Ровно девяносто лет тому назад Таллинн стал на одно произведение монументальной пластики беднее: в ночь на 30 апреля 1922 был демонтирован памятник Петру I.
«Примерно к десяти часам утра все следы от бывшей скульптуры Петра были ликвидированы. Лишь крохотная кучка камней напоминала, что тут вообще что-то было когда-либо».
Такими словами газета Waba maa резюмировала финал двухлетней борьбы с одним из двух имевшихся на тот момент в Таллинне памятников – монументом Петра Великого.
Несомненная ценность
Открытый в 1910 году памятник простоял в спокойствии недолго – неполных семь лет.
Уже в дни февральской революции с его постамента был сорван государственный герб, а над самим императором водружен металлический прут с красным полотнищем.
Только в начале марта 1918 года занявшие Таллинн немцы восстановили «статус-кво»: изрядно вылинявшее «знамя труда» было удалено, а двуглавый орел — возвращен на свое изначальное место.
Минуло еще два года – и памятник вновь оказался в центре внимания. Группа «патриотически настроенных граждан» обратилась весной 1920 года в городскую управу с призывом немедленно разделаться с «наследием царского режима».
11 июня 1920 года отцы города вынесли свой вердикт: скульптуру Петра из центра города следует удалить, поместив для экспонирования в зал Художественного музея. Но прежде всего – решить, что поставить на постамент вместо опального царя.
Единственный, кто выразил несогласие с таким решением, был скульптор Аугуст Вейценберг. В свое время он принимал самое непосредственное участие в конкурсе проектов монумента – но проект его был признан тогда неудачным.
Мэтр искусства оказался выше личных обид: он заявил, что работа скульптора Леопольда Бернштама, стоящая в центре города, обладает несомненной художественной ценностью.
Тучи сгущаются
«Памятник Петру – работа Бернштама, одного казенных представителей искусства, в чью обязанность входило застроить лучшие места русских городов бесконечным числом памятников», — категорично заявляла в ноябре 1921 газета Tallinna Teataja.
«Художественная сторона таких работ имела второстепенное значение; произведение оценивалось исключительно с точки зрения «ура-патриотизма», — продолжало издание. – Если бы на Петровской площади стояло бы изваяние Петра работы Шервуда, то, без сомнения, вопрос об удалении его и не возбуждался бы: политические мотивы не устояли бы перед истинно художественными. Но имеющийся у нас памятник Петру начисто лишен художественной ценности».
Не совсем понятно, о какой «работе Шервуда» шла речь: скульптор с такой фамилии среди участников конкурса проектов ревельского памятника Петру отсутствовал. Ясно было другое: над бронзовым императором в очередной раз стали сгущаться тучи.
Не в нашу пользу
Рупором сил, во что бы то ни стало рвущихся «очистить наш город от наследия прошлого» стало издание Партии трудовиков Waba maa.
Газета эта, скажем прямо, была далека от современных норм мультикультурности и политкорректности. Ее раздражал не только петровский монумент. Но и купола собора Александра Невского, православные часовни в центре Таллинна, и даже «русский покрой формы» таллиннских извозчиков.
Радикализм разделяли в обществе не все. «Отстаивающие необходимость снятия памятника Петру лица, во главе с Партией трудовиков очевидно никогда не задавали себе вопроса: не будет ли такой шаг за границей истолкован не в нашу пользу?» — задавалась вопросом Tallinna Teataja
«Исторический образ Петра Великого – один из самых светлых в прошлом России. За ним – крупные заслуги в области насаждения просвещения, – продолжала газета. – Он известен как ценитель западноевропейской культуры. Совершенно ни к чему снимать памятник потому только, что пора русского управления была для нас угнетающей».
Издание советовало главе самоуправления Александру Хеллату сходить в Городской архив. И убедиться из его документов: бывали в истории эстонского народа времена и тяжелее двух веков правления потомков Петра.
Человек с дубинкой
22 февраля таллиннская городская дума собралась на очередное заседание. Пункт о судьбе памятника Петру стоял четвертым в повестке дня – но вызвал самые горячие споры.
Депутат от Партии трудовиков Томп был непреклонен. «Пора понять душевный порыв граждан нашей молодой республики и снести все, что наполняет печалью светлые чувства нашего народа!» – патетично заявлял он.
Представители остальных фракций столичного муниципалитета «откликнуться на зов души лучших сил нашего народа» не спешили. Критика в адрес предложения о незамедлительном сносе монумента зазвучала, в буквальном смысле, и справа, и слева.
Социалист Спренк сказал, что никаких оснований для подобных шагов он вообще не видит, а его однопартиец Янсон выразил опасение: где гарантия, что вся шумиха с Петром затевается не ради того, чтобы установить на его месте памятник генералу Лайдонеру или адмиралу Питка?
Представитель немецкого национального меньшинства Гиппиус добавил, что Петру – это исторический памятник, а призывы к его демонтажу – демонстрация шовинизма. «Если памятник будет снят, столица станет на одно произведение искусства беднее», – вторил ему представитель группы квартиросъемщиков Сепп.
Категорическое несогласие со снятием Петра выразил и глава фракции коммунистов Ванья, а депутат от Христианской народной партии Баймель съязвил, мол, в силу даты своей смерти ничего плохого Петр сделать для Эстонской Республики не мог.
«Да и кто знает – может быть нам и сейчас порой нужен такой вот «человек с дубинкой», – добавил он по поводу Петра и его роли в истории.
Знакомое решение
Решением городских властей от 22 февраля 1922 года Петр был оставлен в центре столицы. Единственное, чего удалось добиться его противникам – это переименования Петровской площади в площадь Свободы.
Оскорбленный в лучших чувствах Питка даже отказался приезжать в Таллинн на парад, где ему должны были вручить Крест Свободы, а Союз эстонских скаутов заявил о готовности снести Петра собственноручно.
Около двух часов ночи 23 февраля несколько человек с веревками и автогеном появились на вновь нареченной площади Вабадузе и попытались приступить к демонтажу. Отряд конной полиции не дал им сделать это.
Строительная комиссия и Комиссия по образованию городской думы вновь собралась для обсуждения судьбы монумента. Решение, вынесенное ими, звучит необычайно «современно»: монумент стал угрожать общественной безопасности и самое верное решение в данной ситуации – перенести его из центра.
Без ответа
«Я, Петр Великий, проживающий в Ревеле с 1910 года, имею полное право считать себя эстонским гражданином. Вы, возможно, укажите, что я не плачу налогов, но вам не безызвестно, что я ничем не занимаюсь и не имею никаких доходов.
И если принять во внимание, что я, как человек ничем не питающийся, я не обременяю продовольственной наличности государства, то невольно возникает вопрос – чем, собственно, я привлекаю ненависть известной части общества?
Весьма возможно, что многие склонны видеть во мне захватчика власти или человека антигосударственных взглядов. Какая может быть речь о моем политическом или военном выступлении, когда я никогда не покидаю своего места?
Мое сегодняшнее передвижение от пьедестала вызвано ничем непреодолимым желанием раз и навсегда подчеркнуть на страницах вашей газеты свою политическую благонадежность».
С таким «письмом в редакцию уважаемой газеты Waba maa», от лица опального памятника со страниц таллиннских «Последних известий» обратился рижский журналист Михаил Миронов 22 марта 1920 года.
* * *
…Стоять на пьедестале его лирическому герою оставалось восемь неполных недель.
Вечером, 29 апреля, на площадь Свободы промаршировала рота саперов и рабочие городского строительного отдела. Специально сооруженная телега с «впряженным» в нее грузовиком везла треногу для демонтажа памятника.
Работы начались в полночь. Оборвавшийся трос ранил одного из такелажников. Несколько зевак взялись помочь в деле «свержения монарха». Пожилая дама уложила рядом с поверженным памятником венок.
Под утро скульптура была доставлен в Кадриорг. Впереди были годы забвения, переплавка частей монумента, открытие оставшегося от него бюста на лужайке перед домиком Петра, наконец — утрата и самого бюста.
А затем – превращение бронзового императора в легенду. Волнующую умы и сердца таллиннцев и по сей день.
Йосеф Кац
«Столица»
Читать с монитора или экрана телефона удобно ни всегда. Предпочитая классический бумажный источник, где с лёгкостью и пометки поставить можно, обратимся к лучшему в Европе магазину литературы на русском языке.
Такой магазин, несомненно azon.market. Широкий выбор новинок! Цены в книжных магазинах, как правило близкие и отличаются не сильно. Именно потому при поиске где заказать и купить книгу в Европе, я выбираю azon.market. Во-первых, магазин расположен в Риге, а это особенно удобно по доставке заказа книг в Эстонию и Литву, в Таллин и Вильнюс, не говоря о других городах. Во-вторых, я живу в Таллине, и конечно, закажу дешевле и быстрее из Риги, чем к примеру, из Германии. В третьих, при заказе книг свыше 40 евро, доставят по Эстонии, Латвии и Литве до почтового автомата бесплатно. А если заказать свыше 65 евро, то могут задействовать курьерскую доставку на дом.
Во втором случае, уже не столь важно в какой части Европейского Союза вы живете, если конечно, ни в Греции, на Кипре или Мальте. Рижанам повезло особенно, им бесплатна доставка вне зависимости от суммы заказа.
Действует партнерская программа лояльности! Просто начните оформлять свой заказ, и система предложит вам доступные варианты доставки в вашу страну. Там же будут ясны все подробности.
Свой первый крупный заказ я сделал, в 2016-году. Доставка тогда заняла всего несколько дней. С тех пор, магазин постоянно держит в курсе о новинках и регулярных акциях. Позволяет иметь в руках новенькие, пахнущие типографской краской уютные книги, что обогащают знаниями, и дарят эмоции чтения. Отметил для желающих совершить путешествие в Таллин, несколько интересных путеводителей. Самый из них любопытный, Ольги Чередниченко. Её книга не просто справочник мест. Это личный опыт путешествий, не редко весьма нестандартный, автостоп и на автомобиле в одиночку! Не смотря, что книга издана в 2017 году, актуальна будет и через десять лет.
Вот, что она к примеру, там пишет: «Бывает, что при пересечении границ в развивающихся странах с путешественника пытаются стрясти пару долларов на некие «пограничные сборы». Всегда требуйте чеки. Примерно в 50% случаев данное требование волшебным образом отменит сбор. В развивающихся странах, выбирать отель лучше на месте. Дешевые отели просто не попадают в сети онлайн-бронирования». Эти её советы, конечно, не относятся именно к Прибалтике, но могут оказаться полезными впредь. Я бы не хотел рушить интригу и дам возможность узнать опыт Ольги вам самостоятельно.
Сфера же личных интересов лежит также в области художественной литературы, психологии и маркетинга. Вот книги, от которых я получил радость, прочитал или читаю в моменте сейчас, в 2022 году:
Не так давно, получил очередную партию книг с Azon.Market. Снял обзорное видео о достоинствах и недостатках. 05.11.2022:
Книга: Бодо Шефер, "Ментальная алхимия".
Книга: Бодо Шефер, "Законы победителей".
Книга: Бодо Шефер, "Я буду зарабатывать больше! Как постоянно увеличивать доходы".
Книга: Владимир Древс, "Миллионер с хорошей кармой".
Книга: Владимир Древс, "Ментальный алхимик. Как получить доступ к подсознанию и обрести уверенность".
Книга: Самюэль Хантингтон, "Столкновение цивилизаций".
Книга: Збигнев Бжезинский, "Великая шахматная доска".