Таллиннский «памятник номер один» мог быть многофигурной композицией, вознесенным в небо мечом и даже… церковью.
Идея увековечить образование Эстонской Республики ЯЗЫКОМ монументальной пропаганды немногим моложе самой государственности.
Едва отгремели пушки Освободительной войны — и в начале ноября 1920 года государственный старейшина Антс Пийп поднял вопрос о создании в столице Монумента свободы.
И хотя в состав комитета по его строительству вошли такие знаковые фигуры тогдашней политики, как один из отцов эстонской независимости Константин Пятс, дальше разговоров дело не пошло.
Дело даже не в том, что для реализации амбициозного проекта у новорожденного по сути государства не было свободных материальных средств: похоже, никто толком не знал, как будущему памятнику надлежит выглядеть…
Курьез мэтра
Старейшим образчиком монументальной пластики Таллинна считается установленный в 1902 году памятник погибшей команде российского броненосца береговой обороны «Русалка».
Неудивительно, что именно к его автору — признанному мэтру Амандусу Адамсону — ровно двадцать лет спустя обратились с предложением начать работы над будущим Монументом свободы.
Уже к началу 1923 года скульптор выполнил восковую модель предполагаемого сооружения. На суд публики ее выставили в окне редакции газеты «Päevaleht» на перекрестке улиц Пикк, Ратаскаэву и Нунне.
Как отнеслись к предложенному проекту рядовые таллиннцы — судить затруднительно. Но профессиональных художественных критиков творение Адамсона повергло в откровенный шок: оценки его были резко отрицательными.
Несложно понять — почему: манера академиста Адамсона, уместная для монархии четвертьвековой давности, для молодой республики, родившейся в горниле Первой мировой войны, выглядела откровенным анахронизмом.
Помпезная многофигурная композиция явно перекликалась с так никогда и не завершенным проектом того же автора — памятником трехсотлетию дома Романовых, заложенным в 1913 году в Костроме.
На проекте таллиннского монумента место российских самодержцев должны были занять персонажи эстонской истории и мифологии: от Калевипоэга с чертом до генерала Йохана Лайдонера.
Идею Адамсона сочли курьезом и творческой неудачей, однако фотография модели памятника всё же попала в монографию «Эстонское искусство», изданную в 1940-1941 годах.
Львиные колонны
Установить монумент Адамсон предполагал на площади Вабадузе: на месте снятого памятника Петру. И, судя по всему, — с частичным использованием гранитного петровского пьедестала.
Предполагаемое место удовлетворяло не всех: в 1925 году Комитет увековечивания Освободительной войны постановил, что склон горки Харьюмяги, возвышающийся над площадью, куда как предпочтительнее.
Этим выбором руководствовались и три года спустя, когда из семи поступивших на конкурс перепланировки площади Вабадузе проектов первой премией решили наградить работу архитектора-остзейца Эриха Якоби.
Пространство, бывшее до того треугольным, он видел вытянутым прямоугольником. Та его сторона, что была обращена к бывшему Ингерманландскому бастиону, дополнялась колоннадой. За ней помещался куб мемориала Освободительной войны.
Колонны на пригорке дублировались тремя стелами, каждую из которых предполагалось увенчать изваянием геральдического символа Эстонии — льва. Соответственно, весь проект носил название «Kolm lõvi».
Все было бы хорошо, но строительство монументального комплекса условия проводившегося в 1928 году конкурса увязывали с возведением по периметру главной площади столицы новых представительных зданий.
Потянуть возведение целостного архитектурного ансамбля за раз было бы для столичной или даже общегосударственной казны нелегко. А тут еще, так некстати, грянул мировой экономический кризис.
Кроме того, эстонское государство настиг и кризис внутриполитический: парламентская демократия всё глубже заходила в тупик. К власти рвались праворадикальные силы.
Одним словом — на какое-то время стало не до сооружения «главного памятника». И проект, оригинальный и современный, оказался, что называется, положенным под сукно.
В унисон с названием
Из наиболее неожиданных вариантов увековечить победу в Освободительной войне, выдвинутых в первой половине тридцатых годов, по праву можно считать проект архитектора Романа Коолмана.
В начале ноября 1934 года он опубликовал на страницах «Päevaleht» статью, посвященную преобразованию градостроительного облика площади Вабадузе и судьбе старейшей ее постройки — Яановской церкви.
В отличие от большинства коллег по архитектурному цеху, он предлагал не сносить возведенную некогда фактически по «типовому проекту» неоготическую постройку, а перестроить ее и придать ей принципиально новое значение.
Нет никаких свидетельств о том, что Коолману была известна история возведения кирхи: в 1862 году, на момент закладки, ее трактовали как «подарок императора эстонскому приходу к празднованию Тысячелетия российской государственности».
Однако рассуждения архитектора, опубликованные на страницах газеты семьдесят с лишним лет спустя, звучат символически: модернизировав облик Яановской церкви, он предлагал превратить ее в мемориал обретения государственности.
«Если в ходе перестройки церкви удастся придать ей функции памятника, особенно же — если заложить ту же программу в проектируемые вновь церковные интерьеры, вопрос Монумента независимости решится сам собой. Композиционный центр новой площади Вабадузе станет звучать в унисон с ее названием: церковь-монумент Свободы», — был уверен архитектор Роман Коолман.
К небесам
При всей благозвучности предложение Коолмана широкого отклика в массах не снискало. Да и сам автор охладел к нему на стадии составления предварительных набросков.
Впрочем, недостатка идей по поводу будущего облика главного монумента страны в Эстонии тридцатых годов не наблюдалось однозначно: тема становилась с каждым годом всё актуальнее.
Оно и неудивительно: в 1931 году южные соседи начали, а через четыре года завершили возведение собственного Монумента свободы, сразу же ставшего одним из символов новой, латвийской Риги.
Нет сомнения, что именно рижский монумент послужил источником вдохновения для таллиннцев: идеи колоннад и кубических конструкций практически сходят на нет. Идеалом начинает видится вертикальная стела.
Трактовали ее при этом авторы проектов по-разному. Одни предлагали видеть в ней воплощения устремленности к высшим идеалам. Другие — копье или меч древнеэстонского воина, вознесенный в знак победы к небесам.
Были и те, кто предлагал совместить обе концепции. Например — поместить на вершину стелы конную фигуру эстонского дружинника эпохи борьбы с нашествием крестоносцев, а у подножия — солдата времен Освободительной войны.
Проработать концепцию до конца во всех деталях не успели, но на проекте перепланировки площади Вабадузе, отмеченном первым призом на конкурсе 1937 года, считывается она достаточно отчетливо и ясно.
Настолько ясно, что уже на следующий год, накануне празднования двадцатилетия независимости Эстонии, было решено: Монумент свободы будет установлен к ее четверть вековой годовщине.
***
Грянувшая вскоре Вторая мировая война поставила на этих планах крест. Равно как и последующая в 1940 году аннексия Эстонской Республики Советским Союзом.
Разговоры о строительстве в Таллинне Памятника независимости возобновились лишь полвека спустя, после восстановления эстонской государственности. От слов к делу перешли и вовсе уже в начале нынешнего столетия.
Нынешний Крест Свободы был открыт в 2009 году. И практически сразу же стал источником не только проблем чисто эксплуатационного характера, но и дискуссий о его неоднозначной, скажем так, художественной ценности.
Кто знает — не было бы и тех, и других споров меньше, если бы современные авторы обратились к проектам своих коллег, творивших на три четверти века ранее — в Эстонской Республике двадцатых-тридцатых годов.
Йосеф Кац
«Столица»
Читать с монитора или экрана телефона удобно ни всегда. Предпочитая классический бумажный источник, где с лёгкостью и пометки поставить можно, обратимся к лучшему в Европе магазину литературы на русском языке.
Такой магазин, несомненно azon.market. Широкий выбор новинок! Цены в книжных магазинах, как правило близкие и отличаются не сильно. Именно потому при поиске где заказать и купить книгу в Европе, я выбираю azon.market. Во-первых, магазин расположен в Риге, а это особенно удобно по доставке заказа книг в Эстонию и Литву, в Таллин и Вильнюс, не говоря о других городах. Во-вторых, я живу в Таллине, и конечно, закажу дешевле и быстрее из Риги, чем к примеру, из Германии. В третьих, при заказе книг свыше 40 евро, доставят по Эстонии, Латвии и Литве до почтового автомата бесплатно. А если заказать свыше 65 евро, то могут задействовать курьерскую доставку на дом.
Во втором случае, уже не столь важно в какой части Европейского Союза вы живете, если конечно, ни в Греции, на Кипре или Мальте. Рижанам повезло особенно, им бесплатна доставка вне зависимости от суммы заказа.
Действует партнерская программа лояльности! Просто начните оформлять свой заказ, и система предложит вам доступные варианты доставки в вашу страну. Там же будут ясны все подробности.
Свой первый крупный заказ я сделал, в 2016-году. Доставка тогда заняла всего несколько дней. С тех пор, магазин постоянно держит в курсе о новинках и регулярных акциях. Позволяет иметь в руках новенькие, пахнущие типографской краской уютные книги, что обогащают знаниями, и дарят эмоции чтения. Отметил для желающих совершить путешествие в Таллин, несколько интересных путеводителей. Самый из них любопытный, Ольги Чередниченко. Её книга не просто справочник мест. Это личный опыт путешествий, не редко весьма нестандартный, автостоп и на автомобиле в одиночку! Не смотря, что книга издана в 2017 году, актуальна будет и через десять лет.
Вот, что она к примеру, там пишет: «Бывает, что при пересечении границ в развивающихся странах с путешественника пытаются стрясти пару долларов на некие «пограничные сборы». Всегда требуйте чеки. Примерно в 50% случаев данное требование волшебным образом отменит сбор. В развивающихся странах, выбирать отель лучше на месте. Дешевые отели просто не попадают в сети онлайн-бронирования». Эти её советы, конечно, не относятся именно к Прибалтике, но могут оказаться полезными впредь. Я бы не хотел рушить интригу и дам возможность узнать опыт Ольги вам самостоятельно.
Сфера же личных интересов лежит также в области художественной литературы, психологии и маркетинга. Вот книги, от которых я получил радость, прочитал или читаю в моменте сейчас, в 2022 году:
Не так давно, получил очередную партию книг с Azon.Market. Снял обзорное видео о достоинствах и недостатках. 05.11.2022:
Книга: Бодо Шефер, "Ментальная алхимия".
Книга: Бодо Шефер, "Законы победителей".
Книга: Бодо Шефер, "Я буду зарабатывать больше! Как постоянно увеличивать доходы".
Книга: Владимир Древс, "Миллионер с хорошей кармой".
Книга: Владимир Древс, "Ментальный алхимик. Как получить доступ к подсознанию и обрести уверенность".
Книга: Самюэль Хантингтон, "Столкновение цивилизаций".
Книга: Збигнев Бжезинский, "Великая шахматная доска".