Стоит вспомнить про Среденевековье, как на язык проситься прилагательное “мрачное”. Повторяя истрёпанное словосочитание, мы словно опускаем перед собой забрало рыцарского шлема, вовсе забывая, что люди той эпохи не только вели бесприрывную войну с природой и соседями, но и умели видеть мир во всём его многоцветии. Яркий, режущий глаз мир встаёт с готических миниатюр, голову и живот сводит от аромата заморских специй, а уж аналог безудержному веселью, разлитого в средневековых празднествах, отыскать в нынешней жизни будет не так уж легко…
Вооружённая свобода.
Повседневность средневекового бюргера была, по современным меркам, далека от комфорта и беспечности. Потому, наверно, зажатый крепостными стенами и рамками цеховых ограничений горожанин с таким неподдельным восторгом бросался в разгар всеобщего веселья. А поводов для того хватало – календарь католической эпохи был полон памятными днями в честь покровителей города, гильдии, професии. С бесчисленными небесными заступниками вполне уживались и праздники, доставшиеся в наследство от деревенского язычества, а по популярности с ними вполне могли конурировать торжества, устраеваемые в ознаменование важных дат в экономической, политической или военной жизни города. К последним, безусловно, относятся турниры и распостранённые по всей Европе праздники стрелков.
Родина стрелковых состязаний – Фландрия. Там, под стенами города Куртре, народное ополчение впервые разбило цвет французского рыцарства и миф о неуязвимости закованных в латы всадников. Чудо-оружием горожан оказался арбалет – укреплённый на прикладе лук, снабжённый устройством для натягивания тетевы. Он был прост в обращении да и времени для овладения его секретами уходило куда меньше, чем на постяжение рыцарской науки. Неудивительно, что арбалет стал излюбленным оружием горожан – людей, умевших ценить практичность и время.
Практически любой житель средневекового города был пожизнено военнообязан. Постоянная городская стража обеспечивала покой и безопасность в мирное время, но в случае осады на помощь ей поднимались ремесленные цехи, а порой и купеческие отпрыски. Так что владение военным мастерством было обязанностью всякого горожанина. Его совершенствование было возложено на особые организации – стрелковые гильдии или братства. В их обязанности входило не только обучение горожан стрельбе из арбалета или лука, но и воспитание духа бесстрашия, отваги и гордости за родной город.
Птица на шесте
В больших городах стрелковых гильдий бывало несколько – отдельное у купцов и у ремесленников или специализирующиеся на различных видах оружия. По сравнению с ними Таллинн явно проигрывал – до сих пор не ясно, имелось ли здесь особое стрелковое братство. Известно другое – наличие арбалета требовалось от талииннцев в обязательном порядке уже в 14ом веке, а с конца того же столетия до нас доходят упоминания о стрелковых состязаниях. Назывались они “попугаевыми попойками” и за их проведение отвечала Большая гильдия и знаменитые зачинатели городских торжеств – Черноголовые.
С “попойками” всё более-менее понятно. Но почему именно “попугаевы”? В разных странах мишени для стрелков были свои. Французы, например, пытались сбить развешенные на ветках импровизированного “дерева” призы, в Кракове предпочитали деревянного петуха. Попугай – любимец немецкого мира. Вероятно, в диковинной птице жило воспоминание о подвигах крестоносцев. По его изображению стреляли в Кёльне, Брауншвейге, Киле. Вместе с немецкими колонистами попугай добрался и до Прибалтики. Помимо Таллинна “попугаевы стрельбы” проводились в Нарве, а так же в городах нынешней Латвии – Риге, Лимбажи, Страупе.
В один из воскресных дней между Пасхой и Троицей городские улицы наполнялись праздничным шумом. Крик герольдов звал городской люд к “попугаеву столбу”, а следом за глашатаями уже двигалась пёстрая процессия. Солнце горело на трубах и литварах музыкантов. В тёплом весеннем воздухе лениво шелестели гильдейские знамёна. Во главе процесси ехал победитель прошлогодних состязаний. Слуги несли “виновника торжества” — фигурку попугая, высеребрянную или раскрашенную во все цвета радуги. Весёлая кавалькада направлялась за город – ведь в черете крепостных стен места для стрельб явно не хватало, да и небезопасным было это дело: порой непослушная стрела попадала не в привычную к испытаниям птицу, а в беднягу из зрителей.
Самые первые попугаи были сбиты таллиннцами в начале современного Тартуского шоссе. Позднее праздник переместился к Морским воротам – их окрестности даже прозвали Попугаевым садом. Главным сооружением здесь был, конечно “насест” для заветной мишени. Его высота впечатляла – недаром “попугаевы столбы” встречаются порой на панорамах немецких городов. На гравюры с видом средневекового Таллинна попугаев столб всё же не попал, но факт его изготовления и установки теми же самыми мастерами, что специализировались на корабельных мачтах, заставляет отнестись к искусству таллиннских стрелков с уважением. Шутка ли – сбить установленного почти вровень с крепостными башнями попугая, пусть даже и вырезанного нарочно из мягких пород дерева!
Король без королевства
О том, что флюгер на шпиле таллиннской ратуши зовут Тоомасом знают даже те, кто не проявлял к истории особого рвения. Гораздо меньше тех, кто догадывается, что между симпатичным усачом из поднебесья и “попугаевыми праздниками” есть самая прямая связь. Ведь прежде, чем застыть жестяным хранителем над таллиннскими крышами, Тоомас служил в городской страже. И свою “военную карьеру” он начал именно с попадания в деревянного попугая. Правда, случилось это не совсем законным образом – сын каламаяской рыбачки по имени Тоомас прокрался со своими сверстниками к попугаеву столбу чуть раньше, чем процессия взрослых стрелков. К удивлению мальчишек мишень уже красовалась на высоком шесте и приятели не смогли удержаться от облазна попробовать свои самодельные луки…Подоспевшие герольды наградили юного стрелка тумаками, но отцы города решили поступить более педагогично и их усилиями Тоомас попал учеником в городскую стражу, а оттуда — в область легенд и преданий…
Имена тех, кому удавалось сбить попугая “по правилам” до нас не дошли. Зато хорошо известно, какая награда ждала победителя. Прежде всего ему полагался титул, которым не мог похвастать даже самый богатый феодал Прибалтики. “Королём стрелков” – ни больше, ни меньше — величали самого ловкого стрелка. С королевскими почeстями он въезжал в город, а на плече у него восседал серебрянный двойник заветной мишени – попугай с рубиновыми глазками. Этот приз был переходящим – но весь год до следующего праздника драгоценная птица “гнездовалась” в доме победителя. Кроме того, королю полаглись и другие награды. В зависимости от города и времени ими могли оказаться деньги, драгоценности и даже…животное – бык или коза. Плащ таллиннского “короля” традиционно украшал выполненная из серебра брошь–этакий “значок” в пятдесят граммов весом, на которой красовался всё тот же попугай. Но дороже любых драгоценностей было для “короля” право выбрать себе “королёву” из самых красивых горожанок. Всё время праздников избранница сидела подле победителя и танцевать, понятное дело, должна была только с ним. Семейный статус праздничного “монарха” не имел при этом никакого значения!
И конечно же меткого стрелка ждало поистине королевское угощение. На пиру, устроенном братством Черноголовых в 16ом столетии подавали семь жаренных баранов, три добротных ветчины, полдюжины итальянских колбас, столько же говяжих языков – и всё это приправленное изрядным количеством драгоценных прянностей вроде перца и шафрана! На закуску полагалось восемь килограммов изюма и бесчисленное количество сладостей. Стоит заметить, что львиную часть расходов приходилось оплачивать самому “королю”. Но траты вовсе не отпугивали соискателей высокого титула – вслед за купцами к “попугаеву столбу” отправлялись ремесленные цехи и праздник затягивался не на одну неделю. Хронист Бальтазар Руссов жалуется, что во время “попугаевых стрельб” церкви стояли пустыми три воскресенья кряду — городской люд предпочитал увитый зеленью шест холодным с зимы церковным сводам. И уж совсем затягивались “церковные каникулы”, если стрельба по попугаю совпадала с другим весенним праздником – выборами Майского графа…
Весенний граф
В стрельбе из лука или арбалета мог испытать себя любой таллиннец. Принять участие в турнире – далеко не каждый. Конные ристалища долгое время и вовсе считались привелегией дворянства. Состязания в скачках, фехтовании, владении турнирным копьём стали доступны зажиточным горожанам лишь на излёте Средневековья.
Изначально импровизированный бюргерский турнир был приурочен к дню апостолов Филиппа и Якова – первому мая. Один из них заботился, между прочим, о лошадях – неотъемлимой части любого турнира. Но прибалтийская погода всегда любила преподносить сюрпризы и зачастую праздник передвигался поближе к лету. Паямть о первоначальной дате продолжала жить в титуле победителя состязаний – во многих городах ганзейского региона его называли “майским графом”.
Как известно, граф находился ниже короля ровно на одну ступень феодальной лестницы. Однако заслужить титул майского графа было посложнее, чем стрелкового короля. Соискателей оценивали представители магистрата, старейшины Большой гильдии и прошлогодний победитель. Вероятно, иммущественный ценз и общественное положение имели не меньшее значение, чем воинское искусство – в Стокгольме, к примеру, Майским графом, однажды стал…шестидесятилетний купец.
Чествование Майского графа во многом схоже с встречей “короля стрелков”. То же праздничное шествие от городских ворот, те же танцы и угощение в гильдейских домах, тот же выбор пары среди городских красавиц… Неудивительно, потому, что оба праздника порой сливались в один. Этикет, однако, неукоснительно соблюдался и в этом случае – первый танец полагался “королю” с “королевой”; “граф” с “графиней” начинали второй, но далеко не последний…
Казалось, любимому грожанами празднику суждена долгая жизнь. Реформация, покончившая с карнавалами и церковными процессиями католической эпохи вовсе не посягала на воинские доблести. Но грянувшая в 1558 году Ливонская война внесла в их список свои коррективы. Арбалет стал постепенно сдавать огнестрельному оружию. На смену городскому ополчению уже спешил наёмник-ландскнехт. Да и бывший “Попугаев сад” сгинул под валами новомодных бастионов и равелинов…
Четыря века спустя
В 1808 году император Александр I потдвердил давнюшнюю привелегию таллиннских Черноголовых устраивать по весне военные состязания. Но возродить старинный праздник была не в силах даже царская воля. Казалось, обычай рыцарских времён рассыпался в прах и лишь картина местного живописца Леопольда Петцольда, полная исторических неточностей, но очаровательная своей театральной стариной, сохранила память о “майском графе” и “попугаевых попойках”. Кто бы мог подумать, что старинный праздник сойдёт когда-нибудь с треугольного полотна, застывшего под готическим сводом малого зала Большой гильдии, на городские улицы.
И всё же чудо произошло. С начала девяностых годов теперь уже прошлого – двадцатого века – процессия стрелков в средневековых костюмах вновь движется по таллиннским улицам. Пуcкай не майским, а июньским днём. Пускай к иному, чем некогда, месту. Пускай попугай скроен из поролона. Но стрелы звенят по-прежнему, а городские красавицы вновь замирают в волнительном предвкушении титула “графини Мая”. Чудо продолжается…
Йосеф Кац
Публикуется на страницах нашего сайта, с любезного согласия автора.При перепечатке, ссылка на http://tallinn.cold-time.com обязательна!
Читать с монитора или экрана телефона удобно ни всегда. Предпочитая классический бумажный источник, где с лёгкостью и пометки поставить можно, обратимся к лучшему в Европе магазину литературы на русском языке.
Такой магазин, несомненно azon.market. Широкий выбор новинок! Цены в книжных магазинах, как правило близкие и отличаются не сильно. Именно потому при поиске где заказать и купить книгу в Европе, я выбираю azon.market. Во-первых, магазин расположен в Риге, а это особенно удобно по доставке заказа книг в Эстонию и Литву, в Таллин и Вильнюс, не говоря о других городах. Во-вторых, я живу в Таллине, и конечно, закажу дешевле и быстрее из Риги, чем к примеру, из Германии. В третьих, при заказе книг свыше 40 евро, доставят по Эстонии, Латвии и Литве до почтового автомата бесплатно. А если заказать свыше 65 евро, то могут задействовать курьерскую доставку на дом.
Во втором случае, уже не столь важно в какой части Европейского Союза вы живете, если конечно, ни в Греции, на Кипре или Мальте. Рижанам повезло особенно, им бесплатна доставка вне зависимости от суммы заказа.
Действует партнерская программа лояльности! Просто начните оформлять свой заказ, и система предложит вам доступные варианты доставки в вашу страну. Там же будут ясны все подробности.
Свой первый крупный заказ я сделал, в 2016-году. Доставка тогда заняла всего несколько дней. С тех пор, магазин постоянно держит в курсе о новинках и регулярных акциях. Позволяет иметь в руках новенькие, пахнущие типографской краской уютные книги, что обогащают знаниями, и дарят эмоции чтения. Отметил для желающих совершить путешествие в Таллин, несколько интересных путеводителей. Самый из них любопытный, Ольги Чередниченко. Её книга не просто справочник мест. Это личный опыт путешествий, не редко весьма нестандартный, автостоп и на автомобиле в одиночку! Не смотря, что книга издана в 2017 году, актуальна будет и через десять лет.
Вот, что она к примеру, там пишет: «Бывает, что при пересечении границ в развивающихся странах с путешественника пытаются стрясти пару долларов на некие «пограничные сборы». Всегда требуйте чеки. Примерно в 50% случаев данное требование волшебным образом отменит сбор. В развивающихся странах, выбирать отель лучше на месте. Дешевые отели просто не попадают в сети онлайн-бронирования». Эти её советы, конечно, не относятся именно к Прибалтике, но могут оказаться полезными впредь. Я бы не хотел рушить интригу и дам возможность узнать опыт Ольги вам самостоятельно.
Сфера же личных интересов лежит также в области художественной литературы, психологии и маркетинга. Вот книги, от которых я получил радость, прочитал или читаю в моменте сейчас, в 2022 году:
Не так давно, получил очередную партию книг с Azon.Market. Снял обзорное видео о достоинствах и недостатках. 05.11.2022:
Книга: Бодо Шефер, "Ментальная алхимия".
Книга: Бодо Шефер, "Законы победителей".
Книга: Бодо Шефер, "Я буду зарабатывать больше! Как постоянно увеличивать доходы".
Книга: Владимир Древс, "Миллионер с хорошей кармой".
Книга: Владимир Древс, "Ментальный алхимик. Как получить доступ к подсознанию и обрести уверенность".
Книга: Самюэль Хантингтон, "Столкновение цивилизаций".
Книга: Збигнев Бжезинский, "Великая шахматная доска".