От первых профессиональных объединений до среднего учебного заведения и централизованного… водопровода: всем этим обогатил таллиннцев второй век биографии города.
Таллиннец начала третьего тысячелетия, сверхъестественным образом оказавшись туристом в Ревеле XIV столетия, едва узнал бы родной город – если только не оказался бы профессиональным историком.
Тем сильнее было бы его удивление, если бы он обнаружил, что вполне привычные для нас элементы общественной организации, системы просвещения и даже коммунального хозяйства были тогдашним горожанам уже знакомы.
Пускай пока еще только и в зачаточном, далеком от совершенства, состоянии, но вполне распознаваемые в своих общих чертах, в той или иной степени сохранившихся на протяжении последующих столетий и доживших до наших дней.
Школьная премудрость
Сама традиция отмечать дни рождения – свои или своих близких – была средневековому европейцу чужда и непривычна в принципе, а уж годовщины основания населенных пунктов – тем более.
Столетие начала собственной городской истории Таллинна отметила за тогдашних горожан сама история, преподнеся ему на юбилей подарок, значимость которого переоценить трудно.
В роли дарителя выступил верховный сюзерен – правитель северной Эстонии, датский король Эрик VI Менвед – политик не слишком удачливый, стремившийся вернуть Дании былое величие, но добившийся малого.
В историю своей страны он вошел, преимущественно, попытками подчинить своему влиянию все южное побережье Балтики. В биографию Таллинна – дарованием документа с говорящим названием: школьной привилегии.
Косвенные указания на то, что как минимум чтению Священного писания и пению псалмов в Ревеле учили и до этого, отыскать в исторических источниках возможно. Правда, чисто теоретически: исходя из факта наличия в городе монастырей.
1319 год важен в первую очередь тем, что отныне королевской волей основывалось учебное заведение, открытое не только для будущих монахов, но и для тех, кто посвящать себя монашеской аскезе не планировал: детей местных бюргеров.
Более того, получение школьного образования становилось отныне фактически обязательным: родителям, которые не желали отправлять своих отпрысков в школу, надлежало заплатить штраф в десять марок – сумму весьма внушительную.
Конечно, первая таллиннская школа действовала при Домской церкви. Конечно, готовила она в первую очередь будущих священников. Конечно же, число ее учеников составляло по сравнению с городским населением каплю в море.
Однако несмотря на все эти оговорки Домская школа, как стали ее называть впоследствии, неоднократно меняя программу и язык обучения, принцип подбора учеников и их национальность, просуществовала более шести веков.
Более того, закрывшаяся в связи с репатриацией из Эстонии немецкого населения в 1939 году, она буквально несколько лет тому назад возродилась вновь – в качестве современного среднего учебного заведения.
Правда, вернуться в исторические помещения в Верхнем городе возрожденной Домской школе пока целиком и полностью не удалось. Но, думается, по большому счету это только вопрос времени.
Город мастеров
Овладеть школярской премудростью в полном объеме или же ограничиться только умением читать, писать да считать для средневекового горожанина было делом все-таки сугубо личного выбора.
А вот без чего он не мог числиться полноправным членом городской общины – да и вообще, нормально существовать в кольце крепостных стен – это принадлежность к той или иной профессиональной корпорации.
Средневековый мир был вообще очень коллективистским по своему духу: одиночкам в нем оставалось не жить, а, скорее, выживать. Сельский житель был частью деревенской общины. Городской – купеческой гильдии или ремесленного цеха.
И те, и другие, как принято считать, возникли из языческой в основе своей традиции поминать ушедшего сородича совместной погребальной трапезой. И те, и другие под влиянием христианства трансформировались со временем в религиозные братства.
Из сообщества лиц, заботящихся о посвященном тому или иному святому церковному алтарю, в объединения лиц, занимающихся той или иной профессиональной деятельностью, гильдии в Западной Европе превратились на рубеже XII–XIII столетий.
На территории современной Эстонии – с опозданием на век: такой отрезок времени потребовался на то, чтобы на землях, не знавших до того городской культуры местных народов, возникли центры ремесла и торговли, сравнимые с западноевропейским.
Самой могущественной из гильдий средневекового Ревеля была Большая или Купеческая: самое позднее с середины XIV века она объединяла в своих рядах самых зажиточных горожан, обладавших, вдобавок, всей полнотой политической власти.
В плане старшинства пальма первенства принадлежала ремесленникам: древнейший из сохранившихся уставов был составлен для гильдии святого Канута в 1326 году, второй по возрасту – для гильдии святого Олафа в 1341-м.
То, что первая из них объединяла немецких мастеров, а вторая – ненемецких, в том числе скандинавских и эстонских, факт общеизвестный. Меньше известно то, что помимо нее у «ненемецких» горожан были и другие объединения.
Например, впервые упомянутая около 1350 года изначально религиозная, а позднее – ремесленная гильдия Тела господня, которая включала в себя «ненемецкие» цеха носильщиков пива и ломовых возчиков.
Политическую власть дожившие до того момента ревельские гильдии утратили в 1877 году – с упразднением магистратской власти. Как профессиональные объединения – просуществовали до 1920 года.
Современное общество, в отличие от средневекового, делает ставку на индивидуализм. И тем удивительнее, что самая молодая из таллиннских гильдий возникла ровно… четверть века назад.
Речь идет о Катариненской гильдии – объединении рукодельниц, обосновавшемся с 1995 года в переулке Катарийна кяйк. Что ж, городу мастеров без гильдий – никак. Даже в XXI столетии.
Стройка века
Зажиточному ли коммерсанту, мастеру своего дела, школяру и лицу духовному – кому именно, значения не имеет – без воды, как пелось в шлягере из стародавней кинокомедии, «ни туды и ни сюды».
С проблемой нехватки качественной питьевой воды Таллинн был знаком едва ли не самого момента своего рождения: морская бухта, конечно, под боком, а вот с пресноводными водоемами – значительно хуже.
Казалось бы, на расстоянии часа ходьбы от городских стен плескались воды озера Юлемисте. Более того, от него почти к самым городским окраинам тянулась нитка речки Хярьяпеа – фактически, природный водопровод!
Все было бы хорошо, но едва ли не сразу же река оказалась в пользовании госпиталя святого Иоанна, расположенного там, где сейчас среди стеклянных параллелепипедов столичного Сити ютится крохотная церковь армянской общины.
В случае конфликта попечителей богоугодного заведения с отцами города старейшинам богадельни ничего не мешало опустить шлюз на плотине одной из госпитальных мельниц – и тем самым перекрыть горожанам водоснабжение.
Чтобы исключить такую ситуацию в принципе, во второй трети XIV века ревельский магистрат приступил к реализации масштабного проекта – сооружению водопровода, способного решить проблему снабжения города водой раз и навсегда.
Размах работ завораживает: выложенный плитняком канал протянулся почти на четыре километра. Для того чтобы окрестные жители не загрязняли его, сверху водопровод накрыл сводчатый потолок, выложенный все из того же плитняка.
Без каких-либо насосов или помп – исключительно самотеком, за счет естественного уклона дюны у западного берега Юлемисте – вода текла вплоть до городских стен, направляемая за их чертой в долбленые деревянные трубы.
К трубам были подключены колодцы, расположенные на самых бойких городских перекрестках. Была возможность подключить к водопроводу и частное домовладение – разумеется, за дополнительную немалую плату.
Ревельский водопровод, снабжавший обывателей свежей проточной водой, был выдающимся гидротехническим сооружением своего времени. Слава о нем, надо понимать, гремела по всем землям Ливонии.
Недаром ведь уже в 1417 году магистр Ливонского ордена пригласил ревельского мастера Иоганна Боннигхофа в Ригу и поручил ему наладить систему водоснабжения в тамошнем орденском замке.
Услугами неоднократно обновлявшегося, но с технической стороны остававшегося практически неизменным водопровода, сработанного в Средние века, таллиннцы пользовались до 1865 года.
Остатки долбленых деревянных труб археологи находят на территории Старого города и поныне. А за его пределами пролегает улица Веэренни – Водопроводная: точно по трассе былого канала.
Йосеф Кац
«Столица»
Читать с монитора или экрана телефона удобно ни всегда. Предпочитая классический бумажный источник, где с лёгкостью и пометки поставить можно, обратимся к лучшему в Европе магазину литературы на русском языке.
Такой магазин, несомненно azon.market. Широкий выбор новинок! Цены в книжных магазинах, как правило близкие и отличаются не сильно. Именно потому при поиске где заказать и купить книгу в Европе, я выбираю azon.market. Во-первых, магазин расположен в Риге, а это особенно удобно по доставке заказа книг в Эстонию и Литву, в Таллин и Вильнюс, не говоря о других городах. Во-вторых, я живу в Таллине, и конечно, закажу дешевле и быстрее из Риги, чем к примеру, из Германии. В третьих, при заказе книг свыше 40 евро, доставят по Эстонии, Латвии и Литве до почтового автомата бесплатно. А если заказать свыше 65 евро, то могут задействовать курьерскую доставку на дом.
Во втором случае, уже не столь важно в какой части Европейского Союза вы живете, если конечно, ни в Греции, на Кипре или Мальте. Рижанам повезло особенно, им бесплатна доставка вне зависимости от суммы заказа.
Действует партнерская программа лояльности! Просто начните оформлять свой заказ, и система предложит вам доступные варианты доставки в вашу страну. Там же будут ясны все подробности.
Свой первый крупный заказ я сделал, в 2016-году. Доставка тогда заняла всего несколько дней. С тех пор, магазин постоянно держит в курсе о новинках и регулярных акциях. Позволяет иметь в руках новенькие, пахнущие типографской краской уютные книги, что обогащают знаниями, и дарят эмоции чтения. Отметил для желающих совершить путешествие в Таллин, несколько интересных путеводителей. Самый из них любопытный, Ольги Чередниченко. Её книга не просто справочник мест. Это личный опыт путешествий, не редко весьма нестандартный, автостоп и на автомобиле в одиночку! Не смотря, что книга издана в 2017 году, актуальна будет и через десять лет.
Вот, что она к примеру, там пишет: «Бывает, что при пересечении границ в развивающихся странах с путешественника пытаются стрясти пару долларов на некие «пограничные сборы». Всегда требуйте чеки. Примерно в 50% случаев данное требование волшебным образом отменит сбор. В развивающихся странах, выбирать отель лучше на месте. Дешевые отели просто не попадают в сети онлайн-бронирования». Эти её советы, конечно, не относятся именно к Прибалтике, но могут оказаться полезными впредь. Я бы не хотел рушить интригу и дам возможность узнать опыт Ольги вам самостоятельно.
Сфера же личных интересов лежит также в области художественной литературы, психологии и маркетинга. Вот книги, от которых я получил радость, прочитал или читаю в моменте сейчас, в 2022 году:
Не так давно, получил очередную партию книг с Azon.Market. Снял обзорное видео о достоинствах и недостатках. 05.11.2022:
Книга: Бодо Шефер, "Ментальная алхимия".
Книга: Бодо Шефер, "Законы победителей".
Книга: Бодо Шефер, "Я буду зарабатывать больше! Как постоянно увеличивать доходы".
Книга: Владимир Древс, "Миллионер с хорошей кармой".
Книга: Владимир Древс, "Ментальный алхимик. Как получить доступ к подсознанию и обрести уверенность".
Книга: Самюэль Хантингтон, "Столкновение цивилизаций".
Книга: Збигнев Бжезинский, "Великая шахматная доска".