыграли суровые стены родного города, улицы Ратаскаэву, где он увидел свет и где провел свои последние годы.
Лев Лившиц
«Молодёжь Эстонии»
Читать с монитора или экрана телефона удобно ни всегда. Предпочитая классический бумажный источник, где с лёгкостью и пометки поставить можно, обратимся к лучшему в Европе магазину литературы на русском языке.
Такой магазин, несомненно azon.market. Широкий выбор новинок! Цены в книжных магазинах, как правило близкие и отличаются не сильно. Именно потому при поиске где заказать и купить книгу в Европе, я выбираю azon.market. Во-первых, магазин расположен в Риге, а это особенно удобно по доставке заказа книг в Эстонию и Литву, в Таллин и Вильнюс, не говоря о других городах. Во-вторых, я живу в Таллине, и конечно, закажу дешевле и быстрее из Риги, чем к примеру, из Германии. В третьих, при заказе книг свыше 40 евро, доставят по Эстонии, Латвии и Литве до почтового автомата бесплатно. А если заказать свыше 65 евро, то могут задействовать курьерскую доставку на дом.
Во втором случае, уже не столь важно в какой части Европейского Союза вы живете, если конечно, ни в Греции, на Кипре или Мальте. Рижанам повезло особенно, им бесплатна доставка вне зависимости от суммы заказа.
Действует партнерская программа лояльности! Просто начните оформлять свой заказ, и система предложит вам доступные варианты доставки в вашу страну. Там же будут ясны все подробности.
Свой первый крупный заказ я сделал, в 2016-году. Доставка тогда заняла всего несколько дней. С тех пор, магазин постоянно держит в курсе о новинках и регулярных акциях. Позволяет иметь в руках новенькие, пахнущие типографской краской уютные книги, что обогащают знаниями, и дарят эмоции чтения. Отметил для желающих совершить путешествие в Таллин, несколько интересных путеводителей. Самый из них любопытный, Ольги Чередниченко. Её книга не просто справочник мест. Это личный опыт путешествий, не редко весьма нестандартный, автостоп и на автомобиле в одиночку! Не смотря, что книга издана в 2017 году, актуальна будет и через десять лет.
Вот, что она к примеру, там пишет: «Бывает, что при пересечении границ в развивающихся странах с путешественника пытаются стрясти пару долларов на некие «пограничные сборы». Всегда требуйте чеки. Примерно в 50% случаев данное требование волшебным образом отменит сбор. В развивающихся странах, выбирать отель лучше на месте. Дешевые отели просто не попадают в сети онлайн-бронирования». Эти её советы, конечно, не относятся именно к Прибалтике, но могут оказаться полезными впредь. Я бы не хотел рушить интригу и дам возможность узнать опыт Ольги вам самостоятельно.
Сфера же личных интересов лежит также в области художественной литературы, психологии и маркетинга. Вот книги, от которых я получил радость, прочитал или читаю в моменте сейчас, в 2022 году:
Не так давно, получил очередную партию книг с Azon.Market. Снял обзорное видео о достоинствах и недостатках. 05.11.2022:
Книга: Бодо Шефер, "Ментальная алхимия".
Книга: Бодо Шефер, "Законы победителей".
Книга: Бодо Шефер, "Я буду зарабатывать больше! Как постоянно увеличивать доходы".
Книга: Владимир Древс, "Миллионер с хорошей кармой".
Книга: Владимир Древс, "Ментальный алхимик. Как получить доступ к подсознанию и обрести уверенность".
Книга: Самюэль Хантингтон, "Столкновение цивилизаций".
Книга: Збигнев Бжезинский, "Великая шахматная доска".